Орфоэпия и понятие орфоэпической нормы 2 страница

[п] - [п'] [з] - [з1] [р] - [р']

[б] - [б'] [т] - [т'] [л] - [л']

[в] - [в'] [д] - [д'] [к] - [к']
[Ф] - [Ф'] [м] - [м'] [г] - [г']
[с] - [с'] [н] - [н'] [х] - [х']

Не все согласные объединяются в пары по признаку твер­дости/мягкости. Непарными твердыми являются согласные [ш], [ж] и [ц], а непарными мягкими — [ч], [j], [ш'] и [ж'].

Место образования. По месту образования различаются прежде всего согласные губные (образуемые в результате работы губ) и язычные (которые образуются при помощи языка).

Среди губных выделяются группы согласных г у б н о -губных: [п], [п'], [б], [б'], [м], [м'] и губно-зубных

(образуемых присоединением нижней губы к верхним зубам): [в], [в'], [ф], [ф'].

Группа язычных согласных делится на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные в зависимости от того, какая часть языка — передняя, средняя или задняя — участвует в артикуляции. Передняя часть (кончик) языка — самый активный речевой орган, поэтому переднеязычных согласных больше всего. Среди них различаются передне­язычные зубные (кончик языка примыкает к области верх­них зубов): [с], [с'], [з], [в*], [т], [т*], [д], [д*], [ц], [л], [л'], [н], [н'] и переднеязычные передненёбные (кончик язы­ка примыкает к передней части нёба): [р], [р'], [ш], [ш*], [ж], [ж'], [ч].

Среднеязычным является только звук [j].

Заднеязычные согласные — это звуки [к], [к'], [г], [г'],[х]и[х'].

Способ образования. Этот признак связан с тем, какое пре­пятствие для идущей из легких воздушной струи образуют ор­ганы речи и каким образом это препятствие преодолевается. Препятствие может представлять собой или узкую щель, или же полную смычку органов речи.

Звуки, образуемые в результате прохождения воздушной струи сквозь узкую щель, называются щелевыми: [в], [в'], [ф], [ф*], [с], [с'], [з], [з'], [ш], [ш'], [ж], [Я'], [j], [х], [х'].

Смычные согласные образуются при полном смыкании ор­ганов речи, и эта преграда преодолевается воздушной струей по-разному, благодаря чему различаются:

смычные взрывные [п], [п'], [б], [б'], [т], [т'], [д], [д'], [к], [к'], [г], [г'] — для их образования сомкнутые речевые ор­ганы резко, словно при «взрыве», размыкаются под действием напора воздуха в полости рта;

смычно-щелевые [ц]и [ч], которые характеризуют­ся тем, что сомкнутые органы речи размыкаются не широко, как при артикуляции взрывных, а образуют узкую щель;

дрожащие [р]и [р'], образуемые в результате «дрожа­ния» кончика языка, его неоднократного примыкания к пе­редней части нёба;

смычно-проходные носовые [м], [м'], [н], [н'], образуемые смычкой губ или органов речи в полости рта и од­новременным выходом воздуха через нос;





Орфоэпия и понятие орфоэпической нормы 2 страница - student2.ru Орфоэпия и понятие орфоэпической нормы 2 страница - student2.ru Орфоэпия и понятие орфоэпической нормы 2 страница - student2.ru Орфоэпия и понятие орфоэпической нормы 2 страница - student2.ru смычно-проходные боковые [л] и [л'], при ар­тикуляции которых воздух проходит сбоку от преграды, созда­ваемой кончиком языка и верхними зубами.

Долгота/краткость. В русском языке только два звука: [ш'] (счастье [ш'ас'т^и]) и [ж'] (езжу [jiac'y]). У которых долго­та — их самостоятельный признак. Эти звуки являются непар­ными по признаку долготы/краткости, потому что, например, [ш'] отличается от звука [ш] не только долготой, но и мягко­стью (это касается и соотношения звуков [ж'] и [ж]).

