Морфологический разбор частицы
Частицы разбираются по следующей схеме:
1. Частица.
2. Грамматические признаки:
— неизменяемая,
— разряд по значению.
Согласно школьной грамматике, по этой схеме должны быть разобраны все частицы — и смысловые, и формообразующие, однако надо отметить, что формообразующая частица является компонентом глагольной формы и выписывается при морфологическом разборе вместе с глаголом при разборе глагола как части речи.
Образецморфологического разбора частицы.
Я не утверждаю, что он совсем нисколько не пострадай; я лишь убедился теперь вполне, что он мог бы продолжать о своих аравитянах сколько ему угодно, дав только нужные объяснения (Ф. М. Достоевский). Не — частица, неизменяемая, смысловая, отрицательная. Лишь — частица, неизменяемая, смысловая, ограничительно-выделительная.
Только — частица, неизменяемая, смысловая, ограничительно-выделительная.
По школьной грамматике, в этом предложении следует также разобрать частицу бы следующим образом.
Бы — частица, неизменяемая, формообразующая, служит для образования формы условного наклонения глагола.
Разбор междометий ни в одном из учебных комплексов не производится. Согласно школьной грамматике, по этой схеме должны быть разобраны все частицы — и смысловые, и формообразующие, однако надо отметить, что формообразующая частица является компонентом глагольной формы и выписывается при морфологическом разборе вместе с глаголом при разборе глагола как части речи.
Образецморфологического разбора частицы.
Я не утверждаю, что он совсем нисколько не пострадай; я лишь убедился теперь вполне, что он мог бы продолжать о своих аравитянах сколько ему угодно, дав только нужные объяснения (Ф. М. Достоевский). Не — частица, неизменяемая, смысловая, отрицательная. Лишь — частица, неизменяемая, смысловая, ограничительно-выделительная.
Только — частица, неизменяемая, смысловая, ограничительно-выделительная.
По школьной грамматике, в этом предложении следует также разобрать частицу бы следующим образом.
Бы — частица, неизменяемая, формообразующая, служит для образования формы условного наклонения глагола.
Разбор междометий ни в одном из учебных комплексов не производится.
Основной метод изучения синтаксиса в школе — синтаксический разбор.
Учащиеся должны уметь разбирать:
1) словосочетание;
2) простое предложение;
3) сложносочиненное предложение;
4) сложноподчиненное предложение с одним и несколькими придаточными;
5) бессоюзное сложное предложение;
6) сложное предложение с разными видами связи. Синтаксический разбор сопровождается составлением схем.
В словосочетанииуказывается главное слово (над ним ставится значок х) и стрелкой показывается зависящая от него словоформа:
весенний дехнь, укрыхться от дождя, быстро укрыхться.
Для двусоставных и односоставных предложенийтакже даются схемы, показывающие грамматическую (предикативную) основу предложения:
Неожиданно ударил сильный мороз.
| _______|.
Резко похолодало │|.
Схема простого предложения с однородными членами и обобщающим словом выглядит так:
Всюду: вверху и внизу — пели жаворонки. |0:ОиО—_____|.
Предложение с прямой речью схематически изображается следующим образом:
«Василиса Егоровна прехрабрая дама, — заметил важно Швабрин. — Иван Кузьмич может это засвидетельствовать». « П, — а. — П ».
Относительно составления схем сложных предложений необходимо оговорить следующее обстоятельство, которое носит не столько технический, сколько методический характер, — линейный или вертикальный (иерархический) вид схем.
Так, в учебнике 9 класса комплекса 1 (С. Г. Бархударов и др.) представлены линейные схемы для всех видов сложных предложений, то есть сложносочиненное предложение Ветер усилился, и пошел дождь будет иметь схему [ ], и [ ]; бессоюзное сложное предложение Сомнений не было: кто-то осторожно приближался к нам через заросли — []:[]; сложноподчиненное предложение с подчинительным союзом в качестве средства связи Геологам сообщили, что в горах сошла лавина — [ ], что (); а сложноподчиненное предложение с союзным словом Кто много читает, тот много знает — (кто ), [ ].
Очевидно, что если мы имеем дело с отдельным ССП или БСП, а также со СПП с одной придаточной частью, то такая подача — линейная — «работает» и наглядно представляет структуру указанных предложений. Однако в случае с СПП с несколькими придаточными, а тем более тогда, когда анализу подвергается сложное предложение с разными видами связи (сложная синтаксическая конструкция), горизонтальные схемы не дают представления о разветвленной, иерархически устроенной структуре предложения. Поэтому целесообразным представляется переход на вертикальные (иерархические) схемы, которые отражают равноправный или подчиненный характер частей сложного предложения:
1 Я возвращался домой пустыми переулками станицы; 2 месяц, полный и красный, как зарево пожара, начинал показываться из-за зубчатого горизонта домов: звезды спокойно сияли на темно-голубом своде, 3и мне стало смешно, 4когда я вспомнил, 5что были некогда люди премудрые, думавшие, 6что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права — [1];[2];[3],и [4]
когда
[ 5] времени
что
[6] изъяснительное
что
│7] изъяснительное
Важнейшим синтетическим умением по синтаксису является синтаксический разборпредложения.