Стилистическая окраска слова

Упражнение 33. Из толковых словарей современного русского литературного языка выпишите десять слов, имеющих стилистическую пометуразговорное, и десять слов со стилистической пометойпросторечное. Определите различия между разговорными и просторечными языковыми средствами. Укажите ситуации общения, в которых могут быть использованы разговорные и просторечные слова, используя несколько нормативных словарей русского языка (или несколько изданий одного и того же словаря, например, «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова / первое издание – 1949 год/), выясните, всегда ли к одному и тому же слову даются одинаковые стилистические пометы. Чем это объясняется?

Упражнение 34. Определите стилистическую окраску и степень экспрессивности приведенных ниже слов. Всегда ли суффикс -ищ- является показателем стилистической и экспрессивной окрашенности слов? Мотивируйте свой ответ.

I. Арбузище, басище, бычище, великанище, сестрище, голенище, детище, дождище, домище, займище, идолище, кострище (место для костра), кострище (большой костер), кнутовище, кусище.

II. Логовище, огнище (место для костра), огнище (большой костер), плечище, пожарище (место после пожара), пожарище (большой пожар), полчище, прозвище, святилище, снежище, сонмище, топорище (большой топор), топорище (ручка топора), туловище, училище.

Упражнение 35. Приведите примеры слов различных частей речи, стилистическую и экспрессивную окраску которым придают:

а) приставки, б) суффиксы, в) редупликации (повторы). Охарактеризуйте стилистическую и экспрессивную окрашенностъ этих слов.

Упражнение 36. Пользуясь толковыми словарями современного русского литературного языка, определите, какие из приведенных ниже слов имеют нейтральную стилистическую окраску, а какие являются стилистически окрашенными. Укажите окрашенностъ последних. Если слова характеризуются двуплановой стилистической окрашенностью, дайте их подробную стилистическую характеристику.

Абонемент, абориген, абрис, агитаторша, алиби, баба, безалаберный, белобрысый, бяка, вдолбить, великосветский, версификатор, выкамаривать, давеча, дама, дева, девка, деяние, добро, ежели, зазеваться, кисть, кровинушка, мальчуган, молвить, рвач, рохля, хват.

Упражнение 37. Охарактеризуйте стилистическую и экспрессивную окраску, а также стилистическую функцию выделенных слов и грамматических форм в стихотворении А.С. Пушкина «Пророк».

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился;

Перстамимягкими как сон

Моих зениц коснулся он:

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

Моих ушей коснулся он,

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

И он к устам моим приник,

И вырвал грешный мой язык,

И празднословный, и лукавый,

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой.

И он мне грудь рассек мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую водвинул.

Как труп в пустыне я лежал,

И Бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

АРХАИЧНОСТЬ НОРМЫ

Упражнение 38. В приведенных ниже отрывках из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» найдите грамматические формы, которые не соответствуют нормам современного русского литературного языка. Укажите их современные нормативные варианты. Выполните задание по приведенному ниже образцу. Для справок можно использовать книгу Н.М. Шанского «По следам "Евгения Онегина"». — М., 1999.

Часть речи Употребляется у А. С. Пушкина Современная норма
Имя существительное   I. Система падежных окончаний   II…     Бывало, он еще в постеле: К нему записочки несут [I, ХV] Современная норма — в постели. [Комментарий]: В пушкинское время постеля и постель были одинаково употребительными вариантами. Таким образом, написание в постеле не является орфографической ошибкой.
Глагол [№…]   Деепричастие Воспомня прежних лет романы, Воспомня прежнюю любовь… [I, ХLVII] Современная норма — вспомнив. [Комментарий}: Воспомня — устаревшая форма деепричастия вспомнив, с вокализованной приставкой и суффиксом -я [-'а].

I

Поедем. — Поскакали други... [III, III]

Но вы, разрозненные томы

Из библиотеки чертей... [IV, XXX]

Про ваши старые года... [III, XVII]

Мелькали сёлы; здесь и там

Стада бродили по лугам... [II, I]

Закрыты ставни, окны мелом

Забелены. Хозяйки нет [VI, XXXII]

Иль длинной сказки вздор живой,

Иль письмы девы молодой [VIII, XXXVI]

Носили блюды по чинам... [II, XXXV]

Умыть лицо, плеча и грудь... [VII, XXX]

Так деревцо свои листы

Меняет с каждою весною [IV, XVI]

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов... [VII, XXX]

II

Мужьев военных и поход [V, IV]

Что ж мой Онегин? Полусонный

В постелю с бала едет он... [I, XXXV]

Кусты сирен переломала... [III, XXXVIII]

Не дай мне бог сойтись на бале... [III, XXVIII]

В глуши, под сению смиренной... [II, XXI]

Девицы шепчут в уголку... [V, XXXV]

С семинаристом в желтой шале

Иль с академиком в чепце! [III, XXVIII]

Здесь почивал он, кофей кушал... [VII, XVIII]

Меж ими все рождало споры... [II, XVI]

На крик испуганный ея... [VII, XVI]

III

Семь суток ехали оне [VII, XXXV]

