Распределенность терминов в простом суждении 5 страница
b. Индуктивное обобщение должно вестись по самому широкому спектру признаков;
c. Индуктивное обобщение должно вестись по существенным признакам.
2. Какое из перечисленных требований необходимо соблюдать в процессе индуктивного вывода?
a. Индуктивное обобщение следует распространять на все предметы действительности;
b. Индуктивное обобщение следует распространять только на однородные и сходные предметы;
c. Индуктивное обобщение следует распространять только на близкие по смыслу предметы.
3. Какое из перечисленных требований необходимо соблюдать в процессе индуктивного вывода?
S1-P S2-P S3-P ..................... S1, S2, S3 .... составляют класс К ____________ вероятно, каждый элемент К – Р | a. Полная индукция; b. Неполная индукция. |
4. Какое из перечисленных требований необходимо соблюдать в процессе индуктивного вывода?
S1 – P S2 – P S3 – P ................... Sn – P Только S1, S2, S3 .... Sn ____________ составляют класс К каждый элемент К - Р | a. Полная индукция; b. Неполная индукция. |
Задание 26
Какой вид аналогии применен в следующих рассуждениях?
1. «Если масштаб одной карты в 2 раза больше, чем другой, то и расстояние, измеренное между одними и теми же населенными пунктами, на различных картах, будет выражено различными величинами, отличающимися также в 2 раза» | a. Аналогия мотивов; b. Аналогия отношений; c. Строгая аналогия; d. Нестрогая аналогия. |
2. «Меняйте ваши мнения, сохраняйте ваши принципы; меняйте ваши листья, сохраняйте корни» (В. Гюго) | a. Аналогия мотивов; b. Аналогия отношений; c. Строгая аналогия; d. Нестрогая аналогия. |
3. «Как лекарство не достигает своей цели, если доза слишком велика, так и порицание и критика – когда они переходят меру справедливости» (А. Шопенгауэр) | a. Аналогия мотивов; b. Аналогия отношений; c. Строгая аналогия; d. Нестрогая аналогия. |
4. «Если все планеты Солнечной системы движутся вокруг Солнца в одном направлении, то их движение, вероятно, имеет одну и ту же причину» | a. Аналогия мотивов; b. Аналогия отношений; c. Строгая аналогия; d. Нестрогая аналогия. |
5. Чеховский литературный герой Семи-Булатов утверждает: «Отчего зимою день короткий, а ночь длинная, а летом - наоборот? День зимою оттого короткий, что... от холода сжимается и от того, что Солнце рано заходит, а ночь от возжжения светильников и фонарей расширяется» | a. Аналогия мотивов; b. Аналогия отношений; c. Строгая аналогия; d. Нестрогая аналогия. |
Задание 27
1. К какому виду умозаключений со сложным предикатом относятся данные рассуждения? | ||
1. | Я могу пойти на военную службу или заняться коммерческой деятельностью Я решил пойти на военную службу Следовательно, я не могу заняться коммерческой деятельностью | a. Условно-разделительное; b. Условно-категорическое; c. Разделительно-категорическое. |
2. | Если Х. совершил преступление, то он был на месте преступления Х. не был на месте преступления Х. не совершал преступление | a. Условно-разделительное; b. Условно-категорическое; c. Разделительно-категорическое. |
3. | Если вина обвиняемого не доказана, то он считается невиновным Вина обвиняемого не доказана Обвиняемый считается невиновным | a. Условно-разделительное; b. Условно-категорическое; c. Разделительно-категорическое. |
ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
Вариант 1
1. Какой закон логики нарушен в следующем рассуждении: «Победителям соревнования были вручены подарки. Ими оказались студенты А. Сидоров и В. Фролов»?
1. Закон тождества;
2. Третий закон Ньютона;
3. Закон народонаселения Т. Мальтуса.
2. Определите вид понятия «Кащей Бессмертный» по объему:
1. Общее;
2. Единичное;
3. Нулевое.
3. Определите вид суждения по объединенной классификации: «Все договоры – это юридические сделки».
1. Общеутвердительное суждение;
2. Частноутвердительное суждение;
3. Частноотрицательное суждение.
