Объясните смысл образных выражений

1. Платоническая любовь. 2. Загадочный, как Сфинкс. 3. Рог изобилия.

Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания (используйте слова из скобок).

Образец: (теплый)какао – теплое какао.

(Черный) гантель, (мой) кредо, (мясной) филе, (золотой) пенсне, (норковый) манто.

2. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа и расставьте ударения.

Грош, гуляш, жезл, нефтепровод, серьга.

3. Напишите цифры прописью, составьте с ними предложения.

1) от 857, 2) к 2431, 3) до 263, 4) об 11.

Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Составьте словосочетания, правильно используя связи слов.

Образец: Упрекать (бездеятельность) –упрекатьв бездеятельности.

Терять почву (ноги), выглядела (утомленная), сообщать (трагедия), привлечь (искренностью), подневольность (положение).

2. Преобразуйте данные простые предложения с осложненной структурой указанным в скобках способом. Вставьте буквы, расставьте знаки препинания.

1. Кривой п…схальный кулич… был п…хож… на старый мух…мор (причастный борот). 2. Гостья с инт…ресом разгляд…вала покрытую вяза(н, нн)ой с…лфеткой эт…жерку (деепричастный оборот). 3. Хозяйка важно вышаг…вала вокруг стола (приложение).

Задание № 6. НОРМЫ ПРАВОПИСАНИЯ.

Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

С каждым годом Ахматова ст…новилась величестве(н, нн)ее. Она (не, ни)сколько (не, ни)старалась об этом это выходило у нее само собой. За все (пол)века что мы были зн…комы я (не)помню у нее на лице (не, ни)одной просительной мелкой или жалкой улыбки. Но д…ржалась она (со)всеми очень просто и друж…любно на р…вной ноге. З…м…чательна была в ее х…рактере и другая ч..рта. Она была соверше(н, нн)о л…шена чу…ства со…ственности. Не любила и не хр…нила вещей ра…тавалась с ними удивительно легко. Такой (же) значительной ч…ртой ее личности была ее огромная начита(н, нн)ость. Она была одни из самых образова(н, нн)ых поэтов эпохи

ВАРИАНТ № 20

Задание № 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Расставьте ударения в словах. Укажите возможные варианты.

Отнял, создала, корысть, исчерпать, духовник.

Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Произведите синонимические замены иностранных слов.

Катаклизм, юрисдикция, стагнация, имидж, ностальгия.

2. Устраните речевую избыточность и тавтологию.

1. Лично я считаю, что те выступающие, которые будут выступать, будут говорить о деле. 2. Наружная внешность героини достаточно привлекательна. 3. Герой целеустремленно стремится к своей намеченной цели.

3. С каждым из синонимов составьте словосочетание.

Единый – один, истинный – настоящий – подлинный – заправский, исправить – устранить, обосновать – доказать, осуществить – выполнить.

Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.

1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

1. Пот градом заливал лицо, от усталости в глазах мелькали красные круги. 2. Наша работа серьезной лептой входит в общую борьбу москвичей за благоустройство родного города. 3. После приезда Ольги жизнь у нас стала бить другим ключом.

2. Объясните смысл образных выражений.

1. Бумага не краснеет. 2. Белая ворона. 3. Львиная доля.

Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания (используйте слова из скобок).

Образец: (теплый)какао – теплое какао.

(Настоящий) разиня, (юный) кабальеро, (крошечный) колибри, (молодой) кутюрье, (очередной) бюллетень.

2. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа.

Земля, бакенбарды, полотенце, румын, погоны.

3. Напишите цифры прописью, составьте с ними предложения.

1) у 249, 2) об 1257, 3) с 384, 4) к 492.

Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Составьте словосочетания, правильно используя связи слов.

Образец: Упрекать (бездеятельность) –упрекатьв бездеятельности.

Обрадоваться (успехи), потребность (деятельность), скучать (вы), стремление (организация), оказаться (иллюзия).

2. Замените определительные предложения причастными оборотами.

1. Струйки дыма вились в воздухе, который был полон свежести влаги. 2. Молодой человек вошел в кабинет, который был обставлен недорогой мебелью. 3. Нами получены книги, которые были предназначены для кабинета литературы.

Задание № 6. НОРМЫ ПРАВОПИСАНИЯ.

Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

Хмель гнувший (в)низу кусты бузины рябины и лесного орешника взбегал наконец и обв…вал (на)половину сломле…ную березу. Достигнув середины ее он (от)туда свеш…вался (в)низ и начинал ц…плять вершины других деревьев или же в…сел на воздухе зав…завши кольцами свои тонк… цепк… крючья легко колебл…мые воздухом. Местами зеленая чаща расходилась оз….ре(н, нн)ая солнц…м и показ…вала (не)освеще…ное углубление зиявш… как темная пасть в черной глубине которой мелькали окинутые тенью узкие дорожки уб…гавш…е (в)даль обруше…ые перила пошатнувш…яся беседка.

ВАРИАНТ № 21

Задание № 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Расставьте ударения в словах. Укажите возможные варианты.

Кремень, древко, заговор, доска, гофрировать.

Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Произведите синонимические замены иностранных слов.

Декада, протекция, стагнация, эксперт, интервал.

2. Устраните речевую недостаточность.

1. Студент Белов занял первое место по английскому языку. 2. Чтобы хорошо работать, нужен непосредственный опыт у станка. 3. За ошибки и недостатки председатель артели заслуживает взыскания.

3. Составьте словосочетания со следующими паронимами.

Бережный – бережливый, тяготится – тяготеет, обидный – обидчивый, хозяйский – хозяйственный, соседский – соседний.

Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.

1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

1. Павел знал всю ее подноготную жизнь. 2. Отец не захотел слушать объяснений и послал Вадика туда, куда Макар не гонял. 3. Он обещал вернуться, когда рак в воде свистнет.

2. Объясните смысл образных выражений.

1. Грубый топтыгин. 2. Синий чулок. 3. Прокрустово ложе.

Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания (используйте слова из скобок).

Образец: (теплый)какао – теплое какао.

(Дорогой) салями, (новый) авеню, (густой) тушь, (маринованный) иваси, (уютный) фойе.

2. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа.

Оглобли, пустыня, погоны, ботинки, чулки.

3. Напишите цифры прописью, составьте с ними предложения.

1) к 743, 2) от 894, 3) с 875, 4) об 1359.

Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Составьте словосочетания, правильно используя связи слов.

Образец: Упрекать (бездеятельность) –упрекатьв бездеятельности.

Участвовать (собрание), венчаться (церковь), чокаться (бокалы), оказаться (иллюзия), очарован (пейзаж).

2. Замените определительные предложения причастными оборотами.

1. Вокруг фонаря кружились бабочки, которые были привлечены светом. 2. По степи, которая не успела остыть за ночь, уже тянет теплый ветер. 3. Стрелы, которые были пущены в него, упал на землю.

Задание № 6. НОРМЫ ПРАВОПИСАНИЯ.

Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

Старый обширный т…нувш…йся позади дома сад выходивш…й за село и потом проп…давш…й в поле заросш…й и заглохш…й казалось один осв…жал эту обширную деревню и один был вполне живописен в своем карти(н, нн)ом запустени… . Зелеными облаками и (не)правильными трепетнолистыми куполами лежали на небесн…м горизонт… со…дине(н, нн)ые вершины разросш…хся на свободе деревьев. Белый клоссальный ствол березы лише…ый верхушк… отломл…(н, нн)ой бурей или грозою подымался из этой зеленой гущи круглый и св…ркающий как прав…линая мраморная коло(н,нн)а.

ВАРИАНТ № 22

Задание № 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Расставьте ударения в словах. Укажите возможные варианты.

Донельзя, втридорога, асимметрия, наотмашь, феномен.

Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Произведите синонимические замены иностранных слов.

Интеллект, девальвация, бизнес, вексель, продюсер.

2. Устраните речевую недостаточность.

1. Достаточно нескольких часов, чтобы на ручной вязальной машинке одеть в теплые варежки всю семью. 2. Касса получает за товары ясельного возраста. 3. Если взглянуть с птичьего полета, то дома покажутся островками.

2. Составьте словосочетания со следующими паронимами.

Понятный – понятливый, высотный – высокий, удачный – удачливый, одеть – надеть, болотный – болотистый.

Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.

1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

1. Вообще-то он без минуты повар, осталось сдать экзамены. 2. Положение на комбинате остается из рук вон нетерпимым. 3. Писатель идет в одну ногу со своим временем.

2. Объясните смысл образных выражений.

1. Дамоклов меч. 2. Настоящий Дон Жуан. 3. Петь дифирамбы.

Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания (используйте слова из скобок).

Образец: (теплый)какао – теплое какао.

(Опытный) ветеринар Иванова, (маринованный) иваси, (теплый) кашне, (зеленый) Сочи, (загадочный) Чили.

2. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа.

Помидор, баклажан, грамм, башкир, качели.

3. Напишите цифры прописью, составьте с ними предложения.

1) к 594, 2) от 679, 3) с 782, 4) о 941.

Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Составьте словосочетания, правильно используя связи слов.

Образец: Упрекать (бездеятельность) –упрекатьв бездеятельности.

Читать (интерес), написано (ум), привлечь (искренность), очарован (величие), влюбленный (княжна).

2. Замените определительные предложения причастными оборотами.

1. Он уселся на скамью, которая стояла в конце бульвара. 2. Приказчик снял кнут, который висел у него на плече. 3. В зале сидели ученики, которые не принимали участия в концерте.

Задание № 6. НОРМЫ ПРАВОПИСАНИЯ.

1. Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

Анну Ахматову я знал с 1912 года. Тоненькая стройная похожая на робкую пятнадцатилетн… девочку она (не, ни) на шаг не отходила от мужа молодого поэта Н.С. Гумилева который тогда (же) при первом зн…комстве назвал ее своей учениц…й. То были годы ее первых стихов и (не)обыкнове…ых (не)ожида(н, нн)о шумных триумфов. Прошло два-три года и в ее глазах и в осанк… и в обращен… с людьми наметилась одна главнейшая черта ее личности – величавость. Не спесивость не надменность не заносчивость а именно величавость «царственная» монументально важная поступь (не)рушимое чувство ув…жения к себе к совей высокой писательской миссии.

