Урок 59. Итоговый контрольный диктант с грамматическими заданиями
Вариант I
Алёнка положила одежду у берёзки и вошла в воду, нащупывая песчаное дно ногами. Когда вода дошла до пояса, она присела и, шлёпая ногами, поплыла к противоположному берегу; на середине чувствовалось слабое течение, и Алёнка, перевернувшись на спину, долго лежала, глядя в беспредельное небо, уже наполнившееся солнцем.
Алёнка долго плавала, погружая лицо в воду и разглядывая дно и снующих в водорослях рыбок. Под водой был свой мир. На середине реки, где уже лежала густая полоса солнца и под водой было светло, тихое течение замечалось по еле-еле шевелившимся верхушкам водяных трав, а когда она приближалась к затенённому берегу, свет и под водой менялся, и там чудились глубокие провалы, заполненные тьмой и тайнами. Тень от тела Алёнки коснулась тёмного рака, шевелящего усами, и он тут же исчез куда-то.
Подождав, чтобы вода успокоилась, она опять присмотрелась и увидела: среди разметавшегося куста водорослей сновали рыбёшки, неожиданно бросавшиеся врассыпную, но не покидавшие, однако, пределов просторного куста. Стараясь не шевелиться, она следила за ритмическим танцем рыбок, никак не желавших отдаляться от своего куста. (166 слов)
(П. Л. Проскурин)
Грамматические задания:
1. Выпишите из диктанта многочленное сложное предложение, сделайте его синтаксический разбор.
2. Подчеркните грамматические основы многочленных сложных предложений, составьте схемы, укажите вид связи между предикативными частями многочленного сложного предложения.
Вариант II
Направо от пути расстилалась кочковатая равнина, тёмно-зелёная от постоянной сырости, и на краю её были брошены серенькие домики, похожие на игрушечные; на высокой зелёной горе, внизу которой блистала серебряная полоска, стояла церковь, белая, тоже будто игрушечная. Когда поезд со звонким металлическим визгом, внезапно усилившимся, бешено влетел на мост и точно повис в воздухе над зеркальной гладью реки, Петька даже вздрогнул от испуга и неожиданно отшатнулся от окна, однако тотчас же вернулся к нему: боялся потерять хоть малейшую подробность путешествия. Глаза Петькины давно уже перестали казаться сонными, и морщинки пропали, как будто поэтому лицу кто-то провёл горячим утюгом, разглаживая их, и сделал лицо блестящим и белым.
В течение первых двух дней пребывания Петьки на даче богатство и сила новых впечатлений, лившихся на него сверху и снизу, смяли его маленькую и робкую душонку. Он часто возвращался к матери, прижимался к ней и, когда барин спрашивал его, хорошо ли ему на даче, улыбаясь, отвечал: «Хорошо!» И затем он снова отправлялся к лесу и тихой речонке и будто выпытывал у них что-то. (169 слов)
(Л. Н. Андреев)
Грамматические задания:
1. Выпишите из диктанта многочленное сложное предложение, сделайте его синтаксический разбор.
2. Подчеркните грамматические основы многочленных сложных предложений, составьте схемы, укажите вид связи между предикативными частями многочленного сложного предложения.
Повторение и систематизация изученного в 5—9 классах (7 + 2 р/р)
Урок 60. Фонетика и графика (§ 41)
Цели урока: 1) повторить определения фонетики и графики как разделов науки о языке; уточнить характеристику гласных и согласных звуков, взаимоотношение звуков и букв е, ё, ю, я в языке, их звуковое значение, порядок фонетического разбора слова; 2) совершенствовать умения составлять фонетическую транскрипцию указанных слов, определять звуковое значение букв е, ё, ю, я в этих словах; 3) соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника.
I. Анализ диктанта. Работа над ошибками.
II. Повторение темы «Фонетика и графика».
1. Учащиеся записывают и анализируют теоретический материал на с. 158.
2. Фронтальная беседа с вопросами и заданиями:
— Что называется фонетикой?
— Какие звуки называются гласными? Перечислите их.
— Какие звуки называются согласными?
— На какие группы делятся согласные?
— Перечислите парные твёрдые и мягкие согласные. Назовите согласные, которые не имеют пары по твёрдости-мягкости.
— Перечислите парные звонкие и глухие согласные. Назовите согласные, которые не имеют парных глухих или звонких.
— Как обозначается мягкость согласных на письме. Приведите примеры.
— Чем отличается звук от буквы?
— В каких случаях буквы е, ё, ю, я обозначают два звука?
— Что изучает графика?
III. Закрепление и обобщение знаний по теме.
1. В упр. 228 учащиеся формулируют главную мысль текста, находят четыре слова, в которых на конце произносится звук [т] записывают их в фонетической транскрипции, называют, в каком из этих слов произносится звук [ф].
2. Упр. 229 выполняется устно (читаются слова с соблюдением правила произношения).
3. На доску проецируется таблица.
Таблица 20
Буквы е, ё, ю, я обозначают | |
два звука | один звук и мягкость предыдущего согласного |
е [й’э], ё [й’о], ю [й’у], я [й’а] 1. В начале слова: яма, юг, ель, ёж. 2. После гласной буквы: моя, пою. 3. После разделительных ъ и ь: семья, въезд | ме [м’э], мю [м’у], мё [й’о], мя [й’а] мель, мюсли, мёд, мята |
Задание: рассмотрите таблицу и расскажите о буквах е, ё, ю, я, приведите свои примеры.
4. Ученики записывают в тетрадь слова с доски уже в транскрипции: роскошь, честный, друзья, беречь, вьюга, съезд, сдать.
5. Самостоятельная работа по вариантам.
Задание: сделайте фонетический разбор слов.
I вариант — звёзды, берёзки, семья.
II вариант — ярким, серёжки, земля.
Рекомендации учителю: в слабом классе перед выполнением самостоятельной работы необходимо повторить по рядок фонетического разбора слова на с. 194 учебника.
Тестовьте задания
1. Укажите слова, в которых звуков больше, чем букв.
а) мысль в) борьба
б) сажают г) юбилей
Ответ: б, г.
2. Укажите слова, в которых букв больше, чем звуков.
а) безлюдье в) площадь
б) судьба г) крыша
Ответ: б, в.
3. Укажите слова, в которых встречаются только твердые согласные.
а) место в) кресло
б) пароход г) стул
Ответ: б, г.
