Аудирование как вид речевой деятельности

ОБУЧЕНИЕ АУДИРОВАНИЮ

На этой лекции вы узнаете:

· Что такое аудирование

· Каковы цели обучения аудированию и его виды

· Каковы требования в области аудирования примерной программы нового Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения на ИЯ начального общего образования, среднего общего образования, полного общего образования* и профильного образования**, а также требования Европейского стандарта

· Аудирование как вид речевой деятельности и его особенности

· Аудирование как умение

· Аудирование как процесс

· Аудирование как продукт

· О планировании уроков обучения аудированию: задачи урока, этапы работы, комплексы упражнений. О контроле умений в аудировании

· Какова специфика аудирования на профильном уровне

Что такое аудирование?

Умение понимать иностранную речь на слух является важным учебным умением, которое пока что недооценивается многими учителями.

Длительное время слушание воспринималось как пассивный рецептивный процесс. К пониманию того, что этому надо специально учить ученые пришли не сразу.

Термин «аудирование» был введен З.А. Кочкиной и предполагает умение не только слушать, но и слышать.

В.А. Сатинова понимает аудирование как «активный мыслительный процесс, направленный на восприятие и узнавание всякий раз новых сообщений».

Аудирование – это активный рецептивный вид речевой деятельности. Научить учащихся понимать иноязычную речь на слух является одной из важнейших задач обучения ИЯ.

Виды или стратегии аудирования

И.Л. Бим различает следующие виды аудирования: 1) глобальное (с общим охватом содержания); 2) селективное (с выборочным) и 3) детализированное (с полным пониманием), что соответствует основным видам другого вида рецептивной деятельности - чтения.

Аудирование может выступать как цель средство обучения, но в условиях средней школы аудирование – это в основном средство обучения при формировании навыков и развитии речевых умений.

Образовательные стандарты

В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом (ФГОС) второго поколения начального общего образования в области аудирования выпускники начальной школы должны:

· понимать на слух речь учителя, одноклассников;

· понимать на слух основное содержание небольших текстов (длительностью звучания не более 1-1,5 минут), построенных на знакомом языковом материале, с опорой на зрительную наглядность.

В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом (ФГОС) основного общего образования (5-9 классы) в области аудирования выпускники основной школы должны:

* В процессе разработки

** В процессе разработки

понимать основное содержание кратких, несложных аутентичных прагматических текстов (прогноз погоды, программы теле и радиопередач, объявления на вокзале/ в аэропорту/ и выделять для себя значимую информацию; понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся в разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ), уметь определить тему текста, выделить главные факты в тексте, опуская второстепенные.

В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом (ФГОС) второго поколения полного общего образования (10-11 классы) в области аудирования выпускники основной школы должны:

По новым ФГОС – в процессе разработки

На профильном уровне предусматривается совершенствование всех стратегий аудирования, в том числе текстов с учетом выбранного профиля.

По новым ФГОС - в процессе разработки

Европейский стандарт имеет 6 уровней овладения иностранным языком в четырех видах речевой деятельности: А1 и А2; В1 и В2; С1 и С2 – от уровня выживания до уровня совершенства.

С точки зрения овладения умением аудировать, на самом низком уровне – уровне выживания А1 – Евростандарт предусматривает умение понимать знакомые слова и наиболее распространенные выражения применительно «ко мне, моей семье, непосредственному конкретному окружению, если люди говорят медленно и отчетливо». На самом высоком уровне С2 предусматривается умение без усилий понимать устную речь, будь то при непосредственном обращении или в СМИ и когда говорят быстро, при условии, что «у меня есть время приспособиться к особенностям произношения».

