Квалиметрия

Квалиметрия - это наука о количественном оценивании и анализе каче­ства объектов. В квалиметрии качество рассматривается как свойство или сово­купность свойств объекта, обусловливающих его пригодность для ис­пользования по назначению.

Свойство продукции - это объективная особенность продукции, проявляющаяся при ее создании, эксплуатации или потреблении.

Показатель качества продукции - это качественная характеристика одного или нескольких свойств, входящих в состав качества продукции, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления.

Единичный показатель качества продукции - это показатель, характеризующий только одно из свойств продукции, а комплексный по­казатель - показатель, характеризующий несколько ее свойств. Раз­новидностью комплексного показателя качества (КПК) являются обоб­щенный, интегральный и групповой показатели качества.

Обобщенный КПК — это показатель, характеризующий такую сово­купность свойств, по которым оценивается качество продукции.

Интегральный КПК характеризует отношение суммарного полезно­го эффекта от эксплуатации или потребления продукции к суммарным затратам на ее создание, эксплуатацию или потребление.

Групповой КПК - это показатель, характеризующий одну группу свойств продукции.

Показатель качества продукции называют определяющим, если он используется для принятия решения при оценивании ее качества.

Различают следующие показатели качества продукции: надежность, экономичность, эргономичность, технологичность, транспортабельность, безопасность, стандартизация и унификация.

В теории и практике оценивания качества продукции используют различные методы определения показателей ее качества, которые можно разделить на две группы - эвристические и неэвристические.

Эвристические методы - это субъективные методы, в основе ко­торых лежит сбор и обработка экспертных данных. Эти методы при­нято разделять по двум классификационным признакам:

1) в зави­симости от характера информации, получаемой от экспертов, — органолептические (зрение, слух, обо­няние и осязание) и социологические методы (опрос);

2) в зависимости от вида ин­формации - экспертные методы, экспертно-статистические и методы эвристической классификации.

Экспертные методы предполагают чаще всего использование экспертов для определения коэффициентов весомости единичных показателей качества (ЕПК).

Экспертно-статистические методы решают задачу определения показателей качества продукции на основе достаточно большой выборки объектов. На основе экспертного опроса строят математическую модель КПК для объектов определенного назначения, которая позволяет в дальнейшем находить КПК без очередного опроса экспертов.

Методы эвристической классификации заключаются в разбиении экспертами группы объектов на несколько классов. Объекты каждого класса имеют равные комплексные показатели, определенные в балль­ной системе. Полученные баллы и соответствующие им наборы значений единичных показателей используют для определения границ классов в пространстве единичных показателей.

Неэвристические методы определения показателей качества осно­ваны на использовании выявленных взаимосвязях между параметрами продукции, ее индивидуальных показателей или других объективных данных об этих значениях. Это измерительный, регистрационный и расчетный методы.

Измерительный метод - это объективный метод определения по­казателей качества. Он является наиболее распространенным и реали­зуется на основе использования технических средств измерений.

Регистрационный метод осуществляется на основе наблюдений и подсчете числа определенных событий. Он широко используется при определении значений показателей надежности, например, наработки на отказ, среднего времени восстановления и др.

Расчетный (математический) метод реализуется на основе исполь­зования известных теоретических и эмпирических зависимостей пока­зателей качества продукции от ее параметров. Под параметром здесь понимается признак продукции, количественно характеризующий лю­бые ее свойства или состояния.

Наши рекомендации