4. Укажите правильную фонетическую транскрипцию слова лягте.
а) [л’й’акт’э] в) [л’агт’э]
б) [л’акт’э] г) [л’ахт’э]
Ответ: б.
5. Укажите слова, в которых написание согласных не совпадает с их произношением.
а) здесь в) пустячный
б) вдруг г) помощник
Ответ: б, в, г.
IV. Домашнее задание: § 31, упр. 230.
Урок 61. Лексикология (лексика) и фразеология (§ 42)
Цели урока: 1) повторить определения лексикологии и фразеологии как разделов науки о языке; 2) уяснить, что слово может быть однозначным и многозначным, иметь прямое и переносное значение; повторить определения омонимов, синонимов, антонимов, общеупотребительных и необщеупотребительных слов, исконно русских и заимствованных, устаревших и неологизмов; 3) совершенствовать умения определять лексическое и грамматическое значение слов, находить в тексте слова, употреблённые в переносном значении, синонимы и синонимические ряды, омонимы, профессиональные, заимствованные, устаревшие слова, фразеологические обороты, выяснять значение устаревших, заимствованных слов, подбирать профессиональные слова.
I. Проверка домашнего задания.
Первый ученик рассказывает теоретический материал по теме «Фонетика и графика». Класс рецензирует ответ.
Второй ученик записывает слово праздник в фонетической транскрипции, указывает количество букв и звуков в словах говорят, любим и в словоформе на неё.
Третий ученик объясняет пропущенные знаки препинания в тексте Ю. П. Яковлева (упр. 230).
Четвёртый ученик выписывает из первого абзаца (упр. 230) слова, в которых буквы е, ю, я обозначают мягкость предшествующих согласных, слова, в которых буквы ю, е обозначают два звука.
II. Закрепление материала и приведение его в систему.
1. Беседа по вопросам и заданиям, которые проецируются на доску:
— Что такое лексикология?
— Что такое лексическое значение? Приведите примеры.
— Расскажите об однозначных и многозначных словах. Найдите в толковом словаре (с. 200—201 учебника) по два однозначных и многозначных слова. Составьте с ними словосочетания или предложения.
— Приведите примеры прямого и переносного значения слова. На чём основано переносное значение?
— Что такое омонимы? Приведите примеры.
— Какие слова называются синонимами? Для чего они необходимы?
— Какие слова называются антонимами? Приведите примеры антонимов, пользуясь словарём антонимов М. Р. Львова или Л. А. Введенской.
— Расскажите об общеупотребительных, диалектных, профессиональных словах. Объясните, с какой целью используются эти слова.
— Расскажите, почему изменяется словарный состав языка и заимствуются слова из других языков. Приведите примеры устаревших слов, неологизмов, исконно русских слов и заимствованных, объясните причины их употребления.
— Расскажите о фразеологических оборотах, приведите примеры, пользуясь «Школьным фразеологическим словарём русского языка» В. П. Жукова, А. В. Жукова.
2. Учащиеся читают и анализируют теоретический материал на с. 160, § 42.
III. Тренировочные упражнения.
1. В упр. 231 учащиеся устно делают пунктуационный анализ текста, объясняют правописание слов с пропущенными буквами, выписывают синонимы, указывают их различия.
Рекомендации учителю: следует выполнять упр. 231 со «Словарём синонимов» В. Н. Клюевой или со «Словарём синонимов» под редакцией А. П. Евгеньевой.
2. Из упр. 232 учащиеся выписывают фразеологичёские обороты, объясняют значение и происхождение устойчивых словосочетаний, в работе используют «Школьный фразеологический словарь русского языка» В. П. Жукова, А. В. Жукова. Устно указывают слова, употреблённые в переносном значении, объясняют, на чём оно основано.
Учащиеся обнаруживают в тексте упр. 232 слова, которые входят в данные синонимические ряды:
а) кое-как, как-нибудь, спустя рукава;
б) любить, боготворить, души не чаять.
3. В упр. 233 девятиклассники устно делают орфографический и пунктуационный анализ текста, отвечают на вопрос:
— Почему композитор Георгий Свиридов восхищался тем, что в маленькой трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» уличный скрипач слепой?
Учащиеся выписывают из текста упр. 233 профессиональные слова, записывают ещё пять-шесть музыкальных терминов.
4. В упр. 234 учащиеся устно отвечают на вопросы:
— Какие типы речи употреблены в тексте?
— Какие из выделенных наименований являются устаревшими?
— Какие из них вышли из употребления? В связи с исчезновением обозначаемых ими предметов, профессий или по другим причинам?
— Есть ли слова, вытесненные из активного употребления синонимами?
Учащиеся выписывают устаревшие местоимения из упр. 234 в начальной форме.
5. Из упр. 236 учащиеся выписывают заимствованные слова, определяют и записывают основную мысль текста.
6. Работа с записанными на доске заимствованными словами: сентиментальный, апатия, легенда, оптимистический, монумент, перспектива, аргумент, гуманный, мемуары, тенденция.
Задание: подберите синонимы к заимствованным словам.
7. Учащиеся составляют словосочетания, в которых каждое слово будет употреблено в прямом и переносном значении. Слова проецируются на доску: иголка, золотой, крепкий, свежий, голова, осветить.
8. Самостоятельная работа (из четырёх заданий). На доске записаны слова с пропущенными буквами: еж..вика, парч..вый, лак..ровать, мур..вей, грош..вый, ш..рох.
Первое задание: спишите слова, вставляя пропущенные буквы, обозначьте графически орфограммы, определите лексическое и грамматическое значение данных слов.
Второе задание: сделайте лексический разбор двух слов (по выбору учащихся).
Рекомендации учителю: в слабом классе следует повторить порядок лексического разбора слова, план которого дан на с. 194 учебника.
Третье задание (редактирование): исправьте ошибки в словосочетаниях (можно предложить учащимся задание на карточках).
Огромная брошюра, очень прекрасный цветок, молодой юноша, гигантский небоскрёб, ихние овраги, моя автобиография, увеличить уровень, играть значение, большинство времени.
Четвёртое задание: напишите сочинение-миниатюру, используя фразеологические обороты: мутит воду, два сапога пара, сломя голов у, делать из мухи слона и др.
Тестовые задания
1. Укажите слова и словоформы, которые употреблены в переносном значении.
а б
Тихо-тихо. Ни словечка.
