Системы менеджмента качества
Ответ
Система менеджмента качествапо определению ГОСТ Р ИСО 9000-2001 - это «система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству»; она представляет собой совокупность организационной структуры, распределения полномочий и ответственности, методов, процедур и ресурсов, необходимых для установления, поддержания и совершенствования качества продукции.
Все системы менеджмента качества (системы качества), несмотря на особенности предприятий и организаций, направлены на достижение следующих фундаментальных целей:
• рост удовлетворенности потребителей;
• повышение качества и производительности;
• снижение затрат;
• повышение конкурентоспособности;
• улучшение производственного климата;
• охрану окружающей среды.
Система качества должна удовлетворять следующим группам требований:
1. требованиям к системе управления качеством на всех стадиях жизненного цикла продукта;
2. требованиям к системе организации производства.
Подход к разработке и внедрению системы качества включает несколько этапов:
а) установление потребностей и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон;
б) разработку политики и целей организации в области качества;
в) установление процессов и ответственности, необходимых для достижения целей в области качества;
г) определение необходимых ресурсов и обеспечение ими для достижения целей в области качества;
д) разработку методов для измерения результативности и эффективности каждого процесса;
е) применение данных этих измерений для определения результативности и эффективности каждого процесса;
ж) определение средств, необходимых для предупреждения несоответствий и устранения их причин;
3) разработку и применение процесса постоянного улучшения системы качества.
Организация, принимающая описанный выше подход, создает уверенность в возможностях своих процессов и качестве своей продукции, а также обеспечивает основу для постоянного улучшения, что может привести к возрастанию удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон и успеху организации.
Основным документом при разработке и внедрении системы качества в организации является Руководство по качеству, содержащее описание системы общего руководства качеством и выполняющее функции постоянного справочного материала при внедрении и поддержании в рабочем состоянии информационных данных системы.
В крупных организациях документация на систему общего руководства качеством может быть представлена документами трех уровней:
1. общефирменным «Руководством по качеству»;
2. отдельными «Руководствами по качеству» для различных структурных подразделений;
3. специализированными по функциональному признаку «Руководствами по качеству» (для проектно - конструкторских работ, материально-технического обеспечения и т. д.).
При разработке новых видов продукции (услуг, процессов) руководство организации в соответствии с положениями «Руководства по качеству» формирует программу качества, которая оформляется в письменной форме и определяет:
· цели в области качества;
· распределение полномочий и ответственности в ходе проектирования;
· определение используемых процедур, методов и рабочих инструкций;
· программы соответствующих испытаний, проверок и контроля на различных этапах ЖЦП;
· процедуры внесения изменений в программу качества по мере выполнения работ;
· прочие мероприятия, обеспечивающие разработку и производство новой продукции.
Все компоненты системы качества должны быть постоянно контролируемы. Систематическая внутрифирменная проверка должна обеспечивать оценку эффективности функционирования различных элементов системы качества. Проверки должны проводиться в соответствий с планом, разрабатываемым руководством фирмы и содержащим следующие позиции:
- перечень видов деятельности, подлежащих проверке;
- требования к квалификации проверяющего персонала;
- причины проведения проверки (организационные изменения, текущий надзор или что-либо другое);
- процедуры представления выводов, заключений и рекомендаций о результатах проверки.
Результаты анализа материалов проверки должны представляться в документальной форме руководству организации.
Для того чтобы помочь организациям внедрять и обеспечивать функционирование эффективных систем менеджмента качества, существует семейство стандартов ИСО 9000:
· ГОСТ Р ИСО 9000-2001 описывает основные положения систем менеджмента качества и устанавливает для них терминологию;
· ГОСТ Р ИСО 9001-2001 определяет требования к системам менеджмента качества и направлен на повышение удовлетворенности потребителей;
ГОСТ Р ИСО 9004-2001 содержит рекомендации, рассматривающие как результативность, так и эффективность системы менеджмента качества. Целью этого стандарта является улучшение деятельности организации и удовлетворенность потребителей и других заинтересованных сторон; ГОСТ Р ИСО 19011-2003 представляет руководящие принципы аудита систем менеджмента качества, основанных на стандарте ИСО 9001, и систем менеджмента охраны окружающей среды, основанных на стандарте ИСО 14001.
ВОПРОС 8
АУДИТ СИСТЕМ КАЧЕСТВА
Ответ
Аудит качества — систематическая и независимая оценка качества организации.
Объектами аудита при этом могут быть:
· продукция;
· услуги (работы);
· процесс;
· система качества.
Инспекционным проверкам системы качества организации посвящен стандарт ГОСТ Р ИСО 19011-2003 «Руководящие указания по проверке систем менеджмента качества и (или) охраны окружающей среды».
