Основные определения

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ НАДЗОР ПО РАЗДЕЛУ ГИГИЕНЫ ПИТАНИЯ И ЕГО ОРГАНИЗАЦИОННО - ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

Методическое пособие для студентов медико-профилактического факультета, преподавателей медицинских вузов, санитарных врачей

Под общей редакцией заслуженного деятеля науки РФ,

проф. Ю.Р. Теддера

Архангельск, 2003 г.

УДК 614. 3 (072)

О.А. Анциферова, В.С. Смолина, Ю.Р. Теддер. Государственный санитарный надзор по разделу гигиены питания и его организационно-правовые основы / Методическое пособие для студентов медико-профилактического факультета, преподавателей медицинских вузов, санитарных врачей / Под общей редакцией заслуженного деятеля науки РФ, проф. Ю.Р.Теддера. - Архангельск: СГМУ, 2003.- с.

Рецензент: Зав. отделом гигиены питания ЦГСЭН в Архангельской области П.П. Гордиенко

Рекомендовано к печати центральным координационным методическим советом СГМУ. Северный государственный медицинский университет, 2003.

ТЕМА: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ НАДЗОР ПО РАЗДЕЛУ ГИГИЕНЫ ПИТАНИЯ И ЕГО ОРГАНИЗАЦИОННО - ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: изучить основные направления государственного санитарного надзора в гигиене питания и его организационно-правовые основы.

ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ:

· составление плана работы отделения гигиены питания ЦГСЭН на месяц, квартал, год;

· оценка деятельности отделения гигиены питания по основным показателям.

ВОПРОСЫ:

1. Санитарный надзор по разделу гигиены питания. Цель, задачи, объекты контроля. Краткая историческая справка становления и развития санитарного надзора.

2. Структура государственной санитарно-эпидемиологической службы. Права и обязанности долж­ностных лиц госсанэпидслужбы по разделу гигиены питания.

3. Основные виды деятельности врача по гигиене питания. Планирова­ние, формы и методы работы по гигиене питания учреждений госсанэпидслужбы

4. Взаимодействие санитарной службы с другими госструктурами. Профессионально-деонтологические принци­пы. Ответственность за нарушение санитарного законодательства.

5. Испытательные лабораторные центры ЦГСЭН. Организационная струк­тура. Организация работы по разделу гигиены питания.

6. Система аккредитации испытательных лабораторных центров Государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ.

7. Оценка деятельности отделения гигиены питания ЦГСЭН.

ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор - это дея­тельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законо­дательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпиде­миологического благополучия населения с целью охраны здоровья населе­ния и среды обитания.

среда обитания человека - (среда обитания) - совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека;

санитарно-эпидемиологическая обстановка - состояние здоровья населения и среды обитания на определенной территории в конкретно указанное время;

санитарно-эпидемиологическое благополучие - это такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека, и имеются благоприятные условия для его жизнедеятельности;

санитарно- противоэпидемические (профилактические) мероприятия, организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых пищевых отравлений и их ликвидацию;

социально-гигиенический мониторинг - государственная система наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания;

санитарно-эпидемиологическое заключение - документ, удостоверяющий соответствие (или несоответствие) санитарным правилам факторов среды обитания, хозяйственной или иной деятельности, продукции, работ и услуг, а также проектов нормативных актов, проектов строительства объектов, эксплуатационной документации;

Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее санитарные правила) - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний;

гигиенический норматив - установленное исследованиями допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека;

САНИТАРНЫЙ НАДЗОР ЗА ПИТАНИЕМ. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОБЪЕКТЫ КОНТРОЛЯ

С апреля 1999 года Государственная санитарно-эпидемиологическая служба РФ (ГСЭС) осуществляет Государственный санитарно-эпидемиологи­ческий надзор в соответствии с новым издательством Закона РФ " О сани­тарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Санитарный надзор в области гигиены питания является частью государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Цель санитарного надзора в области гигиены питания - сохранение, укрепление здоровья населения путем предупреждения (профилактики) заболеваний и нарушений в организме, связанных с употреблением недоброкачественной пищи, недостаточным ее количеством, несбалансированностью состава, неправильным режимом и неудовлетворительными условиями питания.

В соответствии с этим объектами контроля являются продовольственное сырьё, пищевые продукты, пища, пищевые предприятия, оснащение, оборудование, транспорт и другие объекты, обслуживающий их персонал, а также все элементы организации питания.

Основные задачи государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ в осуществлении санитарного надзора за питанием:

1. предупреждение заболеваний, вызванных употреблением продуктов не соответствующих требованиям безопасности (инфекционные, паразитарные заболевания, пищевые отравления);

2. предупреждение алиментарных заболеваний, вызванных нарушением структуры питания.

3. государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование.

4. социально-гигиенический мониторинг

Для успешного выполнения данных задач в ходе проведения санитарного надзора за питанием необходимы следующие направления деятельности:

· проведение санитарно-гигиенического контроля и оценка состояния питания населения,

· проведение гигиенического мониторинга с целью изучения структуры питания населения;

· проведение гигиенической экспертизы пищевых продуктов;

· проведение предупредительного и текущего санитарного надзора за объектами пищевой промышленности, торговли и общественного питания;

· гигиеническое образование и воспитание работников пищевых объектов;

· пропаганда знаний по гигиене питания среди населения;

· в целях формирования государственных информационных ресурсов необходимо статистическое наблюдение (социально-гигиенический мониторинг) в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на Федеральном уровне, государственный учет инфекционных заболеваний, а также массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

· необходимо проведение санитарно-эпидемиологических расследований, направленных на установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

· разработка предложений о проведении санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

· работа по контролю за:

- выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий, предусмотренных санитарным законодателдьством;

- выполнением предписаний и постановлений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

- санитарно-эпидемиологической обстановкой;

- санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу РФ;

· разработка мероприятий по предупреждению нарушений санитарного законодательства, выдача предписаний и вынесение постановлений о фактах нарушения санитарного законодательства, привлечение к ответственности лиц, их совершивших;

Государственный надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов в пределах компетенции, установленной Постановлением Правительства РФ от 21.12.2000. № 987 «О государственном надзоре и контроле в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов», осуществляется следующими государственными службами:

· органами и учреждениями Государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ;

· Государственной ветеринарной службой РФ;

· Государственной инспекцией по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей РФ;

· Государственным комитетом РФ по стандартизации и метрологии;

· Государственной хлебной инспекцией при правительстве РФ.

САНИТАРНЫЙ НАДЗОР ЗА ПИТАНИЕМ. КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ САНИТАРНОГО НАДЗОРА

Санитарный надзор за питанием является одной из самых древних форм гигиенических мероприятий, проводимых с целью предупреждения воз­никновения заболеваний, обусловленных приемом недоброкачественных пи­щевых продуктов.

Запреты на использование недоброкачественных пищевых продуктов существовали у древних евреев и в древней Греции. В древних Афинах проверяли пиво и вина для обеспечения их чистоты и доброкачественнос­ти. В Древнем Риме были специальные чиновники - эдилы, наблюдающие за качеством продуктов на рынках. Римляне для защиты потре­бителей от мошенничества или от продажи им некачественной или фальси­фицированной продукции создали хорошо организованную систему государственного контроля за пищевыми продуктами.

В средние века в Европе отдельные страны приняли законы о качест­ве и безопасности яиц, колбасы, сыра, пива, вина и хлеба; некоторые из этих законов действуют и поныне.

На Руси в 1546 г. был издан указ Ивана Грозного о повышении ка­чества соли и строгом наказании лиц, виновных в загрязнении соли ядо­витыми примесями. В 1551 г. В решениях Стоглавого Собора нашли отраже­ние некоторые вопросы питания, в частности о запрещении потребления кровяной колбасы.

В том же 1551г во время эпидемии в Новгороде проводили ряд кара­нтинных мероприятий: прекращали ввоз и вывоз всех товаров, все зара­женные предметы сжигались; тех же людей, которые въезжали с товаром из зараженных мест, сжигали с товаром.

В 1624 г. царь Михаил Федорович издал указ об усилении надзора за хлебопечением и торговлей хлебом. По-видимому, на издание приказа пов­лияло присутствие на Руси иностранных медиков, которые были приглашены при Иване IV из Англии. Известно, что закон, регламентирующий качество хлеба на рынках был также издан и в Англии, но только в 14 веке, т.е. практически на три столетия раньше.

Выдающуюся роль в обеспечении санитарного надзора за питанием в России сыграли реформы и указы Петра I. Петр I придавал большое значение санитарно-предупредительным мероприятиям. При его правлении санитарный надзор за качеством продуктов распространился с рынков и на питание в армии.

Вторая аграрная революция, произошедшая в Европе в середине XVII века, привела к значительному разнообразию продуктов питания. В пищевой рацион вошли высококалорийный картофель и бобовые, завезенные в Европу из Америки. Увеличился севооборот, произошло значительное развитие земледелия, усовершенствовались механизированные орудия сельскохозяйс­твенного производства. Как и при первой аграрной революции, улучшение питания привело к снижению уровня смертности и увеличению численности населения. Избыточное население мигрировало в города, что обеспечило промышленную революцию рабочей силы и в тоже время привело к появлению новых требований к снабжению продовольствием. Промышленная революция, начавшаяся в Европе в конце XVIII века, дала технический и экономичес­кий толчок развитию технологии переработки и хранения продуктов пита­ния, а также торговле продуктами питания на разных континентах и между континентами

В это время санитарный надзор вообще, и надзор за питанием - в частности, получил некоторые научные обоснования в руководствах по во­енной гигиене А. Бахерахта (1780), в " Карманной книге по военной ги­гиене" профессора Медико-хирургической академии И. Энегольма (1813), в лекциях и книгах М. Мудрова (1776 -1831) и в других работах. Врач И.Х. Вельчин (1767-1829) впервые поставил вопрос не только о контроле за качеством пищевых продуктов, соблюдением санитарных условий при их хранении и торговле, но также предложил ряд аналитических методов исс­ледования продуктов на доброкачественность. Хотовицкий С.Ф. и позже А.Н. Якобий применяли экспериментальные методы для определения качест­ва пищевых продуктов.

Но в России даже, несмотря на то, что в 1801 г были открыты пер­вые пять санитарно-гигиенических лабораторий, развитие санитарного надзора шло крайне медленно. Только в 1879 г земским учреждениям было предоставлено право санитарной регламентации, т.е. право на издание обязательных санитарных постановлений для населения с участием в над­зоре за их исполнением. И только перед первой мировой войной Минис­терство путей сообщения установило должности санитарных врачей почти на всех железных дорогах, а Управление водных путей и шоссейных дорог ввело институт санитарных врачей на всех судоходных реках, при каждом санитарном враче была лаборатория, которая обязана, была проводить ана­лизы воды и пищевых продуктов. Во всех земствах и городах были органи­зованы санитарные бюро во главе со старшим санитарным врачом.

В 80-х - 90-х годах XIX века в половине губерний России существо­вали санитарные организации и практиковали санитарные врачи. Санитар­ный надзор за питанием получил экспериментальное обоснование. С учас­тием А.П. Доброславина (Военно-медицинская академия), Якобия (Казанс­кий университет), М.С. Субботина (Киевский университет), М.Я. Капусти­на (Новороссийский университет) организовались первые санитарные гиги­енические кафедры.

По инициативе А.П. Доброславина в 1887 г. в Петербурге была орга­низована "нормальная столовая", В том же 1887 г. на 2-м съезде русских врачей С.Ф. Бубнов выдвинул идею о необходимости введения общественно­го контроля в России над продажей продуктов питания. В 1888г опять же по инициативе А.П. Доброславина была открыта первая в России аналити­ческая пищевая станция, в которой производились санитарно-гигиеничес­кие исследования пищевых продуктов, определение их доброкачественнос­ти, а также изучение питательной ценности продуктов питания и их усво­яемости. Позже при содействии Ф.Ф. Эрисмана в Москве была создана го­родская станция для исследования пищевых продуктов, которая после Ве­ликой Октябрьской Революции была преобразована в Санитарный институт имени Ф.Ф. Эрисмана.

Санитарный надзор за питанием, как система государственного конт­роля формировался и после Октябрьской революции. В 1918 году создается Народный Комиссариат РСФСР, в его составе предусматривается санитар­но-эпидемиологическая секция, в ней отдел пищевой санитарии и санитар­ного просвещения. В местных Советах рабочих и крестьянских депутатов организуются медико-санитарные отделы, включающие санитарные подразде­ления. В 1922 г. издается декрет Совнаркома РСФСР "О санитарных орга­нах республики". Этот декрет положил начало созданию государственной санитарной организации страны, определил ее структуру, задачи, которые затем развивались и уточнялись. Во всех документах предусматривался санитарный надзор за пищевыми продуктами и питанием населения, для че­го в санитарно-эпидемиологических учреждениях в зависимости от их ка­тегории имелись отделения, лаборатории гигиены питания, врачи специа­листы по гигиене питания и соответствующее оснащение.

Основными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы, осу­ществляющими санитарный надзор за питанием, являлись санитарно-эпиде­миологические станции (СЭС). Они возникли впервые на Украине в 1927 г., в 1932 г. начали создаваться в РСФСР, затем распространились по всей стране. Санитарная служба в Архангельске была организована в 1941 году. Возглавлял ее Сперанский С.П., работая одновременно на кафедре общей гигиены в медицинском институте. В 1991 г. вместо СЭС, согласно закону РФ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" от 1991 года, в структуру санитарной службы были введены центры государс­твенного санитарно-эпидемиологического надзора (ЦГСЭН).

СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

Государственную санитарно-эпидемиологическую службу РФ возглавляетДепартамент госсанэпиднадзора Минздрава России, во главе которого стоит Главный государственный санитарный врач РФ.

В подчинении Департамента госсанэпиднадзоранаходятся центры Госу­дарственного санитарно-эпидемиологического надзора (ЦГСЭН) субъектов федерации:автономных республик, округов, краев и областей; в составе которых находится территориальная сеть Центров ГСЭН городов, районов, Центры госсанэпиднадзора на транспорте (водном и воздушном), а такжесеть государственных санитарно-эпидемиологических служб в составе министерств и ведомств. Во главе, которых так­же стоят главные государственные санитарные врачи.

В штаты ЦГСЭН вхо­дят санитарные врачи и санитарные фельдшеры всех гигиенических специ­альностей, в том числе и по специальности гигиена питания. Основными кадрами гигиенических лабораторий являются лаборанты с высшим образованием (санитарные химики), лаборанты соответствующих са­нитарно-химических профилей и санитарки.

Система госсанэпидслужбы РФ также включает в себя государственные науч­но-исследовательские учреждения.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ

СЛУЖБЫ ПО РАЗДЕЛУ ПИТАНИЯ

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за питанием осуществляется должностными лицами.

Должностными лицами являются главные государственные санитарные врачи и их заместители, руководители структурных подразделений (отделения гигиены питания) и их заместители. Специалисты по гигиене питания органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы осуществляют государственный санитарно-эпидемиологический надзор за питанием.

ПРАВА ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ГОССАНЭПИДСЛУЖБЫ (раздел гигиена питания)

При исполнении своих служебных обязанностей и по предъявлении служебного удостоверения работники госсанэпидслужбы имеют право:

· получать документированную информацию по вопросам обеспечения с санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

· проводить санитарно-эпидемиологические расследования;

· в целях проверки соблюдения санитарного законодательства и выполнения санитарно-противоэпидемических мероприятий, беспрепятственно посещать территории и помещения объектов, подлежащих государственному санитарно-эпидемиологическому надзору;

· проводить отбор для исследований проб и образцов продовольственного сырья и пищевых продуктов;

· в целях установления соответствия транспортных средств и перевозимых ими продуктов санитарным правилам, проводить досмотр транспортных средств и перевозимого ими продовольственного сырья и пищевых продуктов;

· составлять протокол о нарушении санитарного законодательства.

При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и пищевых отравлений должностные лица имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки:

· об устранении выявленных нарушений санитарных правил;

· о прекращении реализации не соответствующей санитарным правилам или не имеющей санитарно-эпидемиологического заключения продовольственного сырья и пищевых продуктов;

· о проведении дополнительных санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

· о проведении лабораторного обследования граждан, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями, и медицинских наблюдений за такими гражданами;

· о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний или пищевых отравлений.

ОБЯЗАННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ГОССАНЭПИДСЛУЖБЫ (раздел гигиена питания)

Должностные лица госсанэпидслужбы обязаны:

· своевременно и в полной мере исполнять полномочия на предупреждение, обнаружение и пресечения нарушения санитарного законодательства, обеспечение санитарно - эпидемиологического благополучия населения;

· устанавливать причины и выявлять условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и пищевых отравлений;

· рассматривать обращения граждан и юридических лиц по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения и принимать соответствующие меры;

· информировать органы власти и население о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых органами и учреждениями госсанэпидслужбы РФ мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

· осуществлять свою деятельность по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и общественными объединениями;

· соблюдать государственную, врачебную и иную охраняемую законом тайну в отношении информации, ставшей им известной при выполнении своих служебных обязанностей.

Должностные лица, осуществляющие Государственный санитарно - эпидемиологический надзор за ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей, а также за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА ПО ГИГИЕНЕ ПИТАНИЯ. ПЛАНИРОВАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ УЧРЕЖДЕНИЙ ГОССАНЭПИДСЛУЖБЫ

Выделяют следующие виды деятельности санитарных врачей:

· организационно- методическая работа;

· санитарный надзор;

· гигиеническая сертификация и экспертиза;

· санитарно-просветительная и консультативная работа;

· научно-практическая работа и участие в научно-практических конференциях.

САНИТАРНЫЙ НАДЗОР

Санитарный надзор осуществляется в виде двух основных, универсальных форм работы: предупредительного и текущего санитарного надзора.

Предупредительный санитарный надзор– это деятельность санитарного врача, заключающаяся в предупреждении, обнаружении и пресечении нарушений санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических норм и правил на этапах разработки и ввода в эксплуатацию объекта контроля:

Предупредительный санитарный надзорявляется стройной системой мероприятий, законодательных актов, научно обоснованных гигиенических нормативов и правил, направленных на охрану окружающей среды, здоровья людей и улучшение качества жизни.

Правильное ведение работниками государственной санитарно-эпидемиологической службы предупредительного санитарного надзора обеспечивает наиболее эффективную работу по установлению санитарно-эпидемиологического благополучия.

Общие направления и объем работы по предупредительному санитарному надзору:

· контроль за перспективным планированием населенных мест;

· разработка норм проектирования пищевых предприятий;

· проведение предупредительного санитарного надзора за предприятиями пищевой промышленности, общественного питания и торговли. Работа заключается в контроле за соблюдением санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических требований, норм, правил при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте и вводе в эксплуатацию любых объектов продовольственной сферы;

· согласование технологических проектов и рабочих чертежей на строительство или реконструкцию объектов продовольственной сферы в случаях, когда возникает необходимость частичного отступления от требований, действующих санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических норм и правил, а также при отсутствии таких норм и правил;

· проведение предупредительного санитарного надзора за выпуском новых видов пищевой посуды, оборудования и упаковочных материалов. Работа заключается в экспертизе новых видов посуды, оборудования и упаковочных материалов, предназначенных для контакта с пищевыми продуктами при использовании для изготовления тары, упаковки, оборудования, инвентаря, а также моющих средств для посуды с последующей выдачей заключения;

· проведение предупредительного санитарного надзора за выпуском новых продуктов питания, пищевых добавок, биологически активных добавок. Работа заключается как в экспертизе и выдаче заключения на новые виды продукции, так и в экспертизе и выдаче заключений на новые виды технологий по изготовлению продовольствия, пищевых добавок, биологически активных добавок;

· проведение предупредительного санитарного надзора при конструировании и вводе в эксплуатацию новых технологических линий, агрегатов, машин и оборудования;

· экспертиза и выдача заключений на вновь разрабатываемые или пересматриваемые ГОСТы, технические условия (ТУ), рецептуры на пищевые продукты или на технологию новых видов продовольствия;

· экспертиза и выдача заключений на пересматриваемые нормы потребностей в питательных веществах и энергии;

· участие в разработке нормативов снабжения предприятий и объектов продовольственной службы оборудованием, оснащением, техническими средствами, спецодеждой и другими предметами, использование которых влияет на санитарное благополучие предприятия (объекта);

· участие в разработке и согласовании руководящих и инструктивных документов, регламентирующих различные элементы организации питания различных групп населения.

Текущий санитарный надзор - это деятельность должностных лиц санитарной службы по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений санитарного законодательства в области обеспечения санитарного благополучия на предприятиях на этапе эксплуатации пищевого объекта.

Общие направления и объем работы по текущему санитарному надзору.

Текущий санитарный надзор в области гигиены питания включает контроль за:

· организацией работы предприятий общественного питания, торговли, предприятий пищевой промышленности. Контроль осуществляется за выполнением правил транспортировки, приема, хранения и реализации продовольственного сырья и продуктов, соблюдением технологии приготовления продовольственного сырья и готовой продукции; контроль за поддержанием санитарного состояния пищевых объектов, оборудования, посуды, инвентаря, контроль за состоянием здоровья работающего там персонала и прохождением работниками пищевых предприятий установленного гигиенического обучения;

· соответствием выпускаемого и используемого оборудования, инвентаря, тары, упаковочного материала действующим санитарным нормам и правилам;

· безопасностью пищевых продуктов;

· соблюдением установленных гигиенических требований при использовании пищевых добавок в производстве продуктов питания;

· организацией питания организованных коллективов населения: детей, студентов, спортсменов, рабочих промышленного и сельскохозяйственного труда. Контроль осуществляется за организацией рационального, профилактического, лечебно-профилактического, диетического питания. Контроль за соблюдением установленного порядка витаминизации готовых блюд и пищевого продовольствия массового потребления;

· выполнением мероприятий по пропаганде гигиенических знаний в области питания;

· структурой питания всего населения при помощи организации санитарно-гигиенического мониторинга по питанию.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

От постановки организационно-методической работы зависят эффективность и качество предупредительного и текущего санитарного надзора.

Организационно-методическая работа включает:

· подготовку материалов и составление программ санитарно-оздоровительных мероприятий по населенному пункту;

· составление плана работы;

· освоение и внедрение в практику новых эффективных методов и средств профилактики заболеваний алиментарной природы, новых организационных форм и методов работы;

· подготовку и проведение организационно- методических совещаний, семинаров и др.;

· работа с кадрами; руководство работой помощников;

· проведение мероприятий по повышению гигиенических знаний лиц производящих и реализующих продукты питания. Повышение гигиенических знаний среди населения (лекции, беседы, семинары);

· проведение работы по рассмотрению заявлений и жалоб населения.

Планирование работы:

Планомерность работы - это основной принцип организации деятельности ЦГСЭН, в том числе отделения гигиены питания.

Различают текущие и перспективные планы, а также комплексные планы (программы) санитарно-оздоровительных и противоэпидемических мероприятий.

Перспективные планы составляют на год, два. Выполнение годового плана обеспечивают текущим планированием работы - составлением квартальных планов и индивидуальных (личных) планов, графиков обследования объектов.

Составление плана: Вводная часть плана должна содержать описание основных целей и задач отделения гигиены питания. Далее план содержит сведения (планируемые мероприятия) по следующим разделам:

· Организационно - методическая работа.

· Работа по предупредительному санитарному надзору.

· Работа по текущему санитарному надзору.

· Санитарно-просветительная работа;

· Научно-практическая работа.

При составлении плана необходимы следующие графы (табл. 1).

Таблица 1

№ п/п Наименование мероприятий Срок исполнения исполнитель примечание

МЕТОДЫ РАБОТЫ

При осуществлении государственного санитарного надзора по гигиене питания используют различные методы работы:

· метод санитарного описания (составление санитарных паспортов, актов обследования, справок), дающий представление о возможном влиянии внешних факторов на здоровье населения.

· лабораторно-инструментальные методы, применяемые при углубленных санитарных обследованиях

· оценка объективных данных социально-гигиенического мониторинга, заболеваемости, в том числе алиментарного происхождения.

· статистический метод и анализ применяется при массовых наблюдениях для вскрытия закономерности явлений и выяснения причин их возникновения и развития.

САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ И КОНСУЛЬТАТИВНАЯ РАБОТА

Для улучшения структуры питания населения и профилактики пищевых отравлений необходимо повышать культуру населения в области питания. Пропаганда знаний по гигиене питания проводится в двух основных направлениях:

· привитие навыков правильного питания (устранение ошибок и вредных привычек в питании);

· формирование прочных гигиенических знаний по вопросам профилактики пищевых отравлений и алиментарных заболеваний.

При проведении санитарно-просветительной работы могут использоваться устный метод, печатный и наглядный методы пропаганды.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САНИТАРНОГО ВРАЧА

Выполнение экспертных и инспекторских функций врача по гигиене питания базируется на деонтологических принципах, которые дифференцируются на общие и специальные (табл.2).

Таблица 2.

Профессионально-деонтологические принципы деятельности санитарного врача

Общие профессионально-деонтологические принципы деятельности   Специальные профессионально-деонтологические принципы деятельности
· уважение к профессии · идейная убежденность · активная жизненная позиция · высокая нравственность · профессиональная принципиальность · организаторские навыки работы · общекультурный уровень · навыки лектора - пропагандиста · физическая и психологическая подготовленность   · гигиеническое мышление · умение работать с литературой · практические навыки по решению выдвигаемых жизнью задач · навыки научного поиска, анализа и обобщения · соблюдение норм поведения санитарного врача · знание санитарного и основ гражданского законодательства

Кроме того, возможно выделение следующих особенностей профессиональной деятельности санитарного врача:

1. При научном обосновании, внедрении и контроле выполне­ния профилактических мероприятий санитарные врачи ежед­невно общаются с широким кругом должностных лиц. Это и руководители предпри­ятий различных форм собственности, лечебно-профилактических учреждений, депутаты, представите­ли законодательной и исполнительной власти, работники администраций районов, городов, областей, страны, представители различных контингентов и групп населения.

2. Для более быстрого достижения и закрепления положительных результатов в области достижения санитарно-эпидемиологического благополучия возникает необходимость в постоянном проявле­нии инициативы. То есть, деловой контакт возникает, как правило, по инициативе врача, причем очень часто он встречает психологическое сопротивление и противодействие со стороны должностных лиц. Отстаивая интересы государства, города, населения врач - гигиенист довольно часто оказывается в конфликтных ситуациях, обусловленных не характерологи­ческими особенностями контактирующих лиц, а интересами дела.

Поэтому успех дея­тельности санитарного врача в значительной степени зависит от его умения войти в деловой контакт. От умения врача отыскать верный и адекватный стиль диалога и других форм обще­ния, умения найти индивидуальный подход к руководителям разных уров­ней, умения их убеждать зависит устранение конфликтной ситуации, приведение диалога к консенсусу, или, вначале, хотя бы к компромиссу.

Следовательно, чтобы успешно выполнять свои обязанности, современный санитарный врач должен иметь квалифицирован­ную медицинскую подготовку, широкое гигиеническое и социальное миро­воззрение, которое основывается на объеме и качестве знаний и умений по смежным дисциплинам.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ САНИТАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.

Административная ответственность устанавливается за:

1) нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации производственных помещений, оборудования, транспорта;

2) нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения, продукции, ввозимой на территорию РФ, продукции производственно-технического назначения, химическим, биологическим вещества и отдельным видам продукции, потенциально опасным для человека, пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, а также контактирующим с ними материалам и изделиям, новым технологиям производства;

3) невыполнение профилактических мероприятий.

Административные взыскания за нарушение санитарного законодательства налагаются постановлениями должностных лиц, осуществляющих государственно-эпидемиологический надзор.

Дисциплинарная и уголовная ответственность за нарушение санитарного законодательства устанавливается законодательством РФ.

ИСПЫТАТЕЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ ЦЕНТРЫ ЦГСЭН. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РАЗДЕЛУ ГИГИЕНЫ ПИТАНИЯ

Наши рекомендации