в г д
Сонно гнутся травы,
е ж з
Да ворчит устало речка
и
Возле переправы.
Ответ: в, е, ж.
2. Укажите слова, которые употреблены в прямом значении.
а б в г
Плакали ночью жёлтые клёны,
д г е ж
Вспомнили клёны, как были зелёны.
Ответ: б, в, г, е, ж.
3. Укажите слова, которые в предложении являются омонимами.
а б в г
Сев в такси, спросила такса:
д е ж
— За проезд какая такса?
Ответ: г — ж.
4. Укажите предложения, в которых употреблено устаревшее слово.
а) Теперь сомненья решены:
Они на мельницу должны
Приехать завтра до рассвета...
б) Служил я теперича в земском суде заседателем.
в) Сильнее запах тополиный
Среды наступившей тишины...
г) Навис покров угрюмой нощи
На своде дремлющих небес.
Ответ: б, г.
5. Укажите в предложении синонимы.
а б в г д е ж
Молча и нетерпеливо ждали врачи какого-то сигнала, ждали чьего-то гневного,
з и к
оглушительно грозного приказания.
Ответ: ж, и.
6. Укажите пословицы, в которых имеются антонимы.
а) Любишь кататься, люби и саночки возить.
б) Любишь брать, люби и отдавать.
в) Много прочёл, да мало учёл.
г) Лошадка упряма, да везёт прямо.
Ответ: б, в.
7. Укажите слово(а), заимствованное(ые) из английского языка.
а) дирижёр в) вахтёр
б) хоккей г) хобби
Ответ: б, г.
8. Укажите фразеологические обороты.
а) держать в руках палку.
б) держать себя в руках.
в) делать из мухи слона.
г) делать из бумаги цветы.
Ответ: б, в.
9. Укажите предложения с ошибками, вызванными незнанием лексического значения слова.
а) Этот его поступок остался безнаказанным.
б) Областной учительский форум закончился.
в) Художник наносил на холст экономные мазки.
г) Произнесли тост в честь новорождённого.
Ответ: а, б.
IV. Подведение итогов урока.
V. Домашнее задание: § 42, упр. 235.
Урок 62. Морфемика. Словообразование (§ 43—44)
Цели урока: 1) повторить определение морфемики и словообразования как разделов науки о языке, определение морфемы, назначение значимых частей слова, способы образования слов (продуктивные и непродуктивные), порядок разбора слова по составу и словообразовательного разбора; 2) совершенствовать умения членить слова на морфемы, различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, группировать слова по способам их образования, подбирать слова, образованные продуктивными способами, производить разбор слова по составу.
I. Проверка домашнего задания.
Первый ученик выписывает из упр. 235 слова, которые заимствованы недавно, в последние годы, делает лексический разбор двух слов.
Второй ученик читает слова из упр. 235, учащиеся следят за соблюдением норм ударения, делают замечания.
II. Повторение темы «Морфемика. Словообразование».
1. Учащиеся читают, анализируют теоретический материал § 43—44, готовятся к устному фронтальному опросу.
2. Учитель проводит устный фронтальный опрос:
— Что изучается в разделах «Морфемика», «Словообразование».
— Что такое морфема? Назовите морфемы и дайте определение каждой из них.
— Что называется основой слова?
— Какова функция каждой из значимых частей слова?
— Определите, чем различаются однокоренные слова и формы одного и того же слова.
— Перечислите порядок разбора слова по составу, словообразовательного разбора.
— Расскажите о способах образования слов, назовите продуктивные и непродуктивные способы.
III. Тренировочные упражнения.
1. Из упр. 237 ученики выписывают слова, вставляя пропущенные буквы, обозначают морфемы.
2. Выборочный диктант (упр. 238).
Учащиеся выписывают в первый столбик формы одного и того же слова, обозначают окончание, во второй столбик выписывают однокоренные слова, обозначают в них суффиксы и приставки.
3. В упр. 240 учащиеся делают устно орфографический и пунктуационный анализ текста, находят в тексте слово, состоящее из приставки, корня, трёх суффиксов, разбирают его по составу.
4. В упр. 241 учащиеся делят текст на два абзаца, устно объясняют пропущенные орфограммы, пунктограммы, выписывают слова с корнем род, обозначают морфемы в этих словах.
5. Устный рассказ учащегося о способах образования самостоятельных частей речи по таблице в упр. 242. Учащиеся записывают свои примеры слов, образованных с помощью каждого из этих способов, обозначают части слова.
6. В упр. 243 учащиеся устно называют продуктивные способы образования новых слов, записывают по пять слов, иллюстрирующих каждый способ, указывают, в какие группы своих примеров включили слова вежливость, бездоказательный, выпускник, девятиклассник, собеседник, тишь.
7. В упр. 244 учащиеся доказывают, к какому стилю относится текст, находят слова, образованные присоединением: а) приставки; б) суффикса; в) сложением.
8. Самостоятельная работа по вариантам. Задания проецируются на доску.
Вариант I
1. Разберите по составу слова.
Вплотную, заречный, подоконник, языковед, убежать.
2. Чем различаются по способу словообразования слова в следующих словосочетаниях?
Мастерская работа — часовая мастерская;
военный человек — военный в отпуске;
столовая комната — идти в столовую.
3. Сделайте словообразовательный разбор слов.
Исследователь, соученик, приводниться, маслобойня, антифашист.
Вариант II
1. Разберите по составу слова.
Берёзовый, переход, вкрутую, перегрузка, писать.
2. Различаются ли данные слова по способу образования, и если различаются, то чем?
Свежесобранный, быстродействующий, свежемороженый, вечноцветущий, буро-зелёный, двухкорпусный, глубокоуважаемый, животрепещущий, учебно-воспитательный.
3. Сделайте словообразовательный разбор слов.
Биосфера, возвышается, антициклон, труженик, приблизиться.
Тестовые задания
1. Укажите слова, образованные при помощи приставки.
а) разбежаться в) забавлять
б) небезопасный г) презабавный
Ответ: б, г.
2. Выпишите формы одного и того же слова.
а) лесник в) о леснике
б) перелесок г) лесником
Ответ: а, в, г.
3. Каким способом образованы слова городишко, грузчик, беленький?
а) сложением
б) приставочным
в) приставочно-суффиксальным
г) суффиксальным
Ответ: г.
4. Какое из данных слов является родственным слову нос?