Аудирование как вид речевой деятельности

Аудирование как вид речевой деятельности отличается следующими особенностями: слушать легче, чем читать, т.к. есть ориентиры в виде голоса, интонации, мимики, жестов. Но слушать труднее, т.к. существует целый ряд объективных трудностей:

1) трудности, обусловленные условиями аудирования (внешние шумы, плохая акустика, помехи. Живая речь воспринимается легче, чем механическая;

2) трудности, обусловленные особенностями источника речи: возраст, пол, положение, страна, индивидуальные особенности тембра голоса, дикции, паузация, интонация. Монологическая речь воспринимается легче, чем диалогическая. Женская и детская речь воспринимается труднее, чем мужская. Трудно воспринимается диалектная или неграмотная речь;

3) трудности, обусловленные языковыми особенностями материала: мешают пониманию большое количество разговорной лексики, идиоматических выражений, клише, терминов, аббревиатур. Плохо запоминаются препозиционные слова: имена собственные, числительные, названия дней недели и месяцев;

4) трудности, связанные с психофизиологическими механизмами аудирования: речевым слухом, оперативной памятью, вероятностным прогнозированием;

5) трудности, связанные с восприятием содержания: пониманием фактов (Что? Где? Когда?), логики изложения (Для чего? Почему?), пониманием общей идеи, мотивов поступков действующих лиц.

Трудности аудирования преодолеваются в специальных упражнениях.

Аудирование как умение

Аудирование как умение опирается на навыки и умения. Есть 3 группы навыков аудирования: 1) навыки подсознательного распознавания грамматических форм речи (грамматические навыки аудирования); 2) навыки непосредственного понимания слов и словосочетаний (лексические навыки аудирования) и 3) навыки подсознательного восприятия и различения звуковой стороны речи (фонетические навыки аудирования).

Уметь аудировать значит подсознательно владеть грамматическим, лексическим и звуковыми (фонетическим навыками).

Очевидно, для эффективного аудирования необходим ряд и частных умений, таких как: умение находить главную мысль, понимать логику изложения, мотивы поступков действующих лиц.

Аудирование как процесс

Аудирование как процесс, также как и чтение, имеет чувственный и логический уровни.

На чувственном уровне происходит восприятие на уровне слуховых ощущений, затем эти ощущения сличаются с образцом, речедвигательным эталоном, который хранится в определенном участке коры мозга, наконец, через внутреннее проговаривание происходит узнавание.

На логическом уровне это уже известные по механизмам чтения механизмы антиципации, догадки и логического понимания. Антиципация – догадка об известном - бывает структурной (догадка по форме слова или его месту в предложении) и смысловой (догадка по подзаголовку и т.п). Собственно догадка – это гипотеза о неизвестном. Наконец, механизм логического понимания опирается на логический анализ, синтез, обобщение, классификацию фактов и явлений.

Аудирование как продукт

Продуктом аудирования является логическое понимание текста в зависимости от коммуникативной цели аудирования (с общим охватом содержания, выборочным пониманием или полным пониманием).

Обучение аудированию

При обучении аудированию ставятся задачи научить учащихся: подсознательно различать звуковые образы слов и словосочетаний, грамматические структуры на слух, предвосхищать грамматические структуры и содержание текста, развивать объем оперативной памяти, понимать речь нормального темпа, понимать общее содержание при наличии неизвестного, понимать тексты разного характера: описание, рассуждение, фабульные, многоплановые и т.д.

Конкретные задачи зависят от цели (вида) аудирования). Аудирование может стать целью целого урока, но чаще аудирование является лишь средством решения других задач урока.

Как и при обучении чтению, процесс обучения аудированию делится на три этапа: дотекстовый (до прослушивания), текстовый (в процессе прослушивания) и послетекстовый (после прослушивания).

На дотекстовом этапе главные задачи – это формирование лексических, грамматических и фонетических навыков речи, социокультурная и/или контекстуальная осведомленность. Можно предложить такие задания, как: обсуждение вопросов или утверждений; догадка по заголовку, новым словам, иллюстрациям; краткое изложение основной темы учителем, введение в проблематику и т.п.