Существуют три разновидности аудитов системы качества.
1. Аудит для сертификации системы качества:
a) обязательный аудит;
b) аудит по просьбе заявителя;
c) аудит по требованию сертификационного агентства.
2. Внутренний аудит качества (проводится руководством организации);
3. Внешний аудит системы качества (проводится у поставщика).
Принципы проведения аудита:
· независимость;
· подход, основанный на фактах; профессионализм аудиторов (этичность, справедливость, профессиональная тщательность).
Задачи аудита:
· оценка системы качества организации;
· подтверждение соответствия системы качества организации установленным требованиям;
· обеспечение возможности совершенствования системы качества.
Одним из важнейших этапов аудита является его подготовка, начинающаяся с разработки программы аудита. Для составления программы аудита ГОСТ Р ИСО 19011-2003 рекомендует использовать цикл Деминга «PDCA» (планирование — деятельность — контроль — коррекция). Рекомендуемые элементы подготовки программы аудита:
· установление полномочий для программы аудита;
· определение задач аудита и сфер деятельности, которые будут подвергнуты проверке;
· составление списка документов, необходимых для предъявления;
· составление списка инспектируемых подразделений организации;
· образование команды аудиторов;
· определение места и сроков проведения аудита;
· разработка графика встреч в течение аудита;
· составление списка лиц, которым будет необходимо направить рапорт аудита.
Планирование и проведение аудита включают шесть основных стадий:
1) инициацию аудита;
2) анализ документации;
3) подготовку к аудиторским работам в организации;
4) проведение аудита в организации;
5) подготовку, утверждение и распространение отчета по аудиту;
6) завершение аудита.
Инициация аудита требует совершения следующих действий:
· назначения руководителя команды аудиторов;
· установления перечня критериев аудита;
· подбора команды аудиторов;
· установления первоначального контакта с инспектируемыми подразделениями.
Сформированная команда аудиторов должна рассмотреть любые доступные документы, имеющие отношение к аудиту, и предусмотреть необходимое материально-техническое обеспечение и другие мероприятия, такие, как командировки.
Подготовка к работам на месте также включает:
· распределение обязанностей и полномочий между членами аудиторской команды;
· разработку форм рабочих документов (планы выборки, контрольные листки и т. п.).
Работы в организации содержат следующие действия:
· проведение открытого совещания с проверяемым подразделением;
· установление каналов коммуникаций в ходе аудита;
· сбор и подтверждение информации;
· подготовку заключения аудита (рапорта);
· проведение заключительного совещания.
Содержание рапорта аудита:
· задачи и сферы инспекционной проверки;
· перечень документов, в соответствии с которыми осуществлялся аудит;
· описание выявленных несоответствий;
· оценку способности системы качества к выполнению поставленных перед ней целей по качеству.
За полноту и достоверность рапорта аудита несет ответственность руководитель команды аудиторов.
В рапорте аудита не содержатся указания или рекомендации по устранению выявленных несоответствий. Ответственность за корректирующие действия возлагается на инспектируемую организацию.
Аудиторы могут произвести последующий аудит с целью проверки устранения выявленных ими недостатков.
После занесения в регистр инспектируемой организации выдается сертификат.
Требования к аудиторам. В Российской Федерации получение удостоверения независимого аудитора требует соблюдения следующих условий:
· наличия высшего образования в той области, которая в дальнейшем будет сферой аудита;
· обучения на специальных курсах правилам проведения аудита;
· прохождения нескольких стажировок по аудиту;
· подачи личного заявления на имя руководителя центрального органа системы сертификации экспертов Госстандарта;
· сдачи экзаменов в Госстандарте.
Каждый аудитор подлежит периодической (раз в три года) аттестации.
Стандарт ГОСТ Р ИСО 19011 «Руководящие указания по проверке систем менеджмента качества и(или) охраны окружающей среды».
Стандарт заменил следующие стандарты ИСО:
· ИСО 10011-1, 2, 3. Руководящие указания по проверке систем качества;
· ИСО 14010. Руководящие указания по проведению экологического аудита — общие принципы;
· ИСО 14011. Руководящие указания по проведению экологического аудита — процедуры аудита — аудит систем управления окружающей средой;
· ИСО 14012. Руководящие указания по проведению экологического аудита — квалификационные требования к аудиторам по окружающей среде.
Структура стандарта ИСО 19011:
Введение
1. Область действия.
2. Нормативные ссылки.
3. Термины и определения.
4. Принципы проведения аудита.
5. Управление программой аудита.
6. Порядок проведения аудита.
7. Компетентность и аттестация аудиторов.
ВОПРОС 9