Однако в русской речи много долгих звуков, которые образу­ются в результате слияния двух соседних кратких звуков. Так, при соединении приставки рас- с глаголом сыпать появляется в результате слияния [с] + [с] долгий звук [с] ра[с]ыпать; ср. также: [с] + [ш] =■ [ш] — ра[Щалйться; [д] + [т] = [т] — по[т]ащйть; [т'] + [с] = [ц] — учйЩъ] (учиться).

Классификация согласных звуков

    Место образования
Способ образования губные передне­язычные средне­языч­ные задне­язычные
губно-губные губно-зубные зубные передне­нёбные средне­нёбные средне­нёбные задне­нёбные
Щелевые   ф в ф'в' с з с' з' ш ж ш'ж' J х' X
Смыч­ные взрывные п б п*б'   т д т' д'     к'г' к г
смычно-щелевые     Ц ч      
дрожащие       Р Р'      
смычно-проходные носовые м м'   н н'        
смычно-проходные боковые     л л'        

Примечание. Выделены сонорные звуки.

10. Прочитайте текст. Укажите согласные в сильных позициях.

Вот взошла луна златая, Тише... чу... гитары звон... Вот испанка молодая Оперлася на балкон (А. Пушкин).

11. Прочитайте текст. Укажите согласные в слабых позициях.

Туманом легким парк наполнился,

И вспыхнул на воротах газ.

Мне только взгляд один запомнился

Незнающих спокойных глаз (М. Цветаева).

12. Транскрибируйте предложение. Укажите звук, непарный по
признаку долготы/краткости.

Мне чужого не надо, я и своих-то устала считать (Цв.).

13. Прочитайте текст. Какие звуки являются шумными, какие —
сонорными?

Идти на гору Люсе не очень и хотелось, но чем заняться еще, она не нашла. Не сидеть же весь день дома. Сначала, не подумав, она позвала с собой Надю, и та согласилась... (В. Рас­путин).

14. Транскрибируйте слова и формы слов. Определите, парным
или непарным по признаку глухости/звонкости является каждый из
согласных звуков (для парных звуков укажите его пару по глухости/
звонкости). Многосложные слова поделите на слоги, охарактеризуй­
те их.

Скат, сад, рук (Р. п. мн. ч.), друг, суп, груб, чудак, зигзаг.

15. Транскрибируйте слова. Охарактеризуйте все согласные по
признаку твердости/мягкости (если звук парный, назовите его пару
по этому признаку).

Сяду, чадо, щука,«яма, пример, мэр, лей, ЛЭП, сыр, миф, жив, дрожжи, цирк, шея, жесть, в душе.

16. Определите место образования каждого согласного звука.

Когда княжна Марья взошла в комнату, князь Василий с сыном уже был в гостиной, разговаривая с маленькой княги­ней... Потом к ней подошел Анатоль... (Л. Толстой).

Орфоэпия и понятие орфоэпической нормы 2 страница - student2.ru Орфоэпия и понятие орфоэпической нормы 2 страница - student2.ru Орфоэпия и понятие орфоэпической нормы 2 страница - student2.ru 17- Определите способ образования каждого согласного звука. Воспоминания толпою проходили перед ним, но были одно­образны и исчерпывались одним словом: «ученье» (С.-Щ.).

18. Рассмотрите все согласные звуки в пословицах. Охаракте­ризуйте каждый согласный по схеме: 1) шумный или сонорный; 2) глухой или звонкий; 3) твердый или мягкий; 4) место образования; 5) способ образования.

1. На ошибках учатся. 2. Веселье — делу не помеха. 3. Москва веками строилась.

__________________________________________________ &>

СИСТЕМА ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Сильной позицией для гласных звуков является положе­ние в ударном слоге. В этой позиции различается 6 гласных звуков: [и], [ы], [у], [э], [о], [а].

Гласные звуки классифицируются по нескольким артику­ляционным признакам: ряд, подъем, огубленность/неогублен­ность, а также ударность/безударность.

Ряд. Признак ряда связан с продвинутостью языка в полос­ти рта вперед или назад. Различаются 3 ряда: передний, сред­ний и задний. Гласными переднего ряда являются звуки [и] и [э], гласными среднего ряда — [ы] и fa], гласными заднего ряда — [у] и [о].

