Исторические этапы развития формальной логики
Предмет и значение логики
Слово «логика» как и любое другое слово может употребляться в разных значениях. Видимо, чаще всего этим словом обозначают любую зако-номерность, взаимосвязь, последовательность предметов, явлений, событий. Так говорят о «логике политической борьбы», «логике конкурентных отно-шений», «логике истории», «логике властной вертикали» и т. п. Ясно, что слово «логика» в этом случае указывает на то, что последовательность тех или иных событий, взаимосвязь явлений не случайна, но носит необходимый, объективный, закономерный характер. Речь идёт о так назы-ваемой «логике вещей», с которой полезно согласовывать собственные дей-ствия. Нередко такое словоупотребление пусто, бессодержательно. Дей-ствительно, если нам не разъяснили закономерность явления, явным образом не сформулировали его закон, то слово «логика» лишь скрывает неком-петентность автора, повышая его статус в восприятии неискушённого слуша-теля.
Слово «логика» употребляется также для обозначения закономерности в связях и развитии мыслей. В этом случае говорят о логичном и нелогичном мышлении, имея в виду ясность, точность, последовательность, доказательность мышления и изложения мысли или, напротив, неопределённость, хаотичность, неубедительность мышления. Типичными выражениями в этом случае являются: «железная логика», «детская логика», «женская логика» и т.п.
Слово «логика» является также именем особой науки и соответству-ющей учебной дисциплины, называемой формальной логикой, определённой системы знаний о законах и операциях правильного мышления.
Суммируем перечисленные словоупотребления в одном примере. Так, мы знаем о колебаниях биржевого курса акций. Можно полагать , что это яв-ление имеет свою объективную логику. Экономист - (теоретик) или практик (брокер) может рассуждать о закономерностях, причинах, ритмике и пр. коле-баний курса акций, валют на биржах. Их рассуждения в этом случае составляют логику мышления. Логику же как особую науку интересуют рассуждения с точки зрения тех мыслительных процедур, логических операций, приёмов, которые используются для рассуждений о биржевом курсе, т.е. то, как рассуждают экономисты, теоретики или практики, когда они анализируют интересующий их предмет. В вопросе о том «Как?» заключен основной логический смысл: правильно ли рассуждение? Ответы на подобные во-просы даёт логика - наука о законах и операциях правильного мышления.
Логику как науку о законах, формах и приёмах правильного мышления называют формальной логикой, поскольку она имеет своим предметом структуру, строение, форму мысли, а не содержание мышления. Логическую форму мысли как способ связи содержательных частей логика исследует в чистом виде, отвлекаясь от содержания. Смысл понятия «логическая форма» хорошо поясняется примером.
Сравним три высказывания:
«Все чиновники - юристы»
«Все пингвины - птицы»
«Все преподаватели снисходительны»
Содержательно высказывания различны, только второе высказывание является истинным. Но нетрудно заметить их сходство. Это их строение, форма, которая легко обнаруживается, если отвлечься от содержания. Заменив содержательные компоненты: чиновников, пингвинов, птиц и т.д. латинскими буквами, например S и Р, мы получим во всех трёх случаях одну и ту же форму: «Все S есть Р»
Это и есть логическая форма данных высказываний, которая позволяет фиксировать в мышлении то, что у любого предмета (S) есть признак (Р).
Содержание мыслей бесконечно многообразно, оно изучается множе-ством специальных наук, однако содержательное разнообразие мыслей может быть выражено в небольшом наборе логических форм, которые специально изучаются логикой. Основные из них: понятие, суждение и умозаключение.
Необходимо различать формальную правильность рассу-ждений и истинность мысли. Мысль называют истинной, если она соответствует действительности, реальности, т.е. представляет предмет, событие, ситуацию так, как они существуют сами по себе, «на самом деле». Несоответствие действительности делает мысль ложной. Логически правильным считается рассуждение, которое соответствует нормам, правилам, законам логики. Логическая правильность рассуждения гарантирует истинность заключения только в том случае, если рассуждение исходит из истинных же оснований, посылок. Но если посылки ложны, то правила и законы логики сами по себе не обеспечивают истинности заключения, которое может быть как истинным, так и ложным. Полезно не смешивать понятия «истинность» и «правильность», «ложность» и «неправильность» Логика не отвечает на вопрос об истинности суждений, входящих в состав рассуждения (это задачи практики и специальных наук), но дает точный, однозначный, единообразный, алгоритмический ответ на вопрос о правильности наших рассуждений.
Исторические этапы развития формальной логики
Принято различать два основных этапа в развитии логики. Начало традиционной логики связано с работами древнегреческого философа Аристотеля (IV в. до н.э.), в которых впервые дано систематическое изложение логических правил и законов, и прежде всего законов классических дедуктивных умозаключений (силлогистика).
