Драйверы силовых транзисторов

Введение

Целью данного курсового проектирования является проектирование электронного устройство для управления двигателем постоянного тока (ДПТ). Последние в силу своих преимуществ очень широко применяются в системах автоматического управления (САУ) малой мощности.

Синтез электронных устройств обычно начинается с разработки схемы непосредственного управления наиболее мощным узлом (ДПТ). При этом приходится выбирать соответствующие элементы для обеспечения максимальных энергетических показателей и обеспечения их работоспособности при экстремальных режимах (для ДПТ – это пусковой режим). С этой целью производится расчет мощности необходимых каскадов, разрабатываются защитные мероприятия от недопустимых режимов и некоторые другие проблемы.

На втором этапе синтезируется информационный каскад (подключение датчиков, разрабатываются усилительные каскады различного назначения, организуется ШИМ.

На третьем этапе составляется электрическая принципиальная схема прибора с учетом согласования разработанных узлов, определяется количество и величины напряжения необходимых источников питания, их гальваническая развязка и точки подключения, составляется ведомость учета необходимых комплектующих элементов с учетом температурных ограничений. Если необходимо, то разрабатывается инструкция по эксплуатации устройства в диапазоне температур в соответствии с техническим заданием на курсовое проектирование.

1. Мощный каскад

Двигатели постоянного тока (ДПТ) – специфическая нагрузка мощного каскада. В цепи якоря действуют три фактора. Первый – это напряжение питания, создающее силовой ток, приводящий якорь во вращение. Второй фактор – генерационная ЭДС противоположной полярности (противоЭДС). Она образуется при движении витков обмотки якоря в магнитном поле статора ДПТ. Направление в двигательном режиме – против напряжения питания. Величина генерационной ЭДС (противоЭДС) прямо пропорциональна скорости вращения якоря. В том случае, когда какие-либо внешние силы приведут к увеличению скорости якоря сверх той, которая определяется приложенным напряжением Еп, генерационная ЭДС может превысить напряжение питания, ток в цепи якоря изменит свое направление; теперь энергия будет не потребляться из цепи питания, а наоборот, будет возвращаться в источник. Двигатель переходит в генераторный режим и может работать при определенных условиях в рекуперативном режиме. Третий фактор – это ЭДС самоиндукции. Образуется при возникновении условий или причин к изменению тока в цепи якоря. ЭДС самоиндукции рассматривается в комплексе с законом коммутации тока, сущность которого в том, что ток в цепи с индуктивностью не может изменяться мгновенно. Или то же самое: ток до момента изменения начальных условий или причин к изменению и ток после момента изменения должны быть равны друг другу. Таким образом, ЭДС самоиндукции возникает в момент начала появления условий к изменению тока и направлена в том же направлении, что и протекающий ранее ток, если ток будет уменьшаться, или против – при увеличении протекающего тока.

В двигательном режиме второй фактор – величина генерационной ЭДС – не учитывается при выборе ключевых элементов схемы мощного каскада, так как ток будет по величине меньше пускового тока ДПТ, но обязательно учитывается направление протекания рекуперационного тока (включены дополнительные диоды и предусматриваются соответствующие режимы работы ключевых элементов). Третий фактор – ЭДС самоиндукции – если не будут предусмотрены цепи и соответствующие режимы работы ключевых элементов, может достигнуть недопустимых величин и выжечь полупроводниковые элементы мощного каскада.

В качестве мощного каскада для управления ДПТ могут применяться Т-схема или П-схема. В силу многочисленных причин (достоинства, недостатки, производство комплектующих элементов) наиболее часто применяется П-схема (рис. 1.1), а полупроводниковые приборы (ключи) должны работать как ключевые переключатели с целью уменьшения потерь на управление ДПТ (увеличивается КПД).

В настоящее время в качестве ключей используются мощные полевые транзисторы типа MOSFET или биполярные транзисторы с изолированным затвором типа IGBT. Но могут применяться и другие полностью управляемые ключи (биполярные, двухоперационные тиристоры и др.).

Для управления ключами в П-схеме чаще всего применяются два закона: симметричный и несимметричный.

При симметричном законе управления в течение времени T (период коммутации) одновременно включаются и выключаются ключи по диагонали ( Драйверы силовых транзисторов - student2.ru , Драйверы силовых транзисторов - student2.ru .4 и Драйверы силовых транзисторов - student2.ru , Драйверы силовых транзисторов - student2.ru ). Если пары ключей переключаются в течение времени Драйверы силовых транзисторов - student2.ru , то вал двигателя не будет вращаться (см. рис 1.2 a, в течение периода T Драйверы силовых транзисторов - student2.ru ).

Для движения якоря двигателя в ту или другую сторону необходимо время Драйверы силовых транзисторов - student2.ru , где Драйверы силовых транзисторов - student2.ru .