Подъем. Этот признак связан с продвинутостью языка в по­лости рта вверх или вниз. Различаются три группы гласных по признаку подъема: гласные верхнего подъема [и], [ы], [у], гласные среднего подъема [э] и [о] и гласный нижнего подъема [а].

Огублённость/неогублённость. Признак огубленности свя­зан с особой артикуляцией, при которой губы сближаются, округляются и вытягиваются вперед. Огубленными яв­ляются лишь гласные звуки заднего ряда [у] и [о], остальные гласные звуки — неогубленные.

Таким образом, 6 основных гласных звуков русского язы­ка — [и], [ы], [у], [э], [о], [а] — имеют следующие артикуля­ционные признаки:

[и] — гласный звук верхнего подъема, переднего ряда, неогубленный;

[ы] — гласный звук верхнего подъема, среднего ряда, неогубленный;

[у] — гласный звук верхнего подъема, заднего ряда, огуб­ленный;

[э] — гласный звук среднего подъема, переднего ряда, неогубленный;

[о] — гласный звук среднего подъема, заднего ряда, огуб­ленный;

[а] — гласный звук нижнего подъема, среднего ряда, неогубленный.

Классификация гласных звуков

Подъем   Ряд  
передний средний задний
Верхний [и] [ы] [у]
Средний [э]   [о]
Нижний   [а]  

Примечание. Выделены огубленные гласные звуки.

Ударные и безударные гласные. Гласные в ударном слоге отличаются от безударных гласных большей длительностью, громкостью и тщательностью артикуляции. Например, в слове трава [трава] ударный гласный звук [а] отличается от очень похожего на него безударного звука [а]; точно так же несколь­ко отличаются друг от друга ударные и безударные звуки [у] и [у] в слове руку [руку], [ы] и [ы] в слове рыбы, [и] и [и] в слове Чили.

Из шести звуков, которые различаются под ударением: [и], [ы]» [у], [э], [о], [а], два звука — [о] и [э] — не употребляются в безударном положении.

В безударных слогах могут встречаться звуки [а] (с[а]лш), [У] (б[у]ран), [ы] (р[ы]бак) и [и] (п[и]ла). При этом безударный гласный, как бы он ни походил на ударный, всегда является гласным редуцированным.

Редукция звука — это ослабление его артикуляции по срав­нению с ударным звуком: уменьшение длительности и гром­кости его звучания (количественная редукция) или не­которое изменение ряда и подъема звука (качественная





Орфоэпия и понятие орфоэпической нормы 2 страница - student2.ru редукция). Например, для безударного звука [у] в первом предударном слоге отмечается количественная редукция по сравнению с ударным [у], а для безударного звука [а] — и ко­личественная, и качественная редукция: безударный [а] не только короче, чем [а] ударный, но он обычно и менее откры­тый (т. е. является гласным не нижнего, а скорее промежуточ­ного между средним и нижним — «средне-нижнего» подъема). Степень редукции гласного звука зависит от его местополо­жения (позиции) в слове по отношению к ударению. Важно учитывать две основные позиции безударных гласных:

1) в первом предударном слоге (т. е. в слоге, непосредствен­но предшествующем ударному) отмечается меньшая степень редукции гласных;

2) во всех других предударных и в заударных (находящих­ся за ударным слогом) слогах наблюдается самая сильная сте­пень редукции гласных.

Позиция первого предударного слога.Здесь встречаются 4 гласных звука:

[а] — [сапок] сапог, [тапор] топор;

[и] — [иван] Иван, [п'ирок] пирог, [в'иду] веду, [п'итак] пятак',

[ы] — [жыла] жила*;

[У] —[рука] рука.

Как становится ясно из приведенных примеров, для совре­менного русского литературного произношения безударных гласных характерно «аканье» и «иканье».

Под аканьем понимается то, что в безударных слогах в по­зиции после твердых согласных не может звучать [о], который всегда заменяется редуцированным звуком [а]: [вада] вода, [хажу] хожу, [ражать] рожать и т. д. Таким образом, напри­мер, если в корне слова под ударением звучит [о] сом или [а] сам, то в первом предударном слоге после твердых мы слышим и произносим в обоих случаях совершенно одинаковый реду­цированный звук [а]: слова сама (ж. р. местоимения) и сома (Р. п. ед. ч. от слова сом) произносятся одинаково — [сама].

