Задания для самоподготовки. А) Прочтите в учебнике и конспектах лекций пройденную тему: «Биологический возраст
А) Прочтите в учебнике и конспектах лекций пройденную тему: «Биологический возраст. Показатели биологического возраста. Скелетный возраст, зубной возраст, выраженность вторичных половых признаков. Старение. Долгожительство».
Б) Выделите устно в тексте учебника предложения, где описаны критерии биологического возраста.
В) Ознакомьтесь с гипотезами, которые объясняют причины феноменов акселерации, ретардации и долгожительства.
Г) Составьте планы ответов на вопросы для самоподготовки. Выделите вопросы, оставшиеся непонятными.
Д) Руководствуясь таблицами 3,4 и другими доступными методами, на себе (или на ком-либо среди своих членов семьи и т.п.) определить биологический возраст, сделать вывод о его соответствии паспортному возрасту. Какой критерий для определения биологического возраста Вами выбран как определяющий? Аргументируйте свой ответ.
Ж) Поделитесь на группы 3-5 человек. Используя наборы зубов и рентгенограмм, определите соответственно зубной и скелетный возраст. Поменяйтесь наборами с соседней группой. Снова определите биологический возраст. Сравните свои результаты, аргументируйте свои ответы, в ходе дискуссии выявите допущенные ошибки.
З) Напишите краткий конспект по материалам учебника и дополнительной литературы, включающий лаконичные ответы на вопросы самоподготовки.
И)* Опишите анатомо-функциональные и психосоциальные признаки долгожителя.
К)** Подготовьте краткий доклад – сообщение на одну из предложенных тем либо на свободную тему по любому вопросу в рамках тематики занятия.
Теоретический блок
Биологический и хронологический возраст. Период времени, прошедший в абсолютном выражении (то есть в годах, месяцах, днях и т.п.) с момента рождения человека до данного конкретного момента называется хронологическим, или паспортным, возрастом. Возраст человека, оцененный по степени развития (или зрелости) отдельных признаков и систем признаков, получил название биологического возраста. Иначе говоря, биологический возраст - это достигнутый организмом уровень морфофункционального созревания, который мы получаем, сравнивая развитие по разным критериям. Среди них степень соматической и скелетной зрелости, зубной системы, показатели репродуктивной системы, физиологические и биохимические признаки и др. Чем больше критериев при этом рассматривается, тем более точной становится интегральная оценка морфофункционального статуса.
При описании основных морфологических особенностей человека в различные возрастные периоды используют, как правило, средние показатели. Однако индивидуальные различия в процессах роста и развития могут варьировать в широких пределах. Существование индивидуальных колебаний процессов роста и развития послужило основанием для введения такого понятия, как биологический возраст, или возраст развития. Биологический возраст не всегда совпадает с паспортным, может опережать его или отставать. Биологический возраст отражает основные характеристики онтогенетического развития и, прежде всего, гетерохронность роста, созревания и старения на разных уровнях организации. В том числе можно говорить, например, о психологическом возрасте, его критериях и т.п.
Основные принципы выделения критериев биологического возраста:
Комплексность. В науке нет единого мнения, какие критерии — физиологические или морфологические — следует положить в основу концепции биологического возраста. С позиции целостности биологического статуса человека на любом этапе онтогенеза желательна оценка биологического возраста на комплексной основе. Даже по отношению к тесно скоррелированным признакам, например уровню секреции (и биологической активности) андрогенов и развитию признаков половой формулы в пубертасе мужчин, возможны индивидуальные «расхождения», когда опережающий вариант половой формулы встречается у лиц со сравнительно низким уровнем тестостерона или наоборот (индивидуальные вариации зрелости рецепторов).
Связь с хронологическим возрастом. Связь между показателями развития основных систем организма и хронологическим возрастом выражается корреляциями разной силы, величина которых зависит и от этапа онтогенеза. Дифференцирующее влияние зубной системы, например, больше в периоды прорезывания обеих генераций зубов, а вторичных половых признаков — в пубертасе и т.д. Однако очень высокая связь признака с хронологическим возрастом свидетельствует о его меньшем внутригрупповом разнообразии и, следовательно, о слабом дифференцирующем значении. Например, состояние развития зубной системы как относительно стабильный показатель в одновозрастной группе более пригодно для установления паспортного возраста, тогда как уровень секреции тестостерона теснее связан с биологическим, чем с паспортным возрастом.