Значительный вклад в разработку теории дедукции, приемов и форм доказательства вносят средневековые схоласты, что дает основание выделять в традиционной логике период схоластической логики (Р. Луллий, Р. Декарт, П.Николь, А. Арно и др.).
Существенно обогащает логическую проблематику Ф. Бэкон (1561-1625 г.г) созданием индуктивных научных методов. В рамках традиционной (доматематической) логики плодотворно развивались такие разделы общей логики, как понятие, суждение, умозаключение, доказательство и опровержение, гипотеза.
Второй этап - появление современной логики связано с возникновением математической (символической) логики, применяющей математические методы к анализу логических проблем. Основателем этой ветви формальной логики является немецкий философ Г. Лейбниц (конец XVII - начало XVIII вв.), однако ее главные достижения, развитие происходят в XIX, XX столетиях. Наиболее крупные фигуры здесь Дж. Булль, Б. Рассел, Г. Фреге, Э. Шредер, К. Гёдель, А.Марков, А. Колмогоров.
Появление современной логики явилось закономерным продолжением логики традиционной, развитием ее достижений. И та, и другая, абстрагируясь от содержательной стороны мышления, используют метод формализации; разница состоит лишь в уровне его разработки.
Математическая логика предполагает высокую степень абстраги-рования, ее знаковые системы настолько отвлечены от содержания мышления, что для возвращения к нему требуется особая процедура - интерпретация.
Математическая логика не может заменить традиционную в полном объёме, так как не изучает механизма возникновения логических ошибок и соответствующих способов их предупреждения и устранения, в ней исключены аксиологические (ценностные) элементы, необходимые в повседневной речевой практике, она оставляет в стороне такие существенные разделы логики, как теория определения, классификации и др. Таким образом, отношения традиционной и современной логики не отношения взаимоисключения, но взаимодополнения.
Значение логики
Говоря о значении специальных занятий логикой, трудно удержаться от соблазна лишь указания на универсальную ценность подобных занятий. Действительно, каким бы видом деятельности «человек разумный» ни занимался, ему не обойтись без мышления. В полной мере, эффективно ис-пользовать и развивать его учит логика. С этой точки зрения логика представляется как «грамматика мышления», атрибут любого культурного человека. Мало того, специальные занятия логикой формируют навыки и при-вычки «интеллектуальной гигиены» человека, который стремится к чистоте, ясности, прозрачности собственных мыслей, прочности, надежности выводов. « Логика есть великий преследователь темного и запутанного мышления, - писал более ста лет назад английский экономист, философ и логик Д.С.Милль,- она рассеивает туман, скрывающий от нас наше невежество и заставляющий нас думать, что мы понимаем предмет, в то время как мы его не понимаем».
Однако определение значения логики должно соответствовать логиче-скому требованию точности и определенности, особенно во времена торжества прагматизма. Поэтому общее указание на универсальное значение логики может быть конкретизировано следующими прагматичными соображениями.
Систематические занятия логикой обычно имеют результатом точное мышление и ясное изложение своих мыслей, формируют связную и ясную речь.
Логика даёт возможности для обоснования идей, соответствующих вашим интересам, а значит, формирует умение убеждать, например, в необ-ходимости вашего решения того или иного вопроса.
Занятия логикой формируют привычку анализировать свои и чужие рассуждения, дают средства и технику такого анализа, позволяющего обнаружить, обозначить и утратить ошибку в рассуждении. Ошибочное рассуждение ведет к неправильным выводам. Но выводы определяют цели. Результат - разрушительные действия, поступки.
Как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности часто приходится вступать в полемику, спорить. Знакомство с теорией и техникой логики спора дает возможность корректно, всесторонне, последовательно отстаивать свое мнение, опровергать аргументы вашего оппонента, нейтрализовать недобросовестные приемы (уловки) в споре, находить компромиссное решение и т.д.
Знание логики дает возможность систематизировать и анализировать информацию, делать все необходимые следствия, выводы из множества данных, что нередко бывает как в практике государственной службы, так и в юридической практике.
Ясно, что логико-коммуникативная подготовка необходима руководителям производства, менеджерам, юристам, журналистам, политическим деятелям - всем, для кого словесное общение с людьми есть форма их профессиональной деятельности.
Особое значение имеет логика в практической деятельности юриста. Она дает возможность правильно строить следственные версии, составлять грамотные планы расследования, корректно формулировать вопросы к свидетелям, потерпевшим, обвиняемым, избегать ошибок в подготовке и оценке юридических документов, аргументированно строить доказательства, убедительно опровергать необоснованные выводы оппонентов и т.д.
Чтение учебников и пособий по логике само по себе, без систематических занятий (выполнения упражнений, решения задач), конечно, не дает, а тем более не гарантирует очищения мышления, но может вызвать сомнения в правильности собственного мышления, которые можно убрать систематическими занятиями, развивающими стойкую привычку, потребность в точности, определенности, доказательности - чистоте мышления. В этом смысле логика есть интеллектуальная гигиена.