Анатомо-физиологические особенности головного и
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УКРАИНЫ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. А.А. БОГОМОЛЬЦА
«Утверждено»
на методическом совещании
кафедры педиатрии №2 с курсом
медицинской генетики и неонатологии
Заведующий кафедры
профессор Волосовец А.П.
«____»____________200_г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Учебная дисциплина | Пропедевтика детских болезней |
Модуль № | |
Содержательный модуль | |
Тема занятия | Анатомо-физиологические особенности, методы обследования и семиотика заболеваний нервной системы |
Курс | III |
Факультет | II медицинский факультет |
1. Конкретные цели:
1.1 ознакомиться с особенностями эмбриогенеза нервной системы;
1.2 знать особенности эмбриогенеза;
1.3 знать особенности нервной системы у детей разных возрастных групп;
1.4 уметь собрать анамнез у детей с поражением нервной системы;
1.5 овладеть методами клинического обследования нервной системы;
1.6 знать особенности клиники и лабораторные показатели при различных заболеваниях нервной системы;
1.7 уметь диагностировать патологические отклонения в анализах спиномозговой жидкости в норме и при различных заболеваниях нервной системы;
1.8 овладеть навыками общения с больным ребенком и его родителями;
1.9 овладеть техникой ухода за больными детьми с поражением нервной системы.
Базовый уровень подготовки.
№ | Название предыдущих дисциплин | Полученные навыки |
Нормальная анатомия | Знание анатомических особенностей нервной системы | |
Нормальная физиология | Знание физиологии передачи нервного импульса | |
Биохимия | Знание биохимии синаптической передачи | |
Гистология | Знание гистологической структуры тканей органов и структур нервной системы | |
Топографическая анатомия | Знание топографии органов центральной и периферической нервной системы | |
Патологическая физиология | Знание морфо-функциональных нарушений органов нервной системы |
Содержание учебного материала
Нервная система, с одной стороны осуществляет координацию физиологических и метаболических процессов, происходящих в различных тканях, органах и системах, а с другой - при ее посредствии устанавливается связь организма в целом с окружающей средой.
Закладка нервной системы происходит из наружного зародышевого листка (эктодермы) на первой неделе внутриутробного развития в виде медуллярной пластинки из которой в дальнейшем формируется медуллярная трубка. На второй неделе внутриутробного развития передний конец трубки утолщается. В результате роста передней части медуллярной трубки на 5-6 неделе образуются мозговые пузыри, из которых в последующем формируются 5 частей головного мозга: 1) два полушария, связанные мозолистым телом, 2) промежуточный мозг, 3) средний мозг, 4) мост и мозжечок, 5) продолговатый мозг, переходящий в спинной мозг. Задняя часть медуллярной трубки остается более тонкой, из нее формируется спинной мозг. Полости мозговых пузырей преобразуются в желудочки мозга и центральный канал спинного мозга. Из полостей 1-го пузыря формируются боковые желудочки, из 2-го – третий желудочек, из 3-го мозгового пузыря – сильвиев водопровод. Четвертый желудочек, соединенный с центральным каналом спинного мозга, формируется из полостей 4 и 5-го мозговых пузырей.
Циркуляция спиномозговой жидкости начинается с 3-го месяца внутриутробного развития.
В случаях нарушения эмбриогенеза отмечается анэнцефалия, микро- или макроцефалия, гидроцефалия, менингомиелоцеле.
Дальнейшее дозревание и дифференцировка структур головного и спинного мозга продолжается в постнатальном периоде.
Анатомо-физиологические особенности головного и
спинного мозга:
1. У детей относительная масса и размеры головного мозга больше, и составляют 10% от массы тела (у взрослых – 2,5%);
2. Извилины и борозды менее выражены, и некоторые из них отсутствуют. Наиболее интенсивное формирование извилин и борозд происходит на первом году жизни и продолжается до 7-летнего возраста;
3. Кора головного мозга более тонкая, толщина ее составляет 20 % относительно коры взрослого человека;
4. У новорожденных серое вещество плохо дифференцировано от белого;
5. Головной мозг ребенка содержит больше воды, меньше белков и липидов, поэтому у новорожденных мозг имеет желатиноподобную консистенцию;
6. Отсутствие миелинизации нервных волокон, вследствие чего скорость проведения импульса по нервному волокну снижена. Развитие миелиновой оболочки происходит от тела нервной клетки к периферии и этот процесс завершается к 5 летнему возрасту;
7. У детей раннего возраста высокая проницаемость гематоэнцефалического барьера, что обусловливает повышение чувствительности ткани мозга к действию токсинов;
8. У новорожденных преобладает влияние талламо-палидарной системы, что обуславливает рефлекторно-стереотипный и атетозоподобный характер движений. В дальнейшем происходит развитие полосатого тела и коры головного мозга, движения становятся координированными и целенаправленными;
9. Так как процесс формирования и развития спинного мозга происходит быстрее, к моменту рождения спинной мозг более развит, чем головной;
10. У новорожденных и детей раннего возраста спинной мозг относительно длиннее, чем у взрослых, и заканчивается на уровне II-III поясничного позвонка, тогда как у взрослых – на уровне I-II поясничного позвонка, что необходимо учитывать при проведению спиномозговой пункции (у детей пункцию следует проводить на уровне III- IV поясничного позвонка);
11. Передние рога спинного мозга развиты лучше, содержание серого вещества в них больше, что обеспечивает развитие двигательных функций у детей;
12. Количество спиномозговой жидкости у детей меньше и составляет 30-60 мл, у взрослых 150 мл;
13. Давление спиномозговой жидкости у новорожденных -до 80 мм, у детей старшего возраста и взрослых – 100-120 мм водного столба При проведении спиномозговой пункции ликвор вытекает каплями 20-40 кап/мин
14. У детей спиномозговая жидкость бесцветная, но у новорожденных при физиологической желтухе может отмечаться незначительная ксантохромия, что связано с проникновением биллирубина через ГЭБ;
15. В ликворе содержится больше белка – 0,33 – 0,49 г/л, по сравнению со взрослыми - 0,16-0,33 г/л. Поэтому у новорожденных возможна положительная реакция Панди. Количество сахара в ликворе новорожденных меньше - 1,77-3,9 г/л, у взрослых 2,2-4,4г/л;
16. В ликворе в норме отсутствуют нейтрофилы и эритроциты, может отмечаться незначительный лимфоцитоз (у новорожденных до 10-15 лимфоцитов в мл). У детей после года содержание лимфоцитов не больше 5/мл;
17. С момента рождения функционируют оба отдела вегетативной нервной системы. До 7-летнего возраста отмечается преобладание симпатического отдела ВНС. Доминирующим катехоламином в крови новорожденных является норадреналин.
Методика обследования детей с заболеваниями нервной системы у детей включает: выяснение жалоб больного, сбор анамнеза, общий осмотр, обследование неврологического статуса, оценку лабораторных данных.
Собирая анамнез необходимо обратить внимание на особенности течения беременности в критические периоды закладки и формирования нервной системы, перенесенные заболевания, течение родов, нервно-психическое развитие.
Проводя общий осмотр больного необходимо оценить сознание, положение тела, мимику, характер речи, адекватность поведения на окружающую обстановку
.