Я должен буду, без сомненья,

Письмо Татьяны перевесть... [III, XXVI]

Сначала все к нему езжали... [II, V]

Поступком оскорбясь таким,

Все дружбу прекратили с ним [II, V]

Все предрассудки истребя... [II, XIV]

Служанок била осердясь... [II, XXXII]

Ушед от их мятежной власти... [II, XVII]

Сквозь слез не видя ничего... [IV, XVII]

О рождестве их навещать... [IV, XX]

Вдруг меж дерев шалаш убогой... [V, XV]

Упражнение 39. Прочитайте отрывки из «Сказки о царе Салтане...» А.С. Пушкина. Найдите случаи, когда употребление краткой формы имен прилагательных нарушает нормы современного русского литературного языка. Является ли в данных контекстах такое нарушение нормы ошибкой? Почему?

1)

Царь Салтан, с женой простяся,

На добра коня садяся,

Ей наказывал себя

Поберечь, его любя.

2)

Снова князь у моря ходит,

С синя моря глаз не сводит;

Глядь – поверх текучих вод

Лебедь белая плывет.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ

И НОРМА

Разговорный стиль

Упражнение 40. Приведенные ниже предложения и словосочетания запишите в фонетической транскрипции в соответствии с нормами разговорного стиля. Укажите все возможные варианты произношения.

1. Здравствуйте, Александр Александрович.

2. Сейчас я это посчитаю.

3. Двадцать восемь человек.

4. Очень хорошо, Елена Павловна.

5. Три тысячи.

Упражнение 41. Прочитайте отрывок из статьи «Поговорим о том, как мы говорим» народной артистки РСФСР Р.В. Зеленой (Русская речь. – № 1, 1986. С. 64-65). Можно ли согласиться с ее мнением, что приведенные ею примеры являются примерами нарушения норм разговорной речи? Аргументируйте свой ответ. В случае несогласия с автором статьи дайте собственные варианты произношения этих слов. Докажите, что ваши варианты являются нормативными для разговорной речи.

Я долго-долго почему-то собирала какие-то слова, потом нашла тетрадь, где они, услышанные в разное время по радио, телевидению, в выступлениях, в разговоре, были мною записаны. Зачем? Ничто их не связывало. Прочла их вслух, подряд и тогда поняла, услышала ясно, что их объединяло неправильное произнесение. Были утеряны, выброшены из сдвоенных гласных и согласных по одному звуку. Звучало так: сапщене, сображене, запарк, наборот, ваще, почеркнул, каса, кацу [к отцу], подержал кандидатуру, они уже прибрели навыки и т. д.

Отдельные "исказители" идут еще дальше, "для скорости" выбрасывая уже целые слоги: вместо "пятьдесят - шестьдесят" говорят писят – шисят. Или: «Послушайте ститворение Фета». Объявляют: «Обедненный [объединенный] хор; обедненные нации; обедняют [объединяют] три хозяйства; арктура [архитектура]; кимография [кинематография] и т. д.

Кто-то скажет: подумаешь, один звук, один слог, и так все понятно. Нет, не подумаешь! От этого речь наша становится небрежной, невнятной, неряшливой. Вот это особенно угнетает. Небрежность ... Неужели, чтобы сэкономить время, мы будем пропускать звуки, не выговаривать слоги, терять сдвоенные гласные и согласные? Вместо "вообще" говорить ваще и вместо "специальность" – спецалъность? Идут в тятр, пошел кацу [к отцу], зашел в касу, выграл первые мачи [матчи]. Да эти сдвоенные звуки не надо выговаривать, они почти проскальзывают, но они есть и должны чувствоваться в речи, в любой скороговорке, как бы мы ни торопились. Может быть, подобное произношение экономит время, столь ценное в наш век? Нет. Нисколько. Проверяла по хронометру. Гораздо экономнее избавляться от многословия.

Сколько любви к родному языку в словах великих наших мастеров: Л. Толстого, Гоголя, Тургенева, Даля! Сколько уважения к нашей прекрасной речи! Какая тревога за нее! И все-таки люди идут в филял тятра, в запарк, едут на ародром, у них развивается выбражене, появляются сображеня. Надо произнести все это вслух, чтобы услышать, как это некрасиво, безобразно звучит. Конечно, эти гласные произносятся не так, как пишутся, и два о переходят почти всегда в редуцированные дваа, но они остаются в речи, в ее ритме. И "силы" у нас всегда "вооруженные", а не воруженные. И «Спартак» выиграл два "матча", а не выграл два мача. Куда девалось т? Оно исчезло совсем.

Упражнение 42. Охарактеризуйте стилистическую окраску выделенных слов. Являются ли эти слова нормативными для современного русского литературного языка? Произведите, по возможности, их синонимическую замену.

1. Его не пускали впубличку по молодости лет, но он через знакомых доставал научные журналы, чтоб быть в курсе проблем и открытий (В. Панова). 2.Кругосветку сейчас совершить – как в два пальца свистнуть (газ.). 3. Заново переоборудовали ичиталку(газ.). 4. Студент робко протянул профессору своюзачетку (А. Величкин). 5. Какие же сейчас поют вэлектричках песни? (газ.). 6. Специалисты, окончившиезаочку, котируются меньше, чем "дневники" (газ.).

