Ме­то­ди­ка ан­тро­по­мет­ри­че­ских из­ме­ре­ний пре­ду­смат­ри­ва­ет из­ме­ре­ние те­ла стан­дарт­ны­ми из­ме­ри­тель­ны­ми ин­ст­ру­мен­та­ми

Измерение длины тела у детей 1-го года жизни проводится в положении лежа с помощью горизонтального ростомера в виде доски длиной 80 см и шириной 40 см с неподвижной поперечной планкой в верхней части. Вдоль боковой стороны ростомера скользит подвижная поперечная планка. Ребенка укладывают на ростомер, покрытый пеленкой, так, чтобы его макушка плотно прикасалась к неподвижной поперечной планке ростомера. Помощник фиксирует голову ребенка в положении, при котором нижний край глазницы и верхний край наружного слухового прохода находятся в одной вертикальной пло­скости. Ноги ребенка распрямляют легким надавливанием на колени. Подвижную планку ростомера плотно прижимают к пяткам, при этом стопы образуют с голенью прямой угол. Расстояние ме­жду подвижной и неподвижной планками соответствует длине тела ребенка. Она определяется с помощью сантиметровой шкалы, нанесенной на ростомер.

Рост ребенка старше 1 года измеряется в положении стоя с помощью вертикального ростомера с откидным табуретом. На вертикальной доске ростомера нанесены две шкалы: правая - для измерения роста стоя, левая - для измерения роста сидя. Ребенка ставят на площадку ростомера спиной к шкале. Его тело должно быть выпрямлено, руки свободно опущены, колени разогнуты, стопы плотно сдвинуты. Голова находится в положении, при котором нижний край глазницы и верхний край наружного слухового прохода расположены в одной горизонтальной плоскости. Измеряемый дол­жен касаться шкалы затылком, межлопаточной областью, крестцом и пятка­ми. Подвижная планка ростомера должна плотно соприкасаться с верхушечной точкой головы, после чего определяют рост. Измерение роста детей от 1 года до 3 лет можно проводить тем же ростомером и по тем же правилам, только ребенка ставят не на нижнюю площадку, а на откидную скамейку и отсчет роста проводят по левой шкале.

Ме­то­ди­ка ан­тро­по­мет­ри­че­ских из­ме­ре­ний пре­ду­смат­ри­ва­ет из­ме­ре­ние те­ла стан­дарт­ны­ми из­ме­ри­тель­ны­ми ин­ст­ру­мен­та­ми - student2.ru Ме­то­ди­ка ан­тро­по­мет­ри­че­ских из­ме­ре­ний пре­ду­смат­ри­ва­ет из­ме­ре­ние те­ла стан­дарт­ны­ми из­ме­ри­тель­ны­ми ин­ст­ру­мен­та­ми - student2.ru Рост сидя грудно­го ребенка измеряется на ростомере для грудных детей после прижатия подвижной планки к ягодицам ребен­ка.

Рост сидя ре­бенка старше двух лет измеряется, когда он сидит на табурете, выпрямив спину и прижавшись к шкале областью крестца, спиной в межлопаточном промежутке и затылком. Его голова находится в том же положении, что и при измерении роста стоя, ноги должны быть согнуты в коленных суставах под прямым углом. Рост определяют с помощью подвижной планки по шкале для измерения роста сидя.

Массу тела детей до двух лет определяют на специальных механических медицинских весах с максимально до­пустимой нагрузкой до 25 кг и точностью измерения до 10 г. На весах имеются две шкалы: нижняя с ценой делений 1 кг и верхняя с ценой делений 10 г. Перед началом взвешивания гири ставят на нулевую отметку, а весы уравновешивают.

Внача­ле взвешивают пеленку, ее массу записывают или запоминают. Затем при закрытом коромысле на лоток весов, покрытый пеленкой, укладывают в положении лежа полностью раздетого ребенка таким образом, чтобы его голова и плечевой пояс находились на широкой части лотка, а ноги – на узкой. Если ребенок уже хорошо сидит (после 6-7 мес.), его можно посадить на широ­кую часть весов, поместив ноги на узкой части. Взвешивающий стоит прямо перед коромыслом весов, правой рукой перемещает гири, а левой страхует ре­бенка от падения. Показания снимают на нижней шкале – с той стороны гири, где имеется вырез­ка, а на верхней шкале - с левой стороны от гири. После записи результатов коромысло закрывают, ре­бенка снимают с весов, гири ставят на ноль. Для определения массы тела ребенка из показаний ве­сов необходимо вычесть массу пеленки.

Ме­то­ди­ка ан­тро­по­мет­ри­че­ских из­ме­ре­ний пре­ду­смат­ри­ва­ет из­ме­ре­ние те­ла стан­дарт­ны­ми из­ме­ри­тель­ны­ми ин­ст­ру­мен­та­ми - student2.ru В последние годы все большее распространение в медицинской практике имеют электронные весы для взвешивания детей массой до 15 кг. Они значительно упрощают взвешивание. Весы состоят из взвешивающего устройства и съемной платформы, на которую кладется пеленка, а затем ребенок.

