Темы самостоятельной работы студентов (СРС)

СИЛЛАБУС

Дисциплина – Стоматология, код PSZ 3231

Специальность – 051302 Стоматология

Объем учебных часов – 162

Лекции – 9 часов

Практические занятия – 45 часов

СРСП – 54 часа

СРС – 54 часа

Курс – 3

Семестр – 5,6

Алматы 2012

Составили силлабуса:к.м.н., доцент Рысбаева Ж.И.

к.м.н., доцент Каркимбаева Г.А.

ассистент Абдукаликова Д.Б.

Силлабус обсужден на заседании модуля.

«31» ____08_____________2012г. Протокол №1

И.о. заведующего модулем

к.м.н., _______________ Рысбаева Ж.И.

1. Общие сведения:

1.1.Казахский национальный медицинский университет

1.2.Модуль « Пропедевтики стоматологии детского возраста»

1.3.Дисциплина - Профилактика стоматологических заболеваний,

код РSZ 3231

1.4.Специальность 051104 «Стоматология»

1.5.Объем учебных часов: 162

1.6.Курс 3, Семестр 5,6

1.7.Сведения о преподавателях

Ф.И.О. Должность Ученая степень Электронный адрес Язык преподавание
Рысбаева Жанагул Ибраевна доцент к.м.н. rysbaeva_888 @mail.ru казахский, русский,англиский
Каркимбаева Гульшахар Абдугапаровна доцент к.м.н. [email protected] казахский, русский,англиский
Жапаров С.A. ассистент к.м.н. [email protected] казахский, русский
Абдукаликова Д.Б. ассистент   [email protected] казахский, русский
Абу Хамди Валид ассистент     русский,англиский

1.8.Контактная информация:г. Алматы, ул. Гоголя 162, кафедра стоматологии детского возраста и профилактики , тел. 8(7272)787240

1.9.Политика дисциплины:

В процессе прохождения практики студент должен выполнять следующие требования:

- своевременно приступать к занятиям строго по расписанию;

- иметь санитарную книжку с допуском;

- иметь сменную обувь, одежду (чистый халат или хирургический костюм, колпак, маску, перчатки);

- изучить и строго соблюдать правила техники безопасности и охрану труда на рабочем месте, производственную санитарию;

- подчиняться правилам внутреннего распорядка, действующим на соответствующей клинической базе;

- иметь лекционную тетрадь по профилактике стоматологических заболеваний;

- в конце учебного года студент после завершения учебной программы сдает экзамен по профилактике стоматологических заболеваний;

- экзамен по профилактике стоматологических заболеваний оценивается по установленной бально-рейтинговой буквенной системе, результаты вносятся в зачетную книжку;

- зачетная ведомость с результатами экзамена предоставляется офис регистратору, где автоматически высчитывается рейтинг студента, далее ведомость отдается в деканат.

Штрафные меры

Студент, пропустивший занятия должен отработать:

- если причина уважительная – болезнь, предоставляется справка, подтвержденная студенческим врачом;

- студент, пропустивший 30 % от объема лекционных. практических занятий и СРСП направляется на повторное прохождение цикла по пропущенной дисциплине или отчисляется из ВУЗа;

- ежемесячные сведения о наличии пропусков и отработок сдаются в деканат.

Программа.

Введение.

Опираясь на знания, полученные студентами на общебиологических, общеклинических, стоматологических кафедрах и на кафедре детских болезней, обучить студентов особенностям профилактики, диагностики и лечения стоматологических заболеваний у детей, способных после окончания университета вести профилактическую работу по предупреждению заболеваний зубов и тканей пародонта, зубочелюстных аномалий с учетом общего состояния организма ребенка и влияния факторов окружающей среды.

2.2 Цель дисциплины:

Основное назначение врача-стоматолога общей практики это оказание гарантированной стоматологической помощи при обязательном медицинском страховании (Указ президента РК «О медицинском страховании граждан» от 17 июня 1995 г.). Согласно приказу МЗ РК № 92 от 26 февраля 1996 г. профилактическая и лечебная стоматологическая помощь в полном объеме (кроме ортодонтической) гарантирована детям и подросткам. Следовательно, вопросы профилактики стоматологических заболеваний занимают ведущее место в подготовке врача-стоматолога.

2.3. Задачи обучение:

- теоретическая и практическая подготовка согласно учебной программе;

- овладение методами стоматологического обследования детей ;

- определение основных показателей стоматологического статуса (распространенность, интенсивность кариеса, прирост интенсивности) ;

- проведение уроков гигиены полости рта в организованных коллективах, обучение стандартному методу чистки зубов;

- определение состояния прикуса, факторов, обуславливающих зубочелюстные аномалии;10

- выбор оптимальных средств гигиены полости рта;

- формирование у студентов этико-деонтологических норм поведения на стоматологическом приеме.

Врач-стоматолог должен быть хорошо ориентирован в современных принципах организации диспансеризации детского населения у стоматолога, уметь организовать профилактику основных стоматологических заболеваний у детей, проводить плановую санацию полости рта организованного детского населения и санацию по обращаемости.

