Задания для самоподготовки. А) Прочтите в учебнике и конспектах лекций пройденную тему: «Соматометрия
А) Прочтите в учебнике и конспектах лекций пройденную тему: «Соматометрия. Антропометрические точки на туловище и конечностях. Основные размеры тела: методика определения и оценки. Составление соматометрического профиля».
Б) Составьте план ответа на каждый из вопросов для самоподготовки. Выделите вопросы, оставшиеся непонятными.
В) Заполните таблицу согласно примеру в первых строках:
Таблица 17.
Соматометрические точки и основные размеры тела и конечностей
Размер тела | Точки, между которыми измеряется | Ориентиры на теле | Инструмент | Значение |
Рост стоя | Vertex (v) - пол | Наивысшая точка головы в срединной плоскости | Антропометр, ростомер | Для ростовых индексов в оценке физического развития |
И т. д. |
Г) Напишите краткий конспект по материалам учебника и дополнительной литературы, включающий лаконичные ответы на вопросы самоподготовки.
Д) Изучите методику антропометрии. Поделитесь на группы по 3 -5 человек, на примере студентов своей группы проведите антропометрические измерения и заполните антропометрические бланки полученными данными по следующему плану: Найти антропометрические точки по ориентирам на мягких тканях и на скелете. Пользуясь антропометрическими инструментами, определить рост и вес обследуемого. Измерить обхватные размеры туловища с помощью сантиметровой ленты. С помощью толстотного циркуля определить поперечные (широтные) размеры туловища.
Таблица 18.
Антропологический бланк №3 (соматометрия)
Дата исследования | ВУЗ | |||||||
Место исследования | группа | |||||||
Ф. И. О. | Национальность | |||||||
Число, месяц, год рождения | Национальность матери и возраст на момент рождения | |||||||
Возраст (полных лет, мес.) | Национальность отца и возраст на момент рождения | |||||||
Сколько детей в семье/каким по счету родился | Постоянное Место Жительства | |||||||
Соматометрические признаки | ||||||||
рост стоя | ширина плеч | окружность голени | ||||||
рост сидя | переднезадний среднегрудной диаметр | обхват над лодыжками | ||||||
масса тела | поперечный среднегрудной диаметр | обхват плеча напряж/рассл | ||||||
длина туловища | ширина таза | окружность предплечья | ||||||
длина плеча | подвздошно-остистый диаметр | окружность запястья | ||||||
длина предплечья | межвертельный диаметр | КЖС на спине | ||||||
длина кисти | ширина локтя | КЖС на груди | ||||||
длина бедра | ширина запястья | КЖС на животе | ||||||
длина голени | ширина колена | КЖС на плече сзади | ||||||
высота стопы | ширина лодыжек | КЖС на плече спереди изнутри | ||||||
длина стопы | окружность шеи | ./. | КЖС на предплечье | |||||
ширина стопы | обхват груди вдох/выдох | КЖС на бедре | ||||||
обхват ягодиц | обхват груди (пауза) | КЖС на голени | ||||||
окружность бедра | окружность талии | кожная складка на тыле кисти | ||||||
Вывод: | АД сист/диаст, ЧСС | |||||||
Сила рук: прав/лев | ||||||||
Исследователь: | ||||||||
1. Измерить продольные размеры туловища и конечностей.
2. Изучить по таблицам способы оценивания тотальных и парциальных размеров тела.
3. Заполнить антропологический бланк № 3, составить резюме.
Ж). Заполнив антропологические бланки на всех студентов в группе (см. табл. 18), поменяйтесь бланками. Получив описание себя, проверьте правильность, выставив отметку по пятибалльной шкале. В ходе дискуссии обсудите оценки, выявите чаще встречаемые ошибки.
З) Поделившись на группы 3-5 человек, составьте и задайте 1-2 вопроса соседней группе по пройденной теме. В ходе дискуссии обсудите ответы, выявите чаще встречаемые ошибки.
И) Проведите соматометрическое обследование на себе (с помощью однокурсника) или на ком-либо среди своих членов семьи и т.п. Заполните антропологический бланк № 3 на примере табл. 18. В конце бланка напишите свое заключение по результатам соматометрии.*
И)** Подготовьте краткий доклад – сообщение на одну из предложенных тем либо на свободную тему по любому вопросу в рамках тематики занятия.
