Возрастные особенности организма человека
Возраст человека может быть установлен по строению (морфологии), иногда по функциональным особенностям органов и тканей человека. Возраст, определяемый таким образом, называют анатомо-физиологическим. Этот возраст отражает развитие органов и тканей тела человека, произошедшее с момента зачатия до момента исследования.
В правоохранительной деятельности используется так называемый хронологический (паспортный) возраст. Последний свидетельствует о количестве лет, прошедшем с момента рождения человека. Возрастные изменения тела у людей происходят неодинаково. Одни развиваются быстрее, другие медленнее, старение также происходит в разные сроки.
В своей жизни человек проходит следующие возрастные периоды:
1. Детский возраст – до 12 лет (имеет несколько подпериодов);
2. Подростковый возраст – от 12 до 17 лет;
3. Юношеский возраст – от 17 до 21 года;
4. Зрелый (средний) возраст – от 22 до 60 лет;
5. Пожилой возраст – от 60 до 75 лет;
6. Старческий возраст – свыше 75 лет.
У детей происходит интенсивный рост всего тела в целом и отдельных его частей. Так, у новорождённого ребёнка голова достигает половины своего окончательного размера. До пятилетнего - семилетнего возраста идёт быстрый прирост массы и длины тела. От 7 до 10 лет идёт медленнее. Следующий ростовой скачок происходит в подростковом возрасте. Кром того, к 3 годам у ребёнка теряется врождённый иммунитет, и до 7 лет ребёнок часто болеет инфекционными заболеваниями.
Также происходят возрастные изменения костей. В частности, в возрасте от 3 до 20-22 лет идёт активное формирование костного скелета, происходит окостенение хрящевых участков костей. Ядра окостенения и места окостенения на участках соединения частей кости определяются рентгенологически. Однако, у детей в возрасте до 14 лет минеральных веществ меньше, чем органических, что обуславливает особенности детской травмы костей – у них реже возникают полные переломы.
Формирование черепа человека в основном заканчивается к 17-18 годам. К этому времени складываются пропорции головы взрослого человека. Затем с возрастом происходят многие изменения.
Например, глазные щели становятся более узкими, посадка глаз несколько углубляется, значительно увеличиваются подглазничные мешки, в результате стирания и выпадения зубов происходят изменения в области рта и нижней части лица.
Изменения отмечаются в зубочелюстном аппарате. До 13-летнего возраста у ребёнка молочные зубы меняются на постоянные. К старости зубы стираются и выпадают.
У детей более интенсивный обмен веществ, поэтому выше потребность в кислороде и более напряжённая деятельность органов выделения. У них несовершенны многие органы и системы, в том числе и нервная система, - многие травмы протекают тяжело, могут осложнятся травматическим шоком.
Старение кожи приводит к образованию складок и морщин. В частности, первые признаки морщин на лбу. В частности, первые признаки морщин на лбу появляются примерно в 20 лет, после 35 лет они значительно усиливаются, носогубные складки начинаются проявляться в 25 лет, становятся отчётливыми в 45 лет, морщины у внутренних и наружных углов глаз начинают появляться после 25 лет и становятся хорошо заметными к 45 годам, в 55-60 лет появляются морщины на мочке уха.
В возрастном периоде от 14 до 18 лет наиболее интенсивно происходит половое созревание юношей и девушек. Появляются и развиваются вторичные половые признаки. У девушек молочные железы увеличиваются примерно с 11 лет, а к 16-18 годам обычно уже развиты. У юношей в 16-17 лет начинают расти пушковые волосы на подбородке.
В возрасте после 55 лет у женщин наступает период угасания детородной функции, костная ткань становится более хрупкой за счёт уменьшения минеральных солей и разрежения костной ткани (остеопороз). Стенки сосудов становятся менее эластичными и более проницаемыми, что обуславливает значительные кровоизлияния.
В пожилом и старческом возрасте восстановительные процессы протекают медленнее, защитные силы организма снижены, поэтому последствия травм и заболеваний более тяжёлые.