Драйверы силовых транзисторов - student2.ru

Рис. 1.1. П-схема мощного каскада

a)

Драйверы силовых транзисторов - student2.ru

б)

Драйверы силовых транзисторов - student2.ru

Рис. 1.2. Временные диаграммы

Драйверы силовых транзисторов - student2.ru при Драйверы силовых транзисторов - student2.ru и Драйверы силовых транзисторов - student2.ru ,

Uв = 1.25∙110 =138 В.

Напряжение источника питания складывается из напряжения Uв и падения напряжения на открытых транзисторах.

Драйверы силовых транзисторов - student2.ru (для IGBT) или E1=2RСИ∙IПУСК+Uв (для MOSFET).

Транзисторы и диоды выбирают на напряжение:

Uси доп=UКЭ доп = UVD обр ³ КЕ1, где К– коэффициент запаса: К=1,8;

(при работе с индуктивной нагрузкой при запирании транзисторов возможны кратковременные выбросы напряжения).

В техническом задании дан двигатель с параметрами

Таблица 1.1

Тип двигателя Uном, B Р2ном, Вт nном, об/мин Iном, A Iп, A Rя, Ом
СЛ-321 3000-4100 0,58 - 25,8

К сожалению, иногда в справочниках приводятся не все данные, поэтому в таких случаях в учебных целях можно принять:

Драйверы силовых транзисторов - student2.ru , Драйверы силовых транзисторов - student2.ru =4,26 А.

Исходя из технических данных двигателя , нужно выбрать VT по параметрам:

1. Драйверы силовых транзисторов - student2.ru .

2. Драйверы силовых транзисторов - student2.ru .

IК max (IС max)=1,3∙ Iпуск=1,3∙4,26 ³ 5,54 A

UКЭ max (UСИ max)=1,25UН∙К=1,25∙110∙1,8 ³ 248 B.

Выберем Mosfet транзистор IRFS4229PBF (IR) следующими параметрами

Таблица 1.2

Название (фирма производитель) Макс.рабочее напряж. сток-истока Vds (B) Сопротивление сток-исток в открытом состоянии при напряжении затвора Vg=10В Rdson max (мОм) Ток стока при Ткорп=25°C Id (А) Заряд затвора Qg (нК) Рассеивающая мощность при Ткорп=25°C Pd (Вт) Абсолютное макс. напряжение затвора Vgs max (В) Время задержки вкл./выкл. td(on) / td(off) (нс) Время нарастания/спада тока стока (при условиях как для времени задержки) tR / tF (нс) Тепловое сопротивление переход-корпус ТJC (°C/Вт) Ток затвора статический IG СТ. (нА) Коэффициент снижения мощности(derating factor) Kd (Вт/°С)
IRFS4229PBF (IR) ±30 18/30 VDD = 125 V VGS = 10 B RG = 18 Ω ID = 26 A 31/21 0.45 ±100 2.2

Но эти величины приводятся, как правило, при температуре t=25˚С. Многие характеристики транзистора значительно зависят от температуры p-n переходов структуры. Поэтому некоторые параметры (главные для расчетов) уточняют по диаграммам, приводимым в справочных данных. Для Iси max она имеет вид рис.1.3.

Драйверы силовых транзисторов - student2.ru

Рис.1.3. Справочная зависимость Iси=f(t˚C)

Отмечая на ней пусковой ток двигателя, определяем, что в транзисторе необходимо поддерживать максимальную температуру Т1˚С(Т1 = 170 ˚С).

Драйверы силовых транзисторов - student2.ru

Рис.1.4.Справочная зависимость Rси=f(T˚C)

Тогда окончательная величина Rси для дальнейших расчётов равна:

Драйверы силовых транзисторов - student2.ru

Драйверы силовых транзисторов - student2.ru

а напряжение открытого ключа:

Драйверы силовых транзисторов - student2.ru (1.1)

Драйверы силовых транзисторов - student2.ru .

Выберем IGBT транзистор IRGB4045DPBF(IR) следующими параметрами

Таблица 1.3

Название (фирма производитель) Макс.рабочее напряж. коллектор-эммитер VCES (B) Макс. ток коллектора Ткорп=25°C Iс (А) (ограничено типом корпуса) Макс. ток коллектора Ткорп=100°C Iс (А) Напряж. насыщения коллектор-эммитер VCE(on) typ. (B) Время задержки вкл./выкл. при Ткорп=25°C td(on) / td(off) (нс) Время нарастания/спада тока стока (при условиях как для времени задержки) tR / tF (нс) Рассеивающая мощность при Ткорп=25°C Pd (Вт) Тепловое сопротивление переход-корпус RJC (°C/Вт) Заряд затвора Qg (нК) Ток затвора статический IG СТ. (нА) Абсолютное макс. напряжение затвора Vge max (В) Коэффициент снижения мощности(derating factor) Kd (Вт/°С)
IRGB4045DPBF (IR) 2.15 27/75 IС=6 A RG=47 Ω VCC=400 V 11/17 1.94 19.5 ±100 ±20 0.51

Так как величина Uкэнас мало зависит от температуры и её обычно не корректируют.

