Правила изготовления, регистрации и эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов

Для обеспечения безопасности подъемно-транспортные устройства проектируют и эксплуатируют в соответствии с требованиями специальных правил (Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, Пра­вила устройства и безопасной эксплуатации лифтов и др.) и стандартов ССБТ.

Нормативные документы содержат следующие требо­вания, обеспечивающие безопасность эксплуатации гру­зоподъемного оборудования:

· обеспечение надежности конструкции оборудования (выбор соответствующих запасов прочности материала, защита от коррозии и тепловых воздействий и т.п.);

· обязательное применение предохранительных уст­ройств (ограничителей высоты подъема, массы поднимае­мого груза, концевых Выключателей механизмов пере­движения, ловителей, тормозов, аварийных выключате­лей, ограничителей скорости и др.);

· регистрация грузоподъемного оборудования в орга­нах технадзора и его периодическое техническое освиде­тельствование;

· получение специальных разрешений (лицензий) на работы по проектированию, изготовлению, монтажу, эксплуатации, техническому диагностированию, рекон­струкции и ремонту грузоподъемных машин с применени­ем сварки.

Все части грузоподъемных механизмов, представляю­щие опасность при эксплуатации (различные передачи, муфты, канатные блоки, троллейные провода и другие, доступные и находящиеся под напряжением части электрооборудования и т.п.), должны быть надежно ограждены.

Скорость передвижения кранов, управляемых с пола, не должна превышать 0,83 м/с (50 м/мин), а их тележек­ 0,53 м/с (32 м/мин).

Уклон пути грузовых тележек у козловых и консоль­ных кранов при наиболее неблагоприятном положении те­лежки с наибольшим рабочим грузом не должен превы­шать 0,003. Однако это не относится к кранам, у которых механизм передвижения тележки оборудован автоматическим тормозом нормально замкнутого типа или тележ­ка перемещается канатной тягой.

Грузоподъемные машины с машинным приводом обо­рудуют устройствами (концевыми выключателями) для автоматической остановки:

· механизма подъема грузозахватного органа в его крайнем верхнем и нижнем положениях;

· механизма изменения вылета стрелы в крайних ее положениях;

· механизма передвижения грузоподъемных кранов по рельсам, если скорость крана перед подходом к крайнему положению может превысить 0,5 м/с. Механизмы пере­движения башенного, козлового крана пролетом более 16 м и мостового перегружателя должны быть оборудованы концевыми выключателями независимо от скорости пе­редвижения;

· механизмов передвижения мостовых, козловых кон­сольных кpaнов или их тележек, работающих на одном пути.

Концевой выключатель механизма подъема груза уста­навливают так, чтобы после остановки захватного органа при подъеме без груза зазор между грузозахватным орга­ном и упором был у электроталей не менее 50 мм, а у всех других грузоподъемных машин не менее 200 мм.

Стреловые самоходные, железнодорожные башенные и портальные краны для предупреждения их опрокидыва­ния оборудуют ограничителями грузоподъемности, авто­матически отключающими механизмы подъема груза и изменения вылета стрелы при массе груза, превышающей номинальную грузоподъемность более чем на 10%, а для башенных кранов (с грузовым моментом до 20 т·м вклю­чительно) и портальных кранов - более чем на 15%.

Легкодоступные, находящиеся в движении части гру­зоподъемной машины, которые могут быть причиной не­счастного случая, закрывают прочно укрепленными ме­таллическими съемными ограждениями, допускающими удобный осмотр и смазку. Обязательному ограждению подлежат:

· зубчатые, червячные и цепные передачи;

· соединительные муфты, расположенные в местах прохода;

· барабаны, находящиеся вблизи рабочего места кра­новщика или в проходах, при этом ограждение барабанов не должно затруднять наблюдения за навивкой каната на барабан;

· вал механизма передвижения кранов мостового типа при частоте вращения 50 об/мин и более.

Не регистрируются в органах технадзора следующие грузоподъемные машины:

· краны всех типов с ручным приводом механизмов, а также краны, у которых при ручном подводе механизмов передвижения в качестве механизмов подъема применен пневматический или гидравлический цилиндр;

· краны мостового типа и передвижные или поворот­ные консольные краны грузоподъемностью до 10т включительно, управляемые с пола посредством кнопочного аппарата, подвешенного на кране, со стационарного пуль­та, по радиоканалу или однопроводной: линии связи;

· краны стрелового типа грузоподъемностью до 1 т включительно;

· краны стрелового типа с постоянным вылетом или без механизма поворота;

· переставные краны для монтажа мачт, труб, устанав­ливаемые на монтируемом сооружении;

· краны, установленные на экскаваторах и других тех­нологических машинах, используемые только для ремонта этих машин;

· электрические тали и лебедки для подъема груза и (или) людей.

Регистрации в органах технадзора (инспекциях) до пуска в работу подлежат следующие грузоподъемные машины:

· краны всех типов, кроме вышеперечисленных;

· краны-экскаваторы, предназначенные для работы только с крюком, подвешенном на канате, или электро­магнитом;

· грузовые электрические тележки с кабиной управле­ния, передвигающиеся по наземным рельсовым путям.

Разрешение на пуск в работу грузоподъемной машины, подлежащей регистрации в органах технадзора, должно быть получено от этих органов в следующих случаях:

· перед пуском в эксплуатацию вновь зарегистриро­ванной грузоподъемной машины;

· после монтажа, вызванного установкой грузоподъем­ной машины на новом месте (кроме стреловых самоход­ных кранов);

· после реконструкции грузоподъемной машины;

· после ремонта или замены расчетных элементов или узлов металлоконструкций грузоподъемной машины с применением сварки;

· после установки портального крана на новом месте работы.

Наши рекомендации