2.4. Конечные результаты обучения:

- организацию работы стоматологического кабинета, технику безопасности при работе со стоматологическим оборудованием;

-методику проведения обследования ребенка;

- методику проведения осмотра полости рта с регистрацией стоматологического статуса в профилактической карте;

- определение основных показателей стоматологического статуса (распространенность, интенсивность кариеса, прирост интенсивности);

- определение положения уздечки верхней и нижней губ и языка, глубину преддверия полости рта;

- методы обследования состояния тканей пародонта с использованием индексов РМА, ПИ, СРIТN;

- определение состояния прикуса, факторов, обуславливающих зубочелюстные аномалии;

- методику проведения окклюзиограммы;

- проведение урока гигиены полости рта в организованных коллективах, обучение стандартному методу чистки зубов, проведение контролируемой чистки;

- выбор оптимальных средств гигиены полости рта;

- проведение методики герметизации фиссур;

- методику проведения избирательной пришлифовки зубов.

- провести обследование ребенка;

- проводить осмотр полости рта с регистрацией стоматологического статуса в профилактической карте;

- определять гигиеническое состояние полости рта с помощью гигиенических индексов по Федорову-Володкиной, Грин-Вермильону;

- определять основные показатели стоматологического статуса (распространенность, интенсивность кариеса, прирост кариеса);

- определять положение уздечки верхней и нижней губ и языка, глубина преддверия полости рта;

- обследовать состояние тканей пародонта с использованием индексов РМА, ПИ, СРITN;

- определять состояние прикуса, факторов, обуславливающих зубочелюстные аномалии;

- проводить окклюзиограмму;

- провести урок гигиены полости рта в организованных коллективах;

- обучить стандартному методу чистки зубов, провести контролируемую чистку полости рта;

- проводить уроки массажа и миогимнастики для нормализации функции дыхания, жевания и глотания;

- провести герметизацию фиссур;

- провести избирательную пришлифовку зубов.

2.5. Пререквизиты; перечень дисциплин и практик, содержание знаний, умений и навыков, которые необходимы для успешного прохождения данной практики: нормальная физиология, нормальная анатомия, патологическая анатомия, патологическая физиология.

Нормальная физиология. Физиологические механизмы процессов глотания, жевания, их регуляция, особенности орального анализатора, влияние желез внутренней секреции на формирование зубочелюстного аппарата у детей. Роль слюны в патологии жевательного аппарата и тканей полости рта.

Нормальная анатомия.Анатомические особенности молочных и постоянных зубов, органов полости рта, зубная формула, прорезывание зубов, формирование и рассасывание корней молочных зубов, сроки прорезывания постоянных зубов, формирование корней постоянных зубов, анатомическое строение челюстей в разные возрастные периоды, кровоснабжение и иннервация органов и тканей полости рта. Височно-нижнечелюстной сустав, строение, функция возрастном аспекте.

Патологическая физиология, анатомия. Изучение этиологии и патогенеза стоматологических заболеваний в разные возрастные периоды. Боль, психофизиологические особенности детского возраста, эмоциональность, мотивация к лечению зубов. Воспаление, особенности развития одонтогенных воспалительных заболеваний. Аллергия. Рост и развитие опухолей челюстно-лицевой области у детей. Заболевания крови.

2.5. Постреквизиты, перечень дисциплин и практик, для усвоения которых требуются знания, умения и навыки, приобретаемые по завершению прохождения данной практики: хирургическая стоматология, ортопедическая стоматология, терапевтическая стоматология.

Хирургическая стоматология. Обследование больного с хирургическими стоматологическими заболеваниями, обучение технике

проведения местного обезболивания челюстно-лицевой области. Клиника, диагностика и принципы лечения одонтогенных воспалительных заболеваний. Клиника, диагностика и принципы лечения травм челюстно-лицевой области. Клиника, диагностика и принципы лечения опухолей челюстно-лицевой области. Принципы пластических и реконструктивных операций челюстно-лицевой области.

Ортопедическая стоматология. Механизм действия, управления и дозирования силы ортодонтических аппаратов. Показания и особенности изготовления зубных протезов в детском и подростковом возрасте, как профилактика вторичных зубочелюстных деформаций у детей.

Терапевтическая стоматология. Обследование стоматологического больного. Этиология, патогенез, диагностика, профилактика и принципы лечения кариеса, некариозных заболеваний зубов, заболеваний пародонта и слизистой оболочки полости рта. Основы профилактики стоматологических заболеваний.

2.6. Краткое содержание дисциплины:

Профилактическое направление в стоматологии имеет прочный научный фундамент, основанный на знании этиологии и патогенеза стоматологических заболеваний.