Из двух транзисторов более рационально использовать Mosfet так как падение напряжения на нем будет в рабочем режиме меньшее чем на транзисторе IGBT. Данное утверждение было подтверждено расчетами, в результате чего получили:

Uкэ нас. = 2.15 В > Ucи откр. = 0.643 В

После выбора транзистора IRFS4229PBF (IR) необходимо уточнить величину напряжения питания выходного каскада с учетом потерь в схеме:

Драйверы силовых транзисторов - student2.ru ,

Драйверы силовых транзисторов - student2.ru

Затем рассчитанную величину напряжения питания заменим на ближайшую по стандарту в сторону увеличения (в процессе проектирования, возможно, потребуются еще дополнительные элементы (VD, VT и R), которые будут включаться в схему мощного каскада), т.е. Драйверы силовых транзисторов - student2.ru 150 В.

Величина периода коммутации ключей T ( Драйверы силовых транзисторов - student2.ru ) оказывает большое влияние на энергетические (КПД) и качественные (пульсация скорости вращения вала двигателя Dn) показатели системы. Считается, что при импульсном управлении поведение двигателя практически будет мало отличаться от линейного при выполнении следующего условия:

Драйверы силовых транзисторов - student2.ru . (1.2)

При выполнении (1.2) изменение среднего тока в якоре Iнепр определяется в основном постоянной времени якоря Тя=Lя/Rя. Зависимость (1.2) – это очень неточная оценка, приближенно отражающая качественные показатели САУ.

Для уточнения величины Т могут применяться различные подходы. Например, можно непосредственно задаться величиной пульсации тока в якорной цепи DIя= Драйверы силовых транзисторов - student2.ru (см.рис.1.2,б), причем

Iкон= Драйверы силовых транзисторов - student2.ru , Iнач = Драйверы силовых транзисторов - student2.ru ,

Iкон= Драйверы силовых транзисторов - student2.ru = 0,638 A, Iнач = Драйверы силовых транзисторов - student2.ru = 0,522 A,

DIя= Драйверы силовых транзисторов - student2.ru = 0,116 А.

Для расчетов величину К можно принять в пределах К= Драйверы силовых транзисторов - student2.ru , что составит значение Iкон или Iнач в пределах (10–1)% от Iнепр (К = 0.1). Такой подход эквивалентен заданию пульсации статического момента на валу двигателя DМст, так как М=СмIя, что с помощью механических характеристик (зависимость n=f(М)) легко пересчитывается в ожидаемое задание пульсации по скорости Dn. Здесь следует заметить, что в динамике из-за инерционности механики электропривода (с учетом механической постоянной Тм) эти колебания Dn будут меньшими.

При выполнении (1.2) для решения такой задачи (обеспечение DIя£(Iкон –Iнач)) проще всего воспользоваться схемой замещения двигателя постоянного тока, приведенной на рис. 1.5. Согласно рис. 1.5, для стационарного режима (переходный процесс стабилизации n завершен) справедливо выражение:

Eпит=CEn+IяRя , (1.3)

где СЕ – коэффициент противоЭДС, зависящий от конструктивных параметров двигателя.

Драйверы силовых транзисторов - student2.ru

Eпит
+
-
Iя
Rя
Lя
+
-
Uп ЭДС = СЕ n
Рис. 1.5. Схема замещения двигателя

Задачу нахождения Т проще всего решать для номинальных режимов работы двигателя, тогда принимается Iнепр = Iн, n = nн, M = CмIн=Mн.

Сам же переходный процесс при коммутации Eпит в такой цепи описывается экспонентой. Поэтому для нахождения величин tи и tп можно воспользоваться известной формулой Драйверы силовых транзисторов - student2.ru Отсюда

Драйверы силовых транзисторов - student2.ru ,

где следует принять t = Lя/R = Драйверы силовых транзисторов - student2.ru = 6 мс .

Если в справочных данных двигателя не приводится значение Lя, то индуктивность обмотки якоря рассчитывается по формуле [7]:

Драйверы силовых транзисторов - student2.ru ,

Драйверы силовых транзисторов - student2.ru = 0,15523 Гн.

где Драйверы силовых транзисторов - student2.ru рекомендуется принять равным 0,6 без компенсации и 0,25 с компенсацией якоря; р – число пар полюсов, p = 2; Драйверы силовых транзисторов - student2.ru . ( Драйверы силовых транзисторов - student2.ru номинальная скорость двигателя, Драйверы силовых транзисторов - student2.ru = 3500 об./мин.).

На промежутке времени Dt=tи к двигателю коммутируется Eпит=Uв рис. 1.2 и ток якоря I¥Dt=tи , согласно схеме замещения (рис.1.5) при n=const, равен

Драйверы силовых транзисторов - student2.ru .

