Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 3 страница

p Ú q, p

_________________

ù q

А) утверждающий модус условно-категорического умозаключения

Б) отрицающий модус условно-категорического умозаключения

В) утверждающе-отрицающий модус разделительно-категорического умозаключения

Г) отрицающе-утверждающий модус разделительно-категорического умозаключения

Тест № 15.

Вопрос: Сделайте вывод из следующих посылок, определите вид умозаключения:

Если между сторонами достигнуто соглашение, то заключается договор

Договор не заключен

__________________________________________

……………………………………

А) «Между сторонами не достигнуто соглашение» (чисто условное)

Б) вывод делать нельзя (неправильный модус условно-категорического умозаключения)

В) «Между сторонами достигнуто соглашение» (условно-категорическое)

Г) «Между сторонами не достигнуто соглашение» (условно-категорическое)

Тест № 16

Вопрос: Суждение, истинность которого необходимо обосновать, - это

А) тезис

Б) довод

В) аргумент

Г) демонстрация

Тест № 17

Вопрос: Человек, выражающий несогласие с выдвинутым тезисом, - это

А) пропонент

Б) оппонент

В) арбитр

Г) лектор

Тест № 18

Вопрос: Преднамеренные нарушения правил аргументации называют

А) афоризмами

Б) софизмами

В) паралогизмами

Г) неологизмами

Тест № 19

Вопрос: Высшая форма организации научного знания, дающая целостное отражение закономерностей и существенных связей определенной области действительности, называется

А) теорией

Б) гипотезой

В) проблемой

Г) фактом

Тест № 20

Вопрос: Вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный теоретический или практический интерес, называется

А) гипотезой

Б) проблемой

В) фактом

Г) теорией

Вариант № 2

Тест № 1.

Вопрос: Что такое логический закон?

А) установленные людьми правила рассуждения

Б) необходимая, существенная связь мыслей в рассуждении

В) способ связи между мыслями, выраженный в форме утверждения или отрицания

Тест № 2.

Вопрос: Какое из понятий обладает наибольшим объемом из следующей группы: «генеральный прокурор РФ», «прокурор», «главный военный прокурор»?

А) генеральный прокурор РФ

Б) прокурор

В) главный военный прокурор

Тест № 3.

Вопрос: Каким законом выражается отношение между содержанием и объемом понятия?

А) закон пропорциональности между содержанием и объемом

Б) закон обратного отношения между содержанием и объемом

В) закон совместимости между содержанием и объемом

Тест №. 4.

Вопрос: В каком отношении находятся понятия «позитрон» и «электрон»?

А) пересечения

Б) подчинения

В) противоположности

Г) противоречия

Тест № 5.

Вопрос: Правильно ли проведено обобщение понятий: «клевета» – «ложь» – «искажение истины»?

А) правильно

Б) неправильно

Тест № 6.

Вопрос: Установите вид следующего суждения согласно объединенной классификации: «Среди студентов есть такие, которые хорошо знают логику».

А) общеутвердительное

Б) общеотрицательное

В) частноутвердительное

Г) частноотрицательное

Тест № 7.

Вопрос: Составьте суждение из следующей пары понятий, учитывая распределенность терминов: «пистолет» (субъект, не распределен), «орудие преступления» (предикат, распределен).

А) «Все пистолеты являются орудием преступления»

Б) «Некоторые пистолеты являются орудием преступления»

В) «Некоторые пистолеты не являются орудием преступления»

Г) «Ни один пистолет не является орудием преступления»

Тест № 8.

Вопрос: Установите вид сложного суждения: «Договор аренды помещения заключен либо в письменной, либо в устной форме».

А) соединительное (конъюнктивное) суждение

Б) эквивалентное суждение

В) разделительное (дизъюнктивное) суждение – нестрогая дизъюнкция

Г) разделительное (дизъюнктивное) суждение – строгая дизъюнкция

Тест № 9.

Вопрос: Сделайте вывод с помощью обращения следующего суждения: «Некоторые менеджеры являются опытными руководителями».

А) «Некоторые руководители являются опытными менеджерами»

Б) «Некоторые опытные руководители являются менеджерами»

В) «Все опытные руководители являются менеджерами»

Г) «Все руководители являются опытными менеджерами»

Тест № 10.

Вопрос: К какому виду относится умозаключение, в котором с логической необходимостью осуществляется переход от общего знания к частному?

А) аналогия

Б) индукция

В) дедукция

Тест № 11.

Вопрос: Что такое силлогизм?

А) умозаключение на основе обращения суждения

Б) умозаключение на основе превращения суждения

В) умозаключение на основе противопоставления предикату

Г) умозаключение на основе вывода из двух простых категорических суждений

Тест № 12.

Вопрос: Как называются разновидности силлогизма, различающиеся количественными и качественными характеристиками посылок?

А) модусы силлогизма

Б) фигуры силлогизма

В) термины силлогизма

Тест № 13.

Вопрос: Является ли правильным следующий силлогизм; если нет, то какое правило нарушено:

Все студенты – учащиеся

Некоторые бизнесмены – учащиеся

______________________________

Некоторые бизнесмены – студенты

А) силлогизм составлен правильно

Б) силлогизм неправилен, обе посылки являются частными суждениями

В) силлогизм неправилен, средний термин не распределен ни в одной из посылок

Тест № 14.

Вопрос: Что представляет собой следующая символическая запись:

p ® q, ù q

_________________

ù p

А) утверждающий модус условно-категорического умозаключения

Б) отрицающий модус условно-категорического умозаключения

В) утверждающе-отрицающий модус разделительно-категорического умозаключения

Г) отрицающе-утверждающий модус разделительно-категорического умозаключения

Тест № 15.

Вопрос: Сделайте вывод из силлогизма и определите его фигуру:

Все женщины любят красиво одеваться

Некоторые журналисты – женщины

_____________________________________________________________

................................................................................

А) «Все журналисты любят красиво одеваться», 2 фигура

Б) «Некоторые журналисты любят красиво одеваться», 3 фигура

В) «Все журналисты любят красиво одеваться», 1 фигура

Г) «Некоторые журналисты любят красиво одеваться», 1 фигура

Тест № 16

Вопрос: Выдвинутое пропонентом суждение, истинность которого он обосновывает в процессе доказательства, - это

А) аргумент

Б) довод

В) факт

Г) тезис

Тест № 17

Вопрос: Доказательство - это

А) сбор различных сведений о событиях, людях и т.п.

Б) логическая операция обоснования истинности какого-либо суждения

В) умение вести споры, дискусссии, полемику

Г) умение убеждать людей путем воздействия на их чувства, психику и т.п.

Тест № 18

Вопрос: Факт – это

А) используемые в научном познании количественные показатели

Б) форма эмпирического знания, отражающая реально свершившиеся события

В) любое доказанное положение

Г) вопрос, решение которого представляет существенный интерес

Тест № 19

Вопрос: Проблема - это

А) любой вопрос, требующий решения

Б) форма эмпирического знания, отражающая реально свершившиеся события

В) научное допущение или обоснованное предположение о существовании законов, объясняющих факты

Г) вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный теоретический или практический интерес

Тест № 20

Вопрос: Теория – это

А) абстрактное рассуждение о существующих взаимосвязях между явлениями

Б) высшая форма организации научного знания, дающая целостное отражение закономерностей и существенных связей определенной области действительности

В) форма эмпирического знания, отражающая реальные события

Г) вопрос или комплекс вопросов, решение которой представляет существенный интерес

Вариант № 3

Тест № 1.

Вопрос: Что такое понятие?

А) слово, обозначающее какой-либо предмет

Б) форма мышления, выражающая связь между предметами

В) форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках

Г) форма мышления, отражающая внешние признаки предметов

Тест № 2.

