Тест № 2. Морфологические нормы русского языка
Подчеркните слова, которые находятся за пределами литературного языка
Оказалось, что оба из-под Бийска и сёла их в полусотне километров одно от другого. «Ты гли-ко! Ну ты гли-ко! – дивился шофёр.- Вот земляк дак земляк. Почти с одного двора. Да ваше село-то насрозь знаю. Я по Чуйскому-то тракту тыщи вёрст намотал, и кажный раз через ваше село еду, бывало. Ты гли-ко чо деется! Ну прям в самую точку земляк!»
15. Укажите пары слов, в которых перемещение ударения изменяет значение слова:
1) броня – броня;
2) в пустыне – в пустыне;
3) развитой юноша – развитая верёвка;
4) развитый локон – развитая промышленность.
16. Выберите ряд слов, имеющий равноправный вариант ударения:
1) баржа - баржа;
2) бижутерия – бижутерия;
3) творог – творог;
4) подростковый – подростковый.
17. Выберите ряд слов с неправильным ударением:
1) атлет; инженера; добыча;
2) кухонный; ходатайство; документ;
3) диалог; завороженный; мизерный;
4) новорожденный; подростковый; баловать.
18. Расставьте ударение в выделенных словах:
1) включим приёмник;
2) истекшие сутки;
3) ценз оседлости;
4) отключено электричество.
19. Поставьте глаголы в форму прошедшего времени единственного числа мужского и женского рода:
1) начать –
2) поднять –
3) понять-
4) принять -
20. От глаголов образуйте формы кратких страдательных причастий прошедшего времени и укажите в них ударение (понять – пОнят –понятА - пОняты):
1) прожить –
2) принять –
3) начать –
4) созвать -
Тест № 2. Морфологические нормы русского языка
1. Отметьте неверные окончания имён существительных в именительном падеже множественного числа:
1) директоры, доктора, профессора, тополи;
2) бухгалтера, конструктора, шофера, лектора;
3) торты, фронты, выборы, сорта;
4) округа, кителя, якоря, гербы.
2. Укажите ряды слов, правильно называющих лиц по профессии или роду занятий:
1) поэтесса, воспитатель, колдунья, монахиня;
2) врач Иванова, доктор Петрова, пловчиха Багрова, вахтёрша;
3) майор Адамова, строгая воспитательница, юная послушница, маникюрша;
4) эстрадная певица, швея-мотористка, доярка, бухгалтерша.
3. Отметьте ошибки в употреблении рода существительных:
1) аппетитная салями;
2) знойный сирокко;
3) вкусное сулугуни;
4) солнечное Сухуми.
4. Согласуйте прилагательные с существительными:
1) бремя тяжёл…;
2) туфля домашн…;
3) метро московск…;
4) мозоль болезнен…..
5. Отметьте существительные среднего рода:
1) буржуа;
2) такси;
3) пони;
4) кашне.
6. Отметьте существительные общего рода:
1) забияка;
2) сластёна;
3) визави;
4) физик-ядерщик.
7. Отметьте существительные, которые в родительном падеже множественного числа имеют окончание ОВ:
1) носок;
2) помидор;
3) чулок;
4) гектар
8. Отметьте существительные, которые в родительном падеже множественного числа имеют нулевое окончание:
1) башкир;
2) грамм;
3) кольцо;
4) цыган.
9. Образуйте форму родительного падежа множественного числа:
1) судья -…………..;
2) противень -…………;
3) ружьё -……………..;
4) запястье -………….
10. Отметьте существительные, не имеющие формы единственного числа:
1) ворота;
2) ножницы;
3) духú;
4) сани.
11. Отметьте ошибки в согласовании имени существительного и числительного:
1) Четверым молодым работницам присвоен очередной профессиональный разряд.
2) Гараж построили в полутораста метров от дома.
3) Для уроков труда нужно купить тридцать четыре ножниц.
4) К первому маю будут произведены единовременные выплаты ветеранам труда.
12.Образуйте краткую форму прилагательного единственного числа мужского рода от полных:
1) бездейственный - ………..;
2) безнравственный - ………;
3) легкомысленный - ………;
4) ответственный - …………
13. Укажите ошибки, допущенные при употреблении степеней сравнения прилагательных:
1) Слова Луки производят на некоторых обитателей ночлежки самое сильнейшее впечатление.
2) Домой мы возвращались кратчайшей дорогой.
3) Речь бабушки более ярче и выразительна, чем речь других героев повести.
4) Наши космические корабли открыли человечеству путь к ещё более глубшему познанию тайн природы.
14. Укажите ошибки, допущенные при употреблении местоимений:
1) Благодаря ей мы попали на выставку.
2) Выросло целое поколение, для которых война – история.
3) Однокурсница позвала нас к ней.
4) В кабинете Плюшкина беспорядок был страшный, даже подумать было нельзя, что в нём могло обитать живое существо.
15.Укажите ошибки, возникшие при употреблении глаголов:
1) В приёмник собираются дети, оказавшиеся на улицах города без старших.
2) Работа в архиве более года не давала результата – данных по 1-й московской кавалерийской дивизии там не оказалось.
3) Дверь открывается автоматически.
4) И вот здесь особенно увиделась преемственность поколений.
16.Укажите ошибки в построении предложений с деепричастиями:
1) Закончив лекцию, преподаватель вышел из аудитории.
2) Его охватило волнение, получив письмо от родителей.
3) Когда, читая поэму «Мёртвые души», сталкиваешься с образом Плюшкина, у тебя появляется отвращение.
4) Дойдя до реки, усталость овладела нами.
17. Укажите предложения, в которых пишется частица НИ:
1) Ястреб в небе н… добыча.
2) Он не сказал н… слова.
3) Куда н… посмотришь, повсюду вода.
4) Н… шагу назад!
18. Отметьте предложения, в которых НЕ пишется слитно:
1) (Не) доброе слово больнее огня жжёт.
2) (Не) пойман – (не) вор.
3) Друг – ценный клад, (не) другу никто (не) рад.
4) Люди пишут (не) пером, а умом.
19.Вставьте, где нужно, разделительный Ъ и Ь:
1) пред…явить;
2) компан…он;
3) кон…юнктура;
4) двух…ярусный.
20.Подчеркните слова, которые пишутся с прописной буквы:
1) В качестве единицы частоты используется /Гг/ерц.
2) Английского премьер-министра М.Тэтчер звали «/Жж/елезная леди».
3) На заседании совета выступил /Мм/ инистр иностранных дел.
4) В число государственных наград России входят /Оо/рден «/Зз/ а заслуги перед /Оо/течеством».