Тема 2. понятие. логические операции с понятиями

1) Назовите существенные признаки понятий:

«Учебное заведение», «ВУЗ», «Академия», «Студент», «Наука», «Технические науки», «Математика», «Химия».

2) При помощи каких логических правил выявляются отношения между следующими понятиями:

а) каменный дом, пятиэтажный лом;

б) героизм, мужество, трусость;

в) город, область, столица;

г) офицер, капитан, участник Великой Отечественной войны;

д) студент, спортсмен, футболист,

3) Какие правила логики применены для определения понятия «Коса»?

а) коса — сплетение в одну прядь волос;

б) коса — сельскохозяйственное орудие — длинная рукоятка для срезания травы;

в) коса — полуостров в виде узкой полосы земли, отмели.

4) В приведенных терминах «глаза», «очи», «путь», «дорога», «тропа» сделайте разграничение между словом и понятием. 154

Основы логики с задачами и упражнениями

5) Дается пять определений логической формы «понятия». Надо найти лишь одно, которое было бы истинным:

а) понятие — это мысль, посредством которой человек отображает сущ­ность предмета или классов предметов;

6) понятие есть мысленное отражение единства общих и существенных признаков предмета;

в) понятие — это форма мышления, в котором отражаются существенные и отличительные признаки предмета или класса однородных предметов;

г) понятие — это логическая форма мышления, в которой отражается сущность предмета или класса предметов в их существенных признаках, связях и отношениях,

б) Назовите логические предикаты в характеристике понятий:

а) город, являющийся столицей Украины;

б) реальность, познаваемая человеком и существующая независимо от сознания;

в) число, которое делится на 2 или 3, но не делится на 6;

г) человек, знающий некоторые европейские языки и не знающий ни одного древнего языка.

7) Назовите термины понятий, которые выражают содержание нижеука­занных предложений:

а) «самая удаленная тонка Вселенной»;

б) «значительная часть слова»;

в) «человек, который никого не любит»;

г) «человек, у которого присутствует воля»;

д) «записка или письмо с просьбой куда-нибудь явиться»;

е) «призрак Умершего или отсутствующего существа»;

ж) «человек, не знающий страха»;

з) «отсутствие страха перед опасностью»;

и) «натуральное число, которое больше каждого двузначного простого

числа, но не больше 13, являющегося простым»:; к) «обезвреженные сточные воды»;

л) «не имеющий надлежащего гуманитарного образования». 8) При помощи каких логических правил определяются следующие понятия:

а) наука, изучающая причины преступности и меры ее предупрежде­ния — юридическая наука;

б) художественное повествовательное произведение небольшого раз­мера — прозаическое произведение;

в) полезность веши, ее способность удовлетворить какую-либо челове­ческую потребность (потребительская стоимость) — определенное количество общественно необходимого труда, затраченного на про­изводство товара (стоимость);

г) денежное выражение стоимости товара (цена) — стоимость:

д) история первобытного общества — древняя история — новая исто­рия — новейшая история.

Темы семинарских занятий

9) Обобщите понятия; «учащийся среднего учебного заведения», «тайное похищение имущества граждан», «часть речи, выражающая действие или состояние как процесс».

10) Назовите, вид понятий, в объем которых включаются нижеперечис­ленные предметы:

а) роза, гвоздика, жасмин, сирень;

б) удав, гадюка, кобра, уж;

в) скрипка, рояль, флейта, барабан;

г) муха, комар, бабочка, жук, пчела;

д) дом, сарай, театр, ангар;

е) ель, сосна, пихта, кедр, лиственница;

ж) Европа, Азия, Африка, Америка, Австралия;

з) русские, украинцы, татары, грузины; и) Лена, Обь, Енисей, Ангара;

к) живопись, поэзия, музыка, скульптура;

л) изобретатель, учитель.

м) остроугольные, прямоугольные, тупоугольные.

11) Соблюдена ли соразмерность в нижеопределяемых понятиях?

а) параллельные линии - это линии, которые нигде^не пересекаются;

б) гипотенуза - это сторона прямоугольного треугольника;

в) погода - это тогда, когда выпадают осадки;

г) погода - это изменение температуры.