Вопрос: Какое из понятий обладает наибольшим содержанием из следующей группы понятий: «учебник логики», «книга», «учебник»?

А) учебник логики

Б) книга

В) учебник

Тест № 3.

Вопрос: В зависимости от объема понятия делятся на …?

А) общие и собирательные

Б) единичные и положительные

В) единичные и общие

Тест № 4. Правильно ли проведено ограничение понятий:

«животное» – «млекопитающее» – «птица» – «чайка»?

А) правильно

Б) неправильно

Тест № 5.

Вопрос: В приведенном определении укажите ошибку, если она есть: «Голография – это способ получения объемного изображения, основанный на использовании голографических средств».

А) определение дано правильно

Б) в определении допущена ошибка, которая называется тавтология

В) в определении не соблюдена соразмерность

Тест № 6.

Вопрос: Простое суждение состоит из … ?

А) субъекта, объекта и связки

Б) субъекта, предиката и связки

В) субъекта, объекта и предиката

Тест № 7.

Вопрос: Для следующего суждения сформулируйте противоречащее ему суждение: «Любой персональный компьютер имеет оперативную память».

А) «Ни один персональный компьютер не имеет оперативную память»

Б) «Все персональные компьютеры имеют оперативную память»

В) «Некоторые персональные компьютеры не имеют оперативную память»

Г) «Некоторые персональные компьютеры имеют оперативную память»

Тест № 8.

Вопрос: При каких условиях будет истинным следующее суждение: «Мой отец работает в университете, а брат учится в школе»?

А) если хотя бы одно из простых суждений является истинным

Б) если оба простых суждения являются истинными

В) если одно простое суждение истинно, а другое ложно

Тест № 9.

Вопрос: Сделайте вывод с помощью превращения следующего суждения: «Некоторые грибы не являются съедобными».

А) «Некоторые грибы являются съедобными»

Б) «Некоторые грибы не являются несъедобными»

В) «Некоторые грибы являются несъедобными»

Г) «Все грибы являются несъедобными»

Тест № 10.

Вопрос: Что входит в состав умозаключения?

А) посылки, отрицание и заключение

Б) посылки, заключение и вывод

В) посылки, обобщение и вывод

Тест № 11.

Вопрос: Как называются разновидности силлогизма, различающиеся положением среднего термина в посылках?

А) модусы силлогизма

Б) фигуры силлогизма

В) термины силлогизма

Тест № 12.

Вопрос: Установите фигуру и модус следующего силлогизма:

Любое хищение – умышленное преступление

Кража есть тайное хищение имущества

________________________________________________________________

Кража – умышленное преступление

А) 2-я фигура, модус IAA

Б) 2-я фигура, модус ААА

В) 1-я фигура, модус ААА

Г) 1-я фигура, модус IAA

Тест № 13.

Вопрос: Установите вид умозаключения и его правильность:

Если будет засуха, то посевы погибнут

Посевы погибли

___________________________________________________

Была засуха

А) чисто условное умозаключение, вывод правилен

Б) условно-категорическое умозаключение, вывод неправилен

В) чисто условное умозаключение, вывод неправилен

Г) условно-категорическое умозаключение, вывод правилен

Тест № 14.

Вопрос: Что представляет собой следующая символическая запись:

p Ú q, ù p

_________________

q

А) утверждающий модус условно-категорического умозаключения

Б) отрицающий модус условно-категорического умозаключения

В) утверждающе-отрицающий модус разделительно-категорического умозаключения

Г) отрицающе-утверждающий модус разделительно-категорического умозаключения

Тест № 15.

Вопрос: Сделайте вывод из следующих посылок, определите вид умозаключения:

Если бесконтрольно сжигать топливо, то возникнет «парниковый эффект»

Если возникнет «парниковый эффект», то наступит глобальное потепление

______________________________________

……………………………………………………………………………………….