4. Определите, какая логическая форма (понятие, суждение или умозаключение) выражено в следующей грамматической форме: «Вода бывает пресная и соленая. Вода не пресная, следовательно, она соленая».
1. Понятие;
2. Суждение;
3. Умозаключение.
5. Определите тезис в следующем доказательстве:
«Всякое преступление – наказуемое деяние,
Всякая кража – преступление.
Следовательно, всякая кража – наказуемое деяние».
1. Всякое преступление – наказуемое деяние;
2. Всякая кража – преступление;
3. Всякая кража – наказуемое деяние.
Вариант 2
1. Какой закон логики нарушен в следующем рассуждении: «Конечно, Иванов не отличник, но, с другой стороны, у него нет других оценок, кроме пятерок»?
1. Закон взаимоперехода количества в качество;
2. Закон непротиворечия;
3. Закон единства и борьбы противоположностей.
2. Проверьте правильность определения: «Реакционер – человек реакционных взглядов»:
1. Определение правильно;
2. Допущена ошибка широты;
3. Допущена ошибка порочного круга (тавтология).
3. Определите, простым или сложным является следующее суждение; если сложным, то каким именно: «Решение суда должно быть законным и обоснованым».
1. Простое;
2. Сложное соединительное;
3. Это не суждение, а понятие.
4. Определите средний термин в следующем силлогизме:
«Орел питается мясом
Орел – птица
Некоторые птицы питаются мясом».
1. Птицы;
2. Питаются мясом;
3. Орел.
5. Определите, какая ошибка допущена в следующем доказательстве: «Оливер Кромвель бел психически ненормальным человеком, так как он, несомненно, был великим человеком, а все великие люди психически ненормальны».
1. «Круг в доказательстве»;
2. «Подмена тезиса»;
3. «Ложный аргумент».
Вариант 3
1. Какой закон логики нарушен в следующем рассуждении: «У него плохое материальное положение. Следовательно, ему нужно поставить на экзаменах высокую оценку»?
1. Закон тождества;
2. Закон непротиворечия;
3. Закон достаточного основания.
2. Проверьте правильность ограничения: «логика – учение о понятии».
1. Ограничение произведено правильно;
2. Это не ограничение, а разделение целого на части;
3. Ограничение произведено не по одному основанию.
3. Определите, какая логическая форма (понятие, суждение, умозаключение) выражена в следующей грамматической форме: «Довольно часто преступления совершаются путем бездействия».
1. Понятие;
2. Суждение;
3. Умозаключение.
4. Определите больший термин в следующем силлогизме:
«Лук – оружие дикарей
Это растение – лук
Это растение – оружие дикарей».
1. Растение;
2. Оружие дикарей;
3. Лук.
5. От какой логической ошибки предостерегал римский юрист: «Когда ты видишь человека, держащего нож, вонзенный в грудь убитого, не спеши утверждать, что перед тобой убийца. Может быть, этот человек вынимает нож из груди убитого»?
1. «Круг в доказательстве»;
2. «Тавтологический круг»;
3. «Не следует, не вытекает».
Вариант 4
1. Определите, какой закон логики нарушен в следующем диалоге:
- Почему Вы называете этот хор смешанным? Ведь здесь одни женщины!
- Да, но одни умеют петь, а другие – нет!
1. Закон тождества;
2. Закон непротиворечия;
3. Закон достаточного основания.
2. Определите вид понятия «норма права» по объему:
1. Общее;
2. Единичное;
3. Нулевое.
3. Определите, простым или сложным является следующее суждение; если сложным, то каким именно: «Допрос – это процесс получения показаний от лица, обладающего сведениями, имеющими значение для расследуемого дела».
1. Простое;
2. Сложное;
3. Разделительное.
4. Определите средний термин в следующем силлогизме:
«Все преступления осуждаются общественностью
Данное деяние не преступление
Данное деяние не осуждается ответственностью».
1. Деяние;
2. Осуждается общественностью;
3. Преступление.
5. Определите, какая логическая форма (понятие, суждение или умозаключение) отражена в следующей грамматической форме: «Ртуть – жидкость, хоть она и является металлом, следовательно, некоторые металлы являются жидкостями».
1. Понятие;
2. Суждение;
3. Умозаключение.