12) Какие логические основания и правила используются в делении по­нятий?

а) рабочий — слесарь, токарь, кузнец;

б) числа - положительные и отрицательные;

в) числа - целые и дробные;

г) числа - простые и составные;

д) числа - четные и нечетные.

13) Укажите логические правила, по которым определяются общие и со­бирательные понятия. Проиллюстрируйте это на примерах.

14) Определите логические приемы (сравнение, ограничение, обобщение, абстрагирование) и покажите их роль в образовании понятий естественных, технических и гуманитарных наук.

15) Найдите существенные признаки в нижеперечисленных предметах и выразите их в содержании понятий:

а) карандаш — красный, длина 18 см, оставляет след на бумаге, имеет грифельный стержень, деревянный корпус, затачивается стальным

ножом;

б) вертолет - является средством передвижения по воздуху, имеет двига­тель, пилотскую кабину, систему управления, несущий винт, помещение для пассажиров и грузов; 158 Основы логики с задачами и упражнениями

8) Какова роль понятий в познании?

9) В чем сущность и практическое значение логических операций обоб­щения и ограничения понятий?

10)Что такое определение понятия? Укажите виды определения.

11) Как строится определение через род и видовое отличие? Каковы пра­вила и ошибки, связанные с их нарушением?

12) Охарактеризуйте приемы, сходные с определением.

13) Что такое деление понятий? Укажите виды делений.

14) Каким правилам подчиняется операция деления, как логические ошибки возникают при их нарушении?

15) Что такое классификация?

16) В чем состоит значение определения и деления понятий в научной и практической деятельности?

17) Что представляют собой логические операции с классами?

ТЕМА 3. СУЖДЕНИЕ

б)

в) г)

1) Укажите различие между «суждением» и «восприятием»:

а) листья дерева зеленые;

б) данный лист зелен;

в) в данной куче листья зеленые;

г) розы не синие.

2) Найдите структурные элементы в нижеуказанных суждениях и покажите, каким образом они взаимосвязаны между собой: а) все дельфины являются китами; ни один кит не является рыбой; некоторые науки не являются гуманитарными;

некоторые люди думают, что они живут, а на самом дело им это только кажется;

д) ни одна звезда не является обитаемой.

3) В соответствии с логическим правилом «всякое суждение выражается в предложении, но не всякое предложение есть суждение» в нижеприведенных высказываниях найдите это различие между тем и другим: а) колокольчик однозвучный утомительно гремит; наступила весна, но на юге выпал снег;* в космос стартовала ракета; «По газонам не ходить!»; выключите свет!; что там чернеет? имеется ли на Марсе жизнь?

б) в) г) Д)

е) ж)

Темы семинарских занятий

4) Есть ли в поставленных вопросах суждения?

а) вы за справедливость или за строгое наказание лиц, совершивших хищение в крупных размерах?

б) кто является вашим любимым преподавателем?

в) если твоя сестра девочка, кто же тогда твой братик?

г) какую работу проделала профсоюзная организация в течении года?

д) кто в мире самый лучший?

5) Прокомментируйте высказывания на предмет наличия в них связи и раз­личия между предложениями и суждениями:

а) гражданин Украины обязан соблюдать закон своего государства, где бы он не находился;

6) запрещено проводить пропаганду войны.

б) Выявите в суждениях логическое подлежащее и логическое сказуемое:

а) Леся Украинка - выдающаяся украинская поэтесса;

б) нет следствия без причины;

в) лучше жить стоя, нежели жить на коленях;

г) все студенты пишут конспекты лекций по теории государства и права.

7) Установите степень распределимости объемов логического подлежащего и логического сказуемого в суждениях:

а) некоторые птицы не летают;

б) киты не дышат жабрами; #

в) некоторые профессора являются мастерами спорта;

г) Одесса меньше Киева;

д) ни одна звезда не является обитаемой.