Величину СЕ легко найти из (1.3), если подставить номинальные параметры двигателя:

Драйверы силовых транзисторов - student2.ru ,

CE = Драйверы силовых транзисторов - student2.ru = 0,0271 В*мин./об. , Драйверы силовых транзисторов - student2.ru = 2.137 A.

Если перенести начало координат в точку A (рис. 1.2, б; Драйверы силовых транзисторов - student2.ru ), то в формуле для расчета Dtu можно принять начальный ток экспоненты Iэкс.нач.= 0, Iэкс.кон.= DIя = Iкон. – Iнач., Iэкс. ¥Dt= tu = I¥Dt= tu – Iнач.

Драйверы силовых транзисторов - student2.ru ,

Драйверы силовых транзисторов - student2.ru = 335 мкс.

Таким же подходом можно воспользоваться при вычислении Dtп (начало координат переносится в точку В (рис.1.2, б; Драйверы силовых транзисторов - student2.ru )). Тогда Iэкс.нач.= 0, Iэкс.кон.= DIя , Драйверы силовых транзисторов - student2.ru Окончательно получим

Драйверы силовых транзисторов - student2.ru ,

Драйверы силовых транзисторов - student2.ru = Драйверы силовых транзисторов - student2.ru = 10,128 A , Драйверы силовых транзисторов - student2.ru = 69 мкс.

После нахождения tи и tп величина Т рассчитывается как Т = tи + tп (T = 404 мкс.), а величина g как g = tи / T (g = 0,83). Отметим, что полученная величина Т, определит минимальную величину Драйверы силовых транзисторов - student2.ru ( Драйверы силовых транзисторов - student2.ru 2475 Гц). С увеличением частоты коммутации стабильность скорости двигателя будет только увеличивается (предельная частота коммутации ключей для ДПТ общего назначения не должна превышать 10 кГц).

Рассчитаем величину Т на базе другого подхода. В качестве критерия берутся дополнительные потери мощности DP, связанные с пульсациями тока в обмотке якоря относительно его среднего значения Iср. При этом автоматически учитываются потери и от пульсации скорости Dn с учетом механической постоянной Тм в отличие от выше рассмотренной методики, где nср двигателя принималась за постоянную величину nср=const за период Т. Окончательная формула для расчета DP имеет следующий вид:

Драйверы силовых транзисторов - student2.ru ,

а максимальные потери DPmax (соответственно и максимальные величины DIя и Dn) будут при g=0,5, т.е.

Драйверы силовых транзисторов - student2.ru .

Попутно следует отметить, что DPmax при одинаковой величине Т при симметричном законе в 4 раза превышают аналогичные потери при несимметричном. И это различие будет значительно увеличиваться при малых входных сигналах (малых Uср дв), так как g для симметричной коммутации g®0,5, а при несимметричной g®0.

В последнем выражении величина Драйверы силовых транзисторов - student2.ru – это потери мощности в обмотке якоря от тока, равного пусковому. Поэтому максимальные потери иногда удобно представлять в относительных единицах. Тогда можно записать:

Драйверы силовых транзисторов - student2.ru .

В таких же относительных единицах можно представить и номинальные потери двигателя:

Драйверы силовых транзисторов - student2.ru .

Теперь, если потребовать, чтобы относительные максимальные дополнительные потери Драйверы силовых транзисторов - student2.ru были в К раз меньше Драйверы силовых транзисторов - student2.ru , где К=0,1, то можно получить формулу для расчета Т, т.е.

Драйверы силовых транзисторов - student2.ru , Драйверы силовых транзисторов - student2.ru ,

Драйверы силовых транзисторов - student2.ru = 0.2983 , Драйверы силовых транзисторов - student2.ru мс.

Из последнего выражения T = 1,790 мс, fком = 560 Гц.

Очевидно, что с увеличением fком дополнительные потери DP уменьшаются (уменьшаются DIя и Dn), т.е. и этот расчет определяет минимальную границу частоты коммутации транзисторов мощного каскада.

Выберем более высокую частоту Драйверы силовых транзисторов - student2.ru 2475 Гц, так как этим самым выбором мы хотим дополнительно уменьшить потери мощности в обмотке якоря двигателя.

Модуляторы

С помощью микросхемы TL494 можно реализовать следующие основные функции: формирование опорного напряжения, усиление сигнала рассогласования, формирование пилообразного напряжения, широтно-импульсную модуляцию, формирование двухтактного и однотактного режима коммутации, усиление сигнала датчика тока, обеспечение ‹‹мягкого›› запуска. Контроллер TL494 может работать в двухтактном режиме, когда осуществляется управление двумя силовыми транзисторами, например, стойкой моста, и в однотактном (управление одиночным транзистором). С этой целью в контроллере предусмотрен специальный вход OTC (см. рис. 2.1). В двухтактном режиме на вход OTC нужно подать сигнал логической «1» с выхода VREF источника опорного напряжения, а в однотактном – логический «0» (общая точка микросхемы GND).