ВАРИАНТ № 23

Задание № 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Расставьте ударения в словах. Укажите возможные варианты.

Делегировать, премировать, блокировать, пиццерия, договор.

Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Произведите синонимические замены иностранных слов.

Конформизм, ностальгия, ресурсы, рейтинг, стагнация.

2. Устраните речевую избыточность и тавтологию.

1. Рабочий был уволен за прогул без уважительной причины. 2. По сведениям их осведомленных источников, ожидается приезд делегации. 3. Участники творческой экспедиции рассказали о перспективах на будущее.

3. Выберите из слов, данных в скобках, подходящий пароним.

1. Они привыкли работать без надрыва, (методически, методично), четко выполняя все (методичный, методический) рекомендации. 2. К моему пребыванию в этом учреждении относятся (нестерпимо, нетерпимо), это уже стало для меня (нетерпимый, нестерпимый). 3. Мы с вами должны собраться и (оговорить, обговорить) те вопросы, которые не были (обговорен, оговорен) в соглашении.

Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.

1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

1. Не мудрствуя долго, приведу цитату из отчета, составленного по следам рейда. 2. Театр в Калуге Павел организовал на более широкую ногу. 3. Все понимали, что эти слова и слезы – фиговое прикрытие авантюристки.

2. Объясните смысл образных выражений.

1. Пиррова победа. 2. Перейти Рубикон. 3. Танталовы муки.

Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания (используйте слова из скобок).

Образец: (теплый)какао – теплое какао.

(Растворимый) кофе, (прозрачный) вуаль, (компетентный) жюри, (огромный) мозоль, (молодой) кенгуру.

2. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа.

Грабли, стерлядь, турок, кочерга, мандарин.

3. Напишите цифры прописью, составьте с ними предложения.

1) с 300, 2) о 415, 3) от 742, 4) к 867.

Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Составьте словосочетания, правильно используя связи слов.

Образец: Упрекать (бездеятельность) –упрекатьв бездеятельности.

Приплыть (берег), восхищение (подвиг), страдать (разлука), коснуться (вопрос), препятствовать (движение).

2. Замените определительные предложения причастными оборотами.

1. Известный путешественник, который прославился своими открытиями, прочитал курс лекций. 2. События, которые были описаны в этом рассказе, произошли в действительности. 3. Я читаю книгу, которую взял у товарища.

Задание № 6. НОРМЫ ПРАВОПИСАНИЯ.

Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

Певцы были готовы. Они еще (не)много помолчали настра…вая дыхание еще т…сней спл…тились пл…чами и тут стало совсем тихо зало точно опустел до того всем было интересно что же смогут эти десятеро… И вот по ки…ку стоящего справ(а, о) третьим от края вид…мо в…дущего в гру(п, пп)е они запели. И голоса взл…тели…

Над ш…рокой водной р…вниной встают и торжестве…о с…яют высокие горы. Пор…внявшись с низ….нькой дверью ост…новился в раздумь… . П…карня пом…щалась в подвале ее три окна были ниже ур…вня земли. (Не)береч… пор…сли – (не)видать и дерева.

ВАРИАНТ № 24

Задание № 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Расставьте ударения в словах. Укажите возможные варианты.

Начать, гнала, кухонный, спала, обеспечение.

Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Произведите синонимические замены иностранных слов.

Фольклор, дебют, бартер, юрисдикция, катаклизм.

2. Устраните речевую избыточность и тавтологию. 1. Побывали мы у памятника-монумента, который поразил нас величием и своей величиной. 2. В следующем году нам предстоит большая работа по разработке годового плана предстоящей работы. 3. Намечено подписание «соглашения о национальном согласии».

3. Выберите из слов, данных в скобках, подходящий пароним.

1. Надо (тактически, тактично) намекнуть ему, что он не должен сам принимать столь ответственные (тактичный, тактический) решения. 2. Он проявил (хозяйственный, хозяйский) заинтересованность в решении этих (хозяйский, хозяйственный) вопросов. 3. Успехами мы не (блистать – блестеть).

Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.

1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

1. Хоть был он и не из робкой десятки, но тут не мог не испугаться. 2. Приведенные показатели играют мало места для нашей экономики. 3. Не за горой тот день, когда спад производства прекратится.

2. Объясните смысл образных выражений.

1. Тришкин кафтан. 2. Прокрустово ложе. 3. Гордиев узел.

Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания (используйте слова из скобок).

Образец: (теплый)какао – теплое какао.

(Новый) шампунь, (заказной) бандероль, (красивый) тюль, (черный) лебедь, (широкий) авеню.

2. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа.

Цапля, туркмен, колени, ясли, апельсин.

3. Напишите цифры прописью, составьте с ними предложения.

1) у 374, 2) о 1345, 3) к 683, 4) с 794.

Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Составьте словосочетания, правильно используя связи слов.