8) Определите виды суждений:

а) граждане Украины имеют право на образование;

б) Т.Г. Шевченко — великий украинский поэт;

в) некоторые газы инертны;

г) некоторые ядовитые вещества целебны в малых дозах;

д) все газы сужаются в жидкостях;

е) ни одна нация не сможет существовать без общего языка;

ж) всякий диаметр делит круг пополам;

з) если тело погрузить в жидкость, то оно потеряет в весе столько, сколько будет весить вытесненная им жидкость;

и) солнечный луч преломляется, если его пропустить через призму;

к) данный угол или острый, или прямой, или тупой;

л) данное арифметическое действие или сложение, или вычитание, или

умножение, или деление; м) атом есть мельчайшая частица химического вещества; н) водород может перейти в жидкое состояние; о) никакая мысль невозможна без языка.

9) При помощи каких логических правил устанавливается вид суждений, выраженных в предложениях?

а) мышление есть функция и свойство мозга; 160 Основы логики с задачами и упражнениями

б) мозг — орган мышления;

в) мышление не существует без языка;

г) научное предвидение основывается на объективных законах и логиче­ском мышлении;

д) ни одно научное открытие невозможно осуществить без логико-теоре­тического обоснования;

е) А.С Пушкин — выдающийся русский поэт.

10) Приведите аргументы, подтверждающие истинность суждений:

а) каждый человек не может существовать вне истории;

б) некоторые планеты не имеют спутников;

в) полет человека в космос осуществлен;

г) жизнь существует на многих космических объектах.

11) В ниженазванных сложных суждениях найдите простые и определите их виды:

а) в озеро Байкал впадает много рек и речек, но вытекает только Ангара;

б) студентка Валя Иваненко во время летних каникул поедет на экскурсию в Киев или проведет свое отпускное время дома;

в) мой брат после окончания гимназии либо устроится на работу, либо поступит учиться в вуз;

г) если будет жаркий день, то мы поедем на пляж.

12) Назовите существенные признаки, по которым определяются видовые суждения:

а) после весны неизбежно приходит лето;

б) возможно, что я выступлю на собрании с докладом;

в) безусловно, что рыночные отношения нам необходимы.

13) Вставьте в предложениях вместо пропущенных слов определенное словосочетание («необходимо, но достаточно», «достаточна, но необходимо», «необходимо и достаточно») таким образом, чтобы в* каждом из них получать истинное суждение:

а) предварительный сговор группы лиц является ... условием для того, чтобы считать разбой квалифицированным;

б) наличие атмосферы вокруг Земли является ... условием для возникно­вения существующих на Земле видов живых существ;

в) делимость числа на 2 и на 3 ... есть условие для его делимости на 6;

г) устранение причин и условий, способствующих порождению преступ­ности есть... условие для того, чтобы применять строгие меры наказания для лиц, совершающих преступления, нарушающих правила социального общежития, не желающих приобщаться к честной трудовой жизни;

д) применение уголовной репрессии ... есть условие для применения уголовного наказания;

е) обвинительный приговор суда ... есть условие для применения уголов­ного наказания.

14) Приведите доказательства, подтверждающие истинность пли ложность следующих суждений;

Темы семинарских занятий

а) некоторые металлы драгоценные;

б) все птицы летают;

в) вся техника на пищевых предприятиях компьютеризирована;

г) студенты обязаны посещать лекции.

15) Объясните на нижеприведенных примерах, каким образом изменяется смысл и содержание суждений, если изменить интонационное ударение слов:

а) гидросамолет полетел в Арктику;

б) гидросамолет полетел в Арктику;

в) гидросамолет полетел в Арктику;

г) сестра подарила мне эту книгу;

д) сестра подарила мне эту книгу; с) сестра подарила мне эту книгу.

16) Объясните степень распределенности объемов логического подлежа­щего и логического сказуемого в суждениях, выраженных в предложениях:

а) все граждане Украины равны перед законом;

б) некоторые преподаватели нашего вуза примутучастие в педагогически> чтениях;

в) некоторые планеты солнечной системы не имеют атмосферы;

г) только квадраты — равносторонние прямоугольники.

17) Приведите убедительные доказательства о связях между основанием условием и следствием всуждениях:

а) если идет дождь, то крыши мокрые;

б) если тело является кристаллическим, то оно имеет определеннук температуру плавления. Данное тело не является кристаллическим поскольку оно не имеет определенной температуры плавления;

в) если подсудимый виновен, то у него был сообщник. Подсудимый вино вен, но у него нет помощника.

