Законодательная база сертификации
Сертификация появилась из-за необходимости защищать внутренний рынок от продукции, не пригодной к использованию. Поэтому вопросы безопасности, защиты здоровья и окружающей среды заставляют законодательную власть, с одной стороны, устанавливать ответственность поставщика (производителя, продавца и др.) за появление недоброкачественной продукции, а с другой стороны, определять обязательные минимальные требования к выпускаемой продукции.
К законодательным актам, устанавливающим ответственность, относятся Федеральные законы «О защите прав потребителей», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О техническом регулировании».
Законы, определяющие минимальные требования к продукции, могут касаться как группы продукции, так и отдельных ее параметров. Таким образом устанавливаются ограничения на ввод в обращение продукции, которая в целом или по каким-либо отдельным параметрам подпадает под действие законодательных актов. В этом случае говорят, что продукция находится в законодательно регулируемой области.
Если характеристики продукции в целом и частично не подпадают под действие национальных законов, то такая продукция может свободно перемещаться в пределах соответствующего рынка. В этом случае продукция находится в области, законодательно не регулируемой.
Сертификация в России в настоящее время законодательно регулируется и обеспечивается следующими законодательными актами (рис. 3.4):
•законами Российской Федерации в области сертификации и смежных видах деятельности, образующими законодательное обеспечение сертификации продукции и услуг;
•подзаконными актами, направленными на решение конкретных социально-экономических задач и предусматривающими использование для этой цели обязательной сертификации;
•указами Президента и нормативными актами Правительства России {постановление Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 100 «Об организации работ по стандартизации,
обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг», распоряжение Правительства РФ от 20 февраля 1995 г. № 255-р «О программе демонополизации в сферах стандартизации, метрологии и сертификации», постановление Правительства от 7 июля 1999 г. № 766 «Об утверждении перечня продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, порядка принятия декларации о соответствии и ее регистрации» с дополнением от 24 мая 2000 г. № 403 и др.).
Нормативно-методическая база сертификации Российской Федерации включает в себя:
•совокупность нормативных документов, на соответствие требованиям которых проводится сертификация продукции и услуг, а также документов, устанавливающих методы проверки соблюдения этих требований (примерно 12 тысяч наименований);
•комплекс организационно-методических документов, определяющих правила и порядок проведения работ по сертификации (серия правил по сертификации и комментарии к ним).
При подготовке и совершенствовании этих документов учитываются международная и отечественная практика сертификации продукции и услуг, а также действующие нормативные документы и рекомендации международных и региональных организаций по стандартизации и сертификации.
Основополагающим законодательным актом, устанавливающим правовые основы обязательной и добровольной сертификации, права, обязанности и ответственность участников, является Федеральный закон «О техническом регулировании» # 184-ФЗ от 27 декабря 2002 г.
Если выделить главное, то данный закон определяет следующее:
•в России может проводиться как обязательная, так и добровольная сертификация;
•обязательную сертификацию могут проводить только государственные органы управления или аккредитуемые ими организации;
•обязательная сертификация проводится по требованиям, установленным федеральными законами — техническими регламентами;
•добровольную сертификацию могут проводить любые юридические лица, в том числе государственные органы;
•системы и знаки сертификации, в том числе добровольной, подлежат обязательной государственной регистрации.
Существует положение, что непосредственная деятельность по сертификации конкретной продукции осуществляется соответствующими системами сертификации.
Закон определил, что основными целями сертификации являются:
•удостоверение соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, рабат, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, условиям договоров;
•содействие покупателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг;
•повышение конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;
•создание условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.
Кроме того, закон вводит некоторые понятия, принятые при проведении процедуры сертификации, а именно:
•технический регламент — документ, принятый или международным договором Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, и устанавливающий обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации);
•подтверждение соответствия — документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров;
• обязательная сертификация —форма подтверждения соответствия, которая осуществляется для определенной продукции и проводится уполномоченными на то органами на соответствие требованиям технических регламентов, подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации;
• декларирование соответствия —форма подтверждения соответствия продукции, при которой заявитель под свою ответственность письменно заявляет, что поставляемая им продукция (выполняемые работы, услуги) соответствуют требованиям технических регламентов;
• добровольная сертификация —сертификация, которая проводится по инициативе заявителя в зарегистрированной системе сертификации на соответствие любым требованиям, определяемым заявителем; добровольная сертификация может осуществляться для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации, условиям договоров и т. п.;
• знак обращения на рынке —обозначение, служащее для информирования покупателей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов;
• знак соответствия —обозначение, служащее для информирования покупателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту.
Объектами добровольного подтверждения соответствия являются продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются соответствующие требования.
Перечень продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, утверждается постановлениями Правительства Российской Федерации.