Драйверы силовых транзисторов - student2.ru Рис. 2.1. Функциональная схема ШИМ–контроллера TL494

IN1, IN2 – прямой вход усилителей ошибки У1, У2;

IN1, IN2– инверсный вход усилителей ошибки У1 и У2;

FB – вход обратной связи усилителей ошибки У1 и У2;

DTC – вход управления «мертвого» времени;

RТ – подключение времязадающего резистора генератора;

СТ – подключение времязадающего конденсатора генератора;

GND – общая точка микросхемы контроллера;

С1, С2 – коллектор выходных транзисторов VT1 и VT2;

Е1, Е2 – эмиттер выходных транзисторов VT1 и VT2;

OTC – выбор режима работы;

Vсс – напряжение питания микросхемы;

VREF – выход источника опорного напряжения.

В двухтактном режиме работы логические элементы «2ИЛИ–НЕ» переводят в открытое состояние транзисторы VT1 или VT2 только тогда, когда выходные сигналы Драйверы силовых транзисторов - student2.ru или Драйверы силовых транзисторов - student2.ru триггера Т находятся в состоянии логического «0» (см. рис. 2.2 г–ж). При этом выходная частота управляющих импульсов (Т)-1 равна половине частоты генератора (Т0)-1. В однотактном режиме на базах транзисторов VT1 и VT2 формируются одинаковые управляющие сигналы (рис. 2.2 е, ж). Выходные транзисторы VT1 и VT2 на выходе контроллера могут быть включены по схеме с общим эмиттером или эмиттерного повторителя.

Из временных диаграмм сигналов (см. рис. 2.2) видно, что уменьшение сигнала обратной связи YFB приводит к увеличению ширины выходных импульсов.

Драйверы силовых транзисторов - student2.ru

Рис. 2.2. Временные диаграммы сигналов ШИМ–контроллера TL494;

ХХХ – сигналы триггера не влияют на управление VT1 и VT2

Компаратор регулировки «мертвого» времени KH1 имеет постоянное смещение 0,12 В (см. рис. 2.1), что ограничивает минимальное «мертвое» время tD на уровне 4% от периода Т0 генератора пилообразного напряжения. В результате максимальная длительность управляющего импульса tи.max = 0,96.T0 для однотактного режима и 0,48.T0 для двухтактного. «Мертвое» время tD позволяет устранить режим сквозного тока, возникающий в результате переходного процесса включения и выключения транзисторов стойки моста, при условии, что сигнал обратной связи YFB становится меньше сигнала установки «мертвого» времени YDTC (рис. 2.2 б, е, ж).

Предельные значения параметров модулятора приведены в таблице 2.1.

Для симметричного закона управления мощными ключами реализована схема инвертирующего суммирующего усилителя (рис. 2.3 а).

Значения RTи CT(входов 6 и 5 модулятора соответственно) определяются по формуле:

Драйверы силовых транзисторов - student2.ru ,f0 = 2475 Гц.

где Т – период коммутации мощных ключей. Задаваясь величиной СТ, можно рассчитать величину резистора RT.

Таблица 2.1

Напряжение питания Vcc 41В
Входное напряжение усилителя (Vcc+0.3)В
Выходное напряжение коллектора 41В
Выходной ток коллектора 250мА
Общая мощность рассеивания в непрерывном режиме 1Вт
Рабочий диапазон температур окружающей среды: -c суффиксом L -с суффиксом С   -25..85С 0..70С

Задаваясь емкостью по ГОСТ Cт = 0.82 мкФ, рассчитаем величину сопротивления резистора RT.

RT = Драйверы силовых транзисторов - student2.ru ,

RT = Драйверы силовых транзисторов - student2.ru RT = 542 Ом.

По ГОСТ выберем резистор МЛТ номиналом R=560 Ом, и PRt = 0.125 Вт;

Входы IN2 и Драйверы силовых транзисторов - student2.ru подключены к земле (или на Драйверы силовых транзисторов - student2.ru можно подать напряжение +5В от клеммы 14 через резистор с сопротивлением 1-5 кОм), за счет источника 80мВ усилитель (компаратор) У2 будет выключен из работы контроллера. На вход DTC (клемма 4) не подается сигнал, и этим исключается из работы контроллера компаратор КН1, а так как вход ОТС подключен к земле, то используется однотактный режим работы контроллера и выходные транзисторы VT1 и VT2 будут включены в параллельную работу.

Рис. 2.3. Принципиальная схема включения контроллера ТL494 в качестве модулятора

для симметричного закона управления

На базе внутреннего усилителя (компаратора) с помощью внешних дополнительных резисторов (R) реализована схема на базе дифференциального (разностного) усилителя, Сигнал от делителя (1,5 В) помогает получить на выходе суммарный сигнал в пределах (+0,2…+2,7) при изменении Uy от 0 до 1.35 В , что обеспечит его ШИМ-преобразование. В этой схеме источник +5В формируется в ШИМ-контроллере (вывод 14).