18) Найдите субъект и предикат в следующих суждениях:

а) некоторые свойства мышления не моделируются средствами совре менной кибернетики;

б) наскальные рисунки ориньякского периода, обнаруженные в Европе представляют собой фигуры различных животных.

19) Установите качество и количество следующих суждений:

а) это рассуждения является неправильным;

б) это рассуждение не является правильным;

в) в любой библиотеке есть книги, к которым обращаются очень редко;

г) среди дикорастущих растений многие представляют собой большуі-ценность для медицины;

д) у него нет возможности прочесть эту книгу;

е) некоторые выдающиеся математики не приняли неевклидовы геометрии,

20) Произведите логический анализ следующих предложений:

а) электроны имеют отрицательный электрический заряд;

б) среди деревьев смешанного леса встречаются березы; 162

Основы логики с задачами и упражнениями

в) среди народов Древней Европы греки отличались высокоразвитой культурой;

г) неверно, что некоторые врачи не имеют медицинского образования;

д) человек осваивает космическое пространство.

21) Укажите достаточные и необходимые суждения в следующих суждениях:

а) если алюминиевый стержень нагреть до температуры 660 градусов Цельсия, то он расплавится;

б) без обмена мыслями невозможно существование науки;

в) дуги, заключенные между параллельными хордами, равны;

г) товар обладает, по крайней мере, двумя свойствами:

во-первых, он удовлетворяет какую-то потребность; во-вторых, является вещью.

22) Установите отношения между суждениями в следующих парах:

а) каждый гимназист умеет строить квадрат, равновеликий данному треугольнику. Некоторые гимназисты не умеют строить квадрат, равно­великий данному треугольнику;

б) ни один ученик этого класса не умеет строить квадрат, равновеликий данному прямоугольнику. Некоторые ученики этого класса не умеют строить квадрат, равновеликий данному поямоугольнику;

в) некоторые математики пытались решить проблему «квадратуры круга». Не­которые математики не пытались решить проблему «квадратуры круга»;

г) ни одна математическая проблема не приобрела такой популярности как проблема «квадратуры круга». Существуют математические проблемы, кото­рые не приобрели такой популярности как проблема «квадратуры круга»;

д) все усилия решить проблему «квадратуры круга» бесполезны. Ни одно усилие решить проблему «квадратуры круга» не принесет успеха;

е) все математики, стремящиеся к решению проблемы «квадратуры кру­га», уверены в успехе. Некоторые математики, стремящиеся к решению проблемы «квадратуры круга», уверены в успехе.

23) Установите, являються ли равносильными (тождественными) следующие суждения (попарно):

а) сын работает на заводе, а дочь не учится в школе.

Неверно, что сын не работает на заводе, а дочь не учится в школе;

б) Иван и Мария друг друга не любят.

Неверно, что Иван любит Марию и Мария любит Ивана;

в) каждый студент этого факультета способен или трудолюбив. Неверно, что каждый студент этого факультета неспособен или нетру­долюбив;

г) прямоугольные треугольники бывают равнобедренными или неравно­бедренными.

Неверно, что прямоугольные треугольники бывают равнобедрен­ные или неравнобедренные;

д) если по проводнику проходит электрический ток, то вокруг проводника возникает магнитное поле.

Темы семинарских занятий

Если вокруг проводника возникает магнитное поле, то по проводнику проходит электрический ток. 24) Определите распределенность терминов в следующих суждениях:

а) Мурманск находится за Полярным кругом;

б) гимназист — учащийся среднего учебного заведения с особой про­граммой обучения;

в) некоторые рыбы живут до ста лет;

г) верста больше километра;

д) некоторые планеты находятся вне земной орбиты;

е) все люди обладают второй сигнальной системой;

ж) ни один квадрат не есть ромб.

25) Определите логическую структуру следующих исключающих суждений:

а) все плоские замкнутые геометрические фигуры евклидовой геометрии, за исключением треугольников, имеют сумму внутренних углов больше

180 градусов;

б) все числа, за исключением четных, делятся без остатка на 2;

в) во всех олимпийских видах спорта, за исключением бокса, запрещено наносить удары спортсмену;

г) все животные, за исключением зайцев, боятся тигров.