Вариант 5
1. Какой закон логики нарушен в следующем рассуждении: «В ответе студента К. не раскрыто основное содержание обсуждаемого вопроса, следовательно, ответ заслуживает хорошей оценки»?
1. Закон отрицания отрицания;
2. Закон единства и борьбы противоположностей;
3. Закон достаточного основания.
2. Проверьте правильность деления: «Курс делится на учебные группы».
1. Деление произведено правильно;
2. Это не деление, а расчленение целого на части;
3. Деление произведено не по одному основанию.
3. Определите вид суждения по объединенной классификации: «Многие из нас раньше не обучались в вузе».
1. Общеутвердительное;
2. Общеотрицательное;
3. Частноотрицательное.
4. Определите, какая логическая форма (понятие, суждение или умозаключение) выражено в следующей грамматической форме: «Если воду нагреть до 100 градусов, то она закипит. Вода кипит, следовательно, воду нагрели до 100 градусов».
1. Понятие;
2. Суждение;
3. Умозаключение.
5. Определите вид следующего доказательства: «Все студенты I курса УрГИ изучают философию. Т. Яковлев – студент 1 курса УрГИ. Следовательно, он изучает философию».
1. Прямое;
2. Косвенное апагогическое (от противного);
3. Косвенное разделительное (методом исключения).
Вариант 6
1. Какой закон логики нарушен в следующем рассуждении: «Студент Н. сдал сессию на «удовлетворительно». Следовательно, он достоин поощрения»?
1. Закон тождества;
2. Закон непротиворечия;
3. Закон достаточного основания.
2. Определите, какая логическая форма (понятие, суждение, умозаключение) выражена в следующей грамматической форме: «Город Екатеринбург».
1. Понятие;
2. Суждение;
3. Умозаключение.
3. Определите вид суждения по объединенной классификации: «Никто не хотел умирать».
1. Общеутвердительное;
2. Частноутвердительное;
3. Общеотрицательное.
4. Определите меньший термин в следующем силлогизме:
«Все судьи – справедливы
Прокуроры не есть судьи
Прокуроры не справедливы».
1. Прокуроры;
2. Справедливы;
3. Судьи.
5. Определите вид следующего доказательства: «В соревновании на звание чемпиона школы по шахматам приняли участие Иванов, Зельдин и Махортов. Только они в ходе предварительных соревнований завоевали право бороться за это звание. После соревнований между ними стало известно, что ни Иванов, ни Зельдин не заняли первого места. Следовательно, чемпионом школы стал Махортов».
1. Прямое;
2. Косвенное анагогическое (от противного);
3. Косвенное разделительное (методом исключения).
Вариант 7
1. Определите, какая логическая форма (понятие, суждение или умозаключение) выражена в следующей грамматической форме: «Министр Внутренних дел РФ»?
1. Понятие;
2. Суждение;
3. Умозаключение.
2. Проверьте правильность определения: «Агрессивная страна – это такая страна, которая ведет агрессивную политику».
1. Определение правильно;
2. Допущена ошибка широты;
3. Допущена тавтология.
3. Определите, простым или сложным является следующее суждение, если сложным, то каким именно: «Возвращение блудного сына» - одно из лучших произведений Рембрандта».
1. Простое;
2. Соединительное (конъюнктивное);
3. Условное (импликативное).
4. Определите средний термин в следующем силлогизме:
«Трапеции не есть ромбы
Квадраты не есть трапеции
Квадраты не есть ромбы».
1. Квадраты;
2. Ромбы;
3. Трапеции.
5. Определите, какая ошибка допущена в следующем доказательстве: «На одежде А. обнаружены пятна крови. Известно также, что отношения между А. и убитым Б. были в последнее время натянутыми. Следовательно, убийцей Б. является А.»
1. «Круг в доказательстве»;
2. «Подмена тезиса»;
3. «Не следует, не вытекает».
Вариант 8
1. Какой закон логики нарушен в следующем примере: «Один человек гордился выучкой своей собаки. Когда он командовал ей: «Иди ко мне или не ходи!», «Ешь или не ешь!», она всегда выполняла его команду»?
1. Закон тождества;
2. Закон противоречия;
3. Закон достаточного основания.
