Орфоэпические и акцентологические нормы

Русский язык и культура речи, ОЗО

Диагностический тест по русскому языку и культуре речи

Тест 1.

1. Раздел языкознания, разрабатывающий и изучающий систему правил об употреблении букв в конкретных словоформах, – это…

а) графика;

б) орфография;

в) культура речи;

г) лексикология.

2. Раздел языкознания, изучающий знаки препинания и правила их употребления на письме, - это…

а) графика;

б) синтаксис;

в) пунктуация;

г) культура речи.

3. Согласно нормам русского литературного языка, ударение падает на третий слог в слове…

а) жа-лю-зи;

б) кра-си-ве-е;

в) на-ме-ре-ни-е;

г) си-мме-три-я.

4. Слово ВЕКОВОЙ нужно употре­бить вместо слова ВЕЧНЫЙ в предложении…

1) Долгими осенними вечерами хозяин не выходил из комнаты и в неизменном халате, с вечною трубкою в зубах сидел у окна.

2) Густые заросли кустарника чередовались с вечными дубовыми рощами и березовыми лесочками.

3) Среди вечных человеческих ценностей наиболее важной для него была честность.

4) В районах вечной мерзлоты дома строятся по спе­циальным проектам.

5. Значение «невежливый человек» имеет слово…

1) невежда

2) невежа

3) неряха

4) незнайка

6. Ошибка в образовании формы слова допущена в словосочетании…

1) после ранних заморозков

2) до двухсот метров

3) время движется

4) самый добрейший

7. Ошибка в образовании формы слова допущена в словосочетании…

1) килограмм апельсинов

2) больше шестьдесят человек

3) пара чулок

4) красивее всех

8. Буква Ё пишется в слове…

1) трущ…ба

2) чащ…ба

3) реш…тка

4) ш…рох

9. Буква Э пишется в слове…

1) пенсн…

2) котт…дж

3) р…квием

4) плен…р

10. Синтаксическая ошибка допущена в предложении…

1)Выдвижение кандидатуры Иванова на должность доцента было поддержано более чем тридцатью голосами.

2)Озеро Байкал всегда славилось своей необыкновенной прозрачностью, чистотой.

3)Благодаря разумного графика подготовки студенты успешно сдали экзамен по истории.

4)В газете «Сельские новости» были опубликованы метеосводки на ближайшую неделю.

11. Грамматически правильным продолжением предложения

Играя в шахматы, ………….

является фрагмент 1) у меня заболела голова.

2)мы развиваем логическое мышление.

3)незаметно пролетел вечер.

4)воспитывается воля и наблюдательность.

12. Ненужное со смысловой точки зрения (лишнее) слово употреблено в

в предложении…

1) Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату.

2) Я узнал, что зовут его Филиппом Кузьмичом и что он камердинер барина.

3) Стихает утомлённая земля, становится безветренно.

4) Вы совершенно верно определили главные лейтмотивы в операх

Римского-Корсакова.

Тест 2

Задание 1.

Установите соответствие:

1. Национальный язык

А) Образцовый вариант языка, ктр. используется во всех основных сферах общественной жизни: науке, образовании, культуре, сфере общественных отношений и т.д.

2. Литературный язык

Б) Вариант языка, используемый людьми на определё-нных территориях и отличающийся местными особенностями в области фонетики, лексики, морфологии.

3. Просторечие

В) Система знаков и способов их соединения, являющаяся средством общения нации.

4. Жаргон

Г) Одна из форм существования языка, служащая средством общения в основном малообразованной части городского населения.

5. Территориальный диалект

Д) Одна из форм существования языка, основная функция ктр. состоит в выражении принадлежности к какой-либо социальной или профессиональной группе посредством употребления специфических слов, форм, оборотов.

Ответ: 1... , 2... , 3... , 4... , 5....

Задание 2.

Выпишите из любого толкового словаря

· 2-3 слова без каких-либо стилистических помет;

· 2-3 слова с пометой разг.;

· 2-3 слова с пометой прост.;

· 2-3 слова с пометой обл.

Охарактеризуйте каждое их выписанных Вами слов по следующей схеме:

1. слово принадлежит литературной/нелитературной лексике?

2. а) если слово является литературным, то где преимущественно может быть использовано: в книжной или разговорной речи?

б) если слово находится за пределами литературного языка, то к какой нелитературной лексике относится: диалектизмам, профессионализмам, жаргонизмам, просторечию?

3. В каких ситуациях общения допустимо употреблять выписанные вами слова:

- неофициальное, непринуждённое общение;

- полуофициальное общение;

- официальное общение?

Образец выполнения: Пастушонок (разг. фам.) — слово свойственно разговорной литературной речи; не нарушает норм литературного употребления, но имеет фамильярный характер, о чём свидетельствуют словарные пометы. Однако эта фамильярность наделена «мягкой» экспрессией доброго отношения, шутливости, поэтому слово не может считаться оскорбительным; употребляется в ситуации непринуждённого общения.