Профилактика – это система государственных, социальных, гигиенических и медицинских мероприятий, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья и предупреждение заболеваний. Профилактика стоматологических заболеваний является общегосударственной задачей и осуществляется в качестве важнейшей составляющей части комплексной программы оздоровления населения. В определении понятия «профилактика» четко прослеживается два основных аспекта: а) немедицинский (социальный) и б) медицинский (медицинские и гигиенические мероприятия). Поэтому уже в основах профилактики заложении важнейшее понятие, что только лишь усилиями медицинских работников проблема предупреждения заболеваний не может быть решена – нужны усилия на уровне государственных и социальных формаций. Профилактика в стоматологии реализуется путем выполнения следующих задач (см. «Задачи дисциплины»).

Тематический план лекций, практических занятий, СРСП и СРС

Тематические планы, лекций, практических занятий, СРСП, СРС

Примерный тематический план лекций

Наименования тем Часы
1. Введение в специальность. Профилактика стоматологических заболеваний. Эпидемиология стоматологических заболеваний. Модель основного стоматологического обслуживания населения по ВОЗ.
2. Обследование пациента в профилактическом отделении поликлиники. Диспансеризация населения.
3. Эпидемиология кариеса зубов, болезней пародонта и других стоматологических заболеваний у детей.
4. Организационные основы внедрения профилактики стоматологических заболеваний у детей.
5. Гигиена полости рта. Гигиеническое воспитание населения.
6. Кариесогенность эмали. Кариесогенная ситуация в полости рта. Факторы риска развития кариеса зубов. Профилактика и прогнозирование кариеса. Профилактика осложнений кариеса зубов.
7. Профилактика некариозных поражений твердых тканей зубов.
8. Антенатальная профилактика стоматологических заболеваний. Факторы риска и профилактика болезней пародонта, зубочелюстных аномалий у детей.
9. Стоматологическое просвещение. Принципы разработки, внедрения и оценки эффективности программ профилактики.
  Всего: 9 часов.

Тематические план практических занятий

Примерный тематический план практических занятий

(продолжительность академического часа 50 минут)

№ п/п Тема практический занятия Часы
Обследование пациента в профилактическом отделении поликлиники. Порядок и методы обследования. Медицинская карта стоматологического больного. Определение распространенности и интенсивности кариеса зубов у детей (индексы кп, КПУ+кп, КПУ). Расчет показателей прироста и редукции кариеса зубов.
Оценка состояния тканей пародонта с помощью индексов CPITN, PMA, КПИ, ПИ и др. Предметы и приспособления для индивидуальной гигиены полости рта.
Средства индивидуальной гигиены полости рта. Методика определения гигиенических индексов по Федорову – Володкиной, Грина – Вермиллиона и других.
Методы чистки зубов («Fones», «Bass», «Leonard», стандартный метод).Формы чистки зубов: индивидуальная, контролируемая, профессиональная.  
Методика удаления над – поддесневых зубных отложений. Экзогенное использование фторидов для профилактики кариеса: фторсодержающие лаки, гели, растворы для полоскания и аппликаций. Показания, противопоказания, техника выполнения, Эффективность.  
Методика герметизации фиссур и сленых ямок. Материалы, показания, противопоказания, методики, эффективность.
Методика определения местных факторов риска развития заболеваний пародонта и их устранение  
Методика определения факторов риска зубочелюстных аномалий и устранение. Методика определения окклюзиограммы и избирательного пришлифовывания зубов.
Проведение «уроков здоровью» в организованных детских коллективах. Подготовка наглядных материалов по стоматологическому просвещению.
Подготовка рабочего места стоматолога на профилактическом приеме в организованном детском коллективе (контроль дез.режима, инструментарий и 2 оборудование). Определение гигиенических индексов у школьников. Обучение детей методом чистки зубов. Контролируемая чистка зубов среди 6-7 летних школьников.
Выявление показателей распространенности и интенсивности кариеса среди школьников 6.12.15 лет (индексы КПУ, Кпу+пи).
Выявление показателей распространенности и интенсивности заболеваний пародонта среди школьников 15 лет индекс CPITN, PMA, КПИ  
Применение низкоинтенсивного лазерного излучения для профилактики основных стоматологических заболеваний. Профилактические карты ВОЗ, заполнение и выявление нуждаемости в лечебно-профилактических мероприятиях. Удаление над- и поддесневых зубных отложений у школьников 15 лет с начальными проявлениями заболеваний пародонта.  
Избирательное пришлифовывания и устранение супкантактов зубов.Составление программы комплексной профилактики стоматологических заболеваний. Принципы составления диспансерных групп с целью профилактики кариеса зубов и заболеваний пародонта.
15. Критерии и периодичность оценки эффективности программы, прогнозирование стоматологической заболеваемости.    
 

