Модуль 2. Семиотика и синдроматика поражений органов и систем.
Кафедра детских болезней педиатрического факультета
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА ПО ПРОПЕДЕВТИКЕ ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ
Модуль 1. Анатомо-физиологические особенности органов и систем. Методы лабораторной и инструментальной диагностики у детей.
1. Периоды детского возраста. Характеристика периода новорожденности.
2. Периоды детского возраста. Характеристика грудного периода.
3. Периоды детского возраста. Характеристика преддошкольного и дошкольного периодов.
4. Периоды детского возраста. Характеристика школьного возраста.
5. Строение и функции кожи, ее особенности у детей.
6. Особенности строения и функции кожи, особенности развитие потовых и сальных желез у детей.
7. Особенности структуры и функции мышечной системы у детей.
8. Особенности строения и функции поперечно-полосатой мускулатуры у детей.
9. Особенности строения и функции костной ткани у детей.
10. Анатомические и функциональные особенности суставного аппарата у детей.
11. Анатомо-физиологические особенности верхних дыхательных путей у детей.
12. Анатомо-физиологические особенности бронхиального дерева у детей.
13. Анатомо-физиологические особенности легких у детей.
14. Особенности функции внешнего дыхания, ее показатели у детей.
15. Кровообращение плода и новорожденного ребенка.
16. Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы
17. у детей.
18. Особенности строения и функции сердечной мышцы у детей.
19. Особенности строения и функции проводящей системы сердца у детей. Особенности ЭКГ у детей.
20. Особенности полости рта у детей.
21. Анатомо-физиологические особенности желудка у детей.
22. Особенности структуры и функции тонкого и толстого кишечника у детей.
23. Особенности строения и функции печени и желчевыводящих путей у детей.
24. Строение и функции поджелудочной железы, ее особенности у детей.
25. Функция красной крови, ее особенности у детей.
26. Особенности лейкоформулы в возрастном аспекте.
27. Особенности системы свертывания крови у детей.
28. АФО почек у детей.
29. АФО органов мочевыводящей системы у детей.
30. Особенности строения и функции нефрона у детей.
31. Особенности диуреза и ритма мочеиспусканий у детей в возрастном аспекте.
32. «Переходные» состояния раннего неонатального периода.
33. Лабораторные и инструментальные методы исследования кожи, подкожной клетчатки и дериватов кожных покровов.
34. Лабораторные и инструментальные методы исследования мышечной системы у детей.
35. Лабораторные и инструментальные методы исследования костной ситемы у детей.
36. Лабораторные и инструментальные методы исследования суставного аппарата у детей.
37. Лабораторные и инструментальные методы исследования дыхательной системы у детей.
38. Лабораторные и инструментальные методы исследования сердечно-сосудистой системы у детей.
39. Лабораторные и инструментальные методы исследования желудочно-кишечного тракта у детей.
40. Лабораторные и инструментальные методы исследования гепатобилиарной системы у детей.
41. Лабораторные и инструментальные методы исследования мочевой системы у детей.
42. Лабораторные и инструментальные методы исследования системы крови и органов кроветворения у детей.
43. Лабораторные и инструментальные методы исследования эндокринной ситемы у детей.
Модуль 2. Семиотика и синдроматика поражений органов и систем.
1. Семиотика нарушений кожи и ее придатков.
2. Отечный синдром, возможные механизмы его развития.
3. Семиотика нарушений развития подкожно-жирового слоя (понятие о
4. нормотрофии, гипо- и паратрофии, ожирении).
5. Семиотика желтушного окрашивания кожи.
6. Семиотика нарушений мышечной системы у детей.
7. Симптомокомплекс рахита.
8. Семиотика нарушений костной системы у детей: зоны роста и созревания.
9. Семиотика нарушений суставного аппарата в возрастном аспекте.
10. Семиотика нарушений костной системы у детей.
11. Синдром мышечной гипотонии и гипертонуса мышц, возможные причины.
12. Семиотика кашля у детей.
13. Одышка, ее типы, клинические критерии.
14. Синдром дыхательной недостаточности, определение, классификация, клинико-лабораторная характеристика.
15. Семиотика нарушений верхних дыхательных путей.
16. Синдром бронхиальной обструкции.
17. Дистресс - синдром у новорожденных детей.
18. Симптомокомплекс пневмонии.
19. Семиотика нарушений сердечно-сосудистой системы у детей.
20. Семиотика нарушений системы кровообращения у детей.
21. Синдром кардита у детей.
22. Семиотика нарушений желудка у детей. Синдром гастрита и гастродуоденита.
23. Синдром энтерита. Определение, клинико-лабораторная характеристика.
24. Семиотика нарушений системы пищеварения у детей. Понятие о мальабсорбции и мальдигестии.
25. Синдром мальабсорбции, определение, клинико-лабораторная характеристика.
26. Синдром колита. Определение, клинико-лабораторная характеристика.
27. Посиндромная характеристика нарушений функции печени у детей.
28. Семиотика нарушений гепатобилиарной системы.
29. Биохимические маркеры поражений печени.
30. Семиотика нарушений желчевыводящих путей - дисхолия, дискрения, дискинезия.
31. Синдром печеночной недостаточности.
32. Синдром панкреатической недостаточности. Определение, клинико-лабораторная характеристика.
33. Лейкоцитарные реакции, семиотика нарушений.
34. Семиотика нарушений свертывающей системы крови у детей.
35. Геморрагический синдром, его варианты.
36. Анемический синдром.
37. Семиотика нарушений системы мочеобразования и мочевыделения.
38. Семиотика нарушений тубулярных функций почек.
39. Семиотика нарушений функции почечных клубочков. Синдром гломерулонефрита
40. Синдром острого повреждения почек.
41. Недостаточность функции почек. Определение, клинико-лабораторная характеристика.
42. Синдром микробного воспаления органов мочевой системы.
43. Признаки и варианты нарушений половой дифференцировки.
44. Особенности строения и функции щитовидной железы у детей.
45. Особенности строения и функции паращитовидных желез у детей, их роль в регуляции фосфорно-кальциевого обмена.
46. Особенности строения и функции надпочечников у детей.
47. Гипоталямо-гипофизарная система, регуляция функции желез внутренней секреции у детей.
48. Половое развитие ребенка, критерии оценки.
49. Семиотика основных поражений неонатального периода.
50. Понятие о недоношенности и задержке внутриутробного развития.