8-й учебный вопрос:
Осмотр пострадавшего
Только достаточные знания основ анатомии и физиологии человека позволит не только ориентироваться в особенностях функционирования костно-мышечной системы человека, сердечнососудистой и дыхательной, пищеварительной и выделительной, а также нервной системы человека, но и позволит сотруднику ОВД при возникновении ситуаций требующих оказания первой помощи своевременно и эффективно справиться с данной задачей.
Существует отработанная практикой последовательность, своего рода, схематический план действий, для сотрудника полиции, по которому он и должен действовать при оказании первой помощи пострадавшему.
Действия при осмотре пострадавшего на месте происшествия должны быть последовательны. Чтобы не упустить время для начала оказания первой помощи.
При осмотре пострадавшего,
- во-первых внимание должно быть обращено сразу на его лицо. Далее беглым взглядом осматривается весь пострадавший.
- во-вторых, следует обратить внимание: в сознании находится пострадавший или оно у него утрачено. Если сознание отсутствует, словесный контакт с пострадавшим не возможен, а значит, только интуиция может подсказать оказываюшему помощь, что произошло приблизительно с пострадавшим. На это могут указывать, например - лужа крови около или окровавленная часть тела, намокание кровью одежды в определенном месте, неестественно расположенная часть тела, конечности, резкая бледность лица, посинение губ и т.д.
- в-третьих, отсутствие сознания влечет за собой необходимость убедиться в том, жив ли человек вообще, т.е. должны быть признаки жизни. В случае, если их нет, без промедления надо браться за проведение реанимации.
Что касается правил снятия одежды и обуви с пострадавшего, они нужны, чтобы неумелыми действиями дополнительно не травмировать пострадавшего – раз и сэкономить время, чтобы как можно быстрее оказать ему первую помощь - два.
Правила просты и состоят в следующим:
1. Если травма локализуется на конечности, чтобы убедиться в ее характере, необходимо освободить конечность от одежды. Сначала освободить от нее здоровую конечность, а затем более осторожными движениями – пострадавшую. После оказанной первой помощи – наоборот – вначале щадяще одеваем одежду на поврежденную конечность, затем – на здоровую.
2. Если травме подверглась стопа, то для осмотра ее и оказания последующей помощи, необходимо предварительно разрезать обувь на этой стопе, если попытка осторожно освободиться от обуви путем обычного снятия не удалась.
3. Если у пострадавшего – термическая травма (ожог) и имеет место «приваривание» части одежды или обуви к коже, необходимо аккуратно подрезать ножницами вокруг ожоговой раны не спаянную с ней часть одежды или обуви, все остальное останется в ране до прибытия в лечебное учреждение. Это же правило применимо к случаям с отморожениями, когда имеется «вмерзание» части одежды или обуви в кожу и подлежащие ткани пострадавшего. Иногда обувь просто рвут по швам.
При осмотре пострадавшего действия сотрудника, оказывающего помощь, должны быть последовательны. В ряде случаев, чтобы определиться с видом полученной травмы, возникает необходимость освободить пострадавшего от одежды (ее можно разрезать или порвать).
III. Заключительная часть
1. Ответы на вопросы слушателей
2. Закрепление темы
3. Подведение итогов занятий
4. Задание на самоподготовку:
1. Правовые основы оказания первой помощи.
2. Организм человека как общее целое.
3. Скелет человека, его основные функции. Костно-мышечная система, соединения костей их функции.
4. Сердечно-сосудистая система: сердце и его функции, круги кровообращения. Магистральные кровеносные сосуды.
5. Органы дыхания, значение их для жизнедеятельности организма, физиология акта дыхания.
6. Основные понятия об органах пищеварения, выделения и нервной системы человека.
7. Возрастные особенности организма человека.
8. Осмотр пострадавшего.
План-конспект составил:
Ст.специалист-психолог цикла общеправовых
и социальных дисциплин ЦПП
майор полиции О.В.Кормачева
«___»____________2014г.
План-конспект рассмотрен на заседании цикла общеправовых и социальных дисциплин ЦПП УМВД России по Архангельской области
«29» января 2014 г., протокол № 2