А) «Если бесконтрольно сжигать топливо, то наступит глобальное потепление» (чисто условное умозаключение)

Б) «Если наступит глобальное потепление, то бесконтрольно сжигали топливо» (чисто условное умозаключение)

В) «Если бесконтрольно сжигать топливо, то наступит глобальное потепление» (условно-категорическое умозаключение)

Тест № 16

Вопрос: Положение, с помощью которого обосновывается тезис, - это

А) аргумент

Б) пропонент

В) антитезис

Г) демонстрация

Тест № 17

Вопрос: В состав доказательства входят

А) тезис, демонстрация, аргументы

Б) тезис, антитезис, оппонент

В) пропонент, оппонент, аудитория

Тест № 18

Вопрос: По способу аргументации доказательство бывает

А) прямым и косвенным

Б) реальным и формальным

В) теоретическим и эмпирическим

Г) апагогическим и разделительным

Тест № 19

Вопрос: Ошибка в доказательстве, когда в качестве аргумента используется ложное положение, называется

А) «подменой тезиса»

Б) «основным заблуждением»

В) «логической диверсией»

Г) «аргументом к невежеству»

Тест № 20

Вопрос: Гипотеза - это

А) любой вопрос, требующий решения

Б) допущение или обоснованное предположение о существовании связей, объясняющих факты

В) форма эмпирического знания, отражающая реально свершившиеся события

Г) вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный теоретический или практический интерес

Вариант № 4

Тест № 1.

Вопрос: Что такое логическая форма?

А) установленные людьми правила рассуждения

Б) ощущение, восприятие и представление

В) определенный способ связи элементов мысли

Тест № 2.

Вопрос: Какое из понятий обладает наибольшим объемом из следующей группы: «именная акция», «привилегированная акция», «акция», «ценная бумага»?

А) именная акция

Б) привилегированная акция

В) акция

Г) ценная бумага

Тест № 3.

Вопрос: Каким законом выражается отношение между содержанием и объемом понятия?

А) закон пропорциональности между содержанием и объемом

Б) закон обратного отношения между содержанием и объемом

В) закон совместимости между содержанием и объемом

Тест № 4.

Вопрос: В каком отношении находятся понятия «наличные деньги» и «безналичные деньги»?

А) подчинения

Б) пересечения

В) противоположности

Г) противоречия

Тест № 5.

Вопрос: Правильно ли проведено обобщение понятий: «экономист» – «преподаватель» – «ученый»?

А) правильно

Б) неправильно

Тест № 6.

Вопрос: Установите вид следующего суждения согласно объединенной классификации: «Часть студентов являются отличниками».

А) общеутвердительное

Б) общеотрицательное

В) частноутвердительное

Г) частноотрицательное

Тест № 7.

Вопрос: Составьте суждение из следующей пары понятий, учитывая распределенность терминов: «соглашение» (субъект, не распределен), «выгодный» (предикат, распределен).

А) «Все соглашения являются выгодными»

Б) «Некоторые соглашения являются выгодными»

В) «Некоторые соглашения не являются выгодными»

Г) «Ни одно соглашение не является выгодным»

Тест № 8.

Вопрос: Установите вид сложного суждения: «В случае нарушения условий договора виновная сторона может быть подвергнута санкциям».

А) конъюнктивное суждение

Б) импликативное суждение

В) разделительное (дизъюнктивное) суждение – нестрогая дизъюнкция

Г) разделительное (дизъюнктивное) суждение – строгая дизъюнкция

Тест № 9.

Вопрос: Сделайте вывод с помощью обращения следующего суждения: «Все адвокаты являются юристами».

А) «Некоторые юристы являются адвокатами»

Б) «Некоторые юристы не являются адвокатами»

В) «Все юристы являются адвокатами»

Г) «Ни один юрист не является адвокатом»

Тест № 10.

Вопрос: К какому виду относится умозаключение, в котором осуществляется переход от частного знания к общему?

А) аналогия

Б) индукция

В) дедукция

Тест № 11.

Вопрос: Что такое силлогизм?

А) умозаключение на основе обращения суждения

Б) умозаключение на основе превращения суждения

В) умозаключение на основе противопоставления предикату

Г) умозаключение на основе вывода из двух простых категорических суждений

Тест № 12.

Вопрос: Что такое модусы силлогизма?

А) разновидности силлогизма, различающиеся положением среднего термина в посылках

Б) разновидности силлогизма, зависящие от распределенности терминов

В) разновидности силлогизма, различающиеся количественными и качественными характеристиками посылок

Тест № 13.

Вопрос: Является ли правильным следующий силлогизм; если нет, то какое правило нарушено:

Некоторые экономисты не являются акционерами

Некоторые акционеры имеют высшее образование

_______

Некоторые экономисты не имеют высшее образование

А) силлогизм составлен правильно

Б) силлогизм неправилен, обе посылки являются частными суждениями

В) силлогизм неправилен, средний термин не распределен ни в одной из посылок

Тест № 14.

Вопрос: Что представляет собой следующая символическая запись:

p ® q, p

_________________

q

А) утверждающий модус условно-категорического умозаключения

Б) отрицающий модус условно-категорического умозаключения

В) утверждающе-отрицающий модус разделительно-категорического умозаключения

Г) отрицающе-утверждающий модус разделительно-категорического умозаключения

Тест № 15.

Вопрос: Какой вывод следует из данного умозаключения, определите его вид:

В случае чрезмерного увеличения денежной массы возникает инфляция

Инфляция не возникла

_____________________________________________________________

……………………………………………………

А) «Не произошло чрезмерного увеличения денежной массы» (условно-категорическое)

Б) вывод делать нельзя (неправильный модус условно-категорического умозаключения)

В) «Произошло незначительное увеличение денежной массы» (условно-категорическое)

Г) «Произошло чрезмерное увеличение денежной массы» (условно-категорическое)

Тест № 16

Вопрос: Логическая операция, направленная на разрушение доказательства, называется

А) аргументацией

Б) рассуждением

В) обоснованием

Г) опровержением

Тест № 17

Вопрос: Ошибка в доказательстве, когда вместо тезиса обсуждается человек, выдвинувший тезис, - это

А) «логическая диверсия»

Б) «аргумент к авторитету»

В) «аргумент к личности»

Г) «аргумент к невежеству»

Тест № 18

Вопрос: Положение, с помощью которого обосновывается тезис, - это

А) аргумент

Б) пропонент

В) антитезис

Г) демонстрация

Тест № 19

Вопрос: Форма эмпирического знания, отражающая реально свершившиеся события, называется

А) гипотезой

Б) проблемой

В) фактом

Г) теорией

Тест № 20

Вопрос: Эмпирическую основу научного знания составляют

А) проблемы

Б) факты

В) гипотезы

Г) теории

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Литература (основная)

1. Гетманова А.Д. Логика: учебник / А. Д. Гетманова. - М. : Омега-Л, 2009. - 415 с.

Литература (дополнительная)

3. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика: Учебник для студентов вузов. - М.: ВЛАДОС, 2010.

4. Ивин А.А. Логика: Учебник. - М.: Юрайт, 2011. URL: www.PHILOSOPHY.ru/ edu/ref/logic/ivin.html

5. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник для вузов. – М.: Проспект, 2011.

6. Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике. - М.: Проспект, 2011.

7. Мирошниченко, Л. Н. Логика: учебно-методический комплекс / Л. Н. Мирошниченко. - М. : МАБиУ, 2007. - 50 с.

Интернет-ресурсы

1. Аристотель. Категории // Сочинения в 4 томах. Т.2. М.: Мысль,1978.- С.52-90. URL: http:// http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000355/

2. Аристотель. О софистических опровержениях // Сочинения в 4 томах. Т.2. М.: Мысль, 1978. .- С.533-593. URL: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000357/

3. Аристотель. Топика // Сочинения в 4 томах. Т.2. М.: Мысль, 1978 .- С.349-532. URL: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000358/

4. Бэкон Ф. Новый Органон // Сочинения в двух томах. Т. 2. М.: "Мысль". - С.7-214. URL: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000451/

5. Ивин А. А., Никифоров А. Л. Словарь по логике - М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1997. URL: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000973/

6. Логика. URL: http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?RLujoqg/

7. Смаллиан Р.М. Алиса в Стране Смекалки.- М.: Мир,1987.-182 с. URL: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000950/

Глоссарий (словарь)

Тема 1. Предмет и значение логики

ДЕСКРИПТИВНЫЕ ТЕРМИНЫ – термины, представляющие собой имена, предикаторы и функциональные знаки. Имена – слова или словосочетания, обозначающие какой–либо предмет. Предикаторы – языковые выражения, обозначающие свойства, отношения, образ действия и т.п. Функциональные знаки – выражения, обозначающие предметные функции, т.е. функции, значениями кото­рых являются предметы.

ЗАКОН МЫШЛЕНИЯ (ЛОГИЧЕСКИЙ ЗАКОН) – необходимая, существенная связь мыслей в процессе рассуждения.

ЗНАК – любой чувственно воспринимаемый предмет, выступающий представителем другого предмета.

ИСТИННОСТЬ МЫСЛИ – адекватное отражение действительности познающим субъектом.

ЛОГИКА - наука, предметом которой являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познает окружающий мир.

ЛОГИКА ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ – логика, изучающая законы развития человеческого мышления. Диалектическая логика опирается на принципы и законы диалектики.

ЛОГИКА СИМВОЛИЧЕСКАЯ (МАТЕМАТИЧЕСКАЯ) – логика, использующая в рассуждениях формализованные языки.

ЛОГИКА ФОРМАЛЬНАЯ – наука о формах, зако­нах и операциях правильного мышления. Формальную логику называют также традиционной или аристотелевской.

логическАя формА (ФОРМА МЫШЛЕНИЯ) - определенный способ связи элементов мысли, строение мысли, благодаря которому существует содержание.

ЛОГИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ – термины, относящие­ся к логической форме мысли и не имеющие самостоя­тельного содержания. Они ничего не описывают и ниче­го не обозначают. В русском языке такими терминами являются слова или словосочетания типа «есть», «суть», «не», «неверно, что …», «всякий», «ни один», «и», «или», «если..., то...», «некоторый» и т. п.

ПРАВИЛЬНОСТЬ МЫСЛИ – соответствие связей между элементами мыслей тем или иным законам и правилам логики.

ПРАГМАТИКА – раздел семиотики, изучающий отношения человека к знаковой системе.

СЕМАНТИКА – раздел семиотики, изучающий отношения между знаками и обозначаемыми объектами.

СЕМИОТИКА – общая теория знаковых систем.

СИНТАКСИС – раздел семиотики, изучающий структуру языка: способы образования, преобразования и связи между знаками.

ФОРМАЛИЗАЦИЯ – про­цесс записи с помощью символов логики высказываний некоторого выражения естественного языка.

ЯЗЫК – знаковая система, с помощью которой фик­сируется, хранится, обрабатывается и передается инфор­мация.

ЯЗЫК ЕСТЕСТВЕННЫЙ – язык, возникающий спонтанно в процессе развития человека как необходи­мое средство общения и познания (русский, украинский, английский, французский и т.п.).

ЯЗЫК ИСКУССТВЕННЫЙ – язык, который созда­ется человеком для каких–либо определенных целей (язык логики, язык математики, азбука Морзе, эсперанто, раз­личные шифры и т.п.).

ЯЗЫК ЛОГИКИ ВЫСКАЗЫВАНИЙ – искусствен­ный язык, дающий возможность выразить логическую структуру выражений естественного языка, опираясь на истинностные характеристики логических связок.