2. Проверьте правильность деления: «На экзамене можно получить следующие оценки – отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно».
1. Деление произведено правильно;
2. Допущена ошибка узости;
3. Допущена ошибка широты.
3. Определите вид суждения по объединенной классификации: «Б.Н. Ельцин – первый Президент России».
1. Общеутвердительное;
2. Частноутвердительное;
3. Общеотрицательное.
4. Определите, какая логическая форма (понятие, суждение или умозаключение) выражена в следующей грамматической форме: «Студент УрГИ»?
1. Понятие;
2. Суждение;
3. Умозаключение.
5. Определите, какая ошибка преднамеренно допущена в следующем рассуждении: «Вор не желает приобрести ничего дурного. Приобретение хорошего есть дело хорошее. Следовательно, вор желает хорошего»?
1. «Круг в доказательстве»;
2. «Подмена тезиса»;
3. «Не следует, не вытекает».
Вариант 9
1. Какой закон логики нарушен в следующем рассуждении: «Судья: - Вы совершили восемь ограблений за одну неделю. Как это возможно?
Подсудимый: - Работал день и ночь, Ваша честь. Если бы все трудились так, как я, наша страна давно уже вышла бы на путь процветания!»?
1. Закон тождества;
2. Закон непротиворечия;
3. Закон достаточного основания.
2. Определите вид понятия «сделка» по объему:
1. Общее;
2. Единичное;
3. Нулевое.
3. Определите, простым или сложным является следующее суждение; если сложным, то каким именно: «Он и швец, и жнец, и на дуде игрец».
1. Простое;
2. Соединительное (конъюнктивное);
3. Условное (импликативное).
4. Определите больший термин в следующем силлогизме:
«Все герои заслуживают награды
Некоторые военнослужащие - герои
Все военнослужащие заслуживают награды».
1. Военнослужащие;
2. Заслуживают награды;
3. Герои.
5. Определите ошибку, допущенную в следующем рассуждении: «Человек – разумное животное, потому что он рассуждает. А рассуждать он может потому, что он – разумное животное».
1. «Довод к человеку»;
2. «Круг в доказательстве»;
3. «Не следует, не вытекает».
Вариант 10
1. Какой закон логики нарушен в следующем рассуждении: «В результате автопроисшествия он получил травмы, чем нарушил ст.ст. 17, 18, 125 и 156 «Правил дорожного движения»?
1. Закон тождества;
2. Закон непротиворечия;
3. Закон достаточного основания.
2. Проверьте правильность определения: «Преступление – это общественно-опасное деяние, направленное против личности».
1. Определение правильно;
2. Допущена ошибка узости;
3. Допущена тавтология.
3. Определите, простым или сложным является следующее суждение; если сложным, то каким именно: «По форме правления государство может быть монархией или республикой».
1. Простое;
2. Соединительно-разделительное (слабая дизъюнкция);
3. Условное (импликативное).
4. Определите, какая логическая форма (понятие, суждение или умозаключение) выражена в следующей грамматической форме:
«Ни один страус не летает
Все страусы - птицы
Некоторые птицы не летают».
1. Понятие;
2. Суждение;
3. Умозаключение.
5. Определите ошибку, допущенную в следующем доказательстве: «Все, что говорил Н. – ложно, так как он является человеком глупым и безнравственным».
1. «Довод к человеку»;
2. «Круг в доказательстве»;
3. «Подмена тезиса».
ПРИМЕРНЫЕ ВАРИАНТЫ
КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
(для студентов очной и очно-заочной формы обучения)
К теме 2: Законы (принципы) правильного мышления
Вариант 1
1. Какой закон логики нарушен в следующем рассуждении? Отредактируйте его в соответствии с требованиями закона логики.
В результате автопроисшествия он получил травмы, чем нарушил ст. 17, 18, 125 и 156 «Правил дорожного движения».
2. -Правильно ли утверждение о том, что формальная логика изучает некоторые законы мышления? – спросил преподаватель слушателя А.
- Нет, это утверждение не соответствует действительности, - ответил слушатель А.
- Каково ваше мнение? – спросил преподаватель слушателя Б.
- Я согласен с А. Ошибочно думать, будто формальная логика изучает все законы мышления.