Образец: Упрекать (бездеятельность) –упрекатьв бездеятельности.

Добраться (берег), уважение (подвиг), сетовать (разлука), тосковать (вы), не пропущенный (цензура).

2. Замените определительные предложения причастными оборотами.

1. События, которые были описаны в этой повести, которая была опубликована в журнале «Юность», произошли в действительности. 2. С самолета уже виден был город, который был окутан серой дымкой. 3. Поездка на море, которая была организована профкомом, отменена из-за непогоды.

Задание № 6. НОРМЫ ПРАВОПИСАНИЯ.

Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

Слишком я зан…т собой в лесу. Он об…стря…т чу…ства и я быстро уст…ю от их интенсивности. И от ко(л, лл)ичества мыслей м…лькающих без системы и плана. Это даже не мысли а обрывки мыслей м…чтаний вообр…жений восп…м…наний. И (не)ожида(н, нн)ые отчные д…гадки даже оз…рения связа(н, нн)ые с работой. Все это бесп…рядочно и густо замеша(н, нн)о.

Весь мир увид…л как выр…с русский человек увид…л его б….гатство его душевную силу. Р…стем от года к году мы. Р…внодушия усп…к…ения уд…вл…тв…ре(н, нн)ости у писателя не должно быть – вечная тр…вога.

ВАРИАНТ № 25

Задание № 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Расставьте ударения в словах. Укажите возможные варианты.

Пломбировать, облегчить, столяр, верба, клала.

Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Произведите синонимические замены иностранных слов.

Ностальгия, катаклизм, верификация, афера, инцидент.

2. Устраните речевую избыточность и тавтологию.

1. Здание будут украшать витражи из цветного литого стекла. 2. Спортсмены завода не могут похвастаться спортивными достижениями. 3. Юноша научился уважать труд, честно трудиться, дорожить рабочим временем, любить технику, машину.

2. Составьте словосочетания с данными паронимами.

Технический – техничный, опасный – опасливый, понятный – понятливый, скрытый – скрытный, явный – явственный.

Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.

1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

1. У них все было шито-крыто белыми нитками, но тогда этого никто не замечал. 2. На следующий день команды «Гранит» не стало: она рассыпалась как мыльный пузырь. 3. Вначале наш герой живет как кот в масле в этом доме.

2. Объясните смысл образных выражений.

1. Этакий Голиаф. 2. Вылитый Плюшкин. 3. Троянский конь.

Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания (используйте слова из скобок).

Образец: (теплый)какао – теплое какао.

(Огромный) мозоль, (нарядный) кимоно, (синий) гуашь, (широкий) авеню, (круглый) сирота.

2. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа.

Цыган, верблюжонок, ущелье, потемки, килограмм.

3. Напишите цифры прописью, составьте с ними предложения.

1) об 1394, 2) к 347, 30 от 458, 4) с 835.

Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Составьте словосочетания, правильно используя связи слов.

Образец: Упрекать (бездеятельность) –упрекатьв бездеятельности.

Уплатить (квартира), гордиться (успехи), жажда (деятельность), принадлежность (организация), скучать (вы).

2. Замените определительные предложения причастными оборотами.

1. Я читаю книгу, которую взял у товарища, который живет по соседству. 2. Был оглашен приговор суда, который пересмотру не подлежит. 3. Неизменным успехом у читателей пользуются книги, которые отражают нашу действительность.

Задание № 6. НОРМЫ ПРАВОПИСАНИЯ.

Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

Иногда и сам (в)просак он поп…дался как простак. По ул…цам слона в…дли как видно (на)п…каз. Кепи надетое (на)бекрень и ч…рня вое(н, нн)ая ш…нель (в)накидку пр…влекали на улице вс…общее вн…мание. Туча быстро н…слась по небу р...ср…стаясь (в)глубь и (вширь. Все дела с…вершали (по)домашнему (по)сосе…ски с в…ковой пр…вычкой ло…костью и кр…сотой. Н…суразный какой(то) все у него (шиворот)(на)выворот. Его лицобыло (на)диво прав…льно и кр…сиво. Ася д…вольно хорошо г…ворола (по)францу…ки и (по)неме…ки.

ВАРИАНТ № 26

Задание № 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Расставьте ударения в словах. Укажите возможные варианты.

Ходатайствовать, сосредоточение, завидно, ремень, начал.

Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Произведите синонимические замены иностранных слов.

Афера, бартер, верификация, имидж, инцидент.

2. Устраните речевую избыточность и тавтологию.

1. Беседа, которую мы с вами провели, подошла к своему завершающему концу. 2. Инициатором и зачинателем движения является экономическая ассоциация. 3. На научном семинаре автор изложил главную суть этой книги.

3. Составьте словосочетания с данными паронимами.

Освоить – усвоить, осудить – обсудить, тактичный – тактический, представить – предоставить, хозяйский – хозяйственный.

Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.

1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

1. Лелею себя надеждой, что моя статья вам понравится. 2. Игорь уходил в поход неопытным новичком, а вернулся из экспедиции матерым зубром. 3. Как говорится, чем дальше в лес, тем больше щепки летят: работа наша требовала все большего напряжения.

