Связь словообразования с лексикологией и морфологией

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ КАК ОСОБЫЙ РАЗДЕЛ НАУКИ О ЯЗЫКЕ. СВЯЗЬ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ С ЛЕКСИКОЛОГИЕЙ И МОРФОЛОГИЕЙ. МОРФОНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ (ЧЕРЕДОВАНИЕ, ИНТЕРФИКСАЦИЯ, НАЛОЖЕНИЕ, УСЕЧЕНИЕ).

Словообразование – это:

1) образование вторичных, мотивированных производных слов на базе однокоренных по существующим в языке образцам и моделям с помощью существующих в современном языке (в синхронии) формальных и семантических средств;

2) раздел языкознания, изучающий все аспекты создания, функционирования, строения и классификации любых производных слов.

Словообразование синхронное и диахроническое(историческое):

При диахроническом подходе, для того чтобы установить производность слова и, следовательно, определить, какое из сравниваемых родственных слов послужило базой для образования другого, т.е. какое имеет производящую основу, а какое- производную, надо изучить конкретную историю этих слов и выяснить, какое из них более раннее, а какое более позднее, какое из слов исторически образовано от другого.

При синхронном анализе, для того, чтобы установить производную и производящую основы, нужно ответить на вопрос: какая из двух однокоренных основ более простая по форме и по смыслу (производящая), а какая более сложная (производная)? Для этого надо определить, каково формальное и семантическое соотношение данных слов в изучаемый период жизни языка.

Критерий Винокура: на морфы членится такое слово, которое можно объяснить через более простое однокоренное слово

Пример критерия Винокура:

волчи’ца – волч’онок

осина – подосиновик

нож – ножовка

Трудный для анализа и вместе с тем нередкий слу­чай представлен в таких парах слов, как белый - бельё, полк - полковник, каша - кашевар. Связаны ли эти слова отношениями производности? Попробуем при­менить к ним критерий Винокура. Дадим словам более сложным по форме такие толкования: бельё - 'нижняя одежда белого цвета'; полковник - 'человек, который командует полком' (или: командир полка); кашевар - 'тот, кто варит кашу'. Эти толкования не вполне адек­ватно передают семантику анализируемых слов: ведь мы знаем, что бельё бывает и цветное, полковник не обяза­тельно командует полком, а кашевар варит не только кашу. Вместе с тем между приведенными парами слов есть явная, не только формальная, но и смысловая, связь.

Попробуем изменить толкования так, чтобы отразить ее: бельё - 'нижняя одежда, которая нередко име­ет белый цвет'; полковник - 'тот, кто командует значи­тельным воинским подразделением, в том числе полком'; кашевар - 'тот, кто готовит пищу, в том числе кашу'. Определения такого рода вскрывают связь между про­изводным и производящим и правильно отражают се­мантику производного.

Существует несколько точек зрения.

1. СО – раздел грамматики и включает в себя морфемику. Ломоносов, Богородицкий, Фортунатов.

2. Шахматов, Щерба, Винокур. СО – особый раздел грамматики наряду с морфологией

3. Моисеев СО – лексикология

4. СО – самостоятельный раздел – Головин, Кудрякова, Земская. Они считают, что существует особый СО уровень языка, который выделяется среди других ввиду наличия в языке специфических СО единиц. Такими единицами, не имеющими отношения к другим областям языковой структуры, являются СО модели и типы.

Связь словообразования с лексикологией и морфологией

Связь СО с морфологией.

Оба раздела имеют дело с изучением морфем, но СО изучает словообразующие морфемы – аффиксы. Морфология же имеет дело с грамматическими морфемам, которые могут быть словоизменительными, например: я приплыву, он приплывет, ты приплывешь; приплыть – приплывать – СО форма изменена.

СО морфемы близки к грамматическим по степени регулируемости, например: официантка, беленький.

СО и грамматические морфемы близки по степени отвлеченности значений.

СО морфемы одновременно указывают на морфологические признаки слова, например: ость, ин, изна, ница, ша – жен. Род; ство, ение, ие – средний род; тель, ник, щик, чик, ун, ер, ец, ок – мужской род. При помощи суффикса j образуются собирательные существительные, например: воронье, сырье, старье или формы мн. числа муж и сред рода, например: листья, прутья. Постфикс ся – возвратный и средневозвратный залог + образование новых глаголов, например: плакаться.

В процессе развития языка формообразующие морфемы могут переходить в словообразовательные, например: в ДРЯ при помощи суффикса уч, ач образовывались действительные причастия наст времени, а в СРЯ – отглагольные прилагательные – кипучий, пахучий, лежачий, сидячий.

Связь СО с лексикологией.

СО занимается изучением одного из основных путей пополнения словарного состава языка, т.е процессов образования новых слов. Производные слова изучаются и с т.з. сферы употребления экспрессивно-стилистической окрашенности активного и пассивного запаса, например: генеральша – сниженная лексика.

СО и лексическое значения тесно взаимосвязаны, например: черный – чернить (– серебро) – людей – очернить.

Без обращения к лексическому значению производных слов невозможно определить отношения СО производности между словами, выделить производную основу, т.е. невозможно произвести СО анализ.

Производные слова функционируют по общим законам лексики, они могут приобретать новые переносные значения, вступать в синонимические (например: волчиха-волчица), антонимические отношения (например: приехать – уехать) и т.д.

Кроме того, производные слова наряду с заимствованными являются одним из важнейших способов пополнения словарного состава языка. Иноязычная лексика, заимствованная русским языком, начинает служить производящей базой для других производных слов.

Наши рекомендации