Требования каких законов нарушает каждый из слушателей?
Вариант 2
1. Какой закон логики нарушен в следующем рассуждении? Отредактируйте его в соответствии с требованиями закона логики.
Он был лидером в своей группе, но никто этого не признавал.
2. Свидетель Н. первоначально говорил, что в автобусе был парень по прозвищу «Мишка - смех» и что прозвище носил Ф. В последующих показаниях Н. утверждал, что парень, носивший это прозвище, и Ф. – разные люди.
Дайте логический анализ показаниям свидетеля Н.
Вариант 3
1. Какой закон логики нарушен в следующем рассуждении? Отредактируйте его в соответствии с требованиями закона логики.
Нам предложили почтить память умерших адвокатов вставанием. К сожалению, это происходит редко.
2. Применим ли закон исключенного третьего к следующим двум версиям:
а) недостача, установленная в магазине №2, - результат кражи, совершенной неизвестными лицами;
б) недостача, установленная в магазине №2, - результат систематических краж, совершаемых сторожем С.
Вариант 4
1. Какой закон логики нарушен в следующем рассуждении? Отредактируйте его в соответствии с требованиями закона логики.
Труп был теплый, но признаков жизни почему-то не подавал.
2. В 1907 году кадетская фракция в Думе по вопросу об отношении к правительству постановила: не выражать ему ни доверия, ни недоверия. Причем, если будет вынесена резолюция доверия правительству, то голосовать против нее, а если будет вынесена резолюция недоверия правительству, то голосовать против нее.
Требования какого логического закона нарушили в данном случае кадеты?
К теме 3: Понятие
Вариант 1
1. Дайте логическую характеристику следующим понятиям, ограничьте и обобщите каждое из них:
Лейтенант милиции;
«Левый доход».
2. Изобразите с помощью кругов Эйлера отношения между следующими понятиями:
Студент, дед, мужчина, водитель автомобиля, мужественность.
3. Установите правильность определения:
Крест – это конструкция, образованных в результате перекрещивания двух перекладин.
4. Установите правильность деления:
Украина делится на правобережную и левобережную.
Вариант 2
1. Дайте логическую характеристику следующим понятиям, ограничьте и обобщите каждое из них:
Кража;
Верхняя палата.
2. Изобразите с помощью кругов Эйлера отношения между следующими понятиями:
Жена, муж, юрист, шахматист, юридический институт.
3. Установите правильность определения:
СПИД – чума XX века.
4. Установите правильность деления:
Люди делятся на тех, кто дает взаймы и тех, кто берет взаймы.
Вариант 3
1. Дайте логическую характеристику следующим понятиям, ограничьте и обобщите каждое из них:
Шерлок Холмс;
Женственность.
2. Изобразите с помощью кругов Эйлера отношения между следующими понятиями:
Мужчина, женщина, милиционер, милиция, милиция г. Екатеринбурга.
3. Установите правильность определения:
Милиционер – это человек, работающий в правоохранительных органах.
4. Установите правильность деления:
Преступники бывают рецидивистами, впервые судимые и судимые за тяжкие преступления.
Вариант 4
1. Дайте логическую характеристику следующим понятиям, ограничьте и обобщите каждое из них:
Юриспруденция;
Правильный выбор студента Иванова.
2. Изобразите с помощью кругов Эйлера отношения между следующими понятиями:
Дед, генерал, отец, ученый, начальник
3. Установите правильность определения:
Свет – это состояние отсутствия темноты.
4. Установите правильность деления:
Офицеры делятся на высших, старших, капитанов и лейтенантов.
К теме 4: Суждение
Вариант 1
1. Постройте таблицу истинности следующего суждения:
A < - > (B ^ C)
2. Табличным способом обоснуйте правильность вывода:
Если Иванов является участником преступления, то он знал потерпевшего. Иванов не знал потерпевшего, но знал его жену. Потерпевший знал Иванова. Следовательно, Иванов – преступник.
3. Определите субъект, предикат и вид суждения по объединенной классификации.
Только раз бывает в жизни встреча.
