Контрольные карты управляемости
Контрольная карта - это разновидность графика, который отличается наличием контрольных границ, обозначающих допустимый диапазон разброса характеристик в обычных условиях течения процесса. Выход характеристик за пределы контрольных границ означает нарушение стабильности и требует проведения анализа причин и принятия, соответствующих мер.
Для построения контрольных карт необходимо иметь:
- четкую идентификацию процесса,
- данные, по которым можно установить начальную точку отсчета,
- средства для сбора данных и построения графика.
Выбор методики построения контрольной карты.
Основой для построения соответствующей карты управляемости, используемой при конкретных обстоятельствах может послужить биномиальный, Пуассона и нормальный математический закон распределения.
Различают следующие формы контрольных карт: 1) карта средних арифметических значений (Х- карта); 2) карта медиан ( - карта); 3) карта стандартных отклонений (S - карта), 4) карта размахов (R - карта); 5) карта доли дефектных единиц продукции (р - карта); 6) карта числа дефектных единиц продукции (np - карта); 7) карта числа дефектов (с - карта); 8) карта числа дефектов на единицу продукции (и - карта).
Первые четыре формы контрольных карт применяют по количественному признаку, а последние четыре формы - при контроле по альтернативному признаку. На рис. 1.8. представлен алгоритм выбора конкретной формы контрольной карты.
Рис. 1.8. Выбор контрольной карты управляемости
На рис. 1.9. перечисляются преимущества и недостатки различных форм контрольных карт.
Форма контрольной карты | Преимущества | Недостатки |
Проста для построения и желательна, если другие факторы ограничивают размер выборки | Трудно обнаружить субгрупповую погрешность | |
Чувствительна к отклонениям процесса от установленного уровня | Получение данных занимает больше времени (чем для диаграмм | |
c и u | Применима для поиска неисправностей, поскольку определяет и прослеживает конкретные дефекты | Имеет малое превентивное значение |
p и pn | Хороший инструмент для анализа процесса со стороны руководства | Имеет малое превентивное значение |
Пример построения контрольной карты числа дефектных единиц продукции (пр- карты)
пр - карта измеряет долю изделий в проконтролированной группе, которые «не соответствуют», отличаются от прочих или являются бракованными. Размер выборки должен быть таким, чтобы из результатов опыта можно было ожидать появления в ней нескольких несоответствующих изделий, а частота осуществления выборки должна быть достаточной для определения источника погрешности, оказывающих влияние на рассматриваемый процесс.
Для описания процесс наиболее эффективен биномиальный закон, для которого параметрами являются:
пр - число бракованных изделий, найденных в выборке,
- стандартное отклонение.
- среднее число бракованных изделий, найденных в первоначальном исследовании статистической выборки.
- стандартное отклонение.
Для построения np - карты необходимо:
установить осевую линию на уровне среднего числа бракованных изделий , установить предельные отклонения ( от среднего уровня):
Пример.
Ежедневно в течение 5 рабочих дней качество продукции контролируется по выборкам размером в 20 единиц. При этом получены следующие результаты:
День | |||||
Число бракованных изделий |
Решение:
- (среднее число бракованных изделий в выборке, рассчитанное как среднее арифметическое) составило 40/5 = 8,
- (вероятность того, что отдельное изделие будет забракованным) составило 8/20 = 0.4,
- верхнее предельное отклонение (UCL=ВО) равно ,
- нижнее предельно отклонение (LCL=НО) равно .
Если НО<0, то его значение приравнивается к нулю.
По результатам произведенных расчетов строится пр - карта (рис. 1.10).
Рис. 1.10. Контрольная карта числа дефектных единиц продукции
Анализируя контрольную карту, видно, что график не выходит за контрольные границы в пределах исследуемого интервала, следовательно, технологический процесс не имеет нарушений.
Контрольное задание № 5
Проанализировать производственный процесс выпуска изделий; на основании полученных данных построить пр - карту и определить время нарушения технологического процесса.
Контрольные листки
Контрольные листки рассматриваются как форма для сбора информации.