Примерный тематический план самостоятельной работы студентов (с преподавателем (СРСП)

(продолжительность академического часа 50 минут)

№ п/п Тема практический занятия Часы
Обследование пациента в профилактическом отделении поликлиники. Порядок и методы обследования. Медицинская карта стоматологического больного. Определение распространенности и интенсивности кариеса зубов у детей (индексы кп, КПУ+кп, КПУ).Расчет показателей прироста и редукции кариеса зубов.
Оценка состояния тканей пародонта с помощью индексов CPITN, PMA, КПИ, ПИ и др. Предметы и приспособления для индивидуальной гигиены полости рта.
Средства индивидуальной гигиены полости рта. Методика определения гигиенических индексов по Федорову – Володкиной, Грина – Вермиллиона и других.
Рубежный контроль
5. Методы чистки зубов («Fones», «Bass», «Leonard», стандартный метод).Формы чистки зубов: индивидуальная, контролируемая, профессиональная.
6. Методика удаления над – поддесневых зубных отложений. Экзогенное использование фторидов для профилактики кариеса: фторсодержающие лаки, гели, растворы для полоскания и аппликаций. Показания, противопоказания, техника выполнения, Эффективность.  
7. Методика герметизации фиссур и сленых ямок. Материалы, показания, противопоказания, методики, эффективность. Методика определения местных факторов риска развития заболеваний пародонта и их устранение
8. Рубежный контроль.
Методика определения факторов риска зубочелюстных аномалий и устранение.Методика определения окклюзиограммы и избирательного пришлифовывания зубов.
10. Проведение «уроков здоровью» в организованных детских коллективах. Подготовка наглядных материалов по стоматологическому просвещению.
11. Подготовка рабочего места стоматолога на профилактическом приеме в организованном детском коллективе (контроль дез.режима, инструментарий и 2 оборудование). Определение гигиенических индексов у школьников. Обучение детей методом чистки зубов. Контролируемая чистка зубов среди 6-7 летних школьников.
12. Выявление показателей распространенности и интенсивности кариеса среди школьников 6.12.15 лет (индексы КПУ, Кпу+кп). Выявление показателей распространенности и интенсивности заболеваний пародонта среди школьников 15 лет индекс CPITN, PMA, КПИ
Рубежный контроль.
14. Применение низкоинтенсивного лазерного излучения для профилактики основных стоматологических заболеваний. Профилактические карты ВОЗ, заполнение и выявление нуждаемости в лечебно-профилактических мероприятиях. Удаление над- и поддесневых зубных отложений у школьников 15 лет с начальными проявлениями заболеваний пародонта.
15. Избирательное пришлифовывания и устранение супкантактов зубов. Составление программы комплексной профилактики стоматологических заболеваний.
16. Принципы составления диспансерных групп с целью профилактики кариеса зубов и заболеваний пародонта. Критерии и периодичность оценки эффективности программы, прогнозирование стоматологической заболеваемости.
17. Рубежный контроль.
  Итого 54 часа

Темы самостоятельной работы студентов (СРС)

Наименования тем Форма выполнение Часы
1. Состав и свойства ротовой жидкости, ее роль в процессах созревания эмали, ре- и деминерализации. Реферат
2. Патогенетические механизмы развития кариеса зубов и воспитательных заболеваний пародонта Реферат  
3. Строение и функции пародонта Реферат
4. Механизм развития воспалительных заболеваний пародонта   Реферат
5. Оценка гигиенического состояния полости рта, распространенности и интенсивности стоматологических заболеваний.   Слайды
6. Критерии оценки гигиенического состояния полости рта.   Слайды
7. Оценка распространенности и интенсивности кариеса зубов.   Слайды
8. Оценка распространенности и интенсивности поражения тканей пародонта.   Слайды
9. Методы первичной профилактики основных стоматологических заболеваний.   Слайды
10. Профилактика боли и стрессовых состояний у пациентов при амбулаторных стоматологических вмешательства.   Презентации
11. Определение целей, задач, средств и методов для разработки программы профилактика на индивидуальном и групповом уровнях. Схемы презентации, слайды
12. Программа профилактики стоматологических заболеваний для беременных женщин. Схемы слайды
13. Программа профилактики кариеса зубов у детей раннего возраста. Профилактика кариеса в период прорезывания постоянных зубов. Презентации    
14. Профилактика стоматологических заболеваний с учетам возрастных и психологических особенности детского возраста.   Презентации  
15. Особенности профилактических мероприятий для различных возрастных групп населения.   Презентации
16. Антенательная профилактика стоматологических заболеваний у детей. Презентации
17. Индивидуальная гигиена полости рта. Профессиональная гигиена полости рта. Слайды
Всего:

Тематический план практических занятий

(продолжительность академического часа – 50 минут)