Теоретический блок
Соматометрические точки
Антропометрические точки на туловище
1. Верхнегрудинная точка – соответствует середине края яремной вырезки рукоятки грудины по середине сагиттальной линии. Исследователь стоит справа от обследуемого. Для нахождения точки следует проводить пальцами по срединной линии шеи сверху вниз и фиксировать наиболее глубокую точку яремной вырезки. Подвижную муфту антропометра необходимо опустить вдоль штанги, выдвинуть нижнюю линейку на 15-20 см, нащупать рукой точку и приложить к ней свободный конец опущенной линейки.
2. Лобковая точка – соответствует верхнему краю лобкового симфиза. Она лежит примерно на границе волосистой части. Определяется эта точка прощупыванием верхнего края лонного сочленения через переднюю брюшную стенку по средней линии. Это легко сделать, если попросить испытуемого втянуть живот после предварительного выдоха. Прощупывание точки крайне затрудняется при сильном наполнении мочевого пузыря. Это обстоятельство важно предусмотреть, приступая к исследованию.
Антропометрические точки на верхней конечности
1. Акромиальная (верхняя плечевая) точка – наиболее выступающая точка внешнего края акромиального отростка лопатки. При отыскании точки необходимо вначале прощупать ость лопатки и, поднимаясь по ней вверх, определить положение плечевой точки. Для проверки правильности нахождения необходимо движением руки в плечевом суставе проверить устойчивость точки: если она подвижна, значит, произошла ошибка в ее определении. Акромиальная точка неподвижна. При измерении высоты плечевой точки над полом исследователь стоит лицом к обследуемому, антропометр, как всегда, держит в вертикальном положении и устанавливает в сагиттальной плоскости, проходящей через измеряемую точку.
2. Лучевая точка – соответствует верхнему краю головки лучевой кости с переднелатеральной стороны. Последняя определяется прощупыванием на дне лучевой ямки под наружным надмыщелком плечевой кости. Исследователь стоит на колене сбоку от испытуемого, лицом к измеряемой точке.
3. Шиловидная точка – нижняя точка шиловидного отростка лучевой кости.
4. Пальцевая точка – соответствует нижней точке дистальной фаланги третьего пальца кисти. Измеряется при остриженных ногтях, без давления на мягкие ткани.
Рис. 7. Основные антропометрические точки и размеры тела.
Антропометрические точки на нижней конечности
1. Передняя подвздошно-остистая точка – наиболее выдающая точка, соответствующая верхней передней подвздошной ости на тазовой кости.
2. Подвздошно-гребешковая точка – наиболее выступающая точка в области гребней подвздошной кости
3. Вертельная – точка в области большого вертела бедра на его верхней боковой поверхности, наиболее выступающая вверх. Концами натянутых пальцев проводят по заднебоковой поверхности верхней части бедра снизу вверх, определив общее положение выступа, просят исследуемого, опершись на одну ногу, подвигать другой взад и вперед. Отмечают самую верхнюю часть костного выступа, перемещающегося при движении ноги. Можно ориентироваться по небольшому углублению, находящемуся несколько выше вертельной точки.
4.Верхнеберцовая внутренняя точка – соответствует середине внутреннего мыщелка большеберцовой кости. Определяется прощупыванием суставной щели коленного сустава с внутренней стороны (это легко сделать, если попросить испытуемого, не сходя с места, слегка присесть и вновь восстановить прежнюю позу) и фиксацией верхнейточки середины внутреннего мыщелка большеберцовой кости.
5. Нижнеберцовая внутренняя точка – самая нижняя точка внутренней лодыжки на большеберцовой кости. Измерение рекомендуется проводить скользящим циркулем с привернутой муфтой. Если же приходится пользоваться антропометром, надо подвести линейку антропометра к нижнеберцовой точке снизу и зафиксировать ее значение (высоты над полом). В этом случае измеряемый помогает удерживать антропометр в вертикальном положении.
6. Пяточная – наиболее выступающая назад точка пятки, независимо от уровня.
7. Конечная – наиболее выступающая вперед точка мякоти нижней фаланги 1 или 2 пальца стопы.