Драйверы силовых транзисторов - student2.ru

Рис.2.4. Схема дифференциального усилителя

Резисторы R можно принять без расчета порядка 2-10 кОм(Подберем резисторы МЛТ по ГОСТ номиналом R=10 КОм. и PR = 125 мВт).

На резисторах R1 и R2 реализуется схема делителя. При их расчете следует учитывать то обстоятельство, что при симметричном законе управления мощным каскадом при Uy=0 необходимо иметь ширину импульса равную 0,5Т (50% от периода Т). Тогда используя следующее соотношение (с учетом технических данных TL494):

4% (соответствует)—120 мВ;

50% (соответствует)—x.

Откуда Драйверы силовых транзисторов - student2.ru (В) и делитель R1 и R2 должен понизить напряжение с -5В до 1,5В (R1 и R2 должны быть на порядок меньше значения R). При расчете усилителя от задатчика необходимо получить Драйверы силовых транзисторов - student2.ru (В) (так как tu max=0,9T,или 90% от периода Т, деленное на 2). Стабилитроны VD1 и VD2 должны гарантировать величину Драйверы силовых транзисторов - student2.ru в этом пределе(часто устанавливается на выходе усилителя, формирующего Uy).

Выбирая резистор по ГОСТ R1 = 1 КОм, рассчитаем (исходя из выходного напряжения делителя) величину сопротивления резистора R2 исходя из соотношения для делителя напряжения:

Драйверы силовых транзисторов - student2.ru

Найдем величину сопротивления резистора R2

R2 = Драйверы силовых транзисторов - student2.ru , R2 = Драйверы силовых транзисторов - student2.ru = 428 Ом.

Рассчитаем тепловые характеристики полученного и принятого резисторов

IR2 = Драйверы силовых транзисторов - student2.ru , IR2 = Драйверы силовых транзисторов - student2.ru = 3.5 мА.

PR2 = Драйверы силовых транзисторов - student2.ru мВт,

PR1 = Драйверы силовых транзисторов - student2.ru мВт.

Окончательно примем резистор МЛТ R1 по ГОСТ номиналом R1 = 1 КОм и

PR1 = 0.125 Вт, а R2 по ГОСТ номиналом R2= 430 Ом и PR2 = 0.125 Вт.

Сигналы Uу 1 и Uу 2 с выходных транзисторов контроллера VT1 и VT2 всегда будут в противофазе (VT1 включен по схеме с общим эмиттером, VT2 – по схеме эмиттерного повторителя). Такая схема включения транзисторов не требует использования специальной схемы «НЕ». Минимальные величины R6 и R7 рассчитывают исходя из технических данных контроллера:

Драйверы силовых транзисторов - student2.ru

PR6=PR7 = Драйверы силовых транзисторов - student2.ru = Драйверы силовых транзисторов - student2.ru

Примем по ГОСТ резисторы R6 , R7 МЛТ номиналами равными

R6 = R7=100 КОм с мощностями PR6=PR7 =0,125 Вт.

Драйверы силовых транзисторов

Драйвер представляет собой усилитель мощности и предназначается для непосредственного управления силовым ключом (иногда ключами) преобразователя. Он должен усилить управляющий сигнал по мощности и напряжению и, в случае необходимости, обеспечить его потенциальный сдвиг.

Типовая схема включения драйвера верхнего и нижнего ключей с бутстрепным принципом питания приведена на рис.3.1, а. Управление обоими ключами независимое. Высоковольтный плавающий источник образован конденсатором С1 и диодом VD1 (бутстрепный источник питания).

Подключение выходов драйвера к силовым транзисторам осуществляется при помощи затворных резисторов RG1 и RG2.

Поскольку драйвер построен на полевых элементах и суммарная мощность, расходуемая на управление, незначительна, то в качестве источника питания выходного каскада может использован конденсатор С1, подзаряжаемый от источника питания UПИТ через высокочастотный диод VD1. Конденсатор С1 и диод VD1 в совокупности образуют высоковольтный «плавающий» источник питания, предназначенный для управления верхним транзистором VT1 стойки моста. Когда нижний транзистор VT2 проводит ток, то исток верхнего транзистора VT1 подключается к общему проводу питания, диод VD1 открывается и конденсатор С1 заряжается до напряжения UC1=UПИТ – UVD1. Наоборот, когда нижний транзистор переходит в закрытое состояние и начинает открываться верхний транзистор VT1 (рис 3.1), диод VD1 оказывается подпертым обратным напряжением силового источника питания. В результате этого выходной каскад драйвера начинает питаться исключительно разрядным током конденсатора С1. Таким образом, конденсатор С1 постоянно «гуляет» между общим проводом схемы и проводом силового источника питания (точка 1).