Наименование тем Содержание Объем в часах
  Обследование пациента в профилактическом отделении поликлиники. Порядок и методы обследования. Медицинская карта стоматологического больного. Определение распространенности и интенсивности кариеса зубов у детей (индексы кп, КПУ+кп, КПУ).Расчет показателей прироста и редукции кариеса зубов.     .Возрастные анатомо- физиологические особенности зубочелюстной системы. Закладка, сроки минерализации и прорезывания временных и постоянных зубов. Оценка состояния твердых тканей зубов. Графико- цифровая и международная система обозначения зубов. Оценка состояния тканей пародонта. Выявление зубочелюстных аномалий и факторов риска их возникновения. Интенсивность кариеса постоянных зубов выражается ин­дексом КПУ, где К — кариозные, П — пломбированные, У -удаленные зубы. Наряду с этим используется показатель КПп, где К — кариозные зубы, Пп — пломбы поверхностей. В период сменного прикуса интенсивность кариеса выража­ется индексами КПУ, кп, КПУ-f кп, КПп + кпп. -Средний показатель интенсивности кариеса зубов в расчете на группу обследуемых определяется по формуле: Сумма индивидуальных показателей кп, КПУ, КПУ + кп Число обследованных
2. Оценка состояния тканей пародонта с помощью индексов CPITN, PMA, КПИ, ПИ и др. Предметы и приспособления для индивидуальной гигиены полости рта. Методика обследования: визуально с помощью обычного на­бора зубоврачебных инструментов определяется мягкий зубной налет, кровоточивость зубодесневого желобка, поддесневой зуб­ной камень, патологические зубодесневые карманы и патологи­ческая подвижность зубов, при наличии признака, независимо от его тяжести (количества). Папилярно-маргинально-альвеолярный индекс (PMA). Этот индекс позволяет судить о протяженности и тяжести воспаления в пародонте. Индекс может быть выражен в абсо­лютных цифрах или в процентах (модификация Парма). Воспа­ление сосочков (Р) оценивается в 1 балл, воспаление края дес­ны (М) — 2 балла, воспаление альвеолярной десны (А) — 3 балла. Щетка должна быть не очень жесткая, что­бы очистить поверхность зубов, не травмируя десну. Проверить упругость щетки можно пальцами. Если щетка поддается давле­нию вдоль рабочей поверхности с явным сопротивлением, то ею пользоваться можно. Кустики щетины должны располагаться не густо, чтобы проникать в межзубные промежутки.    
3. Средства индивидуальной гигиены полости рта. Методика определения гигиенических индексов по Федорову – Володкиной, Грина – Вермиллиона и других.   С целью профилактики ка­риеса и укрепления общего состояния организма ребенка ре­комендуется назначать препарат «Витафтор», содержащей фтор и витамины А, Д, С. Применяют препарат по 1 капле на 1 кг массы тела ребенка, но не более 1 чайной ложки. Детям до 6 лет — 0,5 чайной ложки. Курс лечения продолжается 1 месяц. Всего в году проводят 4—6 курсов с двухнедельными переры­вами. Соблюдение правил гигиены полости рта с использованием только лишь зубной щетки не позволяет добиться хорошего очи­щения от налета боковых поверхностей зубов и межзубных про­межутков. Вследствие этого в личной гигиене необходимо ис­пользовать кроме зубной щетки другие средстве: зубные нити (флоссы), зубочистки. Зубные пасты. Индекс Федорова—Володкиной широко применяется в на­шей стране для изучения гигиенического состояния полости рта. Он учитывает площадь зубного налета на вестибулярной по­верхности шести нижних фронтальных зубов, окрашенных рас­твором Шиллера—Писарева, Оценка результатов следующая; 1 — отсутствие окрашивания, 2 — окрашивание */4 поверхности коронки зуба, 3 — окрашивание V* поверхности зуба, 4 — окрашивание 3/4 поверхности зуба, 5 — окрашивание всей поверхности зуба. Сумма баллов каждого зуба
4. Методы чистки зубов («Fones», «Bass», «Leonard», стандартный метод).Формы чистки зубов: индивидуальная, контролируемая, профессиональная.   Чистить зубы надо дважды: утром после завтрака и перед сном. Щетку надо менять через три-четыре месяца. Проверить эффективность чистки зубов можно с помощью настойки йода, которая при соединении с углеводами изменяет окраску на синий цвет. Для этого на зубной фантом наносят крахмальный клейстер и приступают к очистке зубов. По результатам окрашивания очищенных зубов судят о том, насколько полной и правильной она была. Методика Леонардо. Зубную щетку устанавливают перпен­дикулярно к поверхности зубов. Производятся вертикальные дви­жения в направлении от десны к коронке зуба на верхней челю­сти сверху вниз, на нижней - снизу вверх. При таких движе­ниях удаляются остатки пищи и удается избежать поврежде­ния десны. Вестибулярные поверхности зубов чистят при сомк­нутых зубах, жевательные очищают движениями щетки вперед - назад. Методика Басе. Щетинки должны находиться под углом 45° к оси зуба, при этом концы щетинок частично проникают в десневую бороздку и в межзубные промежутки. При чистке про­изводят вибрирующие движения вперед -назад без перемещения концов щетинок. Внутренние поверхности очищают также. Же­вательные очищают движениями зубной щетки вперед –назад.    
5.   Методика удаления над – поддесневых зубных отложений. Экзогенное использование фторидов для профилактики кариеса: фторсодержающие лаки, гели, растворы для полоскания и аппликаций. Показания, противопоказания, техника выполнения, Эффективность.   Инструменты для удаления налета и зубных отложений мож­но разделить на металлические, деревянные, резиновые, комби­нированные. Существуют машинные и ручные инструменты. К ним относятся экскаваторы, крючки, ложки, палочки, щетки, по­лиры, финиры, гладилки, чашки. Перечисленный инструмента­рий применяется только врачом. Из микроэлементов, способствующих повышению резистент­ности эмали к кариесу, наиболее изучен фтор. Известно, что при концентрации фтора в питьевой воде 1,0 мг/л происходит иде­альная кристаллизация твердых тканей зубов в период созрева­ния. Оптимальное поступление фтора в организм обеспечивает повышение сопротивляемости наружного слоя эмали зубов (за счет формирования в ней фторапатита) действию патологических факторов. Кроме того, фтор подавляет деятельность кариесогенной флоры. Он также обладает свойством десорбировать аль­бумины и гликопротеины слюны, препятствуя, таким образом, формированию зубной бляшки. Метод глубокого фторирования фиссур.
6. Методика герметизации фиссур и сленых ямок. Материалы, показания, противопоказания, методики, эффективность. Методика определения местных факторов риска развития заболеваний пародонта и их устранение При закрытии фиссур с завершенной минерализацией используют эвикрол, консайз с предварительным протравливанием 30—50% фосфорной кислотой для обеспечения прочного и дли­тельного физического барьера. Созданы герметики, которые отверждаются под воздействием ультрафиолетового облучения. К таким относится: отечественный, «волакор», зарубежный «эпоксилит». Они имеют следующие преимущества перед герметика-ми, твердеющими химическим путем: 1. Большая полнота минерализации. 2. Экономия рабочего времени, так как отвердение начинается по «команде» только под воздействием УФ света. Разрабатываются и метилметакрилатные герметики, прили­пающие к влажному зубу и отверждающие под влиянием влаги. Представителями их являются энамит и покровные лаки на ос­нове эпоксидной смолы и хлороформа. Травматическая окклюзия- это изменение артикуля­ционного равновесия зубов, повышенная нагрузка одних зу­бов и недогрузка других. Причины: а) аномалия прорезыва­ния, б) аномалия прикуса, в) дефекты протезирования и пломбирования, г) неудовлетворительно изготовленные шины и аппараты. Патология пародонта развивается вследствие травмирую­щего действия аномалийно -прикрепленных связок: при дви­жении губ, языка- создается натяжение тканей, уменьшает­ся кровенаполнение, нарушается их трофика. Клинически это проявляется анемизацией, развитием гингивита, отслаиванием десны из-за разрушения эпителиального прикрепления. Большое значение в патогенезе клинических призна­ков болезни у детей имеет возможность диспропорции роста и созревания незрелых структур. Диспропорция роста и созревания может возникнуть как внутри системы, объединенной единством функции (зуб, периодонт, альвео­лярная кость и т. д.), так и в структурах и системах, обеспечиваю­щих и приспосабливающих весь организм к внешним условиям от рождения до старости (эндокринная система и др.).    
7.   Методика определения факторов риска зубочелюстных аномалий и устранение. Методика определения окклюзиограммы и избирательного пришлифовывания зубов. В возникновении зубочелюстно-лицевых аномалий большое значение имеет генетическая обусловлен­ность, которая определяется на основе данных генеало­гического анализа по трем вариантам: - прямое наследование признаков (диастема, адентия, сверхкомплектные зубы, ретенция, изменение числа, формы и величины зубов); - передача по наследству несоответствия размеров челюстных костей (истинная прогнатия, истинная прогения); - передача по наследству несоответствия размеров челюстей и величины зубов (тесное положение зубов, обусловленное недо­статочностью размеров апикального базиса); редкое расположение зубов с наличием трем. Определение равномерности окклюзионной нагрузки зубов методом отпечатковпроводят с целью изучения возможности распределения функциональной нагрузки на пародонт различных зубов. Для этого сложенную вдвое копировальную бумагу помещают между зубами в боковых и фронтальных участках челюстей и предлагают обследуемому ребенку плотно сомкнуть зубы. На зубах в местах окклюзионных контактов остаются следы копировальной бумаги. Чтобы зарегистрировать эту картину, в следующий раз между зубами и копировальной бумагой помещают полоски обычной белой бумаги.  
8. Проведение «уроков здоровья» в организованных детских коллективах. Подготовка наглядных материалов по стоматологическому просвещению. В периоде ясельного и дошкольного возраста санпросвет-работа ложится на плечи воспитателей, которые научат, от­корректируют или повторяют, «как надо сделать», используя силу коллективного примера. Основной задачей в этот период является регулярное повторение навыков с целью выработки условного рефлекса. В младшем школьном возрасте участниками становятся учителя и вожатый. Основной задачей этого периода являет­ся, воспитание уважительно-ответственного отношения к про­филактическим мероприятиям. Учителю необходимо всячес­ки содействовать проведению мероприятий ибыть активным участником.    
9.   Подготовка рабочего места стоматолога на профилактическом приеме в организованном детском коллективе (контроль дез.режима, инструментарий и 2 оборудование). Определение гигиенических индексов у школьников. Обучение детей методом чистки зубов. Контролируемая чистка зубов среди 6-7 летних школьников.     В кабинете должна быть двойная кварцевая лампа, при помощи которой происходит обеззараживание воз­духа. Кварцевание происходит до начала работы, в пе­рерыве между сменами и после завершения рабочего дня. Для работы врача, ведущего терапевтический при­ем, необходимо следующее оборудование: 1) кресло стоматологическое; 2) стул со спинкой для врача передвижной; 3) установка стоматологическая с бормашинами, све­тильником, плевательницей, диатермокоагулятором, электродиагностическим прибором, приспособлением для гидротерапии, слюноотсосом; 4) прикресельный столик врача; 5) канцелярский стол для записей историй болезни и ведения другой документации; 6) стулья; 7) раковина для мытья рук; 8) раковина с тумбочкой или пристенной полкой для мытья использованного инструментария; 9) сухожаровой шкаф для стерилизации металличес­кого инструментария; 10) вытяжной шкаф со стерилизаторами; 11) стол с наборами стерильных инструментов; 12) шкаф для хранения медикаментов, инструмен­тария, пломбировочных материалов, шкаф А для ядо­витых, шкаф Б для сильнодействующих лекарственных веществ. Целесообразно, чтобы правая половина кабинета на­ходилась в распоряжении врача, здесь же проходит больной. Левая половина кабинета - для медсестры и санитарки.
10. Выявление показателей распространенности и интенсивности кариеса среди школьников 6.12.15 лет (индексы КПУ, Кпу+пи). Выявление показателей распространенности и интенсивности заболеваний пародонта среди школьников 15 лет индекс CPITN, PMA, КПИ Т. Ф. Виноградова в 1972 г. предложила доступный во всех (полевых) условиях работы метод определения активности кариеса. За основу взят рекомендованный Комитетом экспертов ВОЗ (1962) показатель (индекс) КПУ, кп, КПУ + кп. Для каждого региона определяется среднее значение индекса в каждой возрастной группе и отклонения от среднего значения по трем сигмальным отклонениям, т. е. М±3а. В результате фор­мируются следующие группы: I группа —дети, имеющие интенсив­ность кариеса по КПУ, КПУ + кп, равную М —За; 1 группа «А» — дети, имеющие интенсивность кариеса меньше среднего значения М, но больше чем М — За. Эти группы составляют компенсиро­ванную форму кариеса. Дети, имеющие интенсивность кариеса, равную М + За, состав­ляют II группу или субкомпенсированную форму патологии. В группу с III степенью активности кариеса (декомпенсирован­ная форма) отнесены дети, имеющие не только КПУ, кп и КПУ + + кп больше, чем М + За, но и очаговую деминерализацию (меловые пятна на зубах, окрашивающиеся красителями), а также дети в I лет, имеющие КПУ более 5. Определение индекса РМА. Степень воспаления десны устанавливают с помощью индекса гингивита—РМА (папиллярно-маргиналь­но-альвеолярный индекс). Воспаление сосочка (Р) оценивается в 1 балл, воспаление края десны (М) —2 балла, воспаление альвеоляр­ной десны (А) —3 балла. В модификации Парма: Индекс РМА = сумма РМА X 100 3 X число зубов в полости рта Сумма РМА определяется при сложении всех наивысших оценок состояния маргинального пародонта у каждого зуба.    
11.   Применение низкоинтенсивного лазерного излучения для профилактики основных стоматологических заболеваний. Профилактические карты ВОЗ, заполнение и выявление нуждаемости в лечебно-профилактических мероприятиях. Удаление над- и поддесневых зубных отложений у школьников 15 лет с начальными проявлениями заболеваний пародонта.     Лазерная терапия–использование излучаемых квантовыми генераторами электромагнитных волн, обладающих монохроматичностью, когерентностью (однофазность волны). Наиболее широко применяется излучение гелий –неонового лазера (ИГНЛ). Такое излучение оказывает лечебное действие ши­рокого диапазона: противовоспа­лительное, так как нормализует нарушенные микроциркуляцию и проницаемость сосудистой стенки; болеутоляющее; тромболитическое; улучшает обменные и окисли­тельно-восстановительные процес­сы в тканях; стимулирует процесс регенерации, факторы местной и общей иммунной защиты организ­ма и др. В последние годы в различных регионах страны активно проводится эпидемиологическое обследование с использованием индексов и критериев ВОЗ и заполнением специальной профилактической карты, чтобы составить представление о заболеваемости и потребности в профилактике и лечении различных патологических состояний. Инструменты для удаления налета и зубных отложений мож­но разделить на металлические, деревянные, резиновые, комби­нированные. Существуют машинные и ручные инструменты. К ним относятся экскаваторы, крючки, ложки, палочки, щетки, по­лиры, финиры, гладилки, чашки. Перечисленный инструмента­рий применяется только врачом.
12. Избирательное пришлифовывания и устранение супконтактов зубов. Составление программы комплексной профилактики стоматологических заболеваний. Принципы составления диспансерных групп с целью профилактики кариеса зубов и заболеваний пародонта. Критерии и периодичность оценки эффективности программы, прогнозирование стоматологической заболеваемости.   Определение равномерности окклюзионной нагрузки зубов методом отпечатков проводят с целью изучения возможности распределения функциональной нагрузки на пародонт различных зубов. Для этого сложенную вдвое копировальную бумагу помещают между зубами в боковых и фронтальных участках челюстей и предлагают обследуемому ребенку плотно сомкнуть зубы. На зубах в местах окклюзионных контактов остаются следы копировальной бумаги. Чтобы зарегистрировать эту картину, в следующий раз между зубами и копировальной бумагой помещают полоски обычной белой бумаги. Комплекс первичных профилактических мер предусматрива­ет: 1) гигиеническое воспитание -населения (обучение уходу за полостью рта), 2) реализацию программы рационального пи­тания, 3) регулярное посещение врача-стоматолога для прове­дения лечебно-профилактических вмешательств, которые сводят­ся к контролю за гигиеническим состоянием ротовой полости па­циента, снятию зубных отложений, своевременному лечению вос­палительных изменений в тканях краевого пародонта, выявле­нию и устранению аномалий зубных рядов, рациональному ор­топедическому лечению при наличии дефектов зубных рядов.   Организационные мероприятия по внедрению программы профилактики, мониторинг. Критерии и периодичность оценки эффективности программы, прогнозирование стоматологической заболеваемости. Взаимосвязь стоматологической службы с другими отраслями здравоохранения и образования. Особенности проведения профилактических мероприятий у различных контингентов населения: беременных, детей разного возраста, подростков, взрослых.  
         