Упражнение 43. Подберите несколько примеров разговорных (неофициальных) названий различных объектов (улиц, учреждений культуры и т. д.). Например: Третьяковская галерея – «Третьяковка» и под. Какие черты разговорной речи проявились в этих названиях? Можно ли согласиться с мнением некоторых людей, утверждающих, что подобные названия противоречат нормам русского литературного языка (в том числе и в пределах разговорного стиля), являются неэтичными? Аргументируйте свой ответ.

Научный стиль

Упражнение 44. Зависит ли степень экспрессивности и эмоциональности научной речи от характера научного произведения, отрасли науки, жанра, а также авторской индивидуальности? Проиллюстрируйте свои ответы примерами из научных работ различного плана.

Упражнение 45. В приведенных ниже отрывках из научных работ найдите образные средства языка; охарактеризуйте их. Выполните задания к текстам, ответьте на вопросы.

I

По своему строению атом напоминает нашу Солнечную систему. Подобно тому как планеты, притягиваясь к Солнцу, движутся вокруг него, так и электроны в атоме движутся вокруг ядра, удерживаемые силами притяжения к нему.

II

Плодовое тело трюфеля белого напоминает клубень картофеля, достигает массы 500 г и более. Мякоть суховатая, на разрезе сначала белая, затем серовато-белая, как бы мраморная, с желтовато-бурыми прожилками, в которых расположены сумки со спорами.

III

Подобно хлориду натрия большинство солей состоит не из молекул, а из отдельных ионов.

IV

До сих пор мы имели в виду язык как систему символов, говорили о филологии, которая изучает этот язык, старается провести отдельные ниточки между элементами смысла и элементами символов – будут ли это интонация, паузы и т. д. Это достояние филологии. Есть другая наука, межеумочная. Она изучает не символы и их значимости, не ниточки, которые соединяют элементы смысловые с элементами символов, а, перерезав эти ниточки, символы и отвлечения.

V

Главные особенности этого края: обилие лесов и болот, преобладание суглинка в составе почвы и паутинная сеть рек и речек, бегущих в разных направлениях.

VI

И хотя термин "фонология" употреблялся и раньше... да и термин "фонема" Бодуэн взял у Соссюра, но вложил в него свой, особый смысл,— все это восходит к Бодуэну как к отцу и прародителю и фонемы, и фонологии.

Вопросы и задания к текстам

1. Докажите уместность / неуместность употребленных в текстах образных средств.

2. Отметьте случаи, когда образные средства языка используются только для пояснения характеризуемых явлений, для иллюстрации, не преследуя специально экспрессивных целей.

3. Встречаются ли в приведенных примерах сравнения и метафоры, обладающие яркой образностью?

4. Отличается ли использование средств словесной образности в научной речи от использования этих средств в художественной литературе? Обоснуйте свой ответ.

Упражнение 46.Прочитайте приведенный ниже отрывок из статьи Л.В. Щербы «О частях речи в русском языке». Укажите в нем языковые средства, не входящие в состав научного стиля. Противоречит ли их использование в данном тексте нормам научного стиля? Объясните их употребление в научной работе.

Оканчивая свое обозрение так называемых «частей речи» в русском языке, я начинаю слышать тот стон, который идет из учительских рядов: «Как все это сложно? Неужели все это можно нести в школу? Нам надо бы что-нибудь попроще, поотчетливее, непрактичнее...»

К сожалению, жизнь людей не проста, если мы хотим изучать жизнь,— а язык есть кусочек жизни людей,— то это не может быть просто и схематично. Всякое упрощение, схематизация грозит разойтись с жизнью, а главное, перестает учить наблюдать жизнь и ее факты, перестает учить вдумываться в ее факты. Важно не то, чтобы дети бойко и без ошибки, по старой или новой системе, классифицировали слова, а важно то, чтобы дети сами подмечали существующие в языке категории, вдумывались в слова, в их смысл и связи.

Проповедуя необходимость реформы старой школьной грамматики, я всегда отдавал себе ясный отчет в том, что реформа не поведет к облегчению. Идеалом была для меня всегда замена схоластики, механического разбора – живой мыслью, наблюдением над живыми фактами языка, думаньем над ними. Я знаю, что думать трудно, и тем не менее думать надо и надо, и надо бояться схоластики, шаблона, которые подстерегают нас на каждом шагу, всякий раз, как мысль наша слабеет. Поэтому не следует прельщаться легким, простым и удобным: оно приятно, так как позволяет нам не думать, но ложно, так как скрывает от нас жизнь;

бесполезно, так как ничему не учит, и вредно, так как ввергает мысль нашу в дремоту.