Выберем драйвер для управления мощным ключом IRFS4229PBF (IR) (см. Табл. 3.1).

Таблица 3.1

Название [новая модель] Напряжение управляемого ключа Выходное напряжение VHO / VLO ,В {VO ,В} Напряжение питания VCC Логическое входное напряжение (типы логических входов) VIN Выходные токи +/-IOUT Входные токи +/-IIN,мкА Время задержки вкл./выкл. td(on)/td(off),нс Время нараста-ния/спада tR/tF,нс Краткое описание
IR2113 [IRS2113] -0.6...625.3 / -0.3...25.3 10...20 -25.6...50.6 [-20.3...45.6] (HIN,LIN,SD) +2.5/-2.5 +20/-1 [+20/-5] 150/125 [160/150] 35/25 TTL/CMOS VBS UVLO SD

Условные обозначения к таблице:

VBS - используется для бутстрепного питания.

HIN - логический вход управления выходом драйвера верхнего уровня.

LIN - логический вход управления выходом драйвера нижнего уровня.

TTL, CMOS или TTL/CMOS - характеристика входного сигнала (TTL - ТТЛ, CMOS - КМОП).

UVLO (UnderVoltage LockOut) - присутствует пониженное напряжение блокировки.

SD (Shutdown) - присутствует входная логика отключения.

Схема драйвера IR2113 выполнена таким образом, что высокому логическому уровню сигнала на любом входе HIN и LIN соответствует такой же уровень на его выходе HO и LO (см. рис. 3.1 б, драйвер синфазный). Появление высокого уровня логического

Драйверы силовых транзисторов - student2.ru

Рис.3.1. Типовая схема включения драйвера IR2113 (а) и временные диаграммы его сигналов на входах и выходах (б)

VDD – питание логики микросхемы;

VSS – общая точка логической части драйвера;

HIN, LIN – логические входные сигналы, управляющие верхним и нижним транзисторами соответственно;

SD – логический вход отключения драйвера;

VCC – напряжение питания драйвера;

COM – отрицательный полюс источника питания VCC;

HO, LO – выходные сигналы драйвера, управляющие верхним и нижним транзисторами соответственно;

VB –напряжение питания высоковольтного «плавающего» источника;

VS – общая точка отрицательного полюса высоковольтного «плавающего» источника.

Резисторы RG1, RG2 определяют время включения мощных транзисторов, а диоды VDG1 и VDG2, шунтируя эти резисторы, уменьшают время выключения до минимальных величин. Резисторы R1, R2 имеют небольшую величину (до 0,5 Ом) и выравнивают разброс омических сопротивлений вдоль общей шины управления (обязательны, если мощный ключ – параллельное соединение менее мощных транзисторов).

Диод VD1 должен выдерживать большое обратное напряжение (в зависимости от силового источника питания схемы), допустимый прямой ток примерно 1 А, время восстановления trr=10-100 нс, т.е быть быстродействующим. Поэтому подберем диод UF4007 характеристика которого предоставлена в табл. 3.2

Таблица 3.2

Тип Umax, В Imax, А tвост., нc Uнас, В
UF4007 1,7

Емкость С1 – это бутстрепная емкость, минимальная величина которой может рассчитываться по формуле [8]:

Драйверы силовых транзисторов - student2.ru .

где Q3 – величина заряда затвора мощного ключа (справочная величина);

Iпит – ток потребления мощного ключа в статическом режиме (справочная величина, обычно Iпит≈ IG cт мощного ключа);

Q1 – циклическое изменение заряда драйвера (для 500-600 - вольтных драйверов 5 нК);

Vп – напряжение питания схемы драйвера;

Драйверы силовых транзисторов - student2.ru – падение напряжения на бутстрепном диоде VD1;

Т – период коммутации мощных ключей.

С1= Драйверы силовых транзисторов - student2.ru =13,26 нФ.

Полученное значение бутстрепной емкости необходимо увеличить в 10-15 раз (обычно С в пределах 0,1-1 мкФ). Это должна быть высокочастотная емкость с малым током утечки (в идеале – танталовая). Остановимся на танталовом конденсаторе TECAP С=0,15 мкФ. , U = 25 В.

После выбора типа драйвера (и его данных) необходимы мероприятия по борьбе со сквозными токами в полумосте. Стандартный способ – выключение мощного ключа мгновенно, а включение запертого – с задержкой. Для этой цели применяют диоды VDG1 и VDG2, которые при закрывании VT шунтируют затворные резисторы, и процесс выключения будет быстрее, чем отпирание.

Кроме шунтирования затворных резисторов RG1 и RG2 с помощью диодов (VDG1, VDG2, рис.3.1) для борьбы со сквозными токами в П-схеме мощного каскада фирмы выпускают интегральные драйверы, ассиметричные по выходному току включения VT Iдр вых mах вкл и выключения Iдр вых mах выкл. Этим задаются ассиметричные выходные сопротивления микросхемы, которые включены последовательно с затворными резисторами RG1 и RG2.