* Безударный звук [ы] более точно транскрибируют как [ыэ]; это означает, что безударный [ы] является звуком *[ы], склонным к [э]» (т. е. средним между [и] и [э]), который претерпел качественную ре­дукцию по сравнению с ударным [ы] и является звуком не верхнего, а промежуточного верхне-среднего подъема.

Иканье связано с тем, что в безударных слогах в позиции после мягких согласных никогда не слышатся звуки [а], [о] или [э] — они заменяются редуцированным звуком [и]*: тяну [т'ину], леса [л'иса] и лиса [л'иса].

Все гласные первого предударного слога звучат несколько короче по сравнению с теми же ударными гласными.

Позиция предударных (кроме первого) и заударных сло­гов. Вэтой позиции наблюдается еще более заметная количе­ственная и качественная редукция гласных.

Так, только в указанной позиции встречается один из на­иболее частотных русских гласных — очень сильно редуциро­ванный неогубленный звук среднего ряда и среднего подъема, который в транскрипции обозначается буквой «ер» (твердый знак): [ъ]; ср.: дорогой [дърагой], самовар [съмавар], голосо­вых [гълъсавых], природа [пр'иродъ], нового [новъвъ]. Звук [ъ] значительно короче других гласных звуков. Он по образо­ванию (средний ряд, средний подъем) одновременно похож и на [а], и на [ы], и на [э]. Таким образом, буква ъ, которая на письме никакого звука не обозначает, в фонетической транс­крипции используется для обозначения вполне определенного безударного редуцированного звука непереднего образования.

Кроме редуцированного гласного звука [ъ], в данной пози­ции встречаются также редуцированные (прежде всего в коли­чественном отношении) звуки:

[у] — [рукав'йчкъ] рукавичка, [у-заборъ] у забора, [голъву] голову (В. п. ед. ч);

[ы] — [сыраршкъ] сыроежка, [жыръзъм'ин'йт'ил'] жиро­заменитель, [пастрожы] построже; звук [ы] в этой позиции звучит кратко, поэтому в быстрой речи он часто заменяется ре­дуцированным звуком [ъ]: [съра.)эшкъ], [пастрожъ];

[и] — [п'иражбк] пирожок, [п'итушок] петушок, [п'ита-чок] пятачок, [пол'и] поле, [с'иводн'и] сегодня.

В быстрой речи звук [и] в заударных и предударных слогах (кроме первого предударного) может звучать очень кратко, и тогда этот сильно редуцированный гласный звук транскриби­руют так: [ь]; ср.: [п'ьтачок], [с'иводн'ь]. Следовательно, буква

* Безударный гласный [и] иногда транскрибируют как [иэ] («[и], склонный к [э]»), так как этот звук претерпевает не только количест­венную, но и качественную редукцию, становясь звуком верхне-сред­него, а не верхнего подъема.




2. Современный русский язык



ь («ерь», или мягкий знак), которая на письме никакого звука не обозначает, в транскрипции используется для обозначения особого редуцированного гласного переднего образования.

Звук [а] в этой позиции обычно не встречается, кроме тех случаев, когда он заменяет звук [ъ], который никогда не зву­чит в абсолютном начале фонетического слова, вместо него употребляется безударный звук [а]; ср.: по дороге [пъдарог'и], но о дороге [а-дарог'и] — в последнем примере предлог о зани­мает позицию второго предударного слога, однако транскриби­руется не как [ъ], а как [а], потому что находится в самом на­чале фонетического слова, где нет сильной редукции гласных.

19. Убедитесь, что при произнесении гласных язык занимает то
более переднее, то более заднее положение. Произнесите несколько
раз звуки и следите при этом за движением языка в полости рта.

1. [и] - [ы] - [у], [и] - [ы] - [у] ... 2.[э]-[о], [э]-[о]...

20. Определите, какого ряда каждый из ударных гласных в сле­
дующем поэтическом отрывке.