Однако, как я говорю своим слушателям с самого начала своей педагогической деятельности, все трудности окажутся значительно более легкими, если мы до конца признаем тот факт, что дети владеют теми грамматическими категориями своего родного языка и что наша задача только разбудить у них лингвистический инстинкт и заставить осознать уже имеющиеся категории. Все предшествующее исследование имело целью показать, на чем базируется этот инстинкт, и к начальному обучению вовсе не относится. Здесь надо лишь, не мудрствуя лукаво и не насилуя ни своего, ни детского языкового чутья, налепить ярлыки на существующие у них категории, которые таким образом и будут приведены в сознание.

Упражнение 47.Исходя из грамматических особенностей научного стиля, выберите правильные пункты из перечня, приведенного ниже. Мотивируйте свой выбор.

Характерными для научного стиля грамматическими чертами являются:

I

а) Преобладание имени существительного над остальными частями речи.

б) Преобладание иных частей речи над именем существительным.

II

а) Преобладание отвлеченных имен существительных над конкретными.

б) Преобладание конкретных имен существительных над отвлеченными.

III

а) Характерно употребление имен существительных singularia tantum во множественном числе.

б) Не характерно употребление имен существительных singularia tantum во множественном числе.

Упражнение 48. В приведенном ниже тексте слова, заключенные в скобки, поставьте в форму числа, характерную (нормативную) для научного стиля. Обоснуйте свой выбор.

Для выпрямления (высокого напряжения – высоких напряжений) выпущены кремниевые столбы в прямоугольных пластмассовых корпусах, залитых изолирующей смолой. <...> На рис. 8-1 с помощью электрических диаграмм изображено возникновение (тока - токов) в электронно-дырочном переходе туннельного диода (И.П. Жеребцов. Основы электроники).

Официально-деловой стиль

Упражнение 49. Исходя из особенностей лексико-грамматического состава официально-делового стиля, выберите правильные пункты из перечня, приведенного ниже. Мотивируйте свой выбор.

Характерными для официально-делового стиля чертами являются:

I

а) Употребление слов в переносном значении.

б) Употребление слов в прямом номинативном значении.

II

а) Наибольшая, по сравнению со всеми остальными функциональными стилями, частотность использования именной лексики (отглагольных существительных, отыменных предлогов и союзов, кратких прилагательных).

б) Наибольшая, по сравнению со всеми остальными функциональными стилями, частотность использования глагольной лексики.

III

а) Активное употребление личных местоимений 1- го и 2- го лица и соответствующих глагольных форм.

б) Практически полное отсутствие личных местоимений 1-го и 2- го лица и соответствующих глагольных форм.

IV

а) Наибольшая активность использования эллиптических предложений.

б) Наибольшая активность сложных синтаксических конструкций и простых осложненных предложений.

V

а) Намеренный повтор слов.

б) Замена повторяющихся слов синонимами или местоимениями.

Упражнение 50. Чем объясняется повторение выделенных слов в приведенных ниже текстах? Соответствует ли это современным языковым нормам? Возможна ли замена этих слов синонимами? Почему?

I

По окончанииинвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности проведенияинвентаризации.Их следует проводить с участием членовинвентаризационнойкомиссии и материально ответственных лиц обязательно до открытия помещения, где проводиласьинвентаризация. Результаты контрольных проверок правильности проведенияинвентаризацииоформляются актом и регистрируются в книге учета контрольных проверок правильности проведенияинвентаризации.

II

Междумолекулами имеютсяпромежутки, размеры которых зависят от агрегатного состояния вещества и температуры. Наибольшие расстояния имеются междумолекулами газов. Этим объясняется их легкаясжимаемость. Труднеесжимаются жидкости, гдепромежутки междумолекулами значительно меньше. В твердых веществахпромежутки междумолекуламиеще меньше, поэтому они почти несжимаются. Молекулы находятся в непрерывномдвижении. Скоростьдвижения молекул зависит оттемпературы. С повышениемтемпературы скоростьдвижения молекул возрастает.

Упражнение 51. Б.Н. Тимофеев в книге «Правильно ли мы говорим?» приводит примеры проникновения «канцеляризмов» в разговорную речь. Прочитайте примеры, помещенные ниже. Действительно ли эти канцеляризмы засоряют речь? Встречались ли вам случаи употребления канцеляризмов в разговорной речи? Приведите примеры. Сделайте стилистическую правку предложений (в том числе и приведенных вами), заменяя канцеляризмы стилистически нейтральными словами.

«Свой летний отпускной период я провел в дачной местности. По линии отдыха все было на уровне. В саду было много зеленых насаждений. А выйдешь из сада – перед тобой зеленый массив. Жаль только, что торговые точки были далеко, и это вносило трудности по линии доставки продуктов питания; культурных мероприятий тоже не хватало. Да и санузел был не городского типа».

«Есть у вас коньячные изделия?»

«Находится в процессе ремонтирования».

Упражнение 52. По толковым словарям современного русского языка выясните значения приведенных ниже слов, имеющих ярко выраженную окраску делового стиля. Подберите к ним синонимы, имеющие нейтральную стилистическую окраску. Возможно ли употребление последних в текстах официально-делового стиля? Аргументируйте свой ответ.

Аннулировать, неустойка, подрядчик, потребитель, препроводить, стандартизация, рекламация, уведомить, унификация.