Драйверы силовых транзисторов - student2.ru Драйверы силовых транзисторов - student2.ru

где все величины в формулах – справочные данные конкретного драйвера. Рассчитаем величины этих сопротивлений:

Драйверы силовых транзисторов - student2.ru

Для симметричного (по токам) драйвера справедливо равенство

Драйверы силовых транзисторов - student2.ru .

В структуре MOSFET транзистора присутствует три ёмкости: ёмкость затвор-исток (входная ёмкость Драйверы силовых транзисторов - student2.ru ), ёмкость исток-сток (выходная Драйверы силовых транзисторов - student2.ru ), затвор-сток (проходная Драйверы силовых транзисторов - student2.ru При подаче напряжения на затвор величиной (15-20)В начинает по экспоненте заряжаться входная ёмкость и при напряжении Драйверы силовых транзисторов - student2.ru 8-10В в транзисторе будет появляться ток Драйверы силовых транзисторов - student2.ru . Этот промежуток времени приводится в виде параметра задержки включения Драйверы силовых транзисторов - student2.ru (рис. 3.2) при определённом сопротивлении в цепи затвора Драйверы силовых транзисторов - student2.ru

При появлении в структуре VT стокового тока входная ёмкость будет заряжаться по другой экспоненте, так как на этот процесс оказывает влияние выходная ёмкость Драйверы силовых транзисторов - student2.ru , то в конечном итоге входная ёмкость накопит заряд Q (справочная величина). Выходной ток Драйверы силовых транзисторов - student2.ru (уменьшение напряжения на электродах исток-сток) в основном будет зависеть от процессов в цепи Драйверы силовых транзисторов - student2.ru , без существенного влияния тока затвора.

Время разряда ёмкости Драйверы силовых транзисторов - student2.ru так же приводится в справочных параметрах VT в виде времени включения Драйверы силовых транзисторов - student2.ru .

Итак, для предотвращения возникновения сквозных токов необходимо подобрать суммарную величину сопротивлений в цепи затвора ( Драйверы силовых транзисторов - student2.ru , и Драйверы силовых транзисторов - student2.ru регулирует скорость заряда затворной емкости VT), чтобы обеспечить задержку включения Драйверы силовых транзисторов - student2.ru транзистора больше или равным времени, затрачиваемое на закрывание VT (см рис. 3.2).

Драйверы силовых транзисторов - student2.ru (3.1)

где Драйверы силовых транзисторов - student2.ru – время спада тока стока (справочная величина);

Драйверы силовых транзисторов - student2.ru – время запаздывания начала выключения VT по отношению к моменту подачи на затвор запирающего напряжения. При шунтирующих затворных диодах (VDG1, VDG2, рис.3.1) скорость разряда однозначно определяется сопротивлением Драйверы силовых транзисторов - student2.ru . Поэтому для определения Драйверы силовых транзисторов - student2.ru решают следующую пропорцию, (пологая, что Драйверы силовых транзисторов - student2.ru будет шунтироваться диодом VDG)

Драйверы силовых транзисторов - student2.ru (соответствует) – Драйверы силовых транзисторов - student2.ru

Драйверы силовых транзисторов - student2.ru (соответствует) – Драйверы силовых транзисторов - student2.ru

Отсюда

Драйверы силовых транзисторов - student2.ru , Драйверы силовых транзисторов - student2.ru = 14 нс.

Драйверы силовых транзисторов - student2.ru

Если скорректированная величина Драйверы силовых транзисторов - student2.ru будет на порядок больше Драйверы силовых транзисторов - student2.ru , то это свидетельствует некорректному выбору типа драйвера по мощности (большое Драйверы силовых транзисторов - student2.ru ) и этим корректируется в худшую сторону быстродействие мощных ключей. Для окончательного определения величины Драйверы силовых транзисторов - student2.ru можно воспользоваться техническими справочными данными мощного VT. Для этого составляется пропорция

Драйверы силовых транзисторов - student2.ru (соответствует) – Драйверы силовых транзисторов - student2.ru

Драйверы силовых транзисторов - student2.ru (соответствует) – Драйверы силовых транзисторов - student2.ru

Отсюда

Драйверы силовых транзисторов - student2.ru

Драйверы силовых транзисторов - student2.ru – 8 = 27 Ом.

где Драйверы силовых транзисторов - student2.ru рассчитывают в соответствии с (3.1)

Для оценки мощности резисторов Драйверы силовых транзисторов - student2.ru следует использовать формулу

Драйверы силовых транзисторов - student2.ru , где Q и T- известные величины. Отсюда:

Драйверы силовых транзисторов - student2.ru

Драйверы силовых транзисторов - student2.ru

Выберем МЛТ резистор Драйверы силовых транзисторов - student2.ru номиналом 27 Ом с мощностью рассеивания P = 0.125 Вт.

Наши рекомендации