а) носильщик в) поднос
б) переносица г) подношение
Ответ: б.
5. Укажите слова, образованные при помощи суффикса.
а) солдатский в) ползком
б) универсам г) сослуживец
Ответ: а, в.
6. Определите, в каких словах верно указан корень.
а) расставание
б) произрастание
в) ярость
г) необозримый
Ответ: б, в.
7. Укажите слово(а), которое(ые) образовано(ы) путём перехода одной части речи в другую.
а) непогода в) футболист
б) мороженое г) учительская
Ответ: б, г.
IV. Подведение итогов урока.
V. Домашнее задание: § 43, 44, упр. 239, 245.
Урок 63. Морфология (§ 45)
Цели урока: 1) повторить определение морфологии как раздела науки о языке, общие признаки частей речи, три группы частей речи в русском языке, самостоятельные части речи (изменяемые и неизменяемые), служебные, морфологические признаки частей речи, синтаксическую роль частей речи, порядок морфологического разбора слов самостоятельных и служебных частей речи; 2) совершенствовать умения определять принадлежность слова к части речи, группировать слова по частям речи, производить морфологический разбор указанных слов, находить и исправлять ошибки в указанных определениях морфологии.
I. Проверка домашнего задания.
Первый ученик знакомит одноклассников с таблицей «Орфограммы — гласные буквы в корнях с чередованием о — а, е — и» (упр. 239), читает примеры, называет условия выбора правильных написаний. Учащиеся оценивают его ответ.
Второй ученик записывает на доске слова с корнем дом из упр. 245, обозначает в них морфемы, называет способ образования слов.
Третий ученик излагает сжато содержание текста М. Исаковского (упр. 245), определяет тему и главную мысль текста. Класс рецензирует ответ.
II. Повторение материала по морфологии.
1. Учащиеся читают и анализируют материал § 45.
2. Учитель проводит устный фронтальный опрос:
— Дайте определение морфологии как раздела науки о языке.
— Назовите общие признаки частей речи.
— Укажите группы частей речи в русском языке.
— Перечислите изменяемые и неизменяемые части речи, назовите морфологические признаки частей речи, укажите синтаксическую роль самостоятельных частей речи.
— Перечислите служебные части речи, укажите их синтаксическую роль.
III. Тренировочные упражнения.
1. В упр. 246 учащиеся заполняют таблицу «Части речи в русском языке».
2. Выборочный диктант (упр. 247).
Учащиеся из текста А. Н. Толстого выписывают отдельно причастия и прилагательные, обозначают условия выбора букв н — нн в суффиксах причастий и прилагательных, указывают качественные прилагательные.
3. Устно анализируют текст по плану, данному на с. 194 учебника.
4. Из упр. 249 выписывают служебные слова, распределив их на две группы: слова, служащие для связи слов, — в словосочетании, в предложении.
5. Ученики находят и исправляют ошибки в указанных определениях морфологии (упр. 251).
6. Диктант «Проверяю себя» с грамматическим заданием.
Было время, когда человек был не великаном, а как бы карликом, не хозяином природы, а её послушным рабом.
У него было так же мало свободы, как у любого зверя или птицы...
Но разве звери или птицы не свободны? Разве какая-нибудь белка, которой ничего не стоит перемахнуть с дерева на дерево, живёт в лесу не на свободе? Разве дятел, который с таким увлечением выстукивает облюбованную им берёзу, привязан к этой берёзе цепью?
Да, белка живёт в лесу не на воле, а в клетке, а дятел сидит на цепи, только это невидимая клетка и невидимая цепь.
(М. Д. Ильин)
Грамматические задания:
1. Подчеркните в третьем абзаце диктанта одной чертой самостоятельные части речи, двумя — служебные.
2. Сделайте морфологический разбор самостоятельной части речи (по выбору учащихся).
Рекомендации учителю: перед написанием диктанта следует повторить порядок морфологического разбора слов самостоятельных и служебных частей речи на с. 194—197 учебника.
Тестовые задания
1. Укажите служебную часть речи.
а) наречие в) деепричастие
б) предлог г) глагол
Ответ: б.
2. Укажите ошибку в определении частей речи.
Вокруг дома росли кусты сирени.
а) кусты — имя существительное
б) росли — глагол
в) дома — имя существительное
г) вокруг — наречие
Ответ: г.
3. Укажите вариант, где все слова являются предлогами.
а) ото, когда, в б) передо, из-за, в
в) вокруг, на, кто-то г) но, который, пред
Ответ: б.
4. Какой признак не является общим для причастия и прилагательного?
а) изменяются по родам
б) изменяются по временам
в) отвечают на один и тот же вопрос
г) имеют краткую и полную форму
Ответ: б.
5. Укажите словосочетание с деепричастием.
а) ударивший ночью
б) очарованный картиной
в) размышляя об экзамене
г) прикоснувшийся к губам
Ответ: в.
6. Укажите причастия.
а) стараясь в) увиденный
б) рывший г) мокнем
Ответ: б, в.
7. Укажите глаголы с буквой е в окончании.
а) вывед..т в) догон..т
б) езд..т г) зате..т
Ответ: а, г.
8. В каком предложении выделенное слово — наречие?
а) Собрание удивлено.
б) Оратор говорил убеждённо.
в) Лица у всех были сосредоточенны.
г) Мы вошли в пустую комнату.
Ответ: б.
IV. Подведение итогов урока.
V. Домашнее задание: § 45, упр. 248, 250.
Урок 64. Синтаксис (§ 46)
Цели урока: 1) повторить определение синтаксиса как раздела науки о языке; обобщить сведения о назначении словосочетаний, предложений и текста; повторить основные признаки текста, строение словосочетаний, виды синтаксической связи в словосочетании, виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные); находить коммуникативные и структурные различия между простым и сложным предложениями; определять типы сложных предложений, виды предложений по цели высказывания, по эмоциональной окрашенности, виды простых предложений по наличию главных членов, по наличию или отсутствию второстепенных членов, группы односоставных предложений, осложнённые предложения; 2) совершенствовать умения находить словосочетания в предложении, определять виды синтаксической связи в словосочетаниях, находить односоставные предложения в тексте, определять их вид, находить в тексте сложные предложения, предложения с союзной и бессоюзной связью, осложнённые однородными членами, предложения с союзной и бессоюзной связью, осложнённые обособленными членами.
I. Проверка домашнего задания.
Первый ученик записывает на доске текст С. Т. Конёнкова (упр. 248), объясняет знаки препинания, подчёркивает наречия как члены предложения, указывает, какие из выделенных букв обозначают мягкие согласные и какие — твёрдые, называет заголовок текста.
Второй ученик выписывает из упр. 250 слова, принадлежность которых к определённой части речи нельзя установить без анализа, делает полный морфологический разбор таких слов.
II. Закрепление и обобщение знаний по теме.
1. Чтение и анализ теоретического материала на с. 172—173, § 46.
2. Фронтальная беседа по вопросам и заданиям:
— дайте определение синтаксиса как раздела науки о языке.
— Что называется словосочетанием?
— Чем отличается словосочетание от слова и предложения?
— Какие виды словосочетаний выделяются по главному слову?
— Назовите виды синтаксической связи в словосочетании.
— Что такое предложение?
— Назовите виды предложений по цели высказывания, по эмоциональной окрашенности.
— Назовите виды простых предложений по наличию главных членов, по наличию или отсутствию второстепенных членов.
— Перечислите группы односоставных предложений.
— Чем может быть осложнена структура простого предложения или части сложного?
—. Укажите коммуникативные и структурные различия между простым и сложным предложениями.
— Какие вы знаете типы сложных предложений?
— Что является основным средством связи между простыми предложениями в бессоюзном сложном предложении?
— Чем различаются сложносочинённые и сложноподчинённые предложения?
— Какие средства связи в сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях вам известны?
III. Тренировочные упражнения.
1. В упр. 252 учащиеся доказывают, можно ли высказывание Петра I считать текстом, объясняют знаки препинания, списывают, обозначают графически обособленные определения и те слова, к которым они относятся. Находят в тексте устаревшие слова, заменяют их словами современного русского языка.
2. Самостоятельная работа (упр. 253).
Учащиеся выписывают из текста словосочетания со связью управление, делают синтаксический разбор словосочетания (по выбору учащихся).
Находят в тексте односоставное предложение, делают синтаксический разбор.
Рекомендации учителю: в слабом классе перед выполнением самостоятельной работы следует повторить порядок синтаксического разбора словосочетания, односоставного предложения на с. 197 учебника.
3. Выборочный диктант (упр. 254).
Учащиеся из текста А. И. Куприна выписывают сначала простые предложения, подчёркивают в них условными обозначениями второстепенные члены, затем сложные, где подчёркивают грамматические основы.
В упр. 256 учащиеся списывают предложения, расставляя знаки препинания, находят в тексте однородные члены, определяют характер их связи между собой, чертя схемы предложений с однородными членами.
Рекомендации учителю: перед выполнением упр. 256 следует провести устный опрос по теме «Однородные члены предложения».
— Какие члены предложения называются однородными?
— Какими способами выражается однородность?
— Какие союзы служат для выражения однородности?
— Какие определения являются однородными, а какие — неоднородными?
— Какие слова называются обобщающими?
— Каковы правила пунктуации при однородных членах?
4. Из упр. 257 учащиеся выписывают предложения с обособленными членами, обозначают их вместе с тем словом, к которому они относятся.
Рекомендации учителю: перед выполнением упр. 257 следует проверить знания учащимися правил пунктуации при обособлении определений, приложений, обстоятельств, повторить условия обособления второстепенных членов предложения.
5. Упр. 258 учащиеся выполняют устно, объясняют знаки препинания в сложных предложениях, называют грамматические основы в бессоюзном, сложносочинённом, сложноподчинённом предложениях, чертят схемы.
6. Диктант «Проверяю себя».
Среди множества существующих в природе диких трав крапиву мы запоминаем на всю жизнь с первого же прикосновения к её листьям, обжигающим кожу.
Мы считаем её сорняком, буйные заросли которого приходится каждый год истреблять. Между тем это растение издавна служило человеку: из её длинных лубяных волокон когда-то вырабатывали бумагу, плели канаты и рыболовные снасти.
Крапива — ценное лекарство. В народной медицине используют изготовленный из неё настой, который улучшает состав крови; отваром из корней полощут рот, чтобы укрепить дёсны, его втирают в голову от выпадения волос.
Собирать крапиву для лечебных целей рекомендуется во время её цветения: в этот период в растении накапливается наибольшее количество биологически активных веществ. Весной, когда запасы витаминов в организме иссякают, полезны салаты из нежных верхушек крапивы. Их предварительно промывают под струёй горячей воды, затем растирают пальцами, чтобы избавиться от жгучих иголок.
(По материалам журнала «Хочу всё знать»)
Тестовые задания
1. Найдите ошибку в определении способа связи.
а) относиться дружески — управление
б) улыбающееся дитя — согласование
в) добежать до речки — управление
г) шуба на меху — примыкание
Ответ: а.
2. К какому виду односоставных относится предложение Наш поезд задержали на пограничном разъезде?
а) неопределённо-личное
б) определённо-личное
в) безличное
г) назывное
Ответ: а.
3. Найдите предложение, в котором однородные члены связаны соединительными союзами.
а) Далеко гулы повторяют и рёв, и треск, и шум, и гром.
б) Ребёнок был резон, но мил.
в) То садился он на диван, то подходил к окну.
г) В лиловой мгле покоятся задворки, платформы, брёвна, листья, облака.
Ответ: а.
4. Укажите предложение с обращением (знаки препинания не расставлены).
а) Ты с басом Мишенька садись против альта.
б) Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев и барская любовь.
в) Стихнут ветры перестанут бури.
г) Снеговые горы начинали скрываться в лиловом тумане.
Ответ: а.
5. Какое предложение не содержит вводного слова (знаки препинания не расставлены)?
а) Солнце чувствуется уже садится за вершины далёких строений.
б) По синему небу и обилию света чувствуется приближение весны.
в) Книга может быть наиболее сложное и великое чудо.
г) Товарищ почему-то не спал и по-видимому разыскивал меня.
Ответ: б.
6. Укажите предложение с обособленным согласованным определением (знаки препинания не расставлены).
а) Яблоневый сад весь в солнечных пятнах спускался по склону холма.
б) Раздался выстрел разбудивший тишину леса.
в) Птицы ни малейшего внимания не обращали на проплывающую лодку.
г) Витя помоложе брата на два года был с ним одного роста.
Ответ: б.
7. Определите тип предложения (знаки препинания не расставлены).