Упражнение 53. Является ли нормативным употребление в официально-деловом стиле приведенных ниже имен существительных для обозначения лица женского пола? Мотивируйте свой ответ.

Дипломантка, директриса, заседательница, истица, кассирша, лаборантка, ответчица, председательница, свидетельница, секретарша, студентка, учительница.

Упражнение 54. Прочитайте приведенное ниже заявление, написанное Кондратом Майданниковым – героем романа М. Шолохова «Поднятая целина». Приемлема ли подобная форма заявления? Какие жанровые требования и грамматические нормы в нем нарушены? Аргументируйте свой ответ.

Товарищу Макару Нагульнову

в ячейку коммунистической

гремяченской партии.

Заявление.

Я, Кондрат Христофоров Майданников, прошу принять меня в колхоз с моей супругой и детьми, и имуществом, и со всей живностью. Прошу допустить меня, до новой жизни, так как я с ней вполне согласный.

К. Майданников.

Публицистический стиль

Упражнение 55. Исходя из особенностей лексико-грамматического состава публицистического стиля, выберите правильные пункты из перечня, приведенного ниже. Мотивируйте свой выбор.

Характерными для публицистического стиля чертами являются:

I

а) Наличие в лексической системе общественно-политических слов, «газетизмов».

б) Отсутствие в лексической системе общественно-политических слов, «газетизмов».

II

а) Непродуктивность словообразовательных моделей отвлеченных имен существительных с суффиксами -ост'-, -ств-, -ниj-, -uj-.

б) Продуктивность словообразовательных моделей отвлеченных имен существительных с суффиксами -ост'-, -ств-, -ниj-, -uj-.

III

а) Активность в употреблении образований с эмоционально-экспрессивными аффиксами -щина, -ичать и под.

б) Пассивность в употреблении образований с эмоционально-экспрессивными аффиксами -щина, -ичать и под.

IV

а) Наличие образований с лексикализованными приставками меж-, все-, обще-, сверх- и под.

б) Отсутствие образований с лексикализованными приставками меж-, все-, обще-, сверх- и под.

V

а) Активное использование интернациональных словообразовательных суффиксов (-а-ция, -ра, -ист, -изм, -ант) и приставок (анти-, контр-, про-, де-з-) и под.

б) Использование интернациональных словообразовательных суффиксов (-а-ция, -ра, -ист, -изм, -ант) и приставок (анти-, контр-, про-, де-з-) и под. непродуктивно.

Упражнение 56. В приведенных ниже примерах из языка газет найдите речевые штампы. Является ли их наличие признаком (нормой) публицистического (газетно-публицистического) стиля или же они должны рассматриваться как его недостаток?

1. Беседа прошла в теплой дружеской обстановке.

2. Цена же на черное золото растет год от года.

3. Вчера вечером состоялась встреча без галстуков российского президента и канцлера ФРГ...

4. В моей душе встреча с этим человеком оставила неизгладимый след.

Художественный стиль

Упражнение 57. Прочитайте приведенный отрывок из рассказа А.П. Чехова «Письмо к ученому соседу» и выполните задания, приведенные после текста.

Максим... (забыл как по батюшке, извените великодушно!) Извените и простите меня старого старикашку и нелепую душу человеческую за то, что осмеливаюсь Вас беспокоить своим жалким письменным лепетом. <...> Позвольте ... пожать мысленно Вашу ученую руку и поздравить Вас с приездом из Санкт-Петербурга в наш недостойный материк, населенный мужиками и крестьянским народом т. е. плебейским элементом. <...> Вы изволили сочинить что человек произошел от обезьянских племен мартышек орангуташек и т. п. <. .> Если бы мы происходили от обезьян, то нас теперь водили бы по городам Цыганы на показ и мы платили бы деньги за показ друг друга... <...> Вы сочинили и напечатали в своем умном соченении, как сказал мне о. Герасим, что будто бы на самом величайшем светиле, на солнце, есть черные пятнушки. Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда. Как Вы могли видеть на солнце пятны, если на солнце нельзя глядеть простыми человеческими глазами, и для чего на нем пятны, если и без них можно обойтиться? Из какого мокрого тела сделаны эти самые пятны, если они не сгорают? Извените меня дурмана ядовитого, что так глупо съострил! <...>

Задания к тексту

1. Определите стиль и жанр приведенного отрывка.

2. Найдите в тексте отступления от фонетических, лексических и грамматических норм современного русского литературного языка; укажите их современные нормативные варианты.

3. Укажите, с какой целью А.П. Чехов использует найденные вами нарушения в тексте своего произведения?

Упражнение 58. Охарактеризуйте стилистическое использование ошибок в предложениях из произведений М. Зощенко. Классифицируйте эти ошибки. Пострадает ли стиль повествования в случае их устранения?