2.8 Методы обучения и преподавания:

  1. Лекции: обзорные, проблемные, сопровождающиеся презентациями в мультимедийном формате.
  2. Знание: Формировать знания по этиологии, патогенезу, клиническим проявлениям, принципам профилактики и лечения пульпита, периодонтита, заболеваний пародонта, патологии слизистой оболочки рта и красной каймы губ, их влиянию на органы и системы организма.
  3. Практические занятия:демонстрация, наблюдение за работой педагога, разбор тематических больных, отработка практических навыков на симуляторах (фантомах, муляжах), курация больных, работа в малых группах, анализ клинических ситуаций, симуляция клинических ситуаций, тренинги, круглый стол, групповые дискуссии, презентации, обратная связь.
  4. Коммуникативная компетентность:вербальной и невербальеной общений с больными.
  5. Правовая компетентность: Составление протокола лечений и диагностики, техника безопасности, саблюдение сандез режима в стоматологических учреждениях или кабинетах.
  6. Самостоятельная работа студентов (СРС): работа студентов с учебной и дополнительной литературой, с литературой на электронных носителях, источниками Интернет; написание и защита рефератов, разработка тематических кроссвордов, подготовка презентаций в мультимедийном формате, решение и подготовка тестовых заданий, написание истории болезни, стендов, бюллетеней, публикации обзорных статей в студенческих СМИ.

