Словарный диктант терминов
1. Отверстие радужки.
2. Косточка, фиксирующаяся к барабанной перепонке.
3. Рецепторы зрительного анализатора.
4. Рецепторный орган слухового анализатора.
5. Латинское название глазного яблока.
6. Полость среднего уха.
7. Ганглии улиткового нерва.
8. Канальцы вестибулярного анализатора.
9. Наружный слой кожи.
10. Связки, соединяющие хрусталик с реснитчатым телом.
11. Слизистая оболочка век, переходящая на глазное яблоко.
12. Поверхностный слой сетчатки.
13. Место проекции зрительного нерва на сетчатку.
14. Лестница улитки, идущая от преддверия.
15. Место окончания обонятельного нерва.
16. Слой общий для глазного яблока и кожи.
17. Количество полукружных канальцев.
18. Железа зрительного анализатора.
19. Наружная оболочка глазного яблока.
20. Подкорковый центр анализатора общей чувствительности.
Методические рекомендации для организации самоподготовки и проведения практического задания №4.8
Тема: «Физиология анализаторов»
Студент должен знать:
1. Функциональную характеристику звеньев анализаторов
2. Принцип функционирования анализаторов
3. Биомеханизм функционирования зрительного, слухового, вестибулярного, обонятельного анализаторов и общей чувствительности
4. Оценка деятельности анализаторов
Цели занятия:
- Изучение биомеханизма функционирования анализаторов
- Усвоить методики оценки деятельности анализаторов
Повторите темы:
1. «черепно-мозговые нервы»
2. «морфология анализаторов»
3. «физиология ЦНС»
4. «морфология головного мозга»
Задание для самоподготовки к практическому занятию:
I. Ответьте на предлагаемые вопросы:
1.Дайте характеристику и определение анализатора по И.П.Павлову
2.Назовите функциональное значение 1-го звена анализатора-системы проведения раздражителя.
3. Перечислите группы рецепторов в зависимости от восприятия раздражителя.
4.Какова физиологическая роль рецепторов.
5. Что такое адаптация рецепторов, с чем она связана.
6.Объясните механизм проведения светового раздражителя на сетчатку
7.Объясните механизм аккомодации, дайте определение близорукости и дальнозоркости
8.Объясните механизм рецепции световых раздражителей, значение палочек и колбочек
9.Расскажите роль зрительного нерва в функционировании зрительного анализатора, какое значение имеет корковое звено анализатора
10.Дайте определение остроты зрения, бинокулярного зрения, цветоощущения
11.Объясните механизм вкусовой рецепции, основные этапы
12.Объясните механизм обонятельной рецепции
13.Расскажите о роли I, VII, IX, X пар ч. м. т. в работе данных анализаторов
14.Объясните механизм проведения звуковых раздражителей до рецепторов кортиева /спирального/ органа
15.Каковы функции и принципы работы кортиева органа
16.Роль 8 пары ч. м. т. в работе слухового анализатора, дайте определение понятия «тугоухость» и «глухота»
17.Что такое костная звуковая проводимость?
18.Какова структура и принцип функционирования вестибулярного и двигательного анализаторов?
19.Расскажите о роли их взаимосвязи и функциональной структуре анализатора общей чувствительности
20.Расскажите о функциональной структуре висцерального анализатора, его значении
Литература для самоподготовки:
1. СА Георгиева «Физиология» 1986г стр. 376-395
2. НИ Федюкевич «Анатомия физиология человека» 2002г стр.376-403
3. РП Самусев «Анатомия человека» 2003г стр.593-565
4. Лекции №4-6, №4-7
II. Изучите алгоритмы практической работы:
Приложение №1
Алгоритм определения остроты зрения:
1) Испытуемого посадить /или поставить/ Ра расстояние 5м от таблицы Сивцова и закрыть один глаз непрозрачным щитом
2) Экспериментатор встает около таблицы так, чтобы не затемнять ее, и белой указкой указывает буквы, постепенно переходя от крупных к мелким
3) Последняя строчка, которую испытуемый называет безошибочно или с некоторыми ошибками / не более 20% / служит показателем остроты зрения для данного глаза
4) Проверить остроту зрения второго глаза
5) Записать результаты остроты зрения для каждого глаза в дневнике