1. Только узнаем: до смерти убит старый князь... 2. Стал я богом божиться. 3. Что она, прелестная красавица, ни скажет, то я и сделаю. 4. Сплюнул я на пол плевком и пошел себе. 5. Я по тебе живому панихиды служу, и все мы почитаем тебя умершим покойником. 6. Народу тут множество многое испорчено. 7. Ты, говорит, сразу мне приглянулся наружной внешностью. 8. Я, говорю, человек не освещенный. 9. Я шутку пошутил, Анисья Васильевна. 10. Нет у меня денег ремонты ремонтировать.

Упражнение 59. I. Прочитайте приведенный ниже отрывок из книги К.И. Чуковского «Живой как жизнь». Можно ли согласиться с автором, что выделенные им слова – "бездарная чушь", неуместная в романтической сказке? II. Обратите внимание на перевод первой из этих фраз М. Благовещенской. Безупречен ли ее вариант? Дайте собственную редакцию этой фразы.

I. Помню, как смеялся А. М. Горький, когда бывший сенатор, почтенный старик, уверявший его, что умеет переводить с "десяти языков", принес в издательство «Всемирная литература» такой перевод романтической сказки:

«За неимением красной розы, жизнь моя будет разбита». Горький указал ему, что канцелярский оборот "за неимением" неуместен в романтической сказке. Старик согласился и написал по-другому:

«Ввиду отсутствия красной розы жизнь моя будет разбита», чем доказал полную свою непригодность для перевода романтических сказок.

Этим стилем он перевел весь текст:

«Мне нужна красная роза, и я добуду себе таковую». «А что касается моего сердца, то оно отдано принцу». "За неимением", "ввиду отсутствия", "что касается" – все это было необходимо в тех казенных бумагах, которые всю жизнь подписывал почтенный сенатор, но в сказке Оскара Уайльда это кажется бездарной чушью.

II. «Я прочел все, что написали мудрые люди, я постиг все тайны философии,— а жизнь моя разбита из-за того только, что у меня нет красной розы» [О. Уайльд. Соловей и роза / Перевод М. Благовещенской/].

Упражнение 60. Лион Измайлов в своем юмористическом рассказе «Великий и могучий» приводит случаи неправильного употребления слов, грамматических форм, синтаксических конструкций и т.д. Проанализируйте приводимые ниже выдержки из этого рассказа и найдите ошибки. С чем они связаны? Дайте ваш вариант.

Никто, включая интеллигенцию, правда пока что техническую, не говорит "в доме отдыха", все говорят "в доме отдыхе".

Жена одного моего знакомого, кстати, писателя, уже много лет говорит "тубаретка". И не она одна. Сам писатель тоже так говорит.

В санатории я слышал, как одна женщина, звоня в Москву, кричала в трубку: «У меня такой обмен веществ, такой обмен веществ – весь санаторий завидует!» Интересно, что она имела в виду.

Часто мы слышим такие изумительные глаголы, как "одевши", "поспамши". Помните, как у Райкина. Дети бегают по двору школы, кричат "одемши", "раздемши". У директора спрашивают: «Почему они у вас так говорят?» Директор отвечает: «А они у нас так привыкши».

Одна женщина говорила: «Цыплят по восемь считают». Я ее поправил: «По осени». Она сказала: «Неважно когда, важно, что по восемь». «А почему, – спрашиваю, – по восемь, а не по семь?» Она логично отвечает: «Считать быстрее».

За праздничным столом часто говорят: «Хочу поднять этот тост...»

Ничуть не задумываясь, что поднять можно рюмку или бокал, а тост поднять невозможно.

Несмотря на подобные ошибки, большинство из нас считает себя знатоками русского языка. Попробуйте в автобусе спросить:

«Вы на следующей сходите?» Тут же услышите в ответ: «Не сходите, а выходите. Сходят с ума, а не в автобусе».

Особый язык, изощренный и уродливый, выдумали чиновники. Это от них пошли фразы: "вызвать на ковер", "перекрою кислород", "прозвоню по своим каналам", "налажу связи"...

Поэты языкотворцы выдумывают такое, что уши порой вянут. Говорят, один поэт принес на радио такие стихи:

Закончилася драма,

Оборван жизни путь,

Течет вода из крана,

Забытая заткнуть.

В поликлинике сплошь и рядом вместо "бюллетень" говорят "беллютень". Не раз я слышал как "вещи ложат в чумадан".

Один начальник все время говорил "хвакты" вместо "факты", когда ему объяснили ошибку, он стал говорить не только "факты", но еще и "фатает", вместо "хватает".

Другой деятель говорил: «Вот вы здесь сидите, а в Америке Кукрыниксы негров вешают». Спутал Кукрыниксов с ку-клус-кланом.

Один военный, проводя политинформацию, говорил: «А в Африке зверски погиб Патриас Лумамба».

Лично я видел объявление "Сниму квартиру с женой". Другое объявление: «Сдаю квартиру одинокому мужчине без женовождения».

Кстати, знаете как различать портфéль или пóртфель? Очень просто. В портфéль кладут докумéнты, а в пóртфель докýменты.

Оговорок, искажений и извращений нашего языка много. Особый язык – это язык подворотни. "Потрекали", "врезали", "смурной", "малахольный"...

Я из подобных слов составил небольшой рассказик.