26) Приведите следующие суждения к одной из четырех форм (А,Е, J,0) и выразите в символическом виде, используя кванторы:

а) имеются приборы, преобразующие ультразвук в звук, слышимый чело­веком;

б) некоторые проблемы человеческой истории до сих пор не решены;

в) «Ни один человек не мыслит формулами» (Альберт Эйнштейн);

г) каждый кулик свое болото хвалит.

27) Образуйте суждение всех форм (А,Е, J,0) из следующих пар понятий:

а) крупный промышленный центр (S), город республиканского подчинения (Р);

б) киевский князь (S), сторонник централизованной власти (Р);

в) моральная норма (Р), норма права (S);

г) существительное (Р), слово, обозначающее признак предмета (S).

28) Составьте суждения вида (А,Е, J,0) из следующих пар понятий:

а) крестьянское восстание (субъект, предикат);

восстание, закончившееся победой (предикат, распределен);

б) русский феодал (субъект, не распределен);

сторонник преобразований Петра I (предикат, распределен);

в) комета (субъект, не распределен);

тело Солнечной системы (предикат, не распределен); мощный источник радиоизлучения (предикат, не распределен). 29) Запишите следующие сложные суждения в символической форме:

а) Фемистокл знал каждого жителя Афин в лицо и по имени;

б) если я устал, то я не могу готовиться к занятиям;

в) неверно, что он систематически готовился к занятиям и может решить эту

задачу; 164

Основы логики с задачами и упражнениями

г) неверно, что он систематически готовился к занятиям, однако он может решить эту задачу;

д) Павел и Петр друг друга не любят;

е) если четырехугольник - параллелограмм и не ромб, то его диагонали не взаимно перпендикулярны;

ж) если в какой-то точке пространства возникло переменное магнитное поле, то оно не стоит на месте, а со скоростью света распространяется во все стороны.

30) Образуйте выделяющие суждения на основе следующих пар суждений:

а) спектр натрия заключает в себе яркую желтую линию. Спектры других металлов не заключают в себе желтой линии;

б) некоторые змеи обладают ядовитыми зубами. Некоторые змеи не об­ладают ядовитыми зубами;

в) металлы не обладают металлоидами. Все другие химические элементы - металлоиды;

г) ни один четырехугольник не является параллелограммом, не является квадратом. Некоторые параллелограммы - квадраты.

31) Какие из приведенных суждений являются выделяющими:

а) только юристы - судьи;

б) некоторые юристы - судьи;

в) только люди обладают второй сигнальной системой;

г) все планеты, за исключением Венеры и Меркурия, находятся вне земной орбиты.

32) Определите вид сложного суждения:

а) чем дальше в лес, тем больше в дров;

б) огонь долго не разгорался, потому что дрова были сырыми;

в) он раздражен и когда болен, и когда здоров;

г) коль ты болен, так надобно лечиться;

д) перейти к новому мышлению можно тогда и только тогда, когда отка­жешься от несоответствующих реальности догм и стереотипов;

е) поскольку этот многоугольник является треугольником, то сумма его углов равна 180 градусам.

Контрольные вопросы

1) Приведите примеры сложных и простых, истинных и ложных сужде­ний.

2) В чем заключается единство и различие суждения и предложения?

3) Каково различие между категорическими и условными модальными суждениями? Приведите примеры.

4) В силу каких причин возникают проблематические суждения? Объясните суть этих причин и приведите примеры, характеризующие проблема­тические суждения.

5) Какова структура атрибутивных суждений и суждений с отношениями?

Темы семинарских занятий

6) Какие суждения называются выделяющими?

7) Что такое распределенность терминов в суждении.

8) Какие виды сложных суждений вы знаете, и каковы условия их истин­ности?

9) Чем отличается отношение противоречия от отношения противопо­ложности между суждениями?

10) Какие разновидности совместимых суждений вы знаете и каковы их истинностные характеристики?

11) Что такое суждение и в какой языковой форме оно выражается?

12) Как выражают в естественном языке проблематические суждения?

