Характеристика преддошкольного периода (от 3 до 7 лет) с точки зрения дальнейшего развития и совершенствования речевых функций и форм.

На преддошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение.

На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка формируется фонематическое восприятие, т.е. все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением и умение исправлять его в некоторых возможных случаях.

В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к 4-6 годам достигает 3000-4000 слов. Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. Но часто дети еще неверно понимают или используют слова, например, по аналогии с назначением предметов говорят вместо лопатка «копатка» и т.п. Вместе с тем такое явление свидетельствует о «чувстве языка». Это значит, что у ребенка растет опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству.

Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя речи. В преддошкольный период дети овладевают связной речью. После трех лет происходит значительное усложнение содержания речи ребенка, увеличивается ее объем. Это ведет к усложнению структуры предложений. По определению А.Н.Гвоздева, к трем годам у детей оказываются сформированными все основные грамматические категории.

Дети четвертого года жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями. Наиболее распространенная форма высказываний в этом возрасте – простое распространенное предложение.

На пятом году жизни дети относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Начиная с этого возраста высказывания детей напоминают короткий рассказ. Во время бесед их ответы на вопросы включают в себя все большее и большее количество предложений.

В пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40-50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи – монологической речью.

В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие: сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее – мягкие и твердые согласные и затем сонорные, шипящие и свистящие звуки.

К четырем годам ребенок должен дифференцировать все звуки, т.е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие.

К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто.

На протяжении преддошкольного периода постепенно формируется контекстная (отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры) речь. Контекстная речь появляется сначала при пересказе ребенком сказок, рассказов, затем при описании каких-либо событий из его личного опыта, его собственных переживаний, впечатлений.

14.Закономерности овладения звуковой стороной речи: характеристика периода «дофонемного» развития речи (дословесного периода)

ДОСЛОВЕ́СНЫЙПЕРИ́ОДРАЗВИ́ТИЯРЕ́ЧИ — нач. этап речевого онтогенеза, продолжается от рожд. ребенка примерно до двух лет. Д. П. рассматривается как подготовит. этап для дальнейшего овладевания ребенком активной словесной речи.

В процессе развития речи ребенок овладевает сложной многоуровневой системой родного яз. Установление контактов с окружающим миром начинается с самого рожд. ребенка (этап младенческих криков). Ребенок довольно скоро начинает улавливать связь между своим криком и реакцией на него окружающего мира. Кроме того, в этот период отрабатывается умение соотносить звуки с ощущениями от движений артикуляционного аппарата.

На этапе гуления (с 2—3 до 5—7 месяцев) ребенок может произносить звуки, свойственные не только его родному яз., но любому яз. мира, однако уже на этом этапе возникают интонационные контуры, специфич. именно для его родного яз.

На этапе лепетной речи (с 5—7 мес. до 1,5 лет), когда дети пытаются повторить то, что им говорят взрослые, складывается слоговая структура, вариативность порождаемых звуков резко снижается (т. е. ребенок порождает в основном звуки, свойственные его родному языку). Глухонемые дети проходят стадию гуления и нач. стадию лепета, дальнейшего развития речевой деят-ности у них не происходит, т. к. при отсутствии слухового восприятия нет попыток имитации взрослой речи.

Примерно с 12 мес. наступает период голофрастической речи — ребенок порождает однословные монорематич. фразы. В период от 1,5 до 2 лет происходит развитие синтаксиса от однословных высказываний к двусловным фразам с выраженным словесным предикатом. Ребенок уже не просто обозначает ситуацию, но вычленяет в ней 2 части, связывая их между собой. Кроме конструкций, заимствованных из яз. взрослых, дети могут создавать "свою" грамматику, т. е. такие конструкции, какие они не слышат от взрослых (напр., "дядя вода", что значит — "дядя промок, дядя мокрый"). В двусловных предложениях сначала отсутствуют грамматич. показатели, редко используются местоимения. Эти периоды представляют собой переход от довербальных средств общения к вербальным.

Наши рекомендации