Вариант 2
1. Постройте таблицу истинности следующего суждения:
(B ^ C) Ú B
2. Табличным способом обоснуйте правильность вывода:
Если это преступление совершил Иванов, то он знает, где находятся похищенные деньги. Иванов не знает, где находятся похищенные деньги, но знает, где похищенные вещи. Иванова видели на месте преступления. Следовательно, Иванов – преступник.
3. Определите субъект, предикат и вид суждения по объединенной классификации.
Никто его не знает.
Вариант 3
1. Постройте таблицу истинности следующего суждения:
A - > (B Ù C)
2. Табличным способом обоснуйте правильность вывода:
Если Кондратьев видел, как Федоров садился в машину, то он за ним следил. Если Федоров поехал на машине, то он очень спешил. Если он очень спешил, то он боялся опоздать к Шефу. Кондратьев хорошо знаком с Шефом. Следовательно, Кондратьев следит за Федоровым.
3. Определите субъект, предикат и вид суждения по объединенной классификации.
Ничто не вечно под луной.
Вариант 4
1. Постройте таблицу истинности следующего суждения:
(B Ù C) < - > A
2. Табличным способом обоснуйте правильность вывода:
Если вор - карманник, то он не домушник. Если он не домушник, то он на учете в Ленинском или Кировском райотделе. Он не на учете в Кировском РОВД. Следовательно, он на учете в Ленинском РОВД, или он карманник.
3. Определите субъект, предикат и вид суждения по объединенной классификации.
Никто, кроме нас, не сделал правильного выбора.
К теме 5: Умозаключение
Вариант 1
1. Определите структуру, фигуру и модус силлогизма. Какие правила силлогизма нарушены в следующем случае?
Все люди смертны. Собаки – не люди. Собаки бессмертны.
2. Сделайте вывод из следующих суждений (решите сорит):
Никто не станет выписывать газету «Таймс», если он не получил хорошего образования. Ни один дикообраз не умеет читать. Те кто не умеют читать, не получили хорошего образования.
3. Дополните недостающую часть следующего силлогизма:
Каждый желает добродетели, потому что каждый желает счастья.
4. В следующем умозаключении покажите, к какому типу он принадлежит. Где недостает заключения, следует вывести его. Если в умозаключении есть ошибка, то следует показать, какая и почему.
Если у человека отнять последнюю надежду, то он падает духом.
NN пал духом.
Следовательно?
Вариант 2
1. Определите структуру, фигуру и модус силлогизма. Какие правила силлогизма нарушены в следующем случае?
Дикари любят мясо. Ты тоже любишь мясо. Ты дикарь.
2. Сделайте вывод из следующих суждений (решите сорит):
Щенок, не желающий лежать спокойно, будет Вам благодарен, если Вы предложите ему скакалку. Хороший щенок не скажет Вам спасибо, если Вы предложите ему скакалку. Никто, кроме хромых щенят, не станет ткать.
3. Дополните недостающую часть следующего силлогизма:
Многие оспариваемые положения заслуживают, тем не менее, внимания, потому что многие из таких положений могут оказаться верными.
4. В следующем умозаключении покажите, к какому типу он принадлежит. Где недостает заключения, следует вывести его. Если в умозаключении есть ошибка, то следует показать, какая и почему.
Если преступники суть люди душевнобольные, то их необходимо изолировать от общества.
Если преступники суть люди душевнобольные, то они должны быть наказуемы.
Но преступники суть или душевнобольные или душевноздоровые.
Следовательно, преступники должны быть или устранены из общества, или она должны быть наказуемы.
Вариант 3
1. Определите структуру, фигуру и модус силлогизма. Какие правила силлогизма нарушены в следующем случае?
Хирурги режут людей. Тот, кто режет людей, поступают жестоко. Все хирурги жестокие люди.
2. Сделайте вывод из следующих суждений (решите сорит):
Ни одно имя в этом списке не годится для героя романа. Имена, начинающиеся с гласной, всегда мелодичны. Ни одно имя не годится для героя романа, если оно начинается с согласной.
3. Дополните недостающую часть следующего силлогизма:
Некоторые удовольствия не заслуживают одобрения. Поэтому некоторые удовольствия не суть почетны.
4. В следующем умозаключении покажите, к какому типу он принадлежит. Где недостает заключения, следует вывести его. Если в умозаключении есть ошибка, то следует показать, какая и почему.