Задачи метрологии в новых условиях технического регулирования
Введение с 1 июля 2003 года Федерального закона «О техническом регулировании» поставило перед метрологами две группы задач, обусловленных тем, что метрологическая деятельность является составной частью технического регулирования и выполняет функции обеспечения всех видов деятельности по техническому регулированию, с другой стороны. Введение технических регламентов требует разработки и внесения изменений в нормативно-правовые документы в области метрологии. Необходимым условием для этого является координация деятельности по совершенствованию нормативно-правовых актов, принимаемых на государственном и межгосударственном уровне в области обеспечения единства измерений.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона «О техническом регулировании» каждый технический регламент, содержащий количественные требования к нормируемым характеристикам продукции, услугам, процессам производства, должен содержать минимально необходимые требования, обеспечивающие единство измерений, к числу которых следует отнести:
· Указание единиц, в которых допускается выражать результаты измерений, осуществляемых при испытаниях и контроле продукции;
· Установление допусков на нормируемые параметры, характеризующие продукцию;
· Установление требований к погрешности результатов измерений (испытаний, контроля) нормируемых параметров и характеристик продукции;
· Установление требований к методикам выполнения измерений, контроля, испытаний;
· Установление требований к средствам измерений, средствам контроля и испытательному оборудованию;
· Установление требований, обеспечивающих пригодность продукции к контролю;
· Установление правил отбора образцов (проб) для проведения измерений и испытаний.
Важность и емкость метрологических требований приводят к необходимости организации системы метрологической экспертизы технических регламентов и национальных стандартов на теже объекты технического регулирования, а также правил и методов исследований (испытаний), измерений и отбора образцов для осуществления этой экспертизы.
Важнейшим метрологическим объектом технического регулирования являются средства измерений и измерительные процедуры, на которые в соответствии с международной практикой необходимо разработать и принять технические регламенты. Первоочередной задачей является разработка технического регламента «Средства измерений. Общие требования по обеспечению единства измерений». Данный документ должен быть гармонизирован с Европейской директивой на измерительные приборы.
Целью разработки технического регламента «Средства измерений, применяемые при торговых операциях и взаимных расчетах. Требования по обеспечению единства измерений», устанавливающего общие обязательные требования к средствам измерений, является создание внутреннего рынка измерительных приборов, применение которых обеспечит защиту общества от недостоверных результатов измерений. В этом документе будут установлены требования, являющиеся специфическими для средств измерений, применяемых при взаимных расчетах. Во взаимоотношениях продавца и покупателя здесь предусмотрено участие третьей стороны, гарантирующей необходимую точность и достоверность результатов измерений.
В целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (статья 6 Федерального закона «О техническом регулировании») предусмотрена разработка технического регламента «Требования к количеству фасованных товаров в упаковках любого вида при их производстве, расфасовке, продаже и импорте». Вопросам надзора за количеством фасованных товаров в упаковках в мировой практике уделяется огромное внимание. Целый ряд Европейских директив регламентирует требования, предъявляемые к количеству фасованных товаров в упаковках, к методам его контроля, а также к изготовителям, продавцам и импортерам фасованных товаров в упаковках, которые обязаны осуществлять внутренний надзор за соответствием товаров установленным требованиям. Обеспечение соответствия этим требованиям является одним из условий вступления страны в ВТО.
Технический регламент, содержащий требования к фасованной продукции на основе Европейских директив, призван установить минимальные обязательные требования к упаковочным единицам, к партиям фасованных товаров в упаковках, к изготовителям, продавцам, импортерам данной продукции. Кроме того, в нем должны содержаться схемы и методы подтверждения соответствия установленным требованиям, позволяющие маркировать данную продукцию Знаком обращения на рынке.
Большое значение придается разработке межгосударственных стандартов на методы на методы испытаний, измерений, контроля. Значительное место в этом перечне занимают стандарты, представляющие собой методики выполнения измерений. Расширение межгосударственного сотрудничества в этой сфере метрологической стандартизации является чрезвычайно актуальным.
Развитие правовых основ Российской системы измерений путем разработки соответствующих технических регламентов и новой редакции Федерального закона «Об обеспечении единства измерений» направлено на реализацию принципа разделения ответственности государства и бизнес-сообщества за производство и применение средств измерений в соответствии с общепринятой международной практикой.
В соответствии с принципами реформирования технического регулирования в настоящее время проводятся работы по реформированию системы государственного метрологического контроля и надзора, направленные на уменьшение контроля за производственными и технологическими процессами. При этом производитель сам должен организовывать метрологический контроль, как правило, путем организации калибровочной службы. Ростехрегулирование для этих целей разработал основные принципы работы и создал организационные основы добровольной Российской системы калибровки, в которую в настоящее время вступили 1604 организации.
Существенным моментом реформирования государственного метрологического контроля является также процедуры аккредитации метрологических служб юридических лиц на осуществление таких видов государственного контроля, как поверка и испытания средств измерений. В первую очередь это касается юридических лиц, занятых производством (ремонтом) средств измерений и осуществляющих большой объем измерений в сферах государственного регулирования и в коммерческих организациях. В настоящее время право поверки средств измерений получили 1327 юридических лиц.
Реализация основных принципов реформирования технического регулирования позволяет создать цивилизованный рынок метрологических работ и услуг при сохранении исключительной ответственности государства за некоторые социальные и государственно значимые области метрологии.
Контрольные вопросы
1. Какой орган осуществляет общее руководство метрологическим обеспечением и единством измерений в Российской Федерации?
2. Назовите основные компетенции Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
3. Назовите основные органы государственного управления деятельностью в области метрологии
4. Назовите организации Государственной метрологической службы
5. Назовите организации Государственной службы обеспечения единства измерений, не входящей в структуру ГМС
6. Что могут включать метрологические службы юридических лиц, создаваемые по распоряжению их руководителей
7. Что должен содержать каждый технический регламент, содержащий количественные требования к нормируемым характеристикам продукции, услугам, процессам производства?
8. Назовите цель разработки технического регламента «Средства измерений, применяемые при торговых операциях и взаимных расчетах. Требования по обеспечению единства измерений»
9. Какое значение имеет обеспечение единства измерений?