13) Как символически выразить суждение неотразимости и случайности?

14) Как выразить необходимость через возможность?

15) В чем выражается деонтическая непротиворечимость, сбалансирован­ность и полнота правовой системы.

ТЕМА 4. ЗАКОНЫ ЛОГИКИ

1. Будут ли нарушены требования закона тождества при отождествлении понятий в приведенных ниже парах?

1) Байкал; самое глубокое озеро в мире.

2) Большевик; коммунист.

3) Захватническая война; империалистическая война.

4) Отечество; отчий край.

5) Бараболя; картошка.

6) Косм ическое пространство; небо.

2. Будут ли нарушены требования закона тождества при отождествлении содержания суждений в приведенных ниже парах?

1) Наша гимназия по успеваемости заняла первое место в городе. Первое место в городе по успеваемости заняла наша гимназия.

2) Водитель автомобиля совершил аварию. Причина аварии заключается в действии водителя автомобиля.

3) Завтра будет дождь и холод. Завтра будет холодно и дождливо.

4) Если на этом озере хороший планктон, то в нем размножается рыба. Неверно, что на этом озере хороший планктон и в нем не размножается рыба.

5) Неверно, что если но проводнику не идет электрический ток, то вокруг него возникает магнитное поле. По проводнику не идет электрический ток, и вокруг него не возникает магнитное поле.

3. В чем суть и роль логических правил, по которым закон «тождества» выступает мыслительным средством человека в образовании и развитии науч-168

Основы логики с задачами и упражнвни.

— Вы знаете божью коровку? Где она живет? Так почему же она не зеленая, а красная?

18. Какие логические правила и какой из логических законов следует приме­нить для правильного разрешения спора между двумя учениками на уроке химии по вопросу насыщенности 36 граммов поваренной соли 100 граммов воды?

— Один из учеников говорит, что такой раствор насыщенный, а другой это отрицает и называеттакой раствор насыщенным. На первый взгляд кажется, что один из них прав, а другой нет; что один говорит истину, а другой - ложь.

19. прокомментируйте высказывания учителя физики, доказывающего ученикам значение электричества. Покажите, в какой мере использованы ним законы логики:

а) электрическая энергия в настоящее время является важнейшей формой, в которой техника использует энергию;

б) электричеству обязана своим развитием техника связи;

в) развитие учения об электричестве глубоко изменило научное пред­ставление о строении материи (в настоящее время в науке основное значение имееттак называемая электронная теория, согласно которой атом каждого химического вещества состоит из частиц, обладающих электрическими свойствами);

г) объяснение явлений молекулярной физики все в большей степени опирается на электронную теорию строению вещества.

20. В сочинении ученика: «Как мы ухаживали за молодыми деревцами» найдите нарушение логических законов (укажите, какие из них соблюдены):

«В прошлом году мы посадили в деревне 100 деревьев. Деревья были разные, но больше липы. Юра и Витя умело опускали деревья в ямки и закапывали. Дерево - друг человека. Каждое молодое дерево - было обнесено колышками.Я часто поливаю посаженные растения...» 21 .Приводятся высказывания, в которых нарушаются правила использова­ния логического закона тождества. Найдите эти нарушения:

а) погода хорошая. Погода ясная и теплая;

б) виновность обвиняемого не была доказана. Невиновность обвиняемого была доказана;

в) он солгал. Он лжец;

г) он сказал нелепость. Он неумный человек;

д) он долго садился на лошадь со сломанной ногой.

22. Проанализируйте приведенные суждения и покажите, какие в них содержатся логические ошибки (нарушение законов правильного мышления):

а) «Трудно с тобой и легко. И приятен ты мне, и противен. Жить с тобой не могу, и без тебя не могу».

(Марк Валерий Марциал, римский поэт)

б) «Живой труп»

(Л.Н.Толстой)

їемьі семинарских занятий 169

в) «...мама, ваш сын прекрасно болен...»

(В. В. Маяковский)

г) «Категорически отвергаю, будто я - мелкий хулиган, поскольку я человек с высшим образованием.»

д) «Мы велики! Мы свободны! Мы достойны восхищения! Мы все так гово­рим, значит, это правда, — кричали обезьяны.»

