Задачи и методы спортивной морфологии

Тема. МОРФО СТАТУС СПОРТСМЕНА

ПЛАН

Задачи и методы спортивной морфологии

Морфологические критерии отбора спортсменов

Принцип морфологической надежности

4. Морфометрический профиль спортсменов высокого класса

Задачи и методы спортивной морфологии

Рост спортивных результатов, особенно в последнее десятилетие, повлек за собой увеличение объема нагрузок. Интенсификация спортивных тренировок стала рассматриваться как единственный залог достижения успехов. Спортсмены начали тренироваться по 2-3 раза в день, выполняя большой объем работы. Организм по-разному реагирует на это. Как правило, он адаптируется к условиям деятельности, повышается его работоспособность, и в нужный момент на соревнованиях спортсмен может показать высокий результат. Однако в ряде случаев организм не может долго выдерживать большие объемы нагрузок, и поэтому возникают функциональные нарушения и структурные сдвиги, связанные с перенапряжением структур и функций. Травмы стали частыми спутниками тренировочной и соревновательной деятельности, а спортивное долголетие снизилось. В спорте возник отбор на "выживаемость" в условиях интенсивных нагрузок и конкурентной борьбы.

Отбор на "выживаемость" спортсменов в большом спорте, увеличивающийся год от года отсев спортсменов, ранее казавшихся перспективными, снизили экономичность, рентабельность подготовки спортсменов. Это привело к необходимости использования научно обоснованной системы спортивного отбора.

Теоретическая разработка проблем отбора происходила с нарастающей интенсивностью. Проблема подвергалась методологическому анализу; появились представления о модели спортсмене как множестве характеристик структур, их элементов и функций, определяющих спортивный результат.

Получила обоснование теория этапных значений модельных характеристик как нормативов при спортивном отборе.

Осуществляя отбор, тренер должен выбрать и соответствующую индивидуальным особенностям своего воспитанника тактику тренировочного процесса. Следовательно, сложность задач отбора удваивается, возможно, и утраивается: отбор спортсмена, тренера, выбор пути адаптации, по которому тренер намерен вести этого спортсмена.

Говоря об адаптации, необходимо решить следующие задачи. Во-первых, следует ли учитывать при спортивном отборе меру адаптабильности признаков, их адаптивную лабильность; во-вторых, нужно ли отдавать преимущество лицам с ускоренной или замедленной адаптацией структур к условиям спортивной деятельности; в-третьих, при высоком развитии модельно значимого признака в тренировочном процессе следует добиваться дальнейшего наращивания данного качества или же направить основные усилия на совершенствование других, часто отстающих в своем развитии признаков.

Спортивная морфология, в отличие от нормальной анатомии и возрастной морфологии изучает не только морфологическую норму, но и предпатологические и патологические состояния структур тела в условиях использования физических нагрузок, ведущих к перетренированности.

В связи с ранней спортивной специализацией необходимо изучение действия значительных физических нагрузок на недостаточно окрепший детский организм. Эти новые задачи спортивной морфологии тесно связаны с запросами детского и юношеского спорта.

Для обеспечения морфологических основ спорта и физической культуры спортивная морфология решает следующие задачи:

1. Выявление морфофункциональных признаков, которые могут быть использованы в качестве критериев спортивного отбора и спортивной ориентации.

2. Установление информативности морфофункциональных признаков как критериев контроля за состоянием тренированности спортсмена.

3. Изучение морфофункциональных проявлений адаптации организма к действию физических нагрузок в соответствии с возрастно-половой, этнотерриториальной, конституциональной и профессиональной принадлежностью, а также с учетом средств и методов физической культуры.

Наши рекомендации