Волнистые облака рассеялись и стало жарко.
а) простое б) сложносочинённое
в) сложноподчиненное г) бессоюзное
Ответ: б.
8. Укажите бессоюзные сложные предложения.
а) Ветер первую зелень качает, прошлогодние мнёт камыши.
б) Мы идём и любуемся рожью, гладим колос любовно рукой.
в) День был серый и спокойный, в свежем воздухе пахло морем.
г) Зарозовели вечера, степные хлынули ветра.
Ответ: в, г.
IV. Подведение итогов урока.
V. Домашнее задание: § 46, упр. 255 (устно), 260 (письменно).
Урок 65. Выборочное изложение на тему «За что мы любим киноискусство» (упр. 259)
Цель урока: научить писать выборочное изложение, совершенствовать написанное (раскрыта ли тема и основная мысль, нет ли пропусков мыслей, нет ли фактов, не относящихся к теме).
I. В начале урока учитель напоминает, как писать выборочное изложение (из восьми предложений), девятиклассники читают памятку «Как совершенствовать написанное» на с. 187—188.
Рекомендации учителю: обратите внимание учащихся на то, что необходимо осознать содержание текста В. И. Чиркова, запомнить основные факты, их последовательность, уяснить основную мысль, отделяя главное от второстепенного, установить своё отношение к написанному, вспомнить особенности текста публицистического стиля.
II. Работа над содержанием текста.
1. Определите стиль и тип текста. Какова его основная мысль и как она выражена?
2. Составьте план текста.
3. Учащиеся по плану готовят устный сжатый пересказ текста, затем передают его в сжатой форме. Класс рецензирует ответы.
III. Анализ языковых особенностей текста в вопросно-ответной беседе.
— Докажите, что это текст публицистического стиля.
— Какими словами или словосочетаниями начинается каждая часть?
— Какими лексическими и синтаксическими средствами соединены части текста?
— Как осуществляется переход от одной части текста к другой?
— Каким образом связываются предложения внутри частей?
IV. Орфографический и пунктуационный анализ текста.
V. Учащиеся пишут выборочное изложение на тему «За что мы любим кино».
Урок 66. Орфография. Пунктуация (§ 47)
Цели урока: 1) повторить определения орфографии и пунктуации; уяснить связь между орфографией и фонетикой, морфемикой, морфологией, между пунктуацией и синтаксисом; раскрыть содержание понятия орфограмма; повторить виды орфограмм, условия употребления знаков завершения, разделения, выделения; 2) научить правильно писать слова с изученными орфограммами, определять их вид, правильно расставлять знаки препинания, объяснять условия выбора постановки знаков препинания.
I. Анализ изложений, работа над ошибками.
II. Закрепление и обобщение материала по теме «Орфография. Пунктуация».
1. Учащиеся читают и анализируют теоретический материал на с. 178 (§ 47).
2. Устный фронтальный опрос (обобщение по теме):
— Что такое орфография?
— Объясните, что такое орфограмма. Какая разница между буквенными и небуквенными орфограммами?
— Каковы опознавательные признаки орфограмм, т. е. при каких условиях возникает проблема выбора в написании буквы, постановке дефиса, смежного или раздельного написания.
— Объясните, в чём связь между орфографией и фонетикой, морфемикой, морфологией.
— Дайте определение пунктуации.
— Какую роль в речи играет пунктуация?
— От какого умения зависит успешность овладения пунктуацией?
— Объясните, в чём связь между пунктуацией и синтаксисом.
— Назовите знаки завершения разделения выделения и синтаксические условия употребления знаков препинания.
III. Тренировочные упражнения.
1. Орфографический анализ текста (упр. 261). Учащиеся объясняют орфограммы в корнях, в окончаниях, группируют слова по орфограммам.
2. Пунктуационный анализ текста (упр. 261).
Учащиеся объясняют пропущенные знаки препинания, указывают синтаксические условия их употребления, списывают текст, расставляя пропущенные знаки препинания.
Рекомендации учителю: во время выполнения орфографических заданий обращайтесь к списку «Виды орфограмм, изученных в 5—7 классах» на с. 188—193 учебника.
3. В упр. 262 учащиеся объясняют правописание слов с пропуском букв, называют условия выбора орфограмм, рассказывают о написании приставок не- и ни- и частицы не, затем списывают, вставляя буквы, раскрывая скобки, расставляя пропущенные запятые.
4. Упр. 263 выполняют устно (объясняют, когда пишется -тся и -ться в глаголах, называют другие виды орфограмм и условия их выбора.
5 Самостоятельная работа (упр. 264).
6. Диктант с продолжением (упр. 265).
Продолжите текст, опишите, что вы видите, глядя на облака. Можете процитировать слова известной песенки С. Козлова «Облака, белогривые лошадки» или его же стихотворения «В синем небе — облака. / На кого они похожи? / На верблюда. / На быка».
Тестовые задания
1. Укажите слова, в которых пишется ь после шипящих.
а) намаж.. на хлеб в) ударил наотмаш..
б) ребёнок пригож.. г) купить плюш..
Ответ: а, в.
2. Укажите слова с непроизносимыми согласными в корне.
а) опас..ный в) трос..ник
б) ровес..ник г) окрес..ный
Ответ: в, г.
3. Укажите слова, в которых пишется буква о после шипящих.
а) стало свеж.. в) сгнивший ж..лудь
б) полезной пищ..й г) расписной сундуч..к
Ответ: а, г.
4. Укажите слова, в которых надо писать букву ъ.
а) об..единение в) пред..юбилейный
б) п..яница г) п..едестал
Ответ: а, в.
5. Укажите слова, в которых надо писать букву и после ц.
а) пловц.. в) ц..ган
б) традиц.. я г) ц..ферблат
Ответ: б, г.
6. Укажите знаки выделения.
а) запятая между однородными членами
б) запятая в сложносочинённом предложении
в) запятая в придаточном предложении
г) запятая при обращении
Ответ: в, г.
7. Укажите назначение выделенных знаков препинания в предложении.
Прошла любовь, явилась муза, и прояснился тёмный ум.
а) знаки разделения
б) знаки выделения
в) знаки завершения
Ответ: а.
8. Укажите предложения, в которых запятые употреблены для разделения частей сложного предложения.
а) Пахло разнотравьем, и было душно.
б) Я пошёл, как мне показалось, прямо к морю.