(Джозеф Редьярд Киплинг)

е) Конечно, совсем без лопаты не обойтись, поэтому на подборке зерна заняты женщины.

ж) Собакевич, характеризуя чиновников губернского города, отзывается о прокуроре так: «Прокурор, да и тот, если сказать правду, свинья.»

(Н.В. Гоголь)

з) «Ноздрев был в некотором отношении исторический человек.»

(Н.В. Гоголь)

и) «Стремясь уплатить свой долг, и ты достигнешь двоякой цели, ибо тем

самым исполнишь его.»

(Козьма Прутков)

23. Определите, в чем суть тех нарушений требований закона тождества,

которые имеются в виду в следующих примерах:

а) Два мальчика перешли речку вброд. На берегу один сказал другому: «Ты-то весь мокрый, а я даже штаны не замочил».

«Тебе не привыкать, — ехидно заметил тот, — ты всегда сухим из воды выходишь.».

б) На практических занятиях студент, обращаясь к преподавателю, спро­сил: «Можно ли наказать человека за то, что он не сделал?» «Нет, ко­нечно, — ответил преподаватель. «Тогда, пожалуйста, не наказывайте меня, — сказал студент. - Я сегодня не сделал домашнего задания».

в) — Почему вы называете этот хор смешанным? Ведь здесь одни женщины.

— Да, но одни умеют петь, а другие - нет.

г) Один гимназист сказал своему напарнику:

— Купи сто апельсинов. Я один съем.

— Не съешь.

Они поспорили. Напарник купил сто апельсинов. Гимназист взял один

апельсин и съел.

д) 5 - это число. 2 и 3 — это 5. Значит 3 и 2 одно число.

е) Мэр города на севере Нормандии однажды вечером столкнулся на улице с гражданином. После этого он издал приказ, чтобы никто не выходил на улицу без фонаря. Но вскоре мэр опять столкнулся с тем гражданином:

— Вы не читали моего приказа? — спросил мэр сердито.

— Читал, — ответил нормандец. - Вот мой фонарь.

— Но в фонаре у вас ничего нет! 170

Основы логики с задачами и упражнениями

— В приказе об этом ничего не упоминается.

Наутро появился приказ, обязывающий граждан выходить ночью только со свечой в фонаре. Вечером мэр снова натолкнулся на этого гражда­нина.

— Где фонарь?

— Вот он, и в нем свеча.

— Но она не зажжена.

— В приказе не сказано, что свечу надо зажигать.

И мэру пришлось издать еще один приказ. у

(Степанов А.А. Обращение лектора с аудиторией и законы логики, 1974 г.)

24. Выполняются ли требования закона непротиворечия в приведенных ниже понятиях:

солнечная ночь; сухая вода; холодный огонь; равносторонний пря­моугольный треугольник; круглый квадрат; разомкнутая окружность-конечная бесконечность; вечный двигатель; горячий лед; неправильное правило; сухопутный кит.

25. Установите, могут ли быть одновременно истинными суждения в сле­дующих парах:

а) Эта музыка плохая.

Эта музыка написана выдающимся композитором.

б) Это предложение краткое. Это предложение сложное.

в) Все млекопитающие дышат легкими. Некоторые млекопитающие дышат легкими.

г) Все млекопитающие дышат легкими. Не все млекопитающие дышат легкими.

д) Ни одна рыба не может жить без воды. Некоторые рыбы могут жить без воды.

е) Сахар бел. Сахар сладок.

ж) Электрон есть частица. Электрон есть волна.

з) Неверно, что некоторые студенты занимаются утренней зарядкой. Ни один студент не занимается утренней зарядкой.

и) Неверно, что некоторые студенты не занимаются утренней зарядкой.