Задание 3.

По представленным ниже образцам словарных статей составьте собственные толкования лексических значений 2-3 слов молодёжного жаргона, таких, например, как жесть, крутой, клёво, прикольно и др. Опираясь на собственный выбор слов, после выполнения данной работы ответьте на следующие вопросы:

∙ Какие действия, качества, предметы, явления действительности находят отражение в жаргоне?

∙ Способен ли жаргон передать глубокие сердечные переживания, тончайшие эмоциональные состояния души, серьёзные размышления о чём-либо?

∙ Каковы, на ваш взгляд, основные функции жаргона?

∙ Охарактеризуйте человека, активный словарь которого ограничивается преимущественно жаргоном (возраст, интеллектуальный уровень, душевное и духовное развитие, жизненные приоритеты)?

Тест 3.

Задание 1.Определите стиль текста. Аргументируйте свой ответ, указав на характерные стилевые черты (основное назначение текста, языковые особенности).

Высокой прочностью обладают сплавы алюминия с другими металлами. Из них широкое применение нашёл дюралюминий, состоящий из 94% алюминия, 5% меди, 0,5% магния, 0,5% марганца. Температура плавления его 6500С. Плотность дюралюминия втрое меньше плотности стали, а сопротивляемость разрыву такая же, как у некоторых сортов стали.

Сплавы, подобные дюралюминию, идут на изготовление отдельных частей автомобилей, самолётов, судов.

Задание 2.Определите стиль текста. Аргументируйте свой ответ, указав на характерные стилевые черты (основное назначение текста, языковые особенности).

А. Твардовский обладает удивительным, я бы сказал, завидным даром разговаривать со своим читателем. Поэтическая речь А. Твардовского течет очень свободно, очень естественно, без всякого нажима. Она лишена той внешней поэтической условности (или даже вычурности), которая у некоторых поэтов превращает стихи в нечто надуманное, ненастоящее, нарочитое, в нечто такое, чему плохо верится и что плохо воспринимается. В то же время речь А. Твардовского на редкость точна, красочна, глубока и поэтична в самом высоком смысле.

А.Твардовский всегда писал и пишет на большие темы нашей современности. И в этом – еще одна отличительная черта умной, талантливой, проникновенной поэзии А. Твардовского.

Задание 3.Определите стиль текста. Аргументируйте свой ответ, указав на характерные стилевые черты (основное назначение текста, языковые особенности).

Компания «Мир» Генеральному директору

136318, Москва, ул. Надежды фонда «Сбереги будущее»

Крупской, д.75, стр. 3 г-ну Вяземскому В.П.

тел. : (495) 107-196-80 123257, Москва,

факс: (495) 107-196-80 ул. Богданова, 298

10.07.09

Касательно пожертвований

Уважаемый господин Вяземский!

В ответ на Ваше письмо от 05.07.09. мы вынуждены сообщить Вам, что, к сожалению, не сможем сделать пожертвования Вашему фонду. Наша компания делает пожертвования только в крупные многоцелевые кампании, как, например, Ассоциация национальных музеев.

Жертвуя средства этим организациям, мы содействуем не одному, а ряду полезных дел, не оказывая никому предпочтения.

Надеемся, что Вы поймёте нашу позицию. Тем не менее, мы с уважением относимся к Вашей деятельности и поддерживаем Ваши замыслы. Желаем успеха Вашей кампании.

С уважением

директор компании «Мир»

Алексей Вячеславович Надеждин Подпись

Орфоэпические и акцентологические нормы

1. Вместо точек вставьте нужную гласную ё или е.

БЕЗНАД…ЖНЫЙ БЕСХРЕБ…ТНЫЙ БЛ…КЛЫЙ БЛ…Ф БРЕВ…НЧАТЫЙ ГОРШ…ЧНЫЙ Ж…ЛЧЬ ИСТ…КШИЙ (год) МАН…ВРЫ НЕДОУМ…ННЫЙ НИКЧ…МНЫЙ ОДНОИМ…ННЫЙ   ОП…КА ОС…ДЛЫЙ ПОИМ…ННЫЙ ХРЕБ…Т Ш…РСТКА Щ…ЛКА

2. Как правильно произнести слова – с мягким или твёрдым согласным перед е? Подчеркните слова, в которых согласный звук перед е произносится мягко, например, спортсмен.

АКАДЕМИЯ БЕРЕТ ДЕТЕКТИВ ДЕКАН ДЕФИС   КРЕМ КОМПЬЮТЕР ОДЕССА ПРЕССА ПРОГРЕСС   СЕССИЯ СТРЕСС ТЕЗИС ТЕНДЕНЦИЯ ТЕСТ ШИНЕЛЬ

3. Поставьте ударение в часто неправильно произносимых словах.

АПОСТРОФ БЛАГА ВКЛЮЧИТ, ВКЛЮЧИМ ДИСПАНСЕР ДОГОВОР; мн. ДОГОВОРЫ, ДОГОВОРОВ ЖАЛЮЗИ ЗВОНИШЬ, ЗВОНЯТ ЗУБЧАТЫЙ ИЗБАЛОВАННЫЙ ИЗБАЛОВАТЬ, избалую ИСКРА КАТАЛОГ КВАРТАЛ КОЛЛЕДЖ КРАСИВЕЕ ЛОМОТЬ, ломтя   МАСТЕРСКИ МИЗЕРНЫЙ МУСОРОПРОВОД НОВОРОЖДЕННЫЙ НОРМИРОВАТЬ, нормирую ОПЕКА ОСВЕДОМИТЬ, осведомлю ПОДРОСТКОВЫЙ ПОРТ, порта; мн. ПОРТЫ, портов ПРИГОВОР, приговора; мн. ПРИГОВОРЫ, приговоров ПРИНЯТ, принята, принято СВЕКЛА СИММЕТРИЯ СЛИВОВЫЙ (сок) СОЗДАЛ, создала, создало СОСРЕДОТОЧЕНИЕ СРЕДСТВА, средствам, средствами ТАНЦОВЩИЦА ТОРТЫ, тортов УВЕДОМИТЬ, уведомлю, уведомишь УГОЛЬ, угля; мн. УГЛИ, углей УПРОЧЕНИЕ ФЕНОМЕН ХОДАТАЙСТВОВАТЬ ЩАВЕЛЬ, щавеля; ЭКСПЕРТ  

4. Для большинства ораторов и даже для телеведущих камнем преткновения является произношение следующих слов (а для Вас?). Поставьте ударение.

НАМЕРЕНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НЮРНБЕРГСКИЙ процесс ВЫ ПРАВЫ ВЫ НЕПРАВЫ ВАЛОМ ВАЛИТ ИСЧЕРПАТЬ МАЛАЯ ТОЛИКА

5. Укажите, какое значение имеют слова, различающиеся местом ударения. Составьте с каждым из слов словосочетание.

ВÉДЕНИЕ – ВЕДÉНИЕ, ОСТРÓТА – ОСТРОТÁ, ХАРÁКТЕРНЫЙ – ХАРАКТÉРНЫЙ.

II. Морфологические нормы

1. Допишите окончания в соответствии с нормативным употреблением грамматического рода выделенных имён существительных.

Необыкновенно длинн… боа – гордость нашего террариума. Ей подарили страусов… боа. Забавн… пони звали Кити. Кенгуру кормил… детёныша. Финск… салями в России — очень востребованный продукт. Шёлков… кашнеспособ… смягчить даже строгий деловой костюм. В новой квартире повесим кружевн… тюль. В ваш… автозаложили бомбу. Внусн… харчоутолил… мой голод. У мое… протеже – красивое платье. В 1955 году МГУ праздновал… свое двухсотлетие. Я получил объёмист.. бандероль.

2. Запишите сложносоставные слова в родительном падеже (кого? чего?):

автомат-закусочная — ……………………………..;

телефон-автомат — ………………………..;

бал-маскарад — ……………………………;

диван-кровать — ……………………………..;

плащ-палатка — ………………………………;

плащ-пелерина — ………………………………;

шеф-повар — ………………………..;

яхт-клуб — ……………………….;

торт-мороженое — …………………………….. .

3. Допишите словоформы, где это необходимо.

В посылке оказалось пять бана… и пять баклаж… . При укладке пути не хватило ста рель… В галантерейной магазине большой выбор чулок и нос… Фруктовый сад раскинулся на территории свыше ста гектар… В продажу поступила первая партия ранних помидор…. Без шорт… на морском побережье в пляжный сезон не обойтись. Отряд партизан… освободил деревню от неприятеля. Варенье из абрикос… — настоящее лакомство. Банке шпрот… или других консервов диетологи рекомендуют предпочесть свежеприготовленную рыбу.

4. Выберите и подчеркните один из заключенных в скобки вариантов в соответствии с нормативным употреблением форм числа имён существительных во всех сферах общественной жизни.

(Ректоры – ректорá) ведущих вузов собрались в конференц-зале. Опытные (шофёры – шоферá) уверенно вели машины по горным дорогам, почти не убавляя скорости на поворотах. (Директоры – директорá) школ возмущены обязательным введением в учебный план новых дисциплин. (Тракторы – тракторá) же, по рассказам людей, в управлении легче автомобиля. Новые, комфортабельные (корпусы – корпусá) ждут отдыхающих.

Наши рекомендации