Рассмотрим пример протоколирования дефектов фотокопий (табл. 1.1) из В5 7850. В данной форме не отражается общее число копий, а значит процент каждого вида брака остается неясным.
Таблица 1.1
Форма сбора данных
Несоответствующие по качеству копии | |||||
Пропущены страницы | Грязные копии | Наложение копий | Нарушена нумерация страниц | Всего: | |
Машина заедает | |||||
Тяжелая бумага | |||||
Влажность | |||||
Тонирование | |||||
Состояние оригиналов | • | ||||
Прочее (оговорте) | |||||
Всего | |||||
Кем собрана информация: Дата: Место: Формула: |
2. «Новейшие инструменты» всеобщего качества
«Новейшие инструменты» всеобщего качества нашли применение при решении проблем, возникающих на этапе проектирования, в отличие от основных семи инструментов, которые преимущественно применяются на этапе производства.
Новые инструменты включают:
1) Диаграммы сходства,
2) Граф взаимозависимости,
3) Древовидную диаграмму,
4) Матричную диаграмму,
5) Матричный анализ данных,
6) Программную таблицу принятия решения (РDРС - process decision programme chart)
7) Стреловидную диаграмму (сетевой график).
Для эффективного решения проблем, связанных с качеством, необходимо в комплексе применять «новейшие» и «старые» инструменты. Необходимо отметить, что кроме вышеперечисленных инструментов существуют дополнительные инструменты, которые считаются относительно новыми для менеджмента в Великобритании.
Диаграммы сходства
Данные диаграммы строятся тогда, когда имеется большое число идей и информации, которые необходимо систематизировать для выявления их связи, и обычно используются вслед за «мозговой атакой».
Пример диаграммы сходства, разработанный при создании автоответчика, представлен на рис. 2.1. Прямоугольники в верхней части диаграммы соответствуют отдельным идеям, которые высказываются во время «мозговой атаки» и записываются на листках бумаги.
Переменная продолжительность сообщений Фиксация времени и латы разговора Не считает число «отбоев» Индицирует число сообщений | Поступающие сообщения |
Секретный код доступа Гнездо для наушника | Конфиденциальность |
Четкие инструкции Карточка-справочник | Инструкции |
Четкая маркировка клавиш Простота пользования Возможность включения с другого телефона | Органы управления |
Простота стирания Стирание «определенных» сообщений | Стирание |
Рис.2.1. Диаграмма сходства для автоответчика (Источник: В8 7850: Часть 2, 1992)
Граф взаимозависимости
При построении графа взаимозависимости необходимо выделить центральные идеи или проблемы и определить звенья, которые связывают отдельные факторы, имеющие непосредственное отношение к изучаемой проблеме.
Граф можно строить на тех идеях, которые появляются при построении диаграммы сходства, причем необходимо найти те звенья, которые ведут к отрицательным результатам [1, 4.2].
На рис.2.2. представлены диаграмма сходства и граф взаимозависимости, построенные по результатам одной «мозговой атаки», направленные на получение ответа на вопрос: «Почему вопросы остаются нерешенными?»
б)
Рис. 2.2. а) диаграмма сходства «Почему вопросы остаются нерешенными?»; б) Граф взаимозависимости: «нахождение приоритетов»
(Источник: Дж.С.Оклэнд, Всеобщее руководство качеством)
Приоритет - преобладающее, первенствующее по времени значение, положение, право.
Древовидная диаграмма
Древовидную диаграмму обычно рассматривают как продолжение графа взаимозависимости. В данной диаграмме предмет исследования разбивается на основные элементы. Затем показываются логические и последовательные связи между элементами.
Пример древовидной диаграммы показан на рис. 2.3.
Рис. 2.3. Древовидная схема для автоответчика (Источник:В8 7850: Часть 2, 1992)
Матричные диаграммы
Матричные диаграммы считаются основными среди семи «новейших» инструментов, т.к. в их задачу входит отражение зависимости между заданиями, функциями или характеристиками наиболее легко усваиваемым способом. Различают диаграмму в форме L и диаграмму в форме Т.