Участниками обязательной сертификации являются Госстандарт России, иные федеральные органы исполнительной власти РФ, уполномоченные проводить работы по обязательной сертификации, органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры), изготовители (продавцы, исполнители) продукции, а также центральные органы систем сертификации, определяемые в некоторых случаях для организации и координации работ в системах сертификации однородной продукции.
Структурно систему сертификации и взаимоотношения участников сертификации можно представить следующим образом (рис. 3.5).
Обязанности центрального органа системы сертификации,другими словами, органа, возглавляющего систему сертификации, определяют две его основные задачи:
•организация, координация и установление правил системы сертификации;
•рассмотрение апелляций заявителей по поводу действий органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров).
Обязанности органа по сертификациизаключаются в следующем:
•привлекать на договорной основе для проведения исследований и испытаний аккредитованные в испытательные лаборатории (центры);
•осуществлять контроль за объектами сертификации, если такой контроль предусмотрен соответствующей схемой обязательной сертификации и договором;
•вести реестр выданных им сертификатов соответствия;
•информировать соответствующие органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов о продукции, поступившей на сертификацию, но не прошедшей ее;
•приостанавливать или прекращать действие выданных им сертификатов соответствия;
•обеспечивать предоставление заявителям информации о порядке проведения обязательной сертификации;
•устанавливать стоимость работ по сертификации на основе утвержденных Правительством Российской Федерации методик определения стоимости таких работ.
Законом определено, что орган по сертификации и его сотрудники несут юридическую ответственность за нарушение правил сертификации.
Заявители (продавцы, исполнители) обязаны:
•обеспечивать соответствие продукции требованиям технических регламентов;
•выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия;
•указывать в сопроводительной технической документации и при маркировке продукции сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии;
•предъявлять в органы государственного контроля за соблюдением требований технических регламентов, а также заинтересованным лицам документы, свидетельствующие о подтверждении соответствия продукции требованиям технических регламентов (декларацию о соответствии, сертификат соответствия или их копии);
•приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если срок действия сертификата соответствия или декларации о соответствии истек либо действие сертификата соответствия или декларации о соответствии приостановлено либо прекращено;
•извещать орган по сертификации об изменениях, вносимых в техническую документацию или технологические процессы производства сертифицированной продукции;
•приостанавливать производство продукции, которая прошла подтверждение соответствия и не соответствует требованиям технических регламентов, на основании решений органов государственного контроля за соблюдением требований технических регламентов.
Испытательные лаборатории (испытательные центры),аккредитованные в установленном порядке, осуществляют испытания конкретной продукции или конкретные виды испытаний и выдают протоколы испытаний для сертификации.
Правила и методы исследований и испытаний, а также правила отбора образцов, необходимые для применения технических регламентов, разрабатываются федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.
Испытательные лаборатории являются участниками систем сертификации продукции. Протоколы испытаний, выданные этими лабораториями, являются объективной основой для выдачи сертификата соответствия или отказа в этом органом по сертификации. Порядок работы испытательных лабораторий и требования к ним устанавливаются нормативными документами системы сертификации. Лаборатория и ее сотрудники также несут ответственность за нарушение правил сертификации.
Следует отметить, что согласно Закону РФ «О защите прав потребителей», продавец продукции, подлежащей обязательной сертификации, при отсутствии выданного или признанного сертификата несет юридическую ответственность. Наличие сертификата обязательно для продукции, реализуемой на территории Российской Федерации, в том числе и импортной.
Закон запрещает реализацию импортной продукции, подлежащей обязательной сертификации, без сертификата, выданного и признанного в установленном порядке.
Государственный контроль за соблюдением требований технических регламентов осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
"Государственный контроль и надзор за сертифицированной Щпродукцией на территории Российской Федерации осуществляет ." Федеральный орган исполнительной власти в области технического регулирования. Нарушение положений настоящего Федерального Закона влечет за собой уголовную, административную либо гражданско-правовую ответственность.
Другими основополагающими законами, регулирующими деятельность по сертификации в России, являются Закон РФ № 4871 — 1 от 27 апреля 1993 г. «Об обеспечении единства измерений» № 5154-1, Федеральный Закон РФ № 116-ФЗ от 21 июня 1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Федеральный Закон № 181-ФЗ от 17 июля 1999 г. «Об основах охраны труда в Российской Федерации».
В первом устанавливаются требования к организации и проведению измерений, испытаний и контроля, которые составляют объективную основу оценки соответствия продукции при сертификации.
Вовтором устанавливается требование проведения сертификации на соответствие требованиям промышленной безопасности всех технических устройств, в том числе и иностранного производства, применяемых на опасных производственных объектах.
В третьем законодательно закреплено, что машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, в том числе и иностранного производства, должны соответствовать требованиям охраны труда, установленным в Российской Федерации, и иметь сертификаты соответствия.