2. Объясните смысл образных выражений.

1. Нить Ариадны. 2. Ахиллесова пята. 3. Авгиевы конюшни.

Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания (используйте слова из скобок).

Образец: (теплый)какао – теплое какао.

(Старинный) рояль, (соленый) иваси, (красивый) какаду, (новый) табель, (черный) гуашь.

2. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа.

Колени, армянин, побережье, сумерки, грамм.

3. Напишите цифры прописью, составьте с ними предложения.

1) от 743, 2) к 598, 3) о 274, 4) перед 137.

Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Составьте словосочетания, правильно используя связи слов.

Образец: Упрекать (бездеятельность) –упрекатьв бездеятельности.

Достичь (берег), гордость (подвиг космонавта), скучать (вы), оплатить (квартира), оккупированный (армия Наполеона).

2. Замените определительные предложения причастными оборотами.

1. Туристы, которые вернулись из похода, немного устали. 2. Путешественник, который прославился своими открытиями, которыми заинтересовались многие, прочитал ряд лекций. 3. На комбинате много сотрудников, которые хорошо проявили себя в труде.

Задание № 6. НОРМЫ ПРАВОПИСАНИЯ.

Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

Т…желые тучи обл…жили горизонт. Холодный ветер рванул и со свистом понесся по степи бе…порядочно закружился и поднял такой шум что (из)за него (не) было слышно (ни, не) грома (не, ни) скрипа колес. Он дул (из)под черной тучи неся с собой облака пыли зап…х дождя и мокрой зелени. Лу(н, нн)ый свет бледный и др…жащий стал как (будто) грязнее звёзды еще больше нахмурились и видно было как по краю дороги сп…шили куда(то) назад облака пыли и их тени. Теперь вихри кружась и увл…кая с земли пыль сухую траву и перья поднимались под самое небо.

ВАРИАНТ № 27

Задание № 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Расставьте ударения в словах. Укажите возможные варианты.

Исчерпать, мизерный, корысть, кашлянуть, хаос.

Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Выберите существительные, образующие сочетания с глаголами НЕСТИ (ПОНЕСТИ), НОСИТЬ.

Жертвы, звание, нагрузка, имя, наказание, обязанности, название, урок, отпечаток, ответ, ответственность, печать, следы, поражение, потери, расходы, убыток, угроза, характер, утрата, ущерб.

2. Устраните речевую избыточность и тавтологию.

1. Наружная внешность героини достаточно привлекательна. 2. По сведениям из осведомленных источников ожидается приезд делегации. 3. Намечено подписание «Соглашения о национальном согласии».

3. Подберите к данным паронимам подходящие синонимы из скобок.

Оборотливый – оборотный (предприимчивый, противоположный), опасный – опасливый (рискованный, осторожный), скрытый – скрытный (неоткровенный, тайный), явный – явственный (бесспорный, нескрываемый, четкий, отчетливый).

Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.

1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

1. После приезда Ольги жизнь у нас стала бить другим ключом. 2. Он обещал вернуться, когда рак на горе встанет. 3. Писатель идет в одну ногу со своим временем.

2. Объясните смысл образных выражений.

1. Ящик Пандоры. 2. Нести свой крест. Перековать мечи на орала.

Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания (используйте слова из скобок).

Образец: (теплый)какао – теплое какао.

(Настоящий) кутюрье, (вкусный) цукини, (теплый) кашне, (говорящий) какаду, (опытный) врач Иванова.

2. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа.

Бурят, полотенце, ботинки, чулки, кочерга.

3. Просклоняйте числительное: 1874.

Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Составьте словосочетания, правильно используя связи слов.

Образец: Упрекать (бездеятельность) –упрекатьв бездеятельности.

Вследствие (предрассудки), вспомнить (благоговение), очарован (пейзаж), оказаться (иллюзия), основан (Петр Великий).

2. Замените определительные предложения причастными оборотами.

1. Стрелы, которые были пущены в него, упали на землю. 2. Приказчик снял кнут, который висел у него на плече. 3. Я читаю книгу, которую взял у друга, который живет по соседству.

Задание № 6. НОРМЫ ПРАВОПИСАНИЯ.

Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

Море огромное лениво вздыхающ… у берега уснуло и (не)подвижно (в) дали облит… голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое оно сл…лось там с син…м южн…м небом и крепко спит отр…жая в себе прозрачную ткань пер…стых обл…ков (не)подвижных и (не)скрывающ…х собой золотых узоров звезд. Горы поросш… деревьями уродл…во изгнутыми норд-остом ре…кими взмахами подняли вершины в син…ю пустыню над ними суровые контуры округлились одетые теплой и ласковой мглой южной ноч… .

ВАРИАНТ № 28

Задание № 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Расставьте ударения в словах. Укажите возможные варианты.

Грушевый, избалованный, переходный, премированный, таможня.

Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Произведите синонимические замены иностранных слов.

Адекватный, гипертрофированный, лояльный, позитивный, спонтанный.