«Продрали мы зенки с бодуна. Взяли три пузыря. Раздавили их — сотрю: не торчим. Пошпандорили к Нинке. Еще один влындили — ни в одном глазу. Тогда по литру лосьона запузырили и тут же забалдели. А с утра головешка как бидон, зенки на лбу, и изо рта факел. Вот так и погудели».

(По Л. Измайлову)

РАЗДЕЛ III

ЧАСТИ РЕЧИ

Вопросы ко всему разделу

1. Каковы принципы классификации частей речи?

2. На какие лексико-грамматические разряды делятся все слова в современном русском языке? Перечислите эти разряды.

3. Каково место междометий и звукоподражательных слов в системе частей речи?

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Вопросы к теме

1. Каково категориальное значение имени существительного?

2. Какие грамматические категории и морфологические особенности присущи имени существительному?

3. Каковы синтаксические функции и синтаксические связи указанной части речи?

Категория рода

Вопросы к теме

1. Что такое категория рода?

2. Каковы отличия грамматической категории рода имен существительных от грамматической категории рода других частей речи?

3. Каковы основы морфологического и синтаксического выражения категории рода имен существительных?

4. Какова семантическая основа категории рода имен существительных?

5. Все ли имена существительные в современном русском языке имеют род? Мотивируйте свой ответ.

6. Что такое существительные «общего» рода?

7. Что подразумевается под колебаниями в роде имен существительных?

Упражнение 61. Укажите нормативный для современного русского литературного языка грамматический род приводимых ниже имен существительных, заимствованных из французского и немецкого языков. Влияет ли грамматический род имен существительных языка-источника на колебания в роде этих существительных в русском языке и как? Ко всем приведенным словам подберите определения – прилагательные или причастия.

I) амплуа, буржуа, буриме, бурре, визави, жабо, какаду, кольраби, коммюнике, крупье, куртье, лансье, ландо, панно, плиссе, портмоне, протеже, саше, фортепьяно, фрау, фрейлейн, фрикасе, шансонье.

II) артишок-артишока, вольер-вольера, лангуст-лангуста, плацкарт-плацкарта, фисташк-фисташка, шпалер-шпалера.

III) шпатель, гантель, гастроль, кафель, табель, тигель, трюфель, туш, тушь.

Упражнение 62. Вставьте пропущенные буквы. Укажите, на чем основан выбор соответствующей формы.

1. Антон ранней весной вместе с командой магнéтовцев уехал в больш... заграничн... турне (Л. Кассиль). 2. На обывательской тройке, проселочными путями, соблюдая строжайш... инкогнито, спешил Петр Павлович Посудин в уездный городишко N (А.П. Чехов). 3. Жужжит пчела на белой хризантеме, // Так душно пахнет стар... сашé (А. Ахматова). 4. Вертится в саду бел... какаду (М.Л. Моравская). 5. Наибольшее распространение в комнатной культуре имеют древовидн... алоэ, алоэ реснитчат..., маленьк... алоэ пёстр... с декоративными бело-полосатыми листьями (научн.). 6. В Хороссане есть такие двери, // Где обсыпан розами порог. Там живет задумчив... пéри (С. Есенин). 7. Мехико-сити плоск... и пёстр... (В. Маяковский). 8. Он упомянул знойн... торнадо, попутно прихватив штиль (А. Грин). 9. [Он] просунул нос в старомодн... пенсне (И. Ильф и Е. Петров). 10. Пят... авеню делит город пополам (В. Маяковский). 11. Звучного, как град, и мелодического, как глубок... контральто (А. Грин).

Упражнение 63. По словарям современного русского литературного языка уточните родовую принадлежность выделенных слов. Какой из вариантов более актуален с точки зрения современной языковой нормы?

1. Ему даже показалось, что и одинбакенбард был у него меньше и не так густ, как другой (Н.В. Гоголь) – Барину видна была только одна необъятнаябакенбарда (И.А. Гончаров). 2. Сжала руки под темнойвуалью (А. Ахматова) – Там в тяжком бреду томительный призрак, свой черныйвуаль, вуаль донны Анны, к его изголовью склоняя, смеется (И. Анненский). 3. Через несколько минут деревянныйставень поднялся (А.С. Пушкин) – Из покосившегося домика с хлопающейставней вышла женщина (Л.. Андреев). 4. Мне в грезах виделся пестреющий толпою, высокий, мраморный, залитый светомзал (С. Надсон) – Ему представилась дверь, запертая наглухо, а за ней огромная полутемнаязала (М. Алданов) – Огромноезало в три квадратные сажени ... было начищено и сияло (М. Зощенко). 5. Он провел доктора через переднюю в большую залу, где темнел черныйрояль (А.П. Чехов) – И на покорнуюрояль властительно ложились руки (А. Блок). 6. С одной стороны стояли три или четырескирда сена, полузанесенные снегом (А.С. Пушкин) – Он открывает глаза и видит перед собой что-то темное, похожее на избу илискирду (А.П. Чехов). 7. Когда кадриль кончилась, Сонечка сказала мне «merci» (Л.Н. Толстой) – Начался второйкадриль (Н.А. Лейкин). 8. Толькожирафа может промочить ноги в понедельник, а насморк почувствовать лишь к субботе (Л. Кассиль) – Далеко на озере Чад Изысканный бродит жираф (Н. Гумилев).