в) И грустно мне, что аистов всё реже встречаю у околиц деревень.
г) Эх, дорога моя фронтовая, далеко ты меня завела.
Ответ: а, в.
9. Укажите, в каком варианте двоеточие употреблено в бессоюзном сложном предложении.
а) Скамейка была очень низкой: ушла в землю, а может быть, земля поднялась.
б) Безмолвие царствовало всюду: в поле, в роще, над рекой.
в) Он почувствовал, что результат получился желаемый: он тронут, и она тронута.
г) Хорь понимал действительность, то есть: обстроился, накопил деньжонку, ладил с барином.
Ответ: а, в.
IV. Подведение итогов урока.
V. Домашнее задание: § 47, упр. 266, 267.
Урок 67. Орфография. Пунктуация (§ 47) (продолжение темы)
I. Проверка домашнего задания.
Первый ученик записывает на доске слова с пропущенными буквами из упр. 266, подчёркивает орфограммы, обозначает условия их выбора.
Второй ученик читает текст М. М. Пришвина (упр. 266), объясняет условия выбора постановки знаков препинания.
Третий ученик выполняет морфологический разбор двух словоформ: в связи, в четвёртом.
Учащиеся анализируют текст сказки М. Е. Салтыкова Щедрина (упр. 267) по плану.
1. Тема текста.
2. Основная мысль.
3. Структура (композиция, основные части).
4. Тип.
5. Стиль текста и его языковые особенности.
Один ученик устно делает орфографический разбор текста (упр. 267), называет пропущенные буквы, объясняет условия выбора орфограммы.
II. Тренировочные упражнения.
1. Работа по таблице (упр. 270).
Учащиеся рассматривают таблицу, рассказывают по ней об употреблении запятой в простом предложении, записывают свои примеры в таблицу.
2. Упр. 272 выполняют устно, находят простые предложения, указывают синтаксические условия употребления и назначение знаков препинания.
Рекомендации учителю: в слабом классе следует повторить синтаксические условия употребления и назначение знаков препинания по таблице.
Таблица 21
Назначение знаков препинания | Знаки препинания | Синтаксические условия употребления знаков препинания |
1. Знаки завершения | . ? ! | Конец предложения |
2. Знаки разделения | , | 1. Между однородными членами предложения. 2. Между простыми предложениями в бессоюзном сложном и сложносочинённом предложениях |
: | 1. После обобщающего слова перед однородными членами. 2. После слов автора перед прямой речью | |
— | 1. Между подлежащим и сказуемым, выраженными существительным в именительном падеже. 2. Перед словами автора после прямой речи. 3. Перед репликами в диалоге. 4. После однородных членов перед обобщающим словом | |
3. Знаки выделения | , , две запятые | 1. Придаточное предложение. 2. Причастный оборот. 3. Деепричастный оборот. 4. Обращение |
3. Самостоятельная работа (упр. 276).
Учащиеся списывают текст, расставляют пропущенные знаки препинания, графически обозначают синтаксические конструкции, употребление которых определяет необходимость знаков препинания.
4. Конструирование.
Задание: составьте и запишите два предложения, в которых знаки препинания служат для разделения, два предложения, в которых знаки препинания служат для выделения, три предложения со знаками разделения и выделения.
5. Пунктуационный анализ текста (упр. 271) (устная работа).
Учащиеся читают текст Д. А. Григоровича, объясняют условия выбора постановки знаков препинания.
6. Выборочный диктант (упр. 276).
Учащиеся выписывают из текста К. Г. Паустовского (упр. 276) предложения, в которых поставили двоеточие, графически обозначают синтаксические конструкции, употребление которых определяет необходимость постановки двоеточия.
7. Орфографический анализ текста (упр. 274). Учащиеся группируют слова с пропущенными буквами по видам орфограмм, записывают в тетрадь группы слов, графически обозначают условия выбора орфограмм
8. Диктант «Проверяю себя» с грамматическими заданиями.
Я умываюсь в ручье, и в зеркале воды вижу седую голову, своё отразившееся лицо. Капли прозрачной воды стекают с рук. Играя цветистыми зайчиками, струится по каменистому дну ручей. И вдруг, как живой, возникает в моём воспоминании задумчивый мальчик с выгоревшей на солнце светловолосой головою. Засучив порточки, бродил он здесь по ручью. Над его головою останавливались, замирали в воздухе, трепеща крыльями, бархатно-синие стрекозы...
Видения далёкого детства посещают меня. Лёжа на берегу ручья, я смотрю в небо, где над колеблемыми ветром ветвями раскрывается глубокий, бескрайний простор. Белые пушистые облака плывут в небе. Такие же белые золотистые облака плыли и тогда. Так же шумела листва на деревьях, а в глубине голубого неба, распластав крылья, плыл ястреб-канюк. Быть может, на берегу ручья он и теперь видит усталого путника, прилёгшего отдохнуть в зелёной тени деревьев.
(И. С. Соколов-Микитов)
Грамматические задания:
Вариант I
1. Подчеркните орфограммы, обозначьте условия выбора орфограмм в первом абзаце.
2. Графически обозначьте синтаксические конструкции, употребление которых определяет необходимость знаков препинания в первом абзаце.
Вариант II
1. Подчеркните орфограммы, обозначьте условия выбора орфограмм во втором абзаце.
2. Графически обозначьте синтаксические конструкции, употребление которых определяет необходимость знаков препинания во втором абзаце.
Тестовые задания
1. Укажите слова с буквой е в корне.
а) кр..терий в) эм..грант
б) эксп..ртиза г) с..нтиментализм
Ответ: б, г.
2. Укажите слова с буквой с в приставке.
а) ..гибать в) и..калечить
б) ра..гадка г) и..жёванный
Ответ: а, в.
3. Укажите слова, в которых надо писать нн.
а) ю..ый герой в) овся..ое печенье
б) тума.. ое утро г) обеде..ый перерыв
Ответ: б, г.
4. Укажите варианты раздельного написания не с причастиями.
а) (не)дочитанное письмо
б) ещё (не)вспаханное поле
в) ни от кого (не)зависящее решение
г) (не)решённая задача
Ответ: б, в.
5. Укажите предлоги, на конце которых нужно писать букву е.
а) в следстви.. по делу в) в заключени.. не был
б) вследстви.. дождя г) в продолжени.. суток
Ответ: б, г.
6. В каких числительных не надо писать букву ь?
