Системы менеджмента качества

Ответ

Система менеджмента качествапо определению ГОСТ Р ИСО 9000-2001 - это «система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству»; она представляет собой совокупность организационной структуры, распределения полномочий и ответственности, методов, процедур и ресурсов, необходимых для установления, поддержания и совершенствования качества продукции.

Все системы менеджмента качества (системы качества), несмотря на особенности предприятий и организаций, направлены на достижение следующих фундаментальных целей:

• рост удовлетворенности потребителей;

• повышение качества и производительности;

• снижение затрат;

• повышение конкурентоспособности;

• улучшение производственного климата;

• охрану окружающей среды.

Система качества должна удовлетворять следующим группам требований:

1. требованиям к системе управления качеством на всех стадиях жизненного цикла продукта;

2. требованиям к системе организации производства.

Подход к разработке и внедрению системы качества включает несколько этапов:

а) установление потребностей и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон;

б) разработку политики и целей организации в области качества;

в) установление процессов и ответственности, необходимых для достижения целей в области качества;

г) определение необходимых ресурсов и обеспечение ими для достижения целей в области качества;

д) разработку методов для измерения результативности и эффективности каждого процесса;

е) применение данных этих измерений для определения результативности и эффективности каждого процесса;

ж) определение средств, необходимых для предупреждения несоответствий и устранения их причин;

3) разработку и применение процесса постоянного улучшения системы качества.

Организация, принимающая описанный выше подход, создает уверенность в возможностях своих процессов и качестве своей продукции, а также обеспечивает основу для постоянного улучшения, что может привести к возрастанию удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон и успеху организации.

Основным документом при разработке и внедрении системы качества в организации является Руководство по качеству, содержащее описание системы общего руководства качеством и выполняющее функции постоянного справочного материала при внедрении и поддержании в рабочем состоянии информационных данных системы.

В крупных организациях документация на систему общего руководства качеством может быть представлена документами трех уровней:

1. общефирменным «Руководством по качеству»;

2. отдельными «Руководствами по качеству» для различных структурных подразделений;

3. специализированными по функциональному признаку «Руководствами по качеству» (для проектно - конструкторских работ, материально-технического обеспечения и т. д.).

При разработке новых видов продукции (услуг, процессов) руководство организации в соответствии с положениями «Руководства по качеству» формирует программу качества, которая оформляется в письменной форме и определяет:

· цели в области качества;

· распределение полномочий и ответственности в ходе проектирования;

· определение используемых процедур, методов и рабочих инструкций;

· программы соответствующих испытаний, проверок и контроля на различных этапах ЖЦП;

· процедуры внесения изменений в программу качества по мере выполнения работ;

· прочие мероприятия, обеспечивающие разработку и производство новой продукции.

Все компоненты системы качества должны быть постоянно контролируемы. Систематическая внутрифирменная проверка должна обеспечивать оценку эффективности функционирования различных элементов системы качества. Проверки должны проводиться в соответствий с планом, разрабатываемым руководством фирмы и содержащим следующие позиции:

  • перечень видов деятельности, подлежащих проверке;
  • требования к квалификации проверяющего персонала;
  • причины проведения проверки (организационные изменения, текущий надзор или что-либо другое);
  • процедуры представления выводов, заключений и рекомендаций о результатах проверки.
    Результаты анализа материалов проверки должны представляться в документальной форме руководству организации.

Для того чтобы помочь организациям внедрять и обеспечивать функционирование эффективных систем менеджмента качества, существует семейство стандартов ИСО 9000:

· ГОСТ Р ИСО 9000-2001 описывает основные положения систем менеджмента качества и устанавливает для них терминологию;

· ГОСТ Р ИСО 9001-2001 определяет требования к системам менеджмента качества и направлен на повышение удовлетворенности потребителей;

ГОСТ Р ИСО 9004-2001 содержит рекомендации, рассматривающие как результативность, так и эффективность системы менеджмента качества. Целью этого стандарта является улучшение деятельности организации и удовлетворенность потребителей и других заинтересованных сторон; ГОСТ Р ИСО 19011-2003 представляет руководя­щие принципы аудита систем менеджмента качества, основанных на стандарте ИСО 9001, и систем менеджмента охраны окружающей среды, основанных на стандарте ИСО 14001.

ВОПРОС 8

АУДИТ СИСТЕМ КАЧЕСТВА

Ответ

Аудит качества — систематическая и независимая оценка качества организации.

Объектами аудита при этом могут быть:

· продукция;

· услуги (работы);

· процесс;

· система качества.

Инспекционным проверкам системы качества организации посвящен стандарт ГОСТ Р ИСО 19011-2003 «Руководящие указания по проверке систем менеджмента качества и (или) охраны окружающей среды».