Нет, не тебя так пылко я люблю,

Не для меня красы твоей блистанье;

Люблю в тебе я прошлое страданье

И молодость погибшую мою (М. Лермонтов).

21. Убедитесь, что при артикуляции гласных язык занимает раз­
ное — то более высокое, то более низкое — положение в полости рта,
и при этом одновременно с движением языка опускается или подни­
мается и нижняя челюсть, что делает звук более открытым или за­
крытым; для этого произнесите несколько раз звуки, контролируя
движения языка и нижней челюсти.

1.[и]-[э], [и]-[э]...

2.[ы]-[а],[ы]-[а]...

3.[у]-[о],[у]-[о]...

22. Определите, какого подъема каждый из ударных гласных
в следующем поэтическом отрывке.

Приветствую тебя, пустынный уголок, Приют спокойствия, трудов и вдохновенья, Где льется дней моих невидимый поток На лоне счастья и забвенья (А Пушкин).

23. Транскрибируйте слова. Дайте характеристику всех ударных
гласных (укажите ряд, подъем, огубленность/неогубленность).

Цех, жизнь, йод, счет, цифры, шесть, часть, ясный, люди, щит.

24. Транскрибируйте слова и формы слов. Дайте характеристику
гласных звуков в выделенных словах по схеме: 1) ударный или без­
ударный гласный; 2) ряд; 3) подъем; 4) огубленность.

1. Стол, столы; сад, сады; цены, цена; жир, жиры; судно, суда.

2. Вышло, вышла; дело, дела (Р. п. ед. ч.), делу; утро, утром; яблоко, яблока, яблоком, яблоками; живого, нового, ловкого.

3. Цех, цеха, цеховой, о кварце; цирк, циркач, цирковой, царицы; шест, шесты, шестовик, о нашем; жест, жестикули­ровал, к луже.

4. Пять, пятак, пятачок; лёд, ледок, ледяной; зверь, зве­рёк, зверовод; пир, пиры, пировать; люди, людской, людоед.

5. Осторожно, автомат, от воды, о сапогах, а скажи-ка, эта­жерка, экономно.

__________________________________________________________ ^

Звук и фонема

Звуки языка чередуются друг с другом в зависимости от фонетической позиции. Так, в слове нога [нага] перед гласным звуком [а] мы слышим звук [г], а в форме Р. п. мн. ч. ног [нок] в том же самом корне, но в другой фонетической позиции — на конце слова — произносится глухой звук [к]. Различия между звуками [к] и [г] в этих примерах связаны только с фонетиче­скими условиями: в конце слова невозможен звонкий шумный согласный, «оглушение» обязательно. Другой пример: в корне слова лист [л'йст] предпоследний согласный в корне — твер­дый звук [с], а в слове листик [л'йс'т'икЛ перед мягким со­гласным [т'] происходит смягчение предшествующего звука — [С].

Звуки, различия между которыми связаны только с изме­нением фонетической позиции, принято объединять в более крупную единицу языка — фонему. Так, звуки [г] и [к] в фор­мах нога и ног — разновидности одной и той же согласной фо­немы. Точно так же звуки [а] и [6] в этих формах — разновид-




V



Орфоэпия и понятие орфоэпической нормы 2 страница - student2.ru Орфоэпия и понятие орфоэпической нормы 2 страница - student2.ru ности одной гласной фонемы, так как они встречаются в одном корне, и их различие зависит только от фонетической позиции — от ударности или безударности слога: под ударением слы­шится звук [6], без ударения — [а].

Фонемы важны для различения значимых единиц языка, прежде всего слов, а также их значимых частей — морфем (корней, суффиксов, приставок и др.): [к]от — [р]от, [б]ас — [п]ас (в таких противопоставлениях реализуется очень важная функция фонем — смыслоразличительная). Раздел фонетики, изучающий систему фонем, называется фонологией. При записи фонем используются особые скобки — угловые < > или косые //.

Чтобы узнать количество фонем в языке, нужно посмот­реть, сколько звуков различается в сильных позициях.

