Логика как наука
Человек в повседневной жизни и в профессиональной деятельности постоянно познает окружающий его мир, самого себя и находящихся рядом с ним людей, приобретая различного рода и вида знания.
Знания– это сведения, информация, полученные субъектом, переработанные им на основе личного опыта или общественной практики и служащие ему в качестве регулятивов его познавательно-преобразовательной деятельности.
Осуществляет он это посредством чувственного познания и абстрактного мышления. Путем чувственного отражения (ощущений, восприятий, представлений), основанного на психических процессах, человек познает отдельные предметы и их свойства.
Ощущение– простейший психический процесс отражения отдельных свойств предметов и внутренних состояний организма, возникающих при непосредственном воздействии материальных раздражителей на органы чувств.
Восприятие– это процесс отражения предметов и явлений объективного мира, воздействующих в данный момент на анализаторы человека.
Представление– это процесс наглядного и обобщенного отражения тех предметов и явлений (или отдельных их свойств), которые в данный момент не воздействуют на наши органы чувств.
Чувственное отражение является основой абстрактного мышления, которое позволяет познавать законы мира, сущность предметов. Абстрактное, или рациональное, мышление отражает мир и его процессы глубже и полнее, чем чувственное.
Люди всегда рассуждают, стараясь из уже имеющихся у них знаний, извлечь новые. Знания, полученные таким образом, называются выводными. Процесс образования выводных знаний, естественно, подчиняется определенным законам, как и все явления в мире.
Главное назначение логики как раз и заключается в том, чтобы исследовать специфические мыслительные законы и разработать правила получения выводного знания.
Следовательно, объект логики как науки – это мышление человека.
Но мышление – это сложный, многогранный процесс, высшая форма познания мира, свойственная только человеку. И логику здесь интересует отнюдь не все. Сущность мышления, его происхождение, отношение к миру и его познавательные возможности изучает философия. Физиология интересуется тем, как зависит мышление от состояния мозга, материального субстрата мысли. Психология изучает условия оптимального развития и функционирования мышления, влияние на него социально-психологической среды, чувств. Генетика старается раскрыть тайны наследования детьми от родителей способностей к какой-либо деятельности. Ученые - кибернетики изучают технические возможности моделирования человеческого мышления на ЭВМ с обратной гибкой связью.
Логика, при этом, не вникает в содержание мыслей, так как очевидно, что по этому параметру мысли математика отличаются от мыслей биолога, музыкант думает совсем о другом, нежели судья, ученый использует в своих исследованиях такие понятия и термины, которые совершенно не употребляются в повседневном мышлении и языке. Да и о чем только не может рассуждать человек!
Однако во многих, совершенно различных по содержанию мыслях можно обнаружить нечто существенно общее. Это их структура или форма. Логика, изучая структуру мыслей в отвлечении от их конкретного содержания, устанавливает законы и правила рассуждений, ведущие от одних истинных утверждений к другим. Основными типами форм, в которых выражаются мысли, являются: понятие, суждение, теория и другие. Основными типами форм, в которых происходит развитие знаний, являются: умозаключение, гипотеза, решение, версия, задача, проблема и другие.
Характерным для мышления является тот факт, что познание действительности, развитие знаний осуществляется обобщенно, опосредствованно.
Обобщенно, потому что в мыслях и понятиях человек отражает те стороны предметов и явлений, которые его интересуют, отвлекаясь от остальных, и в наших понятиях отражаются признаки не только данного единичного предмета и явления, но и признаки содержания, присущие множеству предметов и явлений данного класса. Так, когда мы употребляем понятие «судья», то имеем в виду целый класс представителей судебной власти. Например, не только конкретного Председателя Конституционного Суда РФ, но и общие признаки судей прошлого, настоящего и будущего.
Опосредствованно, потому что мышление позволяет нам получить новые знания о мире, не обращаясь, каждый раз, непосредственно к опыту, а опираясь на предшествующие знания. Если мы с достоверностью знаем, что судебная власть всегда защищает права граждан, то используя данную мысль как исходное суждение, мы можем получить новое истинное утверждение: «Суды в Российской Федерации также защищают права граждан России».
Главное назначение логики и заключается как раз в том, чтобы, исследовав специфические законы мышления, разработать не только правила достижения истинного выводного знания, но и сформулировать пути, способы и формы осуществления этого процесса.
Таким образом, мы можем дать определение логики как науки.
Логика (от греческого λογος – логос – слово, понятие, рассуждение, разум, мысль) - наука об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания в любой области знания, о рациональных методах рассуждений, которые охватывают как анализ правил дедукции, так и исследование степени подтверждения вероятностных или правдоподобных заключений (гипотез, версий, предположений).
Предмет логики как науки – это формы и средства мысли, законы правильного мышления и получения выводного знания, а также методы рассуждений и формулирования истинных выводов, обобщений, рекомендаций, решений.
Логику иногда называют наукой о правильном мышлении. Такое определение логики хотя и страдает некоторой нечеткостью, имеет свое основание. Действительно, когда хотят проверить правильность какого-либо рассуждения, то обращаются к законам и правилам логики. Логика помогает нам размышлять таким образом, чтобы получать истинные выводы.
Поскольку логика, в узком смысле этого слова, интересуется формой построения мыслей и отвлекается при этом от конкретной информации, заключенной в них, она называется формальной логикой3.
3 В отличие от диалектической логики, которая в известном смысле совпадает с теорией познания.
Отвлекаясь от конкретного содержания мыслей, логика не пренебрегает вопросом о том, являются истинными или ложными те утверждения, которыми мы оперируем в мышлении. В зависимости от того, истинны или ложны исходные утверждения, можно получить истину или ложь в выводе. Поэтому логика, чтобы быть средством обнаружения истины, должна на основе изучения формальных структур мышления устанавливать законы зависимости между истинными и ложными суждениями.
Например, следующие два суждения:
«Катон Старший говорил о необходимости разрушить Карфаген» и «Плевако – хитроумный адвокат» - имеют далеко не одинаковое содержание, но у них одинаковая логическая структура. В первом и втором суждении предмету мысли приписывается какое-то определенное свойство. Схематично это будет выглядеть следующим образом: S есть P, где: S – есть предмет мысли; P – свойство, которое приписывается этому предмету.
Возьмем, для обоснования нашего вывода, рассмотрим еще два рассуждения: «Все космонавты – отважные люди. Г. Титов – космонавт. Следовательно, Г. Титов – отважный человек» и «Все студенты 1 курса РАП изучают логику. Петрова Таня – студентка 1 курса РАП. Следовательно, Петрова Таня изучает логику». В этих рассуждениях речь идет о совершенно разных вопросах. Но логическая структура (форма) рассуждения одинакова. В логике ее записывают часто так: