Объекты и субъекты товароведной деятельности
ТОВАРОВЕДЕНИЕ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
1.1 Предмет, цели и задачи товароведения
1.2 Принципы товароведения
1.3 Объекты и субъекты товароведной деятельности
Товароведение – это научная дисциплина, изучающая потребительские свойства товаров; их классификацию и кодирование; стандартизацию; качество товаров; ассортимент товаров и его структуру; условия сохранения качества товаров при их транспортировке, потреблении и эксплуатации. Термин «товароведение» состоит из двух слов: «товар» и «ведение». Следовательно, товароведение есть «знания о товарах».
Целью товароведения является установление соответствия свойств и ассортимента продукции требованиям потребителей в интересах наиболее полного их удовлетворения и осуществление обратной связи между потребителем и производством в части повышения качества и обновления ассортимента товаров.
Товароведение возникло в 16 в. в связи с развитием внешнеторговых связей. В России наиболее широкое развитие получило товароведение товаров народного потребления. Товароведение – это комплексная научная дисциплина об основополагающих характеристиках товаров, занимающаяся изучением потребительской ценности товаров, формированием ассортимента и качества товаров, обеспечением условий их хранения. Научные основы товароведения базируются на знании фундаментальных дисциплин — химии, физики, биологии.
Предмет, цели и задачи товароведения
Раздел учебной дисциплины «Теоретические основы товароведения» имеет три основных блока:
· принципы и методы товароведения;
· основополагающие товароведные характеристики и свойства, их
обусловливающие;
· факторы, обеспечивающие формирование и сохранение товароведных
характеристик.
В товароведении основными понятиями являются:
- «продукция»,
- «товар»,
- «товароведение»
Основные понятия, термины и определения товароведения
Продукция— это результат деятельности (процесса), предназначенный для удовлетворения каких-либо потребностей. Следовательно, продукции присущи две основные особенности: во-первых, она должна быть произведена, а во-вторых, должна удовлетворять чьи-то потребности (должна быть кому-то нужна).
Деятельность – под этим понятием понимают и человеческую деятельность, и жизнедеятельность биологических объектов. Т.о., продукция – это не только сырье, хлеб, консервы, и другие готовые изделия или полуфабрикаты, но и продукция природного происхождения, которая является результатом жизнедеятельности биообъектов и труда человека по их сбору, вылову, охоте, добыче и т. п. Так, к продукции относятся дикорастущие плоды, овощи, грибы, мясо диких животных, речная и океаническая рыба.
Продукция может быть создана в результате материальной и нематериальной деятельности. Нематериальная продукция – это услуги, ценные бумаги и др.
Товар – это продукция, когда она является объектом купли-продажи (коммерческой деятельности). Выращенные садовые или собранные дикорастущие плоды, использованные для целей личного потребления, — продукция, а не товар, а на рынке они превращаются в товар. Товар– это объект купли-продажи и средство удовлетворения потребностей потребителей. К товарам относят не только материальную продукцию, но и нематериальную (услуги, информацию, идеи и т. д.).
Товарная единица - это обособленная целостность с определенным набором свойств, внешним оформлением, уровнем качества, марочным названием и упаковкой в совокупности с услугами, его сопровождающими, такими, как гарантия, установка или монтаж, профилактическое обслуживание и бесплатная доставка.
Объектомдисциплины «Товароведение» традиционно являются лишь материальные товары, хотя со временем сфера применения может расшириться и будет разработано товароведение услуг.
Предметом «Товароведения»являются потребительские ценности товаров, а также методы их познания и обеспечения. Только потребительная ценность делает продукцию товаром, так она способна удовлетворять конкретные потребности человека.
Цель товароведения— изучение основных характеристик товара, составляющих его потребительную ценность, а также их изменений на всех этапах товародвижения.
Разделы товароведения
Товароведение включает в себя два раздела:
1. Общая часть,в которой рассматриваются теоретические основы, основополагающие для частных разделов товароведения;
2. Частное товароведение -анализирует состояние и перспективы развития сегмента рынка, классификацию товаров на ассортиментные группы и т.д.
Подразделы частного товароведения изучают товароведную характеристику ассортиментных групп, видов и разновидностей товаров, и отражают:
- понятие о товарной группе или виде товаров;
- краткую характеристику потребительских свойств данного товара (назначение, надежность и т. п.);
- частную классификацию и ассортимент;
- факторы, формирующие качество;
- оценку и градации качества;
- факторы, влияющие на сохраняемость, потери при хранении и подготовке к реализации;
- средства информации о товаре (маркировку).
Принципы товароведения
Принципами товароведения являются безопасность, эффективность, совместимость, взаимозаменяемость, систематизация, соответствие.
1. Безопасность– отсутствие риска, связанного с возможностью нанесения товаром ущерба жизни, здоровью и имуществу граждан. Принцип безопасности должен соблюдаться и в отношении упаковки, транспортирования, хранения, предреализационной подготовки товара. Безопасность — одно из основных потребительских свойств.
2. Эффективность– достижение оптимального результата в процессе производства, упаковки, хранения и потребления товара. Этот принцип имеет важное значение при формировании ассортимента товаров, эффективность достигается комплексным подходом, основанным на выборе таких методов и средств, которые обеспечивают наилучшие конечные результаты при минимальных затратах.
3. Совместимость– пригодность товаров, процессов или услуг к совместному использованию, не вызывающему нежелательных последствий. Совместимость товаров при их потреблении имеет важное значение для потребностей. Так, использование в пищевой промышленности несовместимых пищевых продуктов может вызвать серьезные нарушения обмена веществ у человека.
4. Взаимозаменяемость– пригодность одного товара для использования вместо другого с целью удовлетворения одних и тех же потребностей. Чем ближе характеристики отдельных товаров, тем больше они взаимозаменяемы. Так, взаимозаменяемость кефира и простокваши выше, чем