Сильной позицией для согласных является позиция перед любым гласным. В этой позиции различается 37 согласных фо­нем современного русского языка: губные <п>, <п'>, <б>, <б'>, <ф>, <ф'>, <в>, <в'>, <м>, <м'>, переднеязычные <с>, <с'>, <з>, <з'>, <т>, <т'>, <д>, <д'>, <ш>, <ш'>, <ж>, <ж'>, <ц>, <ч>, <н>, <н'>, <л>, <л'>, <р>, <р'>, средне­язычная фонема <j> и заднеязычные <к>, <к'>, <г>, <г'>, <х>, <х'>.

Сильной позицией для гласных является ударная позиция. В этой позиции различается 6 звуков: [а], [о], [э], [ы], [и], [у]. Многие ученые полагают, что все они являются самостоятель­ными фонемами. Однако московские фонологи считают, что звуки [и] и [ы] — это разновидности одной фонемы, так как их различие не самостоятельно, оно зависит от фонетической по­зиции: в начале слова и после мягких согласных звучит [и], а после твердых согласных — [ы]: играть — с[ы]грать, инс­титут — пед[ы]нститут. Таким образом, в русском языке устанавливают 5 гласных фонем: <а>, <о>, <э>, <и>, <у>.

О/гфоэпил

Орфоэпия и понятие орфоэпической нормы

Орфоэпией называется система норм правильного произ­ношения. Орфоэпические нормы — это исторически сложив­шиеся и принятые в обществе правила произношения слов и грамматических форм слов. Орфоэпические нормы не менее важны для литературного языка, чем нормы образования грамматических форм слов и предложений или нормы право­писания.

Принято различать разные орфоэпические нормы: «стар­шую» и «младшую», а также нормы высокого и нейтрального стилей произношения.

Для старшей нормы, отличающей прежде всего речь образованных людей пожилого возраста, характерно произно­шение було[шн]ая, мяг[къй], [з'в']ерь. Младшая произно­сительная норма, наблюдаемая в речи молодежи, владеющей литературным языком, допускает произношение було[чн]ая, мяг[к'ий], [зв']врь.

Нормы высокого стиля произношения (ср. размерен­ную речь диктора радио или телевидения, а также артиста, читающего со сцены торжественную оду) допускают, напри­мер, произношение безударного звука [о] в заимствованных словах: п[о]эт, с[о]нет, н[о]ктюрн. В нейтральном стиле эти и подобные слова произносятся по общему прави­лу замены безударного звука [о] звуком [а]: п[&]эт, с[&]нет, н[а]ктюрн.

Система современных норм русского литературного произ­ношения и особенности произношения более 63 000 слов и их





грамматических форм отражены в «Орфоэпическом словаре русского языка» под редакцией Р. А. Аванесова (первое изда­ние вышло в 1983 г., после чего был ряд переизданий). И для школьника, и для учителя полезен также компактный «Сло­варь трудностей русского произношения» М. Л. Каленчук и Р. Ф. Касаткиной (М., 1997), в котором представлены 15 000 наиболее употребительных русских слов, произношение кото­рых может вызывать затруднения.

Для овладения нормами правильного литературного произ­ношения важно учитывать четыре раздела орфоэпии: орфоэпия согласных звуков; орфоэпия гласных звуков; орфоэпия отдель­ных грамматических форм; орфоэпия заимствованных слов.

Орфоэпия согласных

1. Звуки [г] и [г'] в литературном языке (в отличие от юж­ных говоров) — взрывные, а не щелевые. Лишь в нескольких словах нужно произносить заднеязычные щелевые (похожие на [х] и [х'], но только звонкие) звуки, которые принято транс­крибировать как [у] и [у']: бухгалтер [бууалт'ир], разговорные междометия ага [ауа], ого [оуо], угу [ууу], эге [эу'э]. Кроме то­го, старшей нормой допускается произношение звука [у] в сло­вах Господь [уаспбт'], Господи [уоспъд'и], в формах слова Бог: Бога [боуъ], Богу [боуу] и т. д., а также произношение мягкого звука [у'] в форме о Боге [а-боу'и]; согласно младшей норме, в этих случаях произносится по общему правилу взрывной звук [г] (или соответственно мягкий [г']).

2. Долгий мягкий звук [ж'], согласно старшей норме, произносится в словах и формах слов: брезжить [бр'эж'ит'], брызжет [брыж'ит], брюзжать [бр'уж'ат'], взгромозжу [взгръмаж'у], а также визжать, вожжи, дребезжать, дожди, дождик, дрожжи, езжу, жжет, жужжать, поезжай, позже, размозжить, сожженный. Младшая норма допускает в пере­численных словах произношение твердого долгого [ж] ([брыжът], [бр'у5кат'], [взгръмажу]) или — в словах дожди, дождик — сочетания звуков [жд'] ([дажд'й], [дожд'ик]).

3. На месте сочетания букв чн рекомендуется произносить звуки [шн] в словах: двоечник, конечно, очечник, прачечная, пустячный, скворечник, скучно, яичница (в отличие от слов вечный, отличник, прочный, точный и многих других, где произносится [чн]). В ряде случаев допустимы варианты про-

изношения — как с [шн] (старшая норма), так и с [чн] (млад­шая норма): булочная, подсвечник, сливочный, стрелочник и др. Наконец, иногда произношение [чн] или [шн] зависит от значения и сочетаемости: каша — моло[чн]ая и моло[шн]ая, но кислота — только моло[чн]ая; разг. друг серде[шн]ый, но серде[чн]о-сосудистые заболевания.

25. Как нужно произносить слово снег, если учитывать рифму?
Можно ли признать литературным такое произношение?

И глухо, как от подачки, Когда бросят ей камень в смех, Покатились слезы собачьи Золотыми звездами в снег (С. Есенин).

26. Обратите внимание на слово, с которым рифмуется выделен­
ное прилагательное. Какая особенность старого петербургского про­
изношения сочетания чн отражена в стихотворении?

По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный Утомительно гремит (А. Пушкин).

________________________________________________________ J@>

Орфоэпия гласных

1. Русское литературное произношение — «акающее»: в безударном слоге звук [о] в нейтральном стиле произноше­ния невозможен (в отличие от северных диалектов, где гово­рят: [вода], [городок]). Аканье как орфоэпическая норма про­является прежде всего в том, что после твердых согласных в соответствии с ударными [о] и [а] в первом предударном слоге произносится безударный звук [а] ([вада] вода, [сад'йт'] са­дить), а в других безударных слогах — редуцированный гласный непереднего образования [ъ]: водяной [въц'пнб)], горо­док [гърадок], садовод [съдавот], верно [в'эрнъ].

Но в некоторых словах (лошадей; жалеть, к сожалению, жакет, жасмин; двадцати, тридцати) после звуков [ш], [ж] и [ц] рекомендуется в первом предударном слоге перед мягким согласным произносить не [а], а [ы]: [лъшыд'э^], [жык'эт], [двъцыт'й].





2. Для безударных гласных в позиции после мягких соглас­ных характерна «икающая» норма произношения, поэтому буквы и, е, я, служащие для обозначения безударных гласных, читаются в этой позиции одинаково — как [и]; ср.: листок [л'исток], летать [л'итат'], пятёрка [п'ит'оркъ].

27. Произносите ли вы на месте выделенных гласных один и тот
же звук? Если нет, объясните различия в произношении.

Царапать, тридцати; шаман, шаги, лошадиный; жаровня, жалеть.

28. Одинаково ли вы произносите выделенные гласные? Если да,
какой орфоэпической норме соответствует ваше произношение?

Придавать — предавать; приду — пряду; петушок — пиро­
жок — пятачок. _

__________________________________________________ <#>

Орфоэпия отдельных грамматических форм

1. Согласно старшей орфоэпической норме, имена прилага­тельные на -кий, -гий, -хий и глаголы на -кивать, -гиватъ, -хивать полагалось произносить с твердыми заднеязычными согласными (это произношение еще сохранилось в речи мно­гих известных артистов и дикторов): русс[къ)], стро[гъ]], ти[хъ)]; растал[къ]вать, дотра[гъ]ваться, встря[хъ]вать. Младшая норма разрешает произношение во всех подоб­ных словах мягких заднеязычных [к'], [г'], [х']: русс[к'щ], стро[г'щ], встря[х'и]вать.

Наши рекомендации