а) сем..десят тонн
б) шест..надцать граммов
в) семь тысяч(?)
г) восем..сот килограммов
Ответ: б, в.
7. Укажите знаки разделения.
а) точка в) вопросительный знак
б) тире г) двоеточие
Ответ: б, г.
8. Укажите назначение выделенных знаков препинания в предложении
Деревья, окутанные в свои белые ризы, дремали в неподвижном величии.
а) знаки завершения
б) знаки выделения
в) знаки разделения
Ответ: б.
9. Укажите предложение, в котором есть пунктуационная ошибка.
а) У альпинистов есть золотое правило: нельзя терять высоту.
б) Серп луны в просвете тучи с грустью тихою глядит под ветвями ив плакучих тускло воду золотит.
в) Днём жарко, весело, в голубом небе круглятся белые облака.
г) Я прислушался: он говорил, как надо жить, что надо делать.
Ответ: б.
10. Сколько занятых нужно поставить в сложном предложении (знаки препинания не расставлены)?
Прошла война прошла страда
Но боль взывает к людям
Давайте люди никогда
Об этом не забудем.
а) одну в) три
б) две г) четыре
Ответ: г.
III. Домашнее задание: упр. 277, 278 (письменно), 275 (устно).
Урок 68. Сочинение на свободную тему «Если бы мне предложили написать, о чём я хочу...» (упр. 279)
Цель урока: научить писать сочинение на свободную тему, совершенствовать написанное (раскрыта ли тема, нет ли пропусков мыслей, нет ли фактов, не относящихся к теме), вносить необходимые исправления (орфографические, пунктуационные, грамматические ошибки и речевые недочёты), составлять развёрнутый план.
I. Вступительное слово учителя.
— Ребята! Вы пишете заключительное сочинение. Хочу дать вам несколько советов:
1. Задумайтесь, о чём вы действительно хотите написать: о каком-то случае, событии из вашей жизни, о своих наблюдениях, переживаниях, размышлениях, о том, что вас волнует...
2. Не забудьте определить основную мысль своего сочинения, озаглавьте его.
3. Продумайте последовательность изложения составьте для себя развёрну план сочинения.
II. Учащиеся читают памятку «Как совершенствовать написанное» на с. 187—188, составляют развёрнутый план сочинения.
III. Девятиклассники записывают первый вариант сочинения, редактируют: устраняют неоправданные повторы мысли и слов, нелогичность изложения, включают подробности, необходимые для раскрытия темы и основной мысли, заменяют не совсем подходящие слова и выражения более точными и выразительными.
IV. Учащиеся читают вслух исправленный текст сочинения. Класс рецензирует сочинения по памятке на с. 187—188, вносится правка, указываются недочёты.
V. Девятиклассники переписывают сочинение начисто.
Рекомендуемая литература
Антонова Е. С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход / Е. С. Антонова. — М.: КноРус, 2007.
Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. 2-е изд., испр. / Н. Д. Арутюнова. — М.: Языки русской культуры, 1999.
Болотнова Н. С. Филологический анализ текста: учебное пособие / Н. С. Болотнова. — Томск, 2006.
Быстрова Е. А. Диалог культуры на уроках русского языка / Е. А. Быстрова. — СПб.: Просвещение, 2002.
Быстрова Е. А. Обучение русскому языку в школе: учебное пособие для студентов педагогических вузов / Е. А. Быстрова. — СПб.: Дрофа, 2004.
Варченко В. В. Цитатная речь в медиа-тексте / В. В. Варченко. — М.: Издательство ЛКИ, 2007.
Головин В. Н. Основы культуры речи / В. Н. Головин. — М.: Высшая школа, 1998.
Григорьева Т. М. Русский язык: Орфоэпия. Графика. Орфография. История и современность / Т. М. Григорьева. — М., 2004.
Гринёв М. Р. Введение в лингвистику текста: учебное пособие / М. Р. Гринёв. — М.: МПУ, 2000.
Ипполитова Н. А. Текст в системе обучения русскому языку в школе: учебное пособие для студентов педвузов / Н. А. Ипполитова. — М.: Флинта: Наука, 1998.
Казарцева О. М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: учебное пособие / О. М. Казарцева. — М.: Флинта: Наука, 1998.
Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В. И. Карасик. — Волгоград: Перемена, 2002.
Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов. М.: Наука, 1987.
Колшанский В. Г. Контекстная семантика / В. Г. Колшанский. — М., 1980.
Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи / В. Г. Костомаров. — М., 1994.
Львов М. Р. Основы теории речи / М. Р. Львов. — М., 2000.
Митрофанова О. Д. Принцип диалога в методическом освещении / О. Д. Митрофанова // Мир русского слова. — 2005. — № 1.
Мишатина Н. Л. Как сердцу высказать себя?..: теория и методика развития речи с позиции лингвокультурологического подхода. 7—9 классы: книга для учителя / Н. Л. Мишатина. — СПб., 2002.
Николина Н. А. Филологический анализ текста: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н. А. Николина. — М.: издательский центр «Академия», 2003.
Норман В. Ю. Лингвистические задачи / Б. Ю. Норман. — М.: Флинта: Наука, 2006.
Скворцов Л. И. Правильно ли мы говорим по-русски?: справочное пособие по произношению, ударению и словообразованию / Л. И. Скворцов. — М.: Знание, 1983.
Сковородников А. П. Энциклопедический словарь-справочник. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочёты / А. П. Сковородников. — М.: Флинта: Наука, 2005.
Степанова Л. С. Система работы с текстом на уроках русского языка и литературы: учебно-методическое пособие для учителей и студентов пед. вузов / Л. С. Степанова. — М.: Вербум, 2005.
Сычугова Л. П. Обучение речи: культуроведческий подход [Текст] / Л. П. Сычугова. — Киров, 2008.
Сычугова Л. П. Язык и искусство в формировании методической компетенции будущего учителя-словесника / Л. П. Сычугова. — Киров, 2005.
Федоренко Л. П. Анализ теории и практики методики обучения русскому языку / Л. П. Федоренко. — Курск: изд. КГПИ, 1994.
Формановская Н. И. Речевое взаимодействие: коммуникация и прагматика / Н. И. Формановская. — Икар, 2007.
Ходякова Л. А. Живопись на уроках русского языка. Теория и методические разработки уроков: учеб. пособие / Л. А. Ходякова. — М.: Флинта: Наука, 2000.