Все студенты занимаются утренней зарядкой. 26. Укажите на противоречия в приведенных ниже примерах: а) В самый солнцепек, вернувшись домой, говорится в одном из анекдотов о Насреддине, Ходжа спросил жену: «Принеси-ка мне миску простоква­ши! Нет ничего полезней и приятней для желудка в такую жару!» Жена ответила: «миску? Да у нас даже ложки простокваши нет в доме!» Ходжа сказал: «Ну и ладно, ну и хорошо, что нет. Простокваша вредна человеку.» «Странный ты человек, — сказала жена, — то у тебя простокваша полезна,

Темы семинарских занятий

то вредна. Какое же из твоих мнений правильно?» Ходжа ответил: «Если она есть дома, правильно первое, а если ее нет, правильно второе.»

б) «Всадник не может сойти с лошади. Если он сойдет с лошади, то это уже не всадник. Следовательно, не всадник, а пеший сошел с лошади».

в) «Известно ли тебе, Захар, что на земле есть такая точка, где часовая стрелка может показать любое время суток и никто не вправе заявить, что она врет? Часовых дел мастера умерли бы там от голода, если бы не поспешили переменить профессию. В этой точке вчерашний день можно считать нынешним или нынешний - завтрашним. Кто-нибудь, например, скажет, что сегодня пятница, а другой возразит: «Нет. Суббота.» И как ни странно, оба будут правы».

(Ильин М., Воспоминание юнги Захара Загадкина)

27. В каких из приведенных ниже пар понятий проявляется закон исклю­ченного третьего?

а) грамотный; неграмотный;

б) сторонник мира; противник мира;

в) верующий; неверующий;

г) протяженное тело; непротяженное тело;

д) доказуемый; недоказуемый;

е) доказанный; обоснованный; п

ж) сладкий; горький;

и) убежденный; уверенный;

к) сообразительный; схватывающий на лету;

л) инициативный; охотно исполняющий порученное дело;

м) обратимый; необратимый;

и) агрессивный; воинственный;

о) воинственный; миролюбивый,

28. Установите, могут ли быть одновременно ложными суждения в следу­ющих парах:

а) Все студенты в нашей группе успешно сдали летнюю экзаменационную сессию.

Некоторые студенты нашей группы получили неудовлетворительные оценки в летнюю экзаменационную сессию.

б) Его утверждения являются правильными. Его утверждения являются неправильными.

в) Всякое небесное тело существует в пространстве. Некоторые небесные тела существуют за пределами обозримого небесного пространства.

г) все люди изучали логику.

Ни один человек не изучал логику.

д) Жизнь есть либо на Марсе, либо на Венере. Жизни нет ни на Марсе, ни на Венере.

29. Является ли первое, в каждой из приведенных пар суждений, достаточ­ным основанием для второго? 172

Основы логики (задачами и упражнениями

а) Треугольник, у которого каждый угол равен 60 градусов, называется равносторонним.

Равносторонний треугольник- геометрическая фигура.

б) Он хорошо учится.

Он достоин именной стипендии.

в) У него плохое материальное положение,

Ему необходимо поставить на экзаменах высокую оценку.

г) Это предложение длинное. Это предложение сложное.

д) Кит дышит легкими.

Кит - морское млекопитающее.

е) Данная мысль построена правильно. Данная мысль истинна.

ж) Пришла весна.

Сильнее стало греть солнце и зазеленели деревья, и) Данное определение соответствует законам логики.

Данное определение логически правильно. 30. Соблюдаются ли требования достаточного основания в приведенных ниже рассуждениях?

а) Гимназист покраснел, следовательно, он виноват,

б) Эта комната светлая, так как в ней три окна.

в) В этой курсовой работе не раскрыто основное содержание темы, но она заслуживает все же хорошей оценки.

г) Вода тушит огонь, потому что она жидкая и холодная.

Контрольные вопросы

1. Какие законы традиционной логики вы знаете? Как они формулируются? Каково их символическое представление?

2. Что выражает закон тождества, какова его роль в процессе рассужде­ния?

3. В чем сущность закона непротиворечия и какова его роль в познании?

4. Что выражает закон исключенного третьего и, в отношении каких суж­дений он действует?

5. В чем смысл и значение закона достаточного основания?

6. Охарактеризуйте роль основных формально-логических законов в работе юриста?

7. Почему нужно соблюдать законы логики?

8. Что понимает под законом математическая логика?

9. Как отличить закон логики от выражения, не являющегося законом?

Темы семинарских занятий

Наши рекомендации