Эксплуатации автомобилей

Основным инструментом метрологического обеспечения в сфере технической эксплуатации автомобилей является техническая диагностика автомобилей. Под метрологическим обеспечением понимают установление и применение научных и организационных основ, технических средств, правил и норм, необходимых для достижения единства и требуемой точности измерений. Метрологическое обеспечение можно рассматривать как подсистему в системе управления качеством [12, 13, 14, 37, 38].

Техническая диагностика предполагает измерение, контроль и испытания. Измерения – это нахождение физической величины опытным путем с помощью специальных технических средств; контроль – установление соответствия заданному допуску; испытание – воспроизведение в заданной последовательности предельных воздействий (нагрузок) измерения реакции объекта на эти воздействия и регистрация этих реакций. При испытании необходимо обеспечить в течение определенного времени соответствующий режим испытания с требуемой точностью. Поэтому метрологическое обеспечение испытаний является более сложной проблемой, чем метрологическое обеспечение измерений.

Прикладная метрология на автомобильном транспорте должна базироваться на широком комплексе знаний в области измерения разнородных физических величин, так как автомобиль является сложной физической системой.

К измерительным средствам и точности измерений при технической диагностике подвижного состава автотранспортных средств предъявляются определенные требования. Выбранные измерительные средства должны гарантировать заданную точность измерений замеряемых параметров, стабильность показаний (температуры, вибрации, силы тока и т.д.), необходимые быстродействия и чувствительность.

Важным элементом в метрологическом обеспечении является точность измерений.

Выбор средств измерения необходимо связывать с требованиями точности. При диагностировании автотранспортных средств желательно обеспечивать такую точность:

эффективной мощности, крутящего момента двигателя и расхода топлива - Эксплуатации автомобилей - student2.ru 0,5 %;

частоты вращения коленчатого вала и температуры окружающего воздуха - Эксплуатации автомобилей - student2.ru 1,0%;

атмосферного давления – Эксплуатации автомобилей - student2.ru 1 мм рт.ст.;

расхода воздуха – Эксплуатации автомобилей - student2.ru 2%;

прорыва картерных газов – Эксплуатации автомобилей - student2.ru 3%;

температуры отработавших газов – Эксплуатации автомобилей - student2.ru 200С.

На точность показаний оказывает влияние чувствительность прибора. Порог чувствительности измерительного прибора характеризуется минимальным значением измерительной величины. Неизменность во времени метрологических свойств средств измерений оценивается стабильностью измерений, которая в основном характеризуется вариацией в показаниях прибора.

Точность принято оценивать значением положительного и отрицательного пределов ( Эксплуатации автомобилей - student2.ru ) наибольшей допустимой прибором абсолютной погрешности Эксплуатации автомобилей - student2.ru А. Чем меньше по абсолютному значению эта погрешность, тем больше точность прибора и выше класс его точности. Класс точности приборов выражают приведенной (относительной) погрешностью Эксплуатации автомобилей - student2.ru пр, т.е. отношением наибольшего значения абсолютной погрешности Эксплуатации автомобилей - student2.ru А к предельному или верхнему значению шкалы прибора Эксплуатации автомобилей - student2.ru max в пределах Эксплуатации автомобилей - student2.ru пр = ( Эксплуатации автомобилей - student2.ru ) 100%. Наибольшая приведенная погрешность и принимается классом точности измерительных приборов. Класс прибора обозначается цифрой в окружности. Более грубые приборы обозначения класса точности не имеют. Зная Эксплуатации автомобилей - student2.ru пр и Эксплуатации автомобилей - student2.ru max, можно определить Эксплуатации автомобилей - student2.ru А = 0,01 Эксплуатации автомобилей - student2.ru пр Эксплуатации автомобилей - student2.ru max .

В зависимости от точности измерений приборы делятся на образцовые и рабочие. Образцовые служат эталонами, позволяющими воспроизводить и хранить единые измерения, проверять и градуировать другие измерительные приборы. Рабочие делятся на лабораторные контрольные и технические. В лабораторных контрольных приборах предусмотрено внесение поправок к показаниям в процессе измерения. Технические приборы более грубые. В их паспортах указывается гарантированная точность измерения в определенном интервале изменения внешних условий.

Измерительные системы состоят из первичных, промежуточных и конечных звеньев. К первичным относятся датчики и приемники. Датчики преобразуют одну физическую (неэлектрическую) величину в другую (электрическую). Приемник передает измеряемую величину без искажения (например, давление масла).

Промежуточные звенья передают физические величины по измерительной цепи от первичных к конечным выходным звеньям (усилители, передаточно-множительные механизмы). Конечные звенья преобразуют сигнал в определен-

ный вид информации с непрерывным или дискретным выражением (осциллографы, самописцы, счетчики и т.д.).

В качестве усилителей применяются усилители переменного тока, постоянного и на несущей частоте.

Наши рекомендации