2. Устраните речевую избыточность и тавтологию.

1. Это свойство свойственно всем писателям. 2. Необходимо реалистично и без иллюзий взвесить наши экономические шансы. 3. Автобиография жизни.

3. Составьте словосочетания.

Масленичный – масличный, обидный – обидчивый, пастырский – пасторской.

Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.

1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

1. Прятаться за чужие широкие спины – дело недостойное. 2. Для всей школы этот ученик стал басней во языцех. 3. Играть важную скрипку.

2. Объясните смысл образных выражений.

1.Гомерический смех. 2. Буря в стакане воды. 3. Узы Гименея.

Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания.

Кофе, кашне, пони, Сухуми, тюль.

2. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа.

Ананасы, баклажаны, иглы, карты, туфли.

3. Напишите цифры прописью, составьте с ними предложения.

156, 375, 1256, 1919.

Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Составьте словосочетания, правильно используя связи слов.

Образец: Упрекать (бездеятельность) –упрекатьв бездеятельности.

Достичь (берег), радоваться (успехи), оплатить (проезд), информация (погода), согласно (приказ).

2. Исправьте речевые ошибки в предложениях.

1. Вернувшись на Родину, эмигрантам было предъявлено обвинение, и они были арестованы НКВД. 2. Подходя к лесу, мне стало холодно. 3. Он был менее ранимее меня.

Задание № 6. НОРМЫ ПРАВОПИСАНИЯ.

Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

Каждый вечер перепл….чик Крапцер подм…тал маст…рскую соб…рал работу и выйдя на крыльцо дома долго гл…дел сквозь р…гатые очки на небо. Потом раскур…вал трубку возвр…щался обратно и по винт…вой лес…нице подн…мался в к…морку. Тут он заж…игал лампу ставил ее плотно (по)средине стола и с важностью усаж…вался в полома(н, нн)ое кресло.

ВАРИАНТ № 29

Задание № 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Расставьте ударения в словах. Укажите возможные варианты.

Истекший, небо, компас, мизерный, феномен.

Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Произведите синонимические замены иностранных слов.

Тривиальный, утилитарный, фатальный, эксцентричный, регресс.

2. Устраните речевую избыточность и тавтологию.

1. Расширился бюджет центра, что позволяет привлечь к участию в конкурсах больше участников. 2. Фирма объявила о свободной вакансии на место главного бухгалтера. 3. Монументальный памятник.

3. Составьте словосочетания с данными паронимами.

Абонент – абонемент, представить – предоставить, бережно – бережливо.

Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.

1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

1. Я привык отдавать себе отчеты во всех вопросах. 2. Он ругал всех на чем свет стоял. 3. У нас было несколько медовых месяцев.

2. Объясните смысл образных выражений.

1. Рог изобилия. 2. Прометеев огонь. 3. Со щитом или на щите.

Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания.

Колибри, картофель, меню, Чили, цеце.

2. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа.

Бланки, гектары, носки, оладьи, ясли.

3. Напишите цифры прописью, составьте с ними предложения.

178, 250, 275, 1100.

Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Составьте словосочетания, правильно используя связи слов.

Образец: Упрекать (бездеятельность) –упрекатьв бездеятельности.

Страдать (разлука), касаться (стол), тормозить (движение), ругать (беспечность), сочувствовать (пострадавший).

2. Исправьте речевые ошибки в предложениях.

1. Читая эту повесть, создается впечатление, что писатель сам был участником этих давних событий. 2. Благодаря удачному освещению актриса выглядела еще более моложе, чем в жизни. 3. Она долго рассуждала, что будет ли преступлением погубить свою душу, чтобы спасти жизнь детей.

Задание № 6. НОРМЫ ПРАВОПИСАНИЯ.

Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

В белом уже изрядн(о, а) поноше(н, нн)ом (полу)фраке с княжеского плеча но тщательно отутюже(н, нн)ом с (не)вероятным каким (то) шарфом на шее круглолиц…й и кривоногий с ореховой тростью в руке Афанасий медле(н, нн)о кружил в (н…)котором отд…лении от в…ранды с точ(?)ностью определяя име(н, нн) такое ра(с, сс)тояние которое позв…ляло ему (не)быть св…дет…лем госпо…ской беседы и одновреме(н, нн)о в нужный м…мент улавл…вать любые желания князя.

ВАРИАНТ № 30

Задание № 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Расставьте ударения в словах. Укажите возможные варианты.

Броня, занятой, безобразный, хаос, характерный.

Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Произведите синонимические замены иностранных слов.

Апелляция, имитировать, приоритет, тарифицировать, филигранный.

2. Устраните речевую избыточность и тавтологию.

1. Питательная маска подпитывает кожу. 2. Между природой и человеком уже не существует существенной разницы. 3. Мизерные мелочи.

3. Составьте словосочетания с данными паронимами.

Праздничный – праздный, практичный – практический, туристский – туристический.

Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.

1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

1. Эти вопросы имеют большую роль в развитии науки. 2. Пора тебе взяться за свой ум. 3. Ну хоть разбейся головой об стенку!

2. Объясните смысл образных выражений.

1. Лебединая песня. 2. На седьмом небе. 3. Пиррова победа.

Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания.

Капри, толь, Дели, шимпанзе, кафе.

2. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа.

Бананы, грузины, килограммы, простыни, сапоги.

3. Напишите цифры прописью, составьте с ними предложения.

119, 96, 735, 1454.

Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Составьте словосочетания, правильно используя связи слов.

Образец: Упрекать (бездеятельность) –упрекатьв бездеятельности.

Потребность (деятельность), верить (правота), интересоваться (искусство), вопреки (угроза), полон (бодрость).

2. Исправьте речевые ошибки в предложениях.

1. У нас невольно возникают воспоминания о нашем медовом месяце, глядя на молодоженов. 2. Часть книг раскуплены сразу после издания. 3. Наконец пришло письмо, сообщавшее о приезде давнего друга и которого я так ждала.

Задание № 6. НОРМЫ ПРАВОПИСАНИЯ.

Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

С…реневый штиль окружал судно и зап…лнял к…юту. Из(за) вершин гор пр…чудл…вый с…луэт которых мог бы прийти в голову только в…ликому а…стракц…онисту подн…малось со…нце. Оно раск…лило до алого цвета тр…угольник неба вернее туч… между двумя вершинами. А остальное небо было в л…ловой тума(н, нн)ой мгле. Вода возле ж…лтого песка ни…кого берега была бледной едва голубой.

ВАРИАНТ № 31

Задание № 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Расставьте ударения в словах. Укажите возможные варианты.

Алфавит, добыча, искони, лососевый, новорожденный.

Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Произведите синонимические замены иностранных слов.

Конформизм, ностальгия, ресурсы, рейтинг, стагнация.

2. Устраните речевую избыточность и тавтологию.

1. Рабочий был уволен за прогул без уважительной причины. 2. По сведениям их осведомленных источников, ожидается приезд делегации. 3. Участники творческой экспедиции рассказали о перспективах на будущее.

3. Выберите из слов, данных в скобках, подходящий пароним.

1. Они привыкли работать без надрыва, (методически, методично), четко выполняя все (методичный, методический) рекомендации. 2. К моему пребыванию в этом учреждении относятся (нестерпимо, нетерпимо), это уже стало для меня (нетерпимый, нестерпимый). 3. Мы с вами должны собраться и (оговорить, обговорить) те вопросы, которые не были (обговорен, оговорен) в соглашении.

Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.

1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

1. Павел знал всю ее подноготную жизнь. 2. Отец не захотел слушать объяснений и послал Вадика туда, куда Макар не гонял. 3. Он обещал вернуться, когда рак в воде свистнет.

2. Объясните смысл образных выражений.

1. Грубый топтыгин. 2. Синий чулок. 3. Прокрустово ложе.

Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания (используйте слова из скобок).

Образец: (теплый)какао – теплое какао.

(Дорогой) салями, (новый) авеню, (густой) тушь, (маринованный) иваси, (уютный) фойе.

2. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа.

Оглобли, пустыня, погоны, ботинки, чулки.

3. Напишите цифры прописью, составьте с ними предложения.

1) к 743, 2) от 894, 3) с 875, 4) об 1359.

Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Составьте словосочетания, правильно используя связи слов.

Образец: Упрекать (бездеятельность) –упрекатьв бездеятельности.

Участвовать (собрание), венчаться (церковь), чокаться (бокалы), оказаться (иллюзия), очарован (пейзаж).

2. Замените определительные предложения причастными оборотами.

1. Вокруг фонаря кружились бабочки, которые были привлечены светом. 2. По степи, которая не успела остыть за ночь, уже тянет теплый ветер. 3. Стрелы, которые были пущены в него, упал на землю.

Задание № 6. НОРМЫ ПРАВОПИСАНИЯ.

Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

Старый обширный т…нувш…йся позади дома сад выходивш…й за село и потом проп…давш…й в поле заросш…й и заглохш…й казалось один осв…жал эту обширную деревню и один был вполне живописен в своем карти(н, нн)ом запустени… . Зелеными облаками и (не)правильными трепетнолистыми куполами лежали на небесн…м горизонт… со…дине(н, нн)ые вершины разросш…хся на свободе деревьев. Белый к…ло(с, сс)альный ствол березы лише…ый верхушк… отломл…(н, нн)ой бурей или грозою подымался из этой зеленой гущи круглый и св…ркающий как прав…льная мраморная коло(н,нн)а.

ВАРИАНТ № 32

Задание № 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Расставьте ударения в словах. Укажите возможные варианты.

Холеный, трубопровод, приданое, каталог, петля.

Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Произведите синонимические замены иностранных слов.

Катаклизм, юрисдикция, стагнация, имидж, ностальгия.

2. Устраните речевую избыточность и тавтологию.

1. Лично я считаю, что те выступающие, которые будут выступать, будут говорить о деле. 2. Наружная внешность героини достаточно привлекательна. 3. Герой целеустремленно стремится к своей намеченной цели.

3. С каждым из синонимов составьте словосочетание.