На текстовом этапе во время прослушивания с целью понимания общего содержания можно предложить задания определить тему/проблему, основные идеи, отделить главную информацию от второстепенной. С целью понимания деталей текста можно предложить задания на извлечение необходимой информации, выделение фактов и аргументов в соответствии с вопросами, определение временной и причинно-следственной связи событий и явлений. Возможны задания: согласитесь или опровергните, вставьте пропущенные слова, дополните, закончите следующие предложения, скажите, что говорилось о ком-либо/чем-либо, найдите русский эквивалент слов в параллельном столбце.

На послетекстовом этапе главные задачи – это обобщить, классифицировать информацию, полученную из текста, анализировать содержание, оценивать важность и новизну информации, передавать свое отношение к услышанной информации. Также возможны упражнения трех типов:

1) прослушайте и скажите о ком/о чем говорилось, согласитесь или опровергните, придумайте название, подберите картинку;

2) охарактеризуйте действующих лиц, события; определите отношение автора к лицам/событиям; определите ваше отношение к лицам/событиям;

3) беседы, дискуссии, ролевые игры.

Классификации упражнений

Известно несколько классификаций упражнений на аудирование в разных методических школах.

В школе Г.В. Роговой (1991) отличают приемы формирования психических механизмов аудирования (тренировка оперативной памяти, внимания, вероятностного прогнозирования) и приемы мотивационной установки (задания на понимание содержания и творческую переработку полученной информации).

В методической школе Е.А. Маслыко (все упражнения на аудирование делятся на 2 группы: для формирования общих аудитивных навыков (упражнения на преодоление фонетических, лексических и грамматических трудностей, развития антиципации, догадки, аудитивной памяти, внимания) и речевые (прослушайте начало рассказа и догадайтесь, о чем пойдет речь, расположите пункты плана в нужной последовательности, определите тип текста, передайте краткое содержание и т.п.).

В методической школе Е.И. Пассова предлагаются две классификации упражнений. В первой из них (2002) все упражнения делятся на неспециальные и специальные. К неспециальным упражнениям относятся: речевая зарядка, прослушивание текста при презентации грамматического или лексического материала, запись под диктовку. Ведение урока на иностранном языке – лучшее неспециальное упражнение в аудировании! К специальным упражнениям относятся условно-речевые (УРУ) и речевые упражнения (РУ). УРУ: поднимите руку, услышав; догадайтесь по описанию; ответьте «да», если согласны; найдите расхождение между описанием и картинками; разделите фразу на синтагмы; восстановите пропущенное слово (фразу); покажите страны, о которых говорится. РУ: послушайте и ответьте на вопросы; найдите в рассказе опорные мысли; прокомментируйте высказывание; прослушайте рассказ/диалог и завершите его; прослушайте и передайте содержание, подберите подзаголовок к услышанному; послушайте рассказ и расположите пункты плана в нужной последовательности; подтвердите или опровергните; составьте план рассказа; найдите основную мысль; перефразируйте; оцените.

Во второй классификации упражнений методической школы Е.И. Пассова (2002) упражнения делятся в соответствии с чувственным и логическим уровнями механизмов аудирования. На чувственном уровне предлагаются упражнения для развития фонетического, фонологического и интонационного слуха, для развития слуховой оперативной памяти, для развития механизмов сличения-узнавания. На логическом уровне предлагаются упражнения для развития механизмов антиципации, догадки и логического понимания.

В методической школе Е.Н. Солововой (2005) дается система упражнений на развитие навыков аудирования: повторение речи за диктором в паузу и синхронно, упражнения на развитие речевого слуха, тренировку памяти и вероятностное прогнозирование.

В методической школе Н.Д. Гальсковой и Н.И. Гез (2006) все упражнения на аудирование делятся на подготовительные (обучение речевому слуху, вероятностное прогнозирование, развитие оперативной памяти) и речевые (частично управляемые упражнения с опорами, неуправляемые - на описание, составление плана и т.п.; упражнения для развития умений смысловой переработки и фиксации информации).

Наши рекомендации