Литература

1. Курякина Н.В. и др. Стоматологическая профилактика М., 2003, 283с.

2. Алдышева М.А. Профилактика основ. стом. заболеваний 2004, 143с.

3. Пахомов Г.Н. Первичная профилактика в стом. 1982, 240с.

4. Супиев Т.К. и др. Диспансеризация детей у стоматолога в современных условиях (методические рекомендации).- Алматы, 1996.- 18 с.

5. Кабулбеков А.А. и др. Профилактика распространенных стоматологических заболеваний (на казах.языке). Алматы, 1996 г.

6. Мукаш Ж.К., Негаметзянов Г.М. Индивидуальная профилактика кариеса зубов у детей. – Алматы, 2003.- 133 с.

6. Аболмасов Н.Н. Избирательная пришлифовка зубов. Смоленск, 2004 г.

На казахском языке

основная:

1. Қабылбеков Ә.Ә., Есенкұлова О.Ш., Жұмаділлаев Ж.Н. Ауыз қуысындағы жиі кездесетін аурулардан алдын ала сақтану. Алматы, 1996.- 61 б.

2. Қабылбеков Ә.Ә., Стомат аурулардың профилактикасы, Алматы, 2010, 97 б.

дополнительная:

1. Ш.Ш. Абралина, А.С. Абылкаирова. Балаларда тісжегінің дамуына әкелетін қауіпті факторлар. Біріншілік профилактика және тісжегіні болжау. Семей, 2006- 22 б.

На английском языке

основная:

1. DMFT levels at 12 years. 1995. Oral Health Programme. Word Health Organization. WHO/ ORH/95.2

2. Marthaler T.M. Mullane D.M/ et al. The Prevakence of Dental caries in Europe 1990-1995. ORCA 1995. Simposium Report. Caries Res. 1996.- V.30.-P.237-255.

дополнительная:

1. Murray J.J. Rugg-Gunn A.J. Jenkins G.N. Fluorides in caries prevention.- Oxford, Wrigh, 1991.

2. The World Health Organization.Regional Office for Europe. Continuous Quality of care development. The model of Oral Health care. Draft, February, 1999.

Наши рекомендации