Упражнение 64. Объясните различия в употреблении формы рода выделенных имен существительных. Следует учитывать, что оба предложения – варианты перевода с польского языка (стихотворение А. Мицкевича), где словотополь — женского рода.

Лишь хмель литовских берегов, немецкойтопольюплененный, через реку, меж тростников, переправлялся дерзновенный (А.С. Пушкин) – Лишь ветка литовского дикого хмеля к любимомутополю прусского края, к заветной стремилась за Неманом цели (Н. Асеев).

Упражнение 65. Вставьте пропущенные буквы или выберите необходимый вариант из скобок. Укажите основания выбора. Возможны ли варианты? Охарактеризуйте их стилистическую окраску.

1. Потянулась бы за этим длинная ночь, скучн... завтра, невыносим... послезавтра (И.А. Гончаров). 2. И сдержанный американец может ехать к себе на дачн... качалку-диван (В. Маяковский). 3. – Ах ты, господи, что за ребенок, за юла так...! Да посидишь ли ты смирно, сударь? (И.А. Гончаров). 4. Кто сказал, что стар... добр... ВДНХ умер...? (газ.). 5. – Тебя, Егор Васильевич, надо взять на учет, как памятник московской старины наравне с цар…-колоколом или цар…-пушкой (В. Ардов). 6. — Да! — воскликнул Остап. — Банкет в вагон…-ресторане! (И. Ильф и Е. Петров). 7. Теперь можно было заключить, что [Чичиков] удалится с оставшимися кровными десятью тысячонками в какое-нибудь захолустье, уездн… городишко (Н.В. Гоголь). 8. За вагонами для легкораненых (шёл / шла) вагон-аптека (В. Панова).

Упражнение 66. К приведенным ниже именам существительным мужского рода подберите возможные парные названия женского рода. Охарактеризуйте их стилистическую окраску. Когда коррелятивная форма женского рода отсутствует? Почему?

Врач, доктор, профессор, лауреат, поэт, кондуктор, тракторист, комбайнер, писатель, чемпион, учитель, инженер, секретарь, директор, пловец, бригадир, агроном, лаборант, космонавт, корреспондент, билетер, режиссер, инструктор, конструктор, курсант, слесарь, экскурсовод, наставник, геолог, географ, технолог, бухгалтер, троеборец.

Упражнение 67. Определите стилистическую окраску выделенных слов в приводимых ниже предложениях. Являются ли они нормативными для современного русского литературного языка?

1. – Счетоводша Олена с кавалером своим (Ф. Абрамов). 2. Зал долго молчал. Потом поднялась почтальонша Нюра (Л. Измайлов). 3. И сам Дмитрий Корнеевич, говорила докторша, три раза звонил (В. Панова). 4. Дворничиха с противогазом через плечо стояла у ворот (В. Панова). 5. А тут как раз кондукторша ко мне подходит (М. Зощенко). 6. Из репродуктора, висевшего на столбе, послышался приятный голос дикторши (А. Иванов). 7. И надо же было случиться такому – она и оказалась новой агрономшей (Г. Николаева). 8. Врачиха была молоденькая и такая крохотная, что казалась совсем девочкой (К. Симонов). 9. Коростелев рассеянно слушал и рассеянно следил за рукой секретарши, писавшей протокол (В. Панова). 10. Заправляла всем этим хозяйством молоденькая библиотекарша Люда (В. Чудодеев).

Упражнение 68. В приведенных предложениях найдите существительные общего рода. Определите, лицо какого пола обозначает каждое из них. Как выражен род этих существительных? По словарям современного русского языка определите их стилистическую и эмоционально-экспрессивную окраску.

1. Какая ты, однако, ломака (А.П. Чехов). 2. Я ехал в Белогорскую крепость избавить сироту, которую там обижают (А.С. Пушкин). 3. К хозяйке скоро приехала гостья, какая-то пустомеля и болтунья (Н.В. Гоголь). 4. Один – простой мужик, другой – какой-то заезжий кулак и пройдоха, в синей сибирке (Н.В. Гоголь). 5. А внучку жаль! Повесилась на шею, егоза (Н. Некрасов). 6. «А генералов надобно?» – спросил их купчик-выжига (Н. Некрасов). 7. Кто бы мог быть этот удивительный плакса (М. Булгаков). 8. Про такого говорят: он плохой, неряха (В. Маяковский). 9. Остап сразу же понял, что монтер великий дока (И. Ильф и Е. Петров). 10. – Может быть, угодно вам, мой будущий коллега, для практики сделать операцию? – обратился он к Львову (В. Гаршин). 11. И цигарка-то уж потухла; видно, что забыл, бедняга! (В. Гаршин). 12. А между тем дорога ужасная, с которой не справиться казенному почтарю, а не то что такому лежебоке, как токарь Григорий (А.П. Чехов).

Наши рекомендации