Исследование роли мозжечка в регуляции двигательной активности

Исследование рефлекторно деятельности отделов головного мозга может быть проведено только в остром опыте или у людей с нарушением функций определенных отделов. Однако наблюдать рефлекторную деятельность головного мозга можно, если знать какой рефлекс, каким отделом ЦНС обеспечивается.

Наиболее наглядны рефлексы, обеспечивающие поддержание позы и координацию движений, где основная роль принадлежит мозжечку. Эфферентные сигналы мозжечка участвуют в регуляции активности нейронов вестибулярных (ядро Дейтерса), красных и других моторных ядер ствола мозга, а через них – в регуляции активности вставочных (α- и γ-мотонейронов спинного мозга) и ядер черепных нервов. Кроме того, мозжечок оказывает влияние на состояние активности таламических и корковых нейронов, участвующих в осуществлении движений. Через указанные пути эфферентные сигналы мозжечка участвуют в регуляции тонического напряжения мышц, распределении тонуса в покое и при движениях, силы мышечных сокращений, координации мышечных сокращений при выполнении простых и сложных движений.

При нарушениях мозжечкового контроля двигательной активности у человека наблюдаются расстройства двигательных функций.

О с н а щ е н и е: книга; линейка; карандаш. Исследование проводят на человеке.

С о д е р ж а н и е р а б о т ы. Предложите испытуемому проделать следующие движения и упражнения:

Исследование роли мозжечка в регуляции двигательной активности - student2.ru 1. Положение тела в позе Ромберга (оценка координации движений, или проба на статическую атаксию). Предложите испытуемому занять позу Ромберга. Для этого попросите его поставить ноги рядом, сблизив носки и пятки обеих ног. Руки вытянуть вперед, пальцы раздвинуть. Глаза вначале открыты, затем закрыты. Испытуемый должен замереть в этой неудобной позе. Наблюдайте, может ли он удержать равновесие. Будьте готовы поддержать человека при угрозе падения. При нарушениях мозжечка человек очень быстро теряет равновесие, активно пошатывается и размахивает руками (проба на атаксию положительна).

В норме человек достаточно долго сохраняет равновесие в такой позе (проба на атаксию отрицательна). Поэтому, для здоровых людей, чтобы ощутить регуляторную роль мозжечка в поддержании равновесия, позу Ромберга следует усложнить. Для этого, нужно одну ногу поставить перед другой, так чтобы носок ноги стоящей сзади прикасался к пятке ноги стоящей спереди. Обе ступни располагаются на одной линии. Руки складываются в замок под подбородком, локти сближаются и прижимаются к груди, глаза закрыты (Рис. 4).

◄Рис. 4. Усложненный вариант позы Ромберга.

Поддержание равновесия в такой позе долго, затруднено. По мере развития утомления регуляция тонуса нарушается, и корпус тела начинает заметно пошатываться. Это происходит быстрее, если закрыты глаза и нет важного ориентира для перераспределения тонуса, чтобы восстановить равновесие. Наконец равновесие окончательно теряется, начинается балансирование руками, или перемещение ног, предупреждающие падение.

Потеря равновесия в такой позе не является показателем нарушения функций мозжечка!

2. Проба Уинтерберга —испытуемый стоит с закрытыми глазами и вытягивает руки вперед, держа их горизонтально. Затем он ходит на одном месте в течение одной минуты, поднимая колени вверх насколько возможно. Если имеется вестибулярное поражение, происходит вращение вокруг своей оси.

3. Проба Бабинского—Вейля— испытуемый с закрытыми глазами делает несколько раз пять шагов вперед и пять шагов назад в течение 30 секунд. Если имеется одностороннее вестибулярное поражение, маршрут будет иметь форму звезды.

4. Указательная проба Барани— испытуемый сидит на стуле пред каким-нибудь объектом. Его просят закрыть глаза и несколько раз указать на объект. Если функция лабиринта нарушена, у больного возникает иллюзия движения объекта, и он промахивается.

Нарушения вестибулярной чувствительности могут быть связаны с поражениями вестибулярного аппарата внутреннего уха, вестибулярного нерва, вестибулярных ядер мозгового ствола и мозжечка.

5. Походка (оценка координации движений, или проба на динамическую атаксию). Предложите испытуемому пройти по комнате вперед и назад по нарисованной на полу прямой линии вначале с открытыми, а затем с закрытыми глазами.

Нарушения равновесия и координации при движении проявляются виде особого расстройства походки (атактическая походка). Она характеризуется тем, что больной ходит, широко расставляя ноги и пошатываясь (так называемая «пьяная походка») (рис. 5). Пошатывание особенно заметно при поворотах.

Исследование роли мозжечка в регуляции двигательной активности - student2.ru При отсутствии таких нарушений, проба на атаксию отрицательна.

◄Рис 5. Следы оставляемые людьми с атактической походкой.

6. Противодействие случайным движениям, возникающим в силу инерции. Экспериментатор удерживает руку испытуемого за предплечье и предлагает ему тянуть руку на себя, преодолевая сопротивление экспериментатора. Неожиданно экспериментатор отпускает руку испытуемого, и та движется по инерции.

При нормальном функционировании мозжечка рука испытуемого делает короткое движение и останавливается. При нарушении функций мозжечка рука ударяет испытуемого в грудь.

7. Пальценосовая проба (на дисметрию и тремор). Предложите испытуемому отвести руку в сторону на уровне плеча и затем медленно перемещать ее, чтобы указательным пальцем дотронуться до кончика носа. Пробу проведите правой и левой рукой, вначале с открытыми, а затем с закрытыми глазами.

В норме человек осуществляет плавные движения руки, дотрагивается до кончика носа (с точностью ± 1 см) без дрожи пальцев рук (т. е. проба на дисметрию и тремор отрицательна).

При нарушениях мозжечка появляется тремор, или дрожание, кисти и всей руки по мере при­ближения пальца к носу, в тяжелых случаях наблюдается грубое промахивание (проба на дисметрию и тремор становится положительной).

8. Проба на дисметрию. Предложите испытуемому взять со стола и затем поставить на прежнее место какой-либо предмет (книга, стакан). Отмечайте места, где лежал предмет и куда его вернул испытуемый. При необходимости измерьте линейкой разницу в положении предмета.

В норме человек ставит предмет на то же место с ошибкой не более ± 2 см (проба на дисметрию отрицательна).

9. Речь (проба на дизартрию). Предложите испытуемому повторить несколько трудных для произношения слов (землетрясение, самолетостроение, администрирование и др.). Отмечайте, нет ли замедления, растянутости или толчкообразия в речи.

Оформление протокола.

1. Пронаблюдайте рефлекторные реакции человека, обеспечивающие координацию движений, результат оформите в виде таблицы:

Проба Результат наблюдения
1. Положение тела в позе Ромберга  
2. Проба Уинтерберга  
3. Проба Бабинского—Вейля  
4. Указательная проба Барани  
5. Походка  
6.Противодействие случайным движениям, возникающим в силу инерции  
7. Пальценосовая проба  
8. Проба на дисметрию  
9. Речь  

2. Сделайте заключение о сохранности функций экстрапирамидной системы испытуемого.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Наши рекомендации