ЯЗЫК ЛОГИКИ ПРЕДИКАТОВ – искусственный язык, учитывающий при анализе рассуждений не только истинностные характеристики логических связок, но и внутреннюю структуру суждений.

Тема 2. Понятие

АБСТРАКТНОЕ ПОНЯТИЕ – понятие, отражающее отдельные свойства, стороны, или отношения между предметами.

БЕЗОТНОСИТЕЛЬНОЕ ПОНЯТИЕ – понятие, со­держание которого не связано каким–либо отношением, где мыслимые предметы (признаки) существуют вполне самостоятельно, независимо от других предметов (свойств).

ДЕЛЕНИЕ ДИХОТОМИЧЕСКОЕ – деление, при котором объем делимого понятия распределяется на два противоречащих друг другу класса.

ДЕЛЕНИЕ ПО ВИДОИЗМЕНЕНИЮ ПРИЗНА­КА - деление, при котором выбранное основание деле­ния является видообразующим признаком. Все члены де­ления являются видами одного и того же рода.

ДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ – логическая операция, при которой объем некоторого понятия распределяется по группам (подмножествам), называемым членами деления, в зависимости от какого–либо признака – основания де­ления. Члены деления при этом являются соподчиненны­ми понятиями.

ЕДИНИЧНОЕ ПОНЯТИЕ – понятие, которое содержит в своем объе­ме лишь один элемент.

ЗАКОН ОБРАТНОГО ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СО­ДЕРЖАНИЕМ И ОБЪЕМОМ ПОНЯТИЯ – расшире­ние содержания некоторого понятия влечет за собой умень­шение его объема, а расширение объема понятия ведет к сужению его содержания.

КЛАСС (МНОЖЕСТВО) – определенная совокупность предметов, имеющих некоторые общие признаки.

КЛАССИФИКАЦИЯ – логическая операция, при которой проводится многоступенчатое, разветвленное деление объема некоторого понятия, где каждая выде­ленная группа элементов имеет свое постоянное, вполне определенное место.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЕСТЕСТВЕННАЯ – отличает­ся тем, что здесь в качестве основания берутся сущест­венные признаки.

КЛАССИФИКАЦИЯ ИСКУССТВЕННАЯ – прово­дится по несущественным признакам.

КОНКРЕТНОЕ ПОНЯТИЕ – понятие, отражающее признаки от­дельных предметов или некоторых их классов.

КРУГИ ЭЙЛЕРА – принятый в логике способ моделирования, наглядного изображения отношений между объемами понятий с помощью кругов, предложенный Л.Эйлером (1707­­–1783 гг.).

НЕРЕГИСТРИРУЮЩЕЕ ПОНЯТИЕ - понятие, объем которого носит переменный характер.

НЕСОБИРАТЕЛЬНОЕ ПОНЯТИЕ – понятие, эле­ментами которого являются отдельные предметы, свойст­ва, отношения, к каждому из которых относится данное понятие.

НЕСОВМЕСТИМЫЕ ПОНЯТИЯ – понятия, объе­мы которых не имеют общих элементов.

ОБОБЩЕНИЕ ПОНЯТИЯ – логическая опера­ция, при которой осуществляется переход от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом. Этот переход проводится путем уменьшения содержания дан­ного понятия.

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ – понятие, объем которого включа­ет более одного элемента.

ОБЪЕМ ПОНЯТИЯ – множество предметов (элементов), которое мыслится в понятии.

ОГРАНИЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ – логическая опе­рация, с помощью которой переходят от понятия с большим объемом к понятию с меньшим объемом. При этом содержание понятия расширяется.

ОПИСАНИЕ – прием, с помощью которого путем перечисления внешних черт предмета отличают его от других предметов.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГЕНЕТИЧЕСКОЕ – определение, где в качестве специфических отличительных признаков выступает способ происхождения или образования, кон­струирования предмета.

Наши рекомендации