В зависимости от логического ударения меняется смысл предложения
При изменении места логического ударения меняется и интонация: если ло-гическое ударение падает на последнее слово, то интонация всего предложения обычно спокойная и само логическое ударение слабое. А в остальных случаях интонация напряженная, а само логическое ударение сильное.
Примером того, как важно правильно делать логическое ударение, может служить отрывок из статьи В. Лакшина о пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад».
«Удивительна емкость чеховской фразы. Петя Трофимов говорит в пьесе: „Вся Россия наш сад“. Актеры на разных сценах в нашей стране и во всем мире по-разному произносят эти четыре слова.
Сделать ударение на слове „сад“ — отозваться на чеховскую мечту о будущем родины.
На слове „наш“ — подчеркнуть чувство бескорыстной собственности, причастности к тому, что дано совершить твоему поколению.
На слове „Россия“ — значит откликнуться на свою принадлежность ко всему русскому, земле не выбираемой, а дарованной с рождения.
Но вернее всего, быть может, поставить ударение на слове „вся“: „Вся Россия наш сад“. Ибо нет уголка в ней, к заботе и нуждам которого мы вправе остаться глухи, который не хотели бы видеть в цветении „вечной весны“.
А вернейший путь к этому, по Чехову, совершить для начала хотя бы один безусловно бескорыстный добрый поступок. Написать хотя бы одну вдохновенную, честную страницу. Посадить хотя бы одно дерево».
Таким образом, самое важное в сообщении можно выделить и порядком слов, и логическим ударением.
Порядок слов — средство устной и письменной речи, а логическое уда-рение — только устной речи.
Логическое ударение обязательно, если порядок слов не выделяет самого важного в сообщении.
Умение выделять наиболее значимое в предложении — необходимое услов-ие выразительной устной речи.
ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ | ||
Повествовательное | в предложении высказывается сообщение (информация) о каком-либо факте, собы-тии, явлении. Ему свойственна интонация сообщения — постепенное понижение то-на к концу предложения. | С вечерним озером я разговор веду высоким ладом песни. Оно раскину-лось внизу и смотрит в небо. (А. Блок) |
Вопросительное - собственно-вопросительное | предложение выражает вопрос. | |
в предложении спрашивается о том, что неизвестно говорящему. | Какие сны тебе, Россия, Какие бури суждены? (А. Блок) | |
Вопросительно-риторическое | выражает утверждение или отрицание в вопросительной форме и тем самым при-дает высказыванию выразительность. Вопросительной интонации часто со-путствуют вопросительные частицы (ли, разве, неужели), а также вопросительные местоимения и наречия: что, какой, как, когда и др. | Не твоих ли звуков сладость Вдохновляла в те года? Не твоя ли, Пушкин, радость Окрыляла нас тогда? (А.Блок) |
Побудительное | предложение выражает приказание, просьбу или пожелание. В нем употреб-ляются формы повелительного наклоне-ния глагола, а также сослагательное нак-лонение и инфинитив в различных зна-чениях повелительного наклонения. | Любимая, спи... Мою душу не мучай... Во сне улыбайся (все слезы, отставить!), цветы собирай и гадай, где поставить, и мноокество платьев красивых купи. Прости меня — слышишь? — люби меня — слышишь? (Евт.) |
ФУНКЦИИ ПОРЯДКА СЛОВ | |
Порядок слов служит для полной передачи смысла сообщения. | Машина обыграла Каспарова. Каспарова обыграла машина. |
Особый порядок слов может придавать пред-ложению эмоциональную окраску, выполняя при этом стилистическую функцию. | Дремлет Красная площадь. Тих прохожего шаг. |
Порядок слов может различать члены предло-жения, и тогда он выполняет синтаксическую функцию | Грузовик обогнал автомобиль. |
РАСПОЛОЖЕНИЕ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПРИ ПРЯМОМ ПОРЯДКЕ СЛОВ | |
в повествовательных предложениях за подлежащим следует сказуемое: | Учительница проверяла наши контрольные работы. |
приглагольное дополнение следует за определяемым словом: | Учительница проверяла наши контрольные работы. |
согласованное определение ставится перед определяемым словом: | Учительница проверяла наши контрольныеработы. |
несогласованное определение стоит после определяемого слова: | Она купила платье в горошек. |
обстоятельства могут занимать различное положении в предложении: | Вчера он пришёл домой поздно. Мы поедем завтра в деревню. |
______
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
_____
1. Оформить опорный конспект по плану.
2. Выполнить вариантные задания, посвященные Международному дню грамотности.
3.Напишите мини-сочинение-монофон (50-150 слов) инновационной формы.