Тождество дефинитивного статуса. Это очень существенное условие, которому удовлетворяют лишь немногие, меняющиеся с возрастом признаки. Наиболее пригодны с этой точки зрения критерии костного и зубного возраста и отчасти полового развития; в значительно меньшей степени — соматического развития (длина тела и др.), сильно варьирующие внутри популяции и между популяциями.
Ведущее значение показателя на данном этапе онтогенеза, его скоррелированность с другими критериями биологического возраста. Хорошим примером ведущего критерия для пубертатного периода является состояние гипоталамо-гипофизарно-гонадной системы, параметры которой скоррелированы с большим числом различных морфологических и функциональных признаков, в той или иной мере гормонально зависимых. Среди них половое, скелетное, отчасти общее соматическое развитие, состав тела, гемоглобин, число эритроцитов, мышечная сила и работоспособность, сила сердечных сокращений и др.
Качественная однородность группы, на фоне которой определяется индивидуальный биологический возраст. Половой диморфизм в темпах развития существует для многих показателей: по большинству из них женщины обычно опережают мужчин на 1—2 года. Точность определения биологического возраста повышается при максимально суженном хронологическом интервале, так как при этом уменьшается общая «разнокачественность» биологического статуса группы, связанная с вариациями хронологического возраста. Необходимо соблюдать также популяционно-экологический подход, поскольку темпы развития в отдельные фазы онтогенеза могут варьировать в разных этнотерриториальных и экологических группах. Определение биологического возраста производится при помощи региональных (популяционных) стандартов, которые должны периодически (раз в 5-10 лет) обновляться. Даже в пределах одного этноса обычно выражен экологический градиент: город — село. Но предпринимаются и попытки универсализации стандартов для облегчения межгрупповых сравнений с использованием одной из шкал в качестве «эталона».
Формулирование понятия биологический возраст имеет большое значение, поскольку для многих практических целей важна группировка детей не по календарному (паспортному) возрасту, а по степени их развития.
При оценке биологического возраста в последнее время стали использовать показатели зрелости отдельных физиологических систем организма. Делаются также попытки определения биологического возраста на основании возрастных изменений микроструктур различных органов.
Основными критериями биологического возраста считаются: 1) зрелость, оцениваемая по степени развития вторичных половых признаков; 2) скелетная зрелость (порядок и сроки окостенения скелета) и 3) зубная зрелость (сроки прорезывания молочных и постоянных зубов, стертость зубов); 4) показатели зрелости отдельных физиологических систем организма на основании возрастных изменений микроструктур различных органов; 5) морфологическая и психологическая зрелость.
Оценка биологического возраста производится путем сопоставления соответствующих показателей развития обследуемого индивида со стандартами, характерными для данной возрастной, половой и этнической группы. Необходимо подчеркнуть, что в связи с процессом акселерации эти стандарты периодически обновляются, для чего проводятся повторные исследования.
Для правильной оценки биологического возраста желательно использовать несколько показателей в их сочетании. Однако на практике при массовых обследованиях о биологическом возрасте приходится судить по каким-то отдельным показателям, достаточно хорошо отражающим развитие ребенка.
Вторичные половые признаки. Биологический возраст широко определяют по степени развития вторичных половых признаков, поскольку это наиболее доступная оценка при массовых обследованиях.
Наиболее часто учитываются следующие признаки: развитие волос на лобке (Р) и в подмышечных впадинах (Ах) у обоих полов; развитие молочных желез (Ма) и наступление менархе (Me) у девочек; пубертатное набухание сосков (С) и перелом голоса у мальчиков. Различают несколько стадий развития каждого признака.
Р0 — отсутствие волосяного покрова; Р1 — единичные короткие волоски на небольшом центральном участке лобка; Р2— выраженный волосяной покров; Р3— наличие волос на лобке с переходом на внутреннюю поверхность бедер, как у взрослых; Р4 — волосы поднимаются по белой линии живота (мужской тип оволошения).
Волосы в подмышечных впадинах: Ах0 — волосы отсутствуют, Ах, — первые тонкие волосы, Ах2 — полный волосяной покров.
Набухание сосков у мальчиков: С0 — пигментация отсутствует или очень незначительна, ареола и сосок маленькие (детская стадия), С1 — ареола более или менее возвышается, сосок не обособлен, пигментация сильно выражена (пубертатная стадия), С2 — выраженная пигментация, сосок обособлен, ареола в большинстве случаев уплощенная, вокруг нее одиночные терминальные волосы (зрелая стадия).
Выступание кадыка: К0 — кадык отсутствует, К1, — небольшое выступание кадыка, К2— кадык выступает сильно.
Перелом голоса: Г0 — детский голос, Г1, — смена голоса (пубертатная стадия), Г2 — мужской голос (зрелая стадия).
Развитие молочных желез у девочек: Ма0 — железы не выступают над поверхностью грудной клетки, Ма1 — околососковый кружок вместе с соском выступают в виде конуса,
Ма2 — значительное конусообразное выступание желез, Ма3 — сосок поднимается над околососковым кружком, Ма4 — железа достигает размера и формы, характерных для взрослой женщины.
Ме (менархе) — возраст наступления первой менструации у девочек (лет, месяцев).
У мальчиков учитываются также изменения наружных гениталий. Начало заметного увеличения яичек можно считать первым признаком полового созревания. В среднем это происходит в 11,5—12 лет. Сразу за увеличением Яичек начинается увеличение наружных гениталий в среднем с 12—12,5 лет. У большей части подростков рост наружных гениталий заканчивается к 16 годам.
Для определения степени роста наружных гениталий используется оценка Дж. Таннера (от С1 до С5): С1 — половой член и мошонка детские, С2 — увеличение мошонки, начало ее пигментации, половой член еще не начал расти, С3 — дальнейшее увеличение мошонки и рост полового члена в длину, С4— значительная пигментация половых органов, увеличение мошонки, рост полового члена в толщину, С5 — гениталии по размерам и форме соответствуют таковым взрослого мужчины.
Определение биологического возраста подростков по степени вторичных половых признаков может служить надежным критерием правильной оценки их развития, но эти показатели могут быть использованы только в период полового созревания при унифицированной системе оценки.
Сумма полученных очков, деленная на число изучаемых признаков, является показателем общей степени полового развития каждого индивидуума в виде численности выражения, которое может варьировать от 0 до 12. Степень биологического развития необходимо оценивать, учитывая паспортный возраст индивида. Например, индивиды 16 лет относятся к акселератам, если степень их биологического развития оценена в 10—12 баллов; если же их развитие оценивается числом баллов от 6 до 10, оно считается средним, а меньше 6 — отстающим. Для более точного определения степени биологического развития рекомендуется рассчитывать средний балл для каждого возраста и относительно этого балла рассматривать развитие индивида.
Таблица 3.
Средний возраст развития различных половых признаков у девочек некоторых этно-территориальных групп (Миклашевская Н.Н., 1990.)
(цит. по Д.В.Богатенкову, С.В.Дробышевскому)
Группа | Р, лет | Ах, лет | Ме, лет |
Сельские группы | |||
якутки центральных районов Якутии | 13.4 | 13.8 | 13.6 |
киргизки Кировского района Киргизии | 13.5 | 13.9 | 14.3 |
абхазки Очамчирского района Абхазии | 11.4 | 11.9 | 14.3 |
Городские группы | |||
грузинки Тбилиси | 10.1 | 10.6 | 12.4 |
абхазки Сухуми | 10.8 | 11.2 | 13.1 |
русские Москвы | 11.2 | 11.9 | 13.0 |
Скелетный возраст. Наиболее универсальным из всех критериев биологического возраста является скелетный возраст, поскольку он может определяться фактически на протяжении всего онтогенеза, начиная с утробного периода и кончая периодом старения. В принципе скелетный возраст можно определить по любой части скелета - одной или нескольким, однако на практике обычно избирается кисть, ввиду наличия здесь большого количества развивающихся костей, минимальной поверхности облучения и удобства рентгенографирования. Информативность этого критерия, разумеется, относительна, так как корреляция времени появления очагов оссификации на всем скелете слишком незначительна, чтобы какая-либо его часть могла представлять целое. В то же время между зрелостью отдельных костей кисти связи довольно высокие, и можно применять сокращенные методы оценки без реальных потерь информации. Основной методический прием - определение времени появления, последовательности и степени развития очагов окостенения по атласам стандартных рентгенограмм, соответствующих различным возрастам. Существует взаимосвязь между половым созреванием и оссификацией скелета: при раннем половом развитии созревание скелета ускоряется, а при позднем задерживается. У девочек с ранним сроком менархе костный возраст опережает календарный. Напротив, при поздних сроках менархе костный возраст отстает от календарного.
В периоде старения как критерия биологического возраста используются также проявления остеопороза (особенно на верхнем эпифизе плечевой кости, позвонках) и остеосклероза, остеофиты (разрастание костной ткани в области фаланг кисти и стопы и на позвонках), различные деформации в области суставов, изменения микроструктуры.
Таблица 4.
Пример стандарта оценок половой зрелости девочек и девушек
по схеме Л.Н. Улановой и соавторов (Москва, 1981 г.)
(цит. по Д.В.Богатенкову, С.В.Дробышевскому).
Половая формула | Средний возраст, лет | Возрастные границы, лет |
Ма1 Р0 Ах0 Ме(-) | 10.3 | 8.7-11.9 |
Ма1 Р1 Ах0-1 Ме(-) | 11.7 | 9.9-13.5 |
Ма2 Р2 Ах2 Ме(-) | 11.9 | 10.3-13.3 |
Ма3 Р3 Ах2-3 Ме(-) | 12.8 | 11.2-14.4 |
Ма3 Р2 Ах1-2 Ме(+) | 12.8 | 11.2-14.4 |
Ма3-4 Р2 Ах2 Ме(+) | 13.8 | 12.2-15.4 |
Ма3-4 Р3 Ах2 Ме(+) | 14.2 | 12.8-15.6 |
Ма3-4 Р3 Ах3 Ме(+) | 15.2 | 13.6-16.8 |
Зубная зрелость. Зубная зрелость обычно определяется путем подсчета числа прорезавшихся зубов и сопоставления его с существующими стандартами.
В последнее время были предложены новые методы определения зубной зрелости с использованием стадий окостенения зубов по рентгенограммам челюстей. После завершения процесса кальцификации зубы сформировываются окончательно и не подвергаются никаким возрастным изменениям, если не учитывать механического стирания жевательных поверхностей.
Молочные зубы прорезываются у детей с 6 мес. до 2 лет, постоянные зубы - в среднем от 6 до 13 лет (за исключением третьих моляров). Следовательно, зубная зрелость может использоваться в качестве показателя биологического возраста только до 13-14 лет. Безусловно, сроки прорезывания зубов зависят от общего уровня развития организма. Обнаружена связь между сроками прорезывания зубов и физическим развитием, половым созреванием и оссификацией скелета. Сроки прорезывания зубов более консервативны, чем сроки оссификации скелета или развития вторичных половых признаков. На монозиготных и дизиготных близнецах было показано, что между индивидами одной пары наблюдается большое сходство по зубной зрелости, чем по соматической или костной. Индивидуальная изменчивость зубного возраста, видимо, меньше, чем скелетного; обнаружены параллелизм и сходство индивидуальных кривых общего количества прорезавшихся зубов.
Старение организма. Старение - совокупность биологических процессов, происходящих в органах и системах тела в связи с возрастом, сокращающих возможности организма и повышающих вероятность смерти. Считается, что старение - функция времени. Начало старения не имеет четких границ. Обычно его приурочивают по времени завершения процессов роста и дифференцировки организма. В этой связи отправным периодом следует считать третье десятилетие жизни.
