Контрольная работа по логике
Уфимский филиал
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ЛОГИКА»
для студентов заочного отделения
специальностей
080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
080105 «Финансы и кредит»
080504 «Государственное муниципальное управление»
Уфа 2011
Печатается по решению кафедры иностранных языков и гуманитарных дисциплин.
Составитель: Голованова Е.Ю., к.ф.н., доцент кафедры иностранных языков и гуманитарных дисциплин.
Методические указания содержат рекомендации для студентов заочного отделения по изучению основных вопросов дисциплины «Логика» и по выполнению контрольной работы. Предназначены для самостоятельной работы студентов.
© НОЧУ ВПО Московский институт экономических преобразований (Уфимский филиал)
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ЛОГИКА КАК НАУКА 5
2. ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЛОГИКА» 7
3. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛОГИКЕ 8
3.1. Требования к оформлению контрольной работы 8
3.2. Контрольная работа по логике (варианты 0-9) 10
4. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 26
ПРИЛОЖЕНИЕ 28
ВВЕДЕНИЕ
Целью науки «Логика» является изучение мышления человека со стороны его логической формы и формирование законов и правил, соблюдение которых является необходимым условием достижения истины в процессе получения выводного знания.
Основной задачей науки «логика» является целенаправленное формирование и повышение логической культуры мышления, прежде всего, изучение тех правил, которые соблюдаются при получении выводного знания. Логика призвана научить человека рационально (логически) мыслить.
По окончании изучения курса логики специалист должен уметь:
· ориентироваться на существенные признаки изучаемых предметов и явлений;
· подчиняться законам логики, строить свое мышление в соответствии с правилами, вытекающими из этих законов;
· производить логические операции, осознанно их аргументируя;
· строить гипотезы и выводить следствия из посылок.
Современный человек, живущий в сложном и противоречивом мире, должен обладать всеми данными навыками, в особенности тот, которому предстоит работать с людьми.
Данные методические указания имеют целью помочь студентам заочного отделения самостоятельно изучить дисциплину в объеме, предусмотренном государственным стандартов и выполнить контрольную работу.
ЛОГИКА КАК НАУКА
В обыденной жизни мы употребляем слово «логика» в разных значениях: последовательность мыслей, некоторая изощренность ума, впечатление убедительности рассуждений и т.п.
Законы логики лежат в основе нашего мышления. Интуитивно они известны каждому. Всякое движение мысли опирается на ее законы. В этом смысле логика общеизвестна.
Логика – одна из самых старых наук. Как самостоятельная наука она начала формироваться в Индии, Китае, Греции задолго до нашей эры. Родоначальником формальной логики принято считать древнегреческого философа Аристотеля (IV век до н.э.). Эта логика затем была обогащена идеями стоиков, средневековых схоластов, философов и математиков Нового времени.
Логику, которая является объектом нашего изучения, часто называют формальной. Именно она является основой современной математической, или символической, логики, риторики, теории аргументации, лингвистики, программирования и т.п.
Логика – это наука, изучающая законы и операции правильного мышления.
Понятие «мышление» является очень сложным, это объясняет и трудность его определения. Мышление одновременно выступает и как особый вид деятельности мозга, и как орудие отражения действительности, и как процесс взаимодействия познающего субъекта и познаваемого предмета.
Мышление – это психические процессы отражения объективной реальности, составляющие высшую степень человеческого познания. Мышление дает знание о существенных свойствах, связях и отношениях объективной реальности. В отличие от ощущения и восприятия, т.е. процессов непосредственно-чувственного отражения реальности, мышление дает непрямое, сложное, опосредованное отражение реальности. Мышление человека многоступенчато, оно представляет собой совокупность уровней, оно соединяет абстрактное, чувственно-образное, эмоциональное и интуитивное. Мышление опирается на процессы, протекающие на бессознательно-психологическом уровне.
Таким образом, объектом логики как науки является мышление. Но мышление – это сложный, многосторонний процесс, и логику в нем интересует не все. Происхождение и сущность мышления, его отношение к материальному миру и познанию изучает философия. Физиология интересуется тем, как мышление зависит от состояния мозга. Психология изучает условия нормального функционирования и развития мышления, влияния на него социально-психологической среды. Ученые-кибернетики изучают технические возможности моделирования мозга и человеческого мышления и т.д.
Человеку присущи различные типы мышления. Основным типом мышления является понятийное, или абстрактно-логическое. Именно его исследует логика. Абстрактное мышление – это процесс рационального отражения объективного мира в понятиях, суждениях, умозаключениях, гипотезах, позволяющий проникать в сущность, в закономерные связи действительности, творчески преобразовывать их сначала в теории, а затем и на практике.
Различные предметы отражаются в абстрактном мышлении в форме понятия, т.е. как определенная связь их существенных признаков. В форме суждений отражаются отношения между предметами и их свойствами. Изменение свойств предметов и отношений между ними отражаются в форме умозаключений.
Формальное, или правильное мышление – это последовательность умственных действий по заранее заданным правилам. Правильность мышления – его коренное свойство, которое также проявляется в отношении к действительности. Оно означает способность мышления воспроизводить в структуре мысли объективное строение бытия, соответствовать действительным отношениям между предметами и явлениями. И наоборот, неправильность мышления означает его способность искажать структурные связи и отношения бытия.
При изучении проблем логики важно иметь в виду, что усвоение теоретических вопросов не является самоцелью. Теория – лишь исходное условие и средство, помогающее приобрести навыки правильного рассуждения. Главное – научиться применять приобретенные теоретические знания на практике, в процессе рассуждения.
Рассуждение – это последовательность связанных по определенным правилам мыслей, которая обосновывает уже известные мысли или порождает новые обоснованные мысли.
Человека, который умеет рассуждать и который принимает свои решения на основе здравых рассуждений, обычно называют рациональным человеком. Изучая логику, мы учимся быть рациональными. Привычка рассуждать, т.е. последовательно организовывать свои мысли в соответствии с некоторыми правилами, необходима для ученого, менеджера, оратора, дипломата и многих других профессий. Полезна она и для обычной жизни, в которой также периодически приходится обосновывать свою правоту.
Логика – это теория правильных рассуждений; это дисциплина, которая формулирует правила рассуждений и учит отличать правильные рассуждения от неправильных.
2. ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЛОГИКА»
Программа курса «Логика» составлена на основе требований Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования РФ. Согласно программе студент заочного отделения в течение семестра должен самостоятельно изучить следующие вопросы:
1. Общая характеристика понятия.
2. Содержание и объем понятий.
3. Обобщение и ограничение понятий.
4. Понятие о ближайшем роде и виде.
5. Виды понятий.
6. Отношения между понятиями по объему.
7. Определения и их виды.
8. Правила определений и возможные ошибки.
9. Общая характеристика суждения.
10. Виды и структура простых суждений.
11. Структура и логическая форма сложных суждений.
12. Общая характеристика и виды умозаключений логики суждений.
13. Классификация умозаключений.
14. Основные законы логики (закон непротиворечия, закон тождества, закон исключенного третьего, закон достаточного основания).
Ответы на вопросы должны быть изложены в отдельной тетради, объем одного вопроса – 1,5-2 страницы.
Изучив перечисленные вопросы, студент может перейти к выполнению контрольной работы.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛОГИКЕ