Повторение изученного в 5—8 классах
Урок 2. Устная и письменная речь. Монолог. Диалог (§ 1, 2) (Р)
Цели урока: 1) познакомить учащихся с признаками устной и письменной речи, видами речи по смене говорящего — слушающего, условиями, в которых протекает диалогическая и монологическая речь; 2) научить давать сравнительную характеристику устной и письменной речи, разграничивать форму и вид речи; 3) повторить постановку знаков препинания при диалоге.
I. Опрос.
Вызванный ученик читает текст о великих космических достижениях нашей страны. Учитель просит нескольких учеников прочитать текст на тему «Русский язык в условиях новых экономических отношений в мире».
II. Устная работа по § 1, 2.
Учащиеся отвечают на вопросы на с. 8, 10, анализируют теоретический материал на с. 8, 11 и делают вывод о разновидностях речи, видах речи по смене говорящего — слушающего (монолог — диалог).
Рекомендации учителю: следует обратить внимание на признаки устной и письменной речи. Письменная форма речи — речь, зафиксированная на письме. Устная форма речи — речь звучащая. Письменная речь характеризуется более строгим соблюдением литературной нормы. Устная речь более свободна по отношению к литературной норме. Не следует отождествлять письменную речь с книжным стилем, а устную — с разговорным. Книжный стиль не всегда воплощается в письменной речи (например, ораторская речь), а разговорный — в устной речи (например, диалогическая речь в художественном произведении).
Условия, в которых протекает диалогическая речь, определяют ряд её особенностей, к которым относятся: краткость высказываний (преимущественно в вопросно-ответной форме диалога, в меньшей степени при смене предложений-реплик), широкое использование внеречевых средств (мимика, жесты), большая роль интонации, разнообразие особых предложений неполного состава (чему способствует не только естественная опора на реплики собеседника, но и обстановка беседы), свободное от строгих норм книжной речи синтаксическое оформление высказывания, заранее не подготовленного, преобладание простых предложений, характерное для разговорной речи вообще. Монологическая речь, в отличие от диалогической, характеризуется своей развёрнутостью, что связано со стремлением широко охватить тематическое содержание высказывания, наличием распространённых конструкций, грамматической их оформленностью.
III. Тренировочные упражнения.
1. Выборочная работа.
Выписать из упр. 7 на с. 8 отдельно признаки устной и письменной речи.
2. В упр. 15 на с. 11 характеризуются тексты по таким параметрам, как форма и вид речи.
Рекомендации учителю: следует обратить внимание на текст 2, фрагмент из интервью, напечатанного в газете. Учитель проводит словарно-синтаксическую работу, приводит выдержки из «Словаря иностранных слова (англ. Interview):
1) предназначенная для распространения в печати, по радио, телевидению беседа в форме вопросов и ответов с каким-либо лицом по актуальным вопросам;
2) в социологических и других социальных исследованиях — беседа лица, проводящего интервью по заранее намеченному плану с лицом или группой лиц, ответы которых служат исходным материалом для исследования и обобщения.
Со словом аксиома девятиклассники знакомятся в Толковом словаре учебника на с. 200.
Даётся фонетико-орфографическая характеристика слов Интернет, инфросфера, интервью, составляются с ними словосочетания, предложения.
3. Упр. 9, 10 на с. 9 выполняются устно, учащиеся находят в ответе одноклассника лишние слова, анализируют его устный ответ, делают вывод, почему лишние слова мешают слушателям воспринимать речь говорящего, читают вслух упр. 9, сохраняя найденные говорящим слова и опуская лишние слова и выражения.
4. В упр. 12 учащиеся составляют на основе текста краткую (из 5—7 пунктов) памятку о том, как писать письма.
Рекомендации учителю: необходимо познакомить учащихся с эпистолярным жанром и его этикетными особенностями, выяснить, в чём разница между деловым и не официальным письмом. Как правило, письмо включает три части: 1) зачин; 2) информационную часть; 3) концовку. Письмо начинается приветствием к адресату. Форму обращения определяют отношения между людьми, состоящими в переписке. После приветствия и обращения следует текст письма, в котором может содержаться сообщение, пожелание, благодарность, извинения, жалоба, просьба, приглашение. В конце письма обычно помещают слова прощания и уверения в уважении, дружбе и любви. Информацию, которую вы забыли написать в письме, можно поместить под знаком PS (post-scriptum), что значит «после написанного».
В слабом классе можно познакомить учеников с таблицей «Структура писем и речевые формулы, используемые в них» (с. 11).
Таблица проецируется на доску.
Таблица 1
Основные части письма | Содержание | Речевые формулы |
Зачин Информационная часть Концовка | 1. Место и дата написания. 2. Приветствие. 3. Обращение Основная информация, которую нужно изложить 1. Итоговые фразы: просьба писать; предположение, что переписка будет регулярной; приветы; слова благодарности и прощания; уверения в уважении, дружбе, любви. 2. Подпись. 3. PS | Здравствуйте! Добрый день! Шлю тебе привет! Приветствую тебя! Дорогой (милый, любимый, родной мой). Имя и все его формы. Друг, мамочка и др. Хочется сообщить... Я хотел бы рассказать... Вот некоторые новости... Нет ничего нового... Ты спрашиваешь что у нас нового... С (глубоким, искренним) уважением... Уважающий Вас... Ваш(а, и)... Всегда Ваш(а, и)... Любящий тебя... До свидания! До скорого свидания! Всего хорошего! |
Для того чтобы письмо дошло до адресата, очень важно адрес на конверте написать правильно.
Пример памятки «Как правильно оформить адрес»
1. Фамилия, имя, отчество адресата.
2. Улица (площадь, проспект, переулок).
3. Дом №, корпус №, квартира №.
4. Город или другой населённый пункт.
5. Область, район.
6. Индекс почтовый.
Помните, что фамилия, имя, отчество адресата должны употребляться в дательном падеже, а адресанта — в родительном падеже.
Если письмо адресовано семье, то фамилия ставится во множественном числе.
Обратите внимание на знаки препинания при написании адреса.