Проявления старения многообразны и затрагивают все уровни организации: от молекулярного до систем саморегуляции целостного организма. К числу его внешних манифестаций относятся: уменьшение роста (в среднем на 0,5-1 см за 5-летие после 60), изменение формы и состава тела, сглаживание контуров, усиление кифоза, перераспределение жирового компонента, снижение амплитуды движений грудной клетки, уменьшение размеров лица в связи с потерей зубов и редукцией альвеолярных отростков, увеличение объема мозговой части черепа, ширины носа и рта, увеличение губ, разнообразные изменения эктодермальных органов (уменьшение количества сальных желез, толщины эпидермиса и сосочкового слоя кожи, поседение) и др.
Однако процесс старения внутренне противоречив, так как в ходе его возникает не только дезинтеграция, деградация, но и мобилизуются важные приспособительные механизмы, т.е. развертываются компенсаторно-старческие процессы - витаукт, по Фролькису (от лат. vita - жизнь, auctum - увеличивать). Так, снижение уровня секреции некоторых гормонов компенсируется повышением чувствительности клеток к их действию; в условиях гибели одних клеточных элементов другие начинают выполнять повышенную функцию. Особенно проявляют себя такие компенсаторные процессы в характеристиках интеллекта, социальной и психологической сферах.
В старости, так же как и в зрелости, степень возрастных изменений может не соответствовать паспортному возрасту, и темп этих изменений различен. Самой информативной с точки зрения биологического возраста на данном этапе является костная система. Соотношение частоты встречаемости определенных признаков на рентгенограммах кисти дает представление о характере и темпе возрастной перестройки кости. До 25—28-летнего возраста эти элементы в кисти отсутствуют, а позже – лавинообразно нарастают.
Выделяется критический для организма и в какой-то мере определяющий его биологический возраст на последующих этапах жизни климактерический период. Климакс — возрастной переломный период между началом угасания репродуктивной функции и окончательным ее прекращением. В основе климакса у представителей обоих полов лежат возрастные сдвиги в гормональной системе, которые касаются не только функции деторождения. В это время происходят коренные преобразования во всем эндокринном комплексе, возникает новое равновесное состояние эндокринных желез.
Старение и длительность жизни зависят от воздействия многих экзо- и эндогенных факторов. Существует прямая связь видовой продолжительности жизни с мощностью систем жизнеобеспечения и обратная с массивом повреждающих факторов. Можно думать, что свойственная современному человеку длительность жизни потенциально была достигнута уже в верхнем палеолите, однако в эту эпоху и даже много позже еще отсутствовали условия, необходимые для реализации наследственного потенциала. В среднем и верхнем палеолите, мезолите и неолите возрастной рубеж в 50 лет переходило, видимо, не более 2,5-4,5 % населения. В эпоху позднего железа (раннеримское время) старческого возраста достигало примерно 10-11 % населения.
Установлено, что относительно быстрое костное старение свойственно людям тучным, с большим весом, медленное — худощавым и подвижным. Изменение пропорций тела также связано с массой тела, т.к. пропорции в старости меняются за счет уплощения стоп и уменьшения длины туловища (уплощение межпозвонковых дисков и усиление грудного кифоза), при этом нижние конечности относительно удлиняются. Определение костного возраста позволяет выявить и этнические различия. Народам Севера присущи быстрые изменения костной ткани, замедленный темп изменений характерен для народов Средней Азии. Наиболее медленный темп наблюдался у долгожителей Абхазии.
В соответствии с классификацией ООН население считается старым, если доля лиц в возрасте старше 65 лет составляет 7% (по данным 2000 года в мире – 8%, в России – 18,5%). Относительное постарение населения — одна из наиболее серьезных социально-экономических проблем современности. В связи с возрастанием доли людей пожилого возраста существует общественный интерес к трудовым и социальным возможностям старости. В современных условиях наибольшее значение приобретает проблема «отодвигания» развития основных заболеваний, влияющих на старение и длительность жизни, замедление процессов биологической, психологической и социальной инволюции, т.е. продление активного долголетия.
Долгожительство. Проблема долгожительства интересна в связи с биологическим возрастом человека. Согласно схеме возрастной периодизации онтогенеза человека, принятой в Москве в 1965 году, к долгожителям относят людей, перешагнувших рубеж 90-летия. Долгожительство — проявление обычной изменчивости, в данном случае — изменчивости продолжительности жизни. Среди млекопитающих наблюдается большое разнообразие видовой продолжительности жизни: от 70—80 лет у слона до 1—2 лет у мыши.
Причины долгожительства многообразны. Много долгожителей среди абхазов, у которых отмечены относительно замедленное физическое созревание и половое развитие детей и подростков, относительно поздний возраст вступления в брак, плавное и замедленное старение, т. е. замедленный темп онтогенеза. Абхазы отличаются хорошим физическим развитием, отсутствием ожирения; характерен достаточно высокий процент людей с оптимальным сочетанием соматических компонентов (скелет, мышцы, жировое отложение). Многие ученые считают, что именно активный трудовой и двигательный режим способствует замедлению старения.
Продолжительность жизни человека — биологический феномен, зависящий от социальных факторов. Индивидуальная продолжительность жизни может колебаться от возраста новорожденности до 100 и более лет. Массовый выход за пределы этого рубежа был и остается редким событием. По данным различных исследований, видовой потенциальный предел продолжительности жизни человека генетически запрограммирован как фундаментальное биологическое качество вида и составляет около 95—100 лет.
Словарь терминов
· Тождество дефинитивного статуса
· Хронологический возраст
· Скелетный возраст
· Половое созревание
· Оссификация скелета
· Костный возраст
· Менархе
· Сроки прорезывания зубов
· Кальцификация зубов
· Зубная зрелость
· Витаукт
· Климакс
Вопросы для самоподготовки.
1. Что такое паспортный возраст?
2. Что такое биологический возраст человека, и по каким критериям мы можем о нем судить?
3. Опишите основные принципы выделения критериев биологического возраста.
4. На основании каких признаков оценивается половая зрелость у мальчиков и девочек?
5. Что является основными показателями скелетной зрелости?
6. По каким признакам определяется зубной возраст?
7. На основании выраженности каких признаков оценивается морфологическая зрелость?
8. Что подразумевают под термином «школьная зрелость»?
9. Какие показатели школьной зрелости вы знаете?
10. Раскройте содержание терминов «старение», «витаукт» и «долгожительство».
11. Опишите теории старения.
12. Опишите проявления старения.
13. Расскажите о причинах долгожительства.
14. Опишите анатомо-функциональные и психосоциальные признаки долгожителя.
Темы докладов и рефератов
1. Соотношение понятий хронологического и биологического возраста человека.
2. Зубной возраст и развитие зубной системы человека.
3. Становление репродуктивной системы человека.
4. Биологические ритмы и развитие человека.
5. Секулярный тренд и другие эпохальные тенденции изменения темпов развития.
Литература, рекомендуемая для самоподготовки
Основная:
1. Морфология человека / Под ред. Б.А.Никитюка, В.П.Чтецова. – М.: Изд-во Московского университета, 1990. – 344 с.
2. Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Антропология: Учебник для студентов ун-тов. 3-е изд.- М., Высшая школа, 1978 . – 528 с.
3. Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология: Учебник. 2-е изд. М., 1999.
Дополнительная:
4. Антропология — медицине / Под ред. Т. И. Алексеевой.— М.: Изд-во МГУ., 1989,—246 с.
5. Властовский В. Г. Акселерация роста и развития детей: Эпохальная и внутригрупповая / В. Г. Властовский. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. – 279 с.
6. Никитюк Б. А. Изменения размеров тела новорожденных за последние 100 лет // Вопросы антропологии. Вып. 42. – М., 1972. – с. 78-94.
7. Никитюк Б.А. Факторы роста и морфо-функционального созревания организма. – М., 1978. – 144 с.
8. Николаев В.Г. Антропологическое обследование в клинической практике / В.Г.Николаев, Н.Н.Николаева, Л.В.Синдеева, Л.В. Николаева – Красноярск: Изд-во ООО «Версо», 2007. – 173 с.
9. Павловский О.М. Биологический возраст человека.– М., 1987.– 454 с.
10. Панасюк Т. В. Анатомо-антропологические особенности детей грудного, раннего и дошкольного возраста. – М., 1998. – 27 с.
11. Тегако Л., Кметинский Е. Антропология: Учеб. пособие — М.: Новое знание, 2004. — 400 с.