Единый – один, истинный – настоящий – подлинный – заправский, исправить – устранить, обосновать – доказать, осуществить – выполнить.

Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.

1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

1. Пот градом заливал лицо, от усталости в глазах мелькали красные круги. 2. Наша работа серьезной лептой входит в общую борьбу москвичей за благоустройство родного города. 3. После приезда Ольги жизнь у нас стала бить другим ключом.

2. Объясните смысл образных выражений.

1. Бумага не краснеет. 2. Белая ворона. 3. Львиная доля.

Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания (используйте слова из скобок).

Образец: (теплый)какао – теплое какао.

(Настоящий) разиня, (юный) кабальеро, (крошечный) колибри, (молодой) кутюрье, (очередной) бюллетень.

2. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа.

Земля, бакенбарды, полотенце, румын, погоны.

3. Напишите цифры прописью, составьте с ними предложения.

1) у 249, 2) об 1257, 3) с 384, 4) к 492.

Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Составьте словосочетания, правильно используя связи слов.

Образец: Упрекать (бездеятельность) –упрекатьв бездеятельности.

Обрадоваться (успехи), потребность (деятельность), скучать (вы), стремление (организация), оказаться (иллюзия).

2. Замените определительные предложения причастными оборотами.

1. Струйки дыма вились в воздухе, который был полон свежести влаги. 2. Молодой человек вошел в кабинет, который был обставлен недорогой мебелью. 3. Нами получены книги, которые были предназначены для кабинета литературы.

Задание № 6. НОРМЫ ПРАВОПИСАНИЯ.

Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

Хмель гнувший (в)низу кусты бузины рябины и лесного орешника взбегал наконец и обв…вал (на)половину сломле…ную березу. Достигнув середины ее он (от)туда свеш…вался (в)низ и начинал ц…плять вершины других деревьев или же в…сел на воздухе зав…завши кольцами свои тонк… цепк… крючья легко колебл…мые воздухом. Местами зеленая чаща расходилась оз….ре(н, нн)ая солнц…м и показ…вала (не)освеще…ное углубление зиявш… как темная пасть в черной глубине которой мелькали окинутые тенью узкие дорожки уб…гавш…е (в)даль обруше…ые перила пошатнувш…яся беседка.

ВАРИАНТ № 33

Задание № 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Расставьте ударения в словах. Укажите возможные варианты.

Кремень, древко, заговор, доска, гофрировать.

Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Произведите синонимические замены иностранных слов.

Нувориш, рейтинг, рэкет, фиаско, стагнация.

2. Устраните речевую избыточность и тавтологию.

1. Патриот своей Родины. 2. Памятный сувенир. 3. Огромная махина. 4. Народный фольклор. 5. Автобиография жизни. 6. Свободная вакансия.

3. Составьте словосочетания с паронимами.

Освоить – усвоить, хозяйский – хозяйственный, техничный – технический, представить – предоставить, тактичный – тактический.

Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.

1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

1. Перебирать из пустого в порожнее. 2. Львиная часть. 3. Вступили новые правила.

2. Объясните смысл образных выражений.

1. Панический страх .2 Нектар и амброзия. 3. Что дозволено Юпитеру, то не дозволено быку.

Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания (используйте слова из скобок).

Образец: (теплый)какао – теплое какао.

(Больной) мозоль, (вкусный) пюре, (мой) кредо, (рыбный) филе, (прозрачный) вуаль.

2. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа.

Бриджи, блюдо, гольфы, захолустье, браслет.

3. Напишите цифры прописью, составьте с ними предложения.

1) к 1456, 2) из 452, 3) с 823, 4 о 54.

Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Составьте словосочетания, правильно используя связи слов.

Образец: Упрекать (бездеятельность) –упрекатьв бездеятельности.

Тосковать (вы), не пропущенный (цензура), читать (подлинник), очарован (пейзаж), борьба (саранча).

2.

3. З24амените определительные предложения причастными оборотами.

1. С самолета уже виден был город, который окутан серой дымкой. 2. Я читаю книгу, которую взял у товарища, который живет по соседству. 3. Известный путешественник, который прославился своими открытиями, которыми заинтересовались многие, прочитал ряд лекций.

Задание № 6. НОРМЫ ПРАВОПИСАНИЯ.

Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

После (не)продолжительного отдыха мы сели в лодку и поплыли дальше. (Кое)где розовел туман и теневые склоны гор покрылись мягкими светло(фиолетовыми) т…нами. Около железнод…рожного м…ста куда мы прибыли (во)время горы конч…лись. Я вышел из лодки и поднялся на сопку расп…ложе(н, нн)ую (в)близи нас что(бы) в последний раз отсюда (с)сверху осмотре(ть, т)ся (во) все стороны. Красивая п…норама разв…рнулась перед моими глазами (с)зади на востоке т…пелились горы на юге были п…логие холмы поросшие листве(н, нн)ым редколесьем на севере (на)сколько хв…тало глаз ра(с, сс)т…лалось низме(н, нн)ое пространство бе…конечное однообразное покрытое травой.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ

«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Наши рекомендации