Вначале следует приготовить весы к работе. На передней панели весов имеется шестиразрядный цифровой индикатор, кнопка «Т» и другие кнопки. На правой боковой стенке – сетевой переключатель. Сначала следует проверить включение в сеть сетевого шнура, затем надо нажать на сетевой переключатель – при этом на цифровом индикаторе высвечиваются цифры последовательно от «888888» до «000000». Через 15 сек. на табло устанавливается показатель «0.000» - весы готовы к работе.

Далее следует положить на платформу пеленку, дождаться прекращения мигания точек на индикаторе и нажать кнопку «Т» (масса пеленки записывается в память).

Теперь можно положить на платформу ребенка, через 15 сек. на цифровом индикаторе высветится масса ребенка. Ребенка снимают с весов, а показатель массы остается зафиксированным еще на 35-40 сек. До истечения этого времени убрать показатель массы (обнулить) можно нажатием кнопки «Т». При перегрузке весов на табло высвечивается символ «Н». Измерение массы тела детей старше двух летпроводят в положении стоя на электронных или механических медицинских весах. На последних имеются 2 шкалы: нижняя с ценой делений 10 кг и верхняя с ценой делений 50 г. Прежде чем взвешивать следует убедиться, что гири стоят на нулевой отметке, а весы уравновешены. Ребенка ставят на середину площадки весов при закрытом коромысле. Открывают коромысло, передвигают гири и снимают показатели с той стороны гири, где имеется вырезка. Желательно для взвешивания раздеть ребенка до трусов. При невозможности этого из показателя массы ребенка вычитают массу одежды.

Ме­то­ди­ка ан­тро­по­мет­ри­че­ских из­ме­ре­ний пре­ду­смат­ри­ва­ет из­ме­ре­ние те­ла стан­дарт­ны­ми из­ме­ри­тель­ны­ми ин­ст­ру­мен­та­ми - student2.ru Для определения точной массы ребенка измерение проводят утром натощак после выделения мочи и кала.

Для уточнения пропорций телосложения используют измерение длинников, поперечников и окружностей.

Окружности измеряют с по­мощью сантиметровой ленты. При измерении ребенок 1-го полугодия жизни лежит, а более старшие дети сидят или стоят. Необходимо следить, чтобы лента плотно прилегала к измеряемой поверхности, а считываемый результат находился перед глазами исследующего.

Окружность головы определя­ют наложением ленты, прово­дя ее сзади по затылочной точке (максимальное выпячивание затылочного бугра), а спереди – по надбров­ным дугам. Окружность груди измеря­ют при спокойном ды­хании. Измери­тельную ленту накладывают Ме­то­ди­ка ан­тро­по­мет­ри­че­ских из­ме­ре­ний пре­ду­смат­ри­ва­ет из­ме­ре­ние те­ла стан­дарт­ны­ми из­ме­ри­тель­ны­ми ин­ст­ру­мен­та­ми - student2.ru сзади под нижними углами лопаток при отведенных в сторону руках. Затем руки опускают и проводят ленту спереди по IV ребру. У девочек в пубертатном периоде с хорошо развитыми молочными железами ленту накладывают над грудной железой в месте пере­хода кожи с грудной клетки на железу.

Окружность живота измеряют на уровне пупка, а при значительном уве­личении его – в области максимального выпячивания.

Окружность плеча измеряют в месте наибольшего утолщения бицепса при расслабленной мускулатуре свободно опущенной руки.

Окружность бедра измеряют при горизонтальном наложении сантиметро­вой ленты под ягодичной складкой. Ребенок при этом должен стоять, расста­вив ноги на ширину плеч.

Окружность голени определяют в месте максималь­ного объема икроножной мышцы.

При измерении роста одновременно можно измерить длинники (рис.7): высоту головы, представляющую собой расстояние между верхушечной точ­кой (подвижной планкой, при­жатой к голове) и подбородоч­ной точкой; высоту верхней части лица - расстояние между верхушечной и нижненосовой точками; среднюю точку тела, для чего рост стоя делят пополам и по­лученную точку проецируют на тело ребенка; а также нижний сегмент – расстояние от площадки ростомера до лобковой точки и верхний сегмент – разницу между ростом и нижним сегментом.

Ме­то­ди­ка ан­тро­по­мет­ри­че­ских из­ме­ре­ний пре­ду­смат­ри­ва­ет из­ме­ре­ние те­ла стан­дарт­ны­ми из­ме­ри­тель­ны­ми ин­ст­ру­мен­та­ми - student2.ru

Рис. 7. Точки для измерения длинников тела.

Длина туловища представ­ляет собой расстояние между верхнегрудинной и лобковой точками, длина руки – расстоя­ние между плечевой и пальце­вой точками, длина плеча– расстояние между плечевой и лучевой точками, длина пред­плечья – расстояние между лу­чевой и шиловидной радиаль­ной точками, длина кисти – расстояние между шиловидной и пальцевой точками, длина ноги равна высоте стояния вер­тельной точки над полом, длина бедра – расстояние между вертельной и верхнеберцовой внутренней точками, длина голени – расстояние между верх­неберцовой и нижнеберцовой внутренней точками, длина стопы – расстояние между пяточной и конечной точками.

Измерение поперечных размеров и диаметров осуществляется с помощью специальных циркулей.

Плечевой (биакромиальный) диаметр измеряют большим циркулем, уста­навливая

его ножки на плечевых точках.

Вертельный (битрохантериальный) диаметрпредставляет собой расстояние между вертельными точками.

Наши рекомендации