Существуют три разновидности аудитов системы качества.

1. Аудит для сертификации системы качества:

a) обязательный аудит;

b) аудит по просьбе заявителя;

c) аудит по требованию сертификационного агентства.

2. Внутренний аудит качества (проводится руководством организации);

3. Внешний аудит системы качества (проводится у поставщика).

Принципы проведения аудита:

· независимость;

· подход, основанный на фактах; профессионализм аудиторов (этичность, справедливость, профессиональная тщательность).

Задачи аудита:

· оценка системы качества организации;

· подтверждение соответствия системы качества организации установленным требованиям;

· обеспечение возможности совершенствования системы качества.

Одним из важнейших этапов аудита является его подготовка, начинающаяся с разработки программы аудита. Для составления программы аудита ГОСТ Р ИСО 19011-2003 рекомендует использовать цикл Деминга «PDCA» (планирование — деятельность — контроль — коррекция). Рекомендуемые элементы подготовки программы аудита:

· установление полномочий для программы аудита;

· определение задач аудита и сфер деятельности, которые будут подвергнуты проверке;

· составление списка документов, необходимых для предъявления;

· составление списка инспектируемых подразделений организации;

· образование команды аудиторов;

· определение места и сроков проведения аудита;

· разработка графика встреч в течение аудита;

· составление списка лиц, которым будет необходимо направить рапорт аудита.

Планирование и проведение аудита включают шесть основных стадий:

1) инициацию аудита;

2) анализ документации;

3) подготовку к аудиторским работам в организации;

4) проведение аудита в организации;

5) подготовку, утверждение и распространение отчета по аудиту;

6) завершение аудита.

Инициация аудита требует совершения следующих действий:

· назначения руководителя команды аудиторов;

· установления перечня критериев аудита;

· подбора команды аудиторов;

· установления первоначального контакта с инспектируемыми подразделениями.

Сформированная команда аудиторов должна рассмотреть любые доступные документы, имеющие отношение к аудиту, и предусмотреть необходимое материально-техническое обеспечение и другие мероприятия, такие, как командировки.

Подготовка к работам на месте также включает:

· распределение обязанностей и полномочий между членами аудиторской команды;

· разработку форм рабочих документов (планы выборки, контрольные листки и т. п.).

Работы в организации содержат следующие действия:

· проведение открытого совещания с проверяемым подразделением;

· установление каналов коммуникаций в ходе аудита;

· сбор и подтверждение информации;

· подготовку заключения аудита (рапорта);

· проведение заключительного совещания.

Содержание рапорта аудита:

· задачи и сферы инспекционной проверки;

· перечень документов, в соответствии с которыми осуществлялся аудит;

· описание выявленных несоответствий;

· оценку способности системы качества к выполнению поставленных перед ней целей по качеству.

За полноту и достоверность рапорта аудита несет ответственность руководитель команды аудиторов.

В рапорте аудита не содержатся указания или рекомендации по устранению выявленных несоответствий. Ответственность за корректирующие действия возлагается на инспектируемую организацию.

Аудиторы могут произвести последующий аудит с целью проверки устранения выявленных ими недостатков.

После занесения в регистр инспектируемой организации выдается сертификат.

Требования к аудиторам. В Российской Федерации получение удостоверения независимого аудитора требует соблюдения следующих условий:

· наличия высшего образования в той области, которая в дальнейшем будет сферой аудита;

· обучения на специальных курсах правилам проведения аудита;

· прохождения нескольких стажировок по аудиту;

· подачи личного заявления на имя руководителя центрального органа системы сертификации экспертов Госстандарта;

· сдачи экзаменов в Госстандарте.

Каждый аудитор подлежит периодической (раз в три года) аттестации.

Стандарт ГОСТ Р ИСО 19011 «Руководящие указания по проверке систем менеджмента качества и(или) охраны окружающей среды».

Стандарт заменил следующие стандарты ИСО:

· ИСО 10011-1, 2, 3. Руководящие указания по проверке систем качества;

· ИСО 14010. Руководящие указания по проведению экологического аудита — общие принципы;

· ИСО 14011. Руководящие указания по проведению экологического аудита — процедуры аудита — аудит систем управления окружающей средой;

· ИСО 14012. Руководящие указания по проведению экологического аудита — квалификационные требования к аудиторам по окружающей среде.
Структура стандарта ИСО 19011:

Введение

1. Область действия.

2. Нормативные ссылки.

3. Термины и определения.

4. Принципы проведения аудита.

5. Управление программой аудита.

6. Порядок проведения аудита.

7. Компетентность и аттестация аудиторов.

ВОПРОС 9

Наши рекомендации