Объяснительный словарный диктант
Об…ятельный человек, пр…быть (во)время, уча…ствовать в (о,а)перации, чу…ствовать гореч…, к…сметич…ская пр…ц…дура, сре…ства г…гиены, щ…дить близких, обл…чать пороки, рубить (с)плеча, ударить (на)отмаш…, д…зинфекция ба(с,сс)ейна, п…гментац…я кожи, г…н…кологическое обслед…вание, т…мп…ратурный реж…м, бр…нхиальная астма, ст…м…тологическая кли(н,нн)ика, учас…ливый врач…, (с,сс)орить деньгами, пред (и,ы)нфарктное с…стояние, и(м,мм)у(н,нн)од…ф…ц…т, п…т…логический проце(с,сс).
Упражнение56
Пунктуационный диктант.
Расставьте недостающие знаки препинания. Объясните их постановку. Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений.
Н.И.Пирогов
«Чудесным доктором» называли в народе Николая Ивановича Пирогова замечательного русского врача и ученого.
Н.И.Пирогов родился в Москве. Сын небогатых родителей внук крепостного крестьянина он рано узнал нужду. Из-за бедности ему пришлось оставить учение в частном пансионе но случай помог ему. У Пироговых часто бывал Е.О.Мухин известный московский врач профессор университета. От его взгляда не ускользнул необычный интерес Николая внимательно следившего за каждым словом и движением врача у постели больного брата. Мухин отправил его четырнадцатилетнего подростка экзаменоваться на медицинский факультет Московского университета. Вступительные экзамены Николай выдержал наравне со всеми.
Пирогов прекрасно окончил университет. Для полготовки к профессорской деятельности он отправился в Юрьев (ныне Тарту) – небольшой город в Эстонии. В хирургической клинике университета Пирогов – юноша двадцати двух лет – выступил с первым научным исследованием показавшим его талантливым ученым.
Невозможно сосчитать количество операций сделанных Пироговым замечательным хирургом в те годы в клиниках госпиталях больницах.
Прошло четыре года. Он молодой ученый уже настолько превзошел своих сверстников обширностью знаний и блестящей операционной техникой что смог в 26 лет стать профессором Юрьевского университета.
Н.И.Пирогов крупнейший специалист в области медицины оставил после себя также много работ по вопросам педагогики.
Упражнение 57
Укажите типы ошибок в стихотворении, отметив, какие нормы нарушены. Попытайтесь отредактировать текст.
Вспыхает небо, разбужая ветер,
Проснувший гомон птичьих голосов.
Проклинывая все на белом свете,
Я вновь бежу в нетоптанность лесов.
Шуршат зверушки, выбегнув навстречу,
Приветливыми лапками маша,
Я среди тут пробуду целый вечер,
Бессмертные творения пиша.
И выползнув на свет из тины зыбкой,
Болотная зеленовая тварь
Совает мне с заботливой улыбкой
Большой орфографический словарь.
Упражнение58
Объясните использование разговорных слов в стихотворении Э.Асадова «Ошибка». Найдите нарушения лексической нормы. Допустимы ли они в поэтическом тексте?
К нему приезжали три очень солидных врача,
Одна все твердила о грыже и хирургии,
Другой, молоточком по телу стуча,
Рецепт прописал и, прощаясь, промолвил, ворча,
О том, что тут явно запущена пневмония.
А третий нашел, что банальнейший грипп у него,
Что вирус есть вирус. Все просто и все повседневно.
Плечо же болит, вероятней всего, оттого,
Что чистил машину и гвозди вколачивал в стену.
И только четвертый, мальчишка, почти практикант,
На пятые сутки со «Скорой» примчавшийся в полночь,
Мгновенно поставил диагноз: обширный инфаркт.
Внесли кардиограф. Все точно: обширный инфаркт.
Уколы, подушки…Да поздно нагрянула помощь…
На пятые сутки диагноз… и вот его нет!
А если бы раньше? А если б все вовремя ведать?
А было ему только сорок каких-нибудь лет,
И сколько бы смог он еще и увидеть, и сделать.
Домашнее задание к занятию №1 второго семестра: