Требования безопасности при эксплуатации передвижных сосудов, работающих под избыточным давлением

1. Общие сведения о сосудах, работающих под давлением.

Баллоны; цистерны и бочки, наполненные сжиженными газа­ми; компрессоры, паровые и водогрейные котлы относятся к сосудам, работающим под давлением. Разгерметизация их может привести к выбросу в рабочую зону токсичных паров и газов, ионизирующих из­лучений, тепловых излучений, резкому повышению давления, обру­шению строительных конструкций и оборудования при взрыве.

Взрыв баллона может быть следствием удара, нагревания солнеч­ными лучами, переполнения сжиженными газами, ошибочного запол­нения его другими газами (например, кислородного баллона метаном).

Сосуды, работающие под давлением, могут обслуживаться ли­цами не моложе 18 лет, прошедшими медицинское освидетельствова­ние, обученными по соответствующей программе, аттестованными и имеющими удостоверение на право обслуживания сосудов.

2. Техническое освидетельствование, регистрация и разрешение на эксплуатацию систем, работающих под давлением.

Сосуды, на которые распространяются Правила по сосудам, пе­ред пуском их в работу должны быть зарегистрированы в органе тех­надзора.

Регистрации не подлежат: бочки для перевозки сжиженных га­зов, баллоны вместимостью до 100 л включительно, установленные стационарно, а также предназначенные для транспортировки и хра­нения сжатых, сжиженных и растворенных газов.

Сосуды подвергаются техническому освидетельствованию после монтажа до пуска их в работу, периодически в процессе эксплуатации и в необходимых случаях — внеочередному освидетельствованию.

Разрешение на ввод в эксплуатацию сосуда выдается инспекто­ром после его регистрации на основании технического освидетельст­вования и проверки организации обслуживания.

При этом контролируется наличие и исправность арматуры, контрольно-измерительных приборов и приборов безопасности.

Проверяется соответствие установки сосуда правилам безопас­ности и правильность включения сосуда.

Инспектор должен убедиться в наличии аттестованного обслу­живающего персонала и специалистов.

Он проверяет также наличие должностных инструкций для лиц по надзору за техническим состоянием и эксплуатацией сосудов, ответ­ственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию сосудов, инструкции по режиму работы и безопасному обслуживанию сосудов, сменных журналов и другой документации, предусмотренной Прави­лами по сосудам.

В случаях ввода в эксплуатацию сосуда, не подлежащего реги­страции, на предприятии издается приказ, назначающий ответствен­ного для осуществления надзора за техническим состоянием и экс­плуатацией сосудов.

Сосуд, работающий под давлением и не требующий регистра­ции, вводится в эксплуатацию на основании документации предпри­ятия-изготовителя после технического освидетельствования и про­верки организации обслуживания.

На каждый сосуд после выдачи разрешения на его эксплуата­цию должны быть нанесены краской на видном месте или на специ­альной табличке форматом не менее 200 х 150 мм: наименование или технический индекс сосуда; регистрационный номер; разрешенное давление; число, месяц и год следующих наружного и внутреннего осмотров и гидравлического испытания.

3. Требования к цистернам и бочкам для перевозки сжиженных газов.

Железнодорожные цистерны для сжиженных газов должны быть рассчитаны на давление, которое может возникнуть в них при темпе­ратуре 50 °С, они могут иметь термоизоляцию или теневую защиту. Термоизоляционный кожух цистерны для криогенных жидкостей снаб­жается разрывной мембраной. У железнодорожной цистерны в верх­ней ее части должны быть устроены люк диаметром не менее 450 мм и помост около люка с металлическими лестницами по обе стороны цистерны, снабженными поручнями.

На цистернах и бочках завод-изготовитель должен наносить клеймением следующие паспортные данные:

— наименование завода-изготовителя или его товарный знак;

— заводской номер цистерны (бочки);

— год изготовления и дату освидетельствования;

— вместимость (для цистерн — в м3, для бочек — в л);

— массу цистерны в порожнем состоянии без ходовой части (т) и массу бочки (кг);

— величину рабочего и пробного давления;

— клеймо отдела технического контроля завода-изготовителя;

— даты проведенного и очередного освидетельствования.

На цистерны клейма должны наноситься по окружности флан­ца для люка, а на бочках — на днищах, где располагается арматура.

Для бочек с толщиной стенки до 6 мм включительно паспортные данные могут быть нанесены на металлической пластинке, припаян­ной или приваренной к днищу в месте, где располагается арматура.

Окраска цистерн и бочек, а также нанесение полос и надписей на них должны производиться в соответствии с государственными стандартами или техническими условиями на изготовление.

На цистернах должны быть установлены: вентили с сифонной трубкой для слива и налива среды; вентиль для выпуска паров из верхней части цистерны; пружинный предохранительный клапан; манометр; указатель уровня жидкости.

Цистерны и бочки можно заполнять только тем газом, для пе­ревозки и хранения которого они предназначены.

4. Требования к установке, регистрации и техническому освидетельствованию стационарных сосудов, работающих под давлением.

Стационарные сосуды, работающие поддавлением, устанавливают на открытых площадках в местах, исклю­чающих скопления людей, или в отдельно стоящих здани­ях. Не разрешается установка регистрируемых в органе технадзора сосудов в жилых, общественных, бытовых зда­ниях, в примыкающих к ним помещениях.

Они могут размещаться в помещениях, примыкающих к производственным зданиям, отделенных от здания ка­питальной стеной; в производственных помещениях в случаях, предусмотренных отраслевыми правилами безопасности; с заглублением в грунт при условии обеспе­чения доступа к арматуре и защиты стенок сосуда от поч­венной коррозии и коррозии блуждающими токами.

При любой установке сосудов должна обеспечиваться возможность осмотра, ремонта и очистки их с внутренней и наружной сторон. Для удобства обслуживания сосудов необходимо устраивать площадки и лестницы. Для осмот­ра и ремонта их могут также использоваться люльки или другие приспособления.

Регистрация сосуда производится на основании пись­менного заявления владельца сосуда, к которому прикла­дываются паспорт установленной формы, удостоверение о качестве монтажа, схема включения сосуда с указанием источника давления, параметров рабочей среды, армату­ры, контрольно-измерительных приборов, средств авто­матического управления, предохранительных и блокиру­ющих устройств, паспорт предохранительного клапана с расчетами его пропускной способности.

Орган технадзора обязан в течение пяти дней рассмот­реть представленную документацию. При соответствии документации на сосуд требованиям Правил в паспорте ставится штамп о регистрации, документы пломбируют­ся и возвращаются владельцу сосуда.

Техническое освидетельствование сосудов осуществля­ется после монтажа до пуска его в работу, периодически в процессе эксплуатации и вне очереди.

Техническое освидетельствование сосудов, нерегистрируемых в органе технадзора, проводится лицом, ответ­ственным по надзору за исправным состоянием и безопас­ной эксплуатацией сосудов, а сосудов, зарегистрирован­ных в органе технадзора, — экспертом органа технадзора или специалистом с разрешения этого органа.

Техническое освидетельствование сосудов состоит из двух этапов - наружного и внутреннего осмотров и гид­равлического испытания.

Наружный и внутренний осмотры проводятся с целью:

· при первичном освидетельствовании: проверить, что сосуд установлен и оборудован в соответствии с Правила­ми и представленными на регистрацию документами, а также, что сосуд и его элементы не имеют повреждений;

· при периодических и внеочередных освидетельство­ваниях: установить исправность сосуда и возможность его дальнейшей эксплуатации.

Гидравлическое испытание проводится с целью про­верки прочности элементов сосуда и плотности соеди­нений.

Внеочередное освидетельствование сосудов, находя­щихся в эксплуатации, проводится в следующих случаях:

· если сосуд не эксплуатировался более 12 мес, перед пуском в работу;

· если сосуд был демонтирован и установлен на новом месте;

· если произведено выправление выпучин или вмятин, а также реконструкция или ремонт сосуда с использованием сварки или пайки элементов, работающих под давлением;

· перед наложением защитного покрытия на стенки со­суда;

· после аварии сосуда или элементов, работающих под давлением, если по объему восстановительных работ тре­буется такое освидетельствование;

· по требованию инспектора технадзора или ответ­ственного по надзору за техническим состоянием и эксплуатацией сосуда.

К обслуживанию сосудов допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, обучение по соответствующей программе, аттестованные и имеющие удостоверения установленной формы.

Периодическая проверка знаний персонала, обслужи­вающего сосуды, проводится в комиссии предприятия не реже одного раза в год.

5. Требования безопасности при эксплуатации передвижных сосудов, работающих под избыточным давлением.

К передвижным сосудам относятся баллоны, цистер­ны и бочки. Они предназначены для хранения и перевоз­ки сжатых (кислород, водород, азот, воздух и др.), сжи­женных (хлор, аммиак, бутан, пропан, сероводород, диок­сид углерода и др.) и растворенных (ацетилен) газов.

Основными причинами аварий передвижных сосудов являются: ошибки и неточности, допущенные при их из­готовлении (дефекты сварных швов, резьбы вентиля или горловины баллона); низкое качество или осадка порис­той массы в ацетиленовых баллонах; превышение давле­ния вследствие заполнения сжиженными газами сверх установленной нормы; нагревание баллонов под воздей­ствием солнечных лучей, открытого огня, нагреватель­ных приборов, чрезмерно быстрого заполнения газом; на­рушения правил безопасности при хранении и транспор­тировке баллонов (падение и удары о твердые предметы, быстрый отбор газа, попадание масла в выходное отвер­стие вентиля кислородных баллонов); отсутствие четкой окраски и маркировки баллонов и др.

Водородные баллоны представляют опасность при за­грязнении водорода кислородом в количестве более 1%, при образовании взрывоопасных смесей в процессе кисло­родно-водородной сварки, водородной коррозии, а также при накоплении в баллонах окалины.

Взрывы кислородных баллонов возможны при попада­нии масел и других жировых веществ во внутреннюю по­лость вентиля и баллона или при применении необезжиренных прокладок. Масло способно воспламениться вструе выходящего из баллона кислорода, что в итоге мо­жет привести к взрыву баллона. Вентили баллонов для кислорода ввертываются на глете, не содержащем жиро­вых веществ, фольге или с применением жидкого натрие­вого стекла; они не должны иметь промасленных деталей и прокладок.

Вследствие высокой взрывоопасности ацетилена для хранения итранспортирования его применяются специ­альные баллоны, которые заполнены пористой массой (ак­тивным углем) и растворителем (ацетоном). При нагнетании в такие баллоны ацетилен растворяется в ацетоне и распределяется в капиллярах (порах) пористой массы. Способность ацетилена к взрыву в этих условиях снижа­ется, а предельное давление, выше которого ацетилен легко разлагается со взрывом, значительно возрастает. Рабочее давление в ацетиленовых баллонах составляет 1,6 МПа.

Безопасность эксплуатации передвижных сосудов обеспечивается: необходимой механической прочностью и надлежащим контролем за их состоянием; исключением возможности наполнения горючими газами сосудов, пред­назначенных для негорючих газов, и наполнения кисло­родом баллонов, предназначенных для горючих газов; соблюдением правил наполнения, транспортирования и использования.

Давление в баллонах со сжатыми газами может дости­гать 15 МПа, поэтому их изготавливают главным образом из бесшовных цельнотянутых стальных труб. Для газов с низким давлением до 3 МПа допускается применение сварных баллонов.

Каждый баллон имеет вентиль для наполнения и отбо­ра газа, который защищается металлическим или пласт­массовым колпаками.

Для исключения ошибочного заполнения несоответствующим га­зом боковые штуцера вентилей баллонов, на­полняемых водородом и другими горючими газа­ми, имеют левую резь­бу, а баллонов, наполня­емых кислородом и дру­гими негорючими газа­ми, - правую резьбу.

Тема 3.4

Организация безопасной работы грузоподъемных машин и механизмов

План занятия:

1. Виды и свойства грузоподъёмных машин и механизмов.

Наши рекомендации