12. Тегако Л.И., Саливон И.И. Основы антропологии и экологии человека: Учеб. пособие. – Мн.: Тэхналогiя, 1997. – 328 с.
13. Ямпольская Ю. А. Физическое развитие школьников – жителей крупного мегаполиса в последние десятилетия: состояние, тенденции, прогноз, методика скрининг-оценки //Авто- реф. дис. докт. биол. наук. – М., 2000. – 76 с.
14. Harrison G.A., Tanner J.M., Pilbeam D.R., Baker P.T. Human Bilology (3-d edition). – Oxford, 1992. P. 612.
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
15. Калмин О.В. Электронная библиотека учебных пособий: Электронное учебное пособие. Пенза, 2006. № государственной регистрации – 50200601701.
16. Антропология. Учебно-методический комплекс / Д.В.Богатенков, С.В.Дробышевский. Под ред. Т.И.Алексеевой - www.ido.edu.ru/psychology/anthropology.
Занятие № 4.
Традиционные методы антропологии. Описательные методы исследования в антропологии. Антропоскопия лица и тела.
Составление словесного портрета.
Место проведения занятия:учебные комнаты кафедры анатомии человека.
Продолжительность данного занятия (аудиторная работа): 2 ч;
Продолжительность изучения темы в рамках самостоятельной (внеаудиторной работы): от 2 ч.
Оснащение занятия
7. Антропологические бланки по числу студентов в группе.
8. Формы для составления словесного портрета по числу студентов в группе.
9. Таблицы и схемы по теме занятия.
10. Мультимедийный проектор, ноутбук.
Актуальность темы:
Данная тема вносит вклад в формирование следующих компетенций:
ОК-5; ОК-8; ПК-16; ПК-31.
Мотивация
Представления о традиционных методах антропологии, изучение описательного метода дают основу для дальнейшего изучения методики антропоскопии и антропометрии, приближают студента к основам проведения физикального обследования в клинике внутренних болезней, педиатрии и хирургии. Заполнение антропологического бланка закладывает основы для формирования в последующем навыка заполнения медицинской документации.
Цели занятия:
Учебная: участие в реализации ПК-16 в части способности и готовности использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма взрослого человека и подростка: изучить традиционные методы антропологии, в частности антропоскопию, освоить описательную методику определения формы грудной клетки, спины, живота, ног и стоп, определения выраженности мышечного компонента, степени развития жироотложения, оценку костного компонента, определения пигментации, формы и степени жесткости волос головы, описание признаков строения мягких тканей лица; участие в реализации ПК-31 в части способности и готовности изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования: изучить основные научные термины в пределах темы занятия; роль антропологического подхода в клинической практике.
Развивающая: участие в реализации ОК-5 в части способности и готовности редактирования текстов профессионального содержания, формирование основ понятийного аппарата в профессиональной сфере.
Воспитательная: реализация ОК-8 в части способности и готовности осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики: формирование интереса к профессиональной лексике, формирование профессионального самоуважения.
Межпредметные и внутрипредметные связи:
Исходным предметом для изучения темы является русский язык в объеме средней школы.
Последующие дисциплины: анатомия человека, гистология, патологическая анатомия, хирургические болезни, внутренние болезни, акушерство, детские болезни.
Конкретные задачи занятия:
ЗНАТЬ определения антропоскопии и антропометрии; основные описательные антропологические признаки; роль антропологического подхода в клинической практике педиатра, терапевта, хирурга, акушера – гинеколога, стоматолога (ОК-5; ОК-8; ПК-31).
УМЕТЬ определять степень выраженности антропологических признаков с помощью таблиц, заполнять антропологический бланк, работать в группе, давать определение основным научным терминам в пределах темы занятия, грамотно, четко и логично отвечать на контрольные вопросы к занятию, работать с основной и дополнительной литературой по теме занятия, самостоятельно находить в библиотеке и других источниках (в том числе сети Интернет) необходимую литературу по теме исследования (ОК-5; ОК-8; ПК-16, ПК-31).
ВЛАДЕТЬ навыком устной речи (согласование слов в предложении); навыком работы с научной литературой (ОК-5; ОК-8; ПК-31).