Конспектирование источников
Тема 5. Методика работы с источниками информации.
Методы работы с научной литературой
План:
1. Информационное обеспечение учебного исследования
2. Конспектирование источников
3. Методы обработки содержания научных текстов
4. Понятийно-терминологический аппарат исследования
Информационное обеспечение учебного исследования
Научные тексты – главный источник исследовательской работы. Выбор литературы для чтения и изучения – важная составляющая труда исследователя.
Выбор и изучение литературы осуществляется поэтапно:
Первичное ознакомление и беглое прочтение источника.
Глубокое чтение и анализ.
Специальная литература для чтения и изучения отбирается:
во-первых, по ключевым понятиям, составляющим тему исследования;
во-вторых, по рекомендации научного руководителя;
в-третьих, из имеющихся "под рукой" источников.
Если для реферата литературу рекомендует научный руководитель, то при написании курсовой и дипломной работ студент самостоятельно осуществляет подбор и выбор источников.
Чтение научной литературы должно сопровождаться работой со словарями, учебниками, записями лекций. Это помогает адекватно понимать научную терминологию, актуализировать знания и полнее их использовать.
При выборе книги или статьи для чтения целесообразно установить степень сложности источника. Это определяется по количеству непонятных, малознакомых и незнакомых терминов, по наличию неясных положений и утверждений, по сложной конструкции предложений. Определив степень сложности источника, можно более рационально спланировать изучение источников, начав с более лёгких для понимания, постепенно переходя к более трудным. Последними являются, как правило, теоретические тексты, менее сложными являются методические (эмпирические, описательные).
Целесообразно начать чтение научной литературы с источника, в котором интересующая вас проблема представлена более широко или даже целиком. Вы получите общее представление о теме и вопросах, её касающихся. Таким источником может быть даже учебник или учебное пособие.
Вторичное чтение литературы – чтение более медленное, продуманное, глубокое, с обязательным конспектированием, целенаправленное и ведущееся по плану, составленному в соответствии с задачами исследования и планом написания работы.
Выбор источников диктуется целью и планом работы, но при этом не следует забывать о целесообразности разнообразия источников. Минимальный объём научного текста, изучаемый при выполнении учебно-исследовательской работы, составляет: для реферата – не менее 200 страниц, для курсовой – не менее 500 страниц, для дипломной работы – не менее 1500 страниц.
Конспектирование источников
Конспект – это краткое изложение первичного текста, приспособленное к задачам исследования. Конспектирование – процесс образования нового знания на основе изучаемого; это способ переработки информации для последующего её использования самим конспектирующим.
Теоретический текст конспектируется с учётом структуры его содержания. В процессе конспектирования выделяются понятия, категории, законы, принципы, идеи, определения, теории, гипотезы, выводы, факты и т. д. Затем выявляются связи и отношения между этими компонентами текста.
В эмпирическом тексте чаще всего представлены факты, события, ситуации, даты, статистические данные, конкретные свойства явлений и т. д.
Виды конспектирования:
выборочное и сквозное;
репродуктивное и продуктивное.
Каждый вид конспектирования отличается особенностями, определяющими пригодность для решения разных задач.
Формы конспектирования:
выписки;
составление плана;
тезисы;
аннотация;
рецензия.
Технологические приёмы конспектирования:
выписка цитат;
пересказ "своими словами";
выделение идей и теорий;
критические замечания;
собственные разъяснения;
сравнение позиций;
реконструкция текста в виде создания таблиц, рисунков, схем;
описание связей и отношений и др.
В процессе конспектирования проводится анализ текста. Могут использоваться разные виды анализа: обзорный; сравнительный; системный; проблемный; аспектный; критический; феноменологический; контент-анализ; герменевтический; комплексный и др..
Каждый из этих видов анализа имеет свою технологию, что приводит к разным результатам. Критерии хорошего конспекта:
краткость (не более 1/8 первичного текста);
целевая направленность;
аналитичность;
научная корректность;
ясность (отчётливость и однозначность), понятность.
Конспектированию лучше учиться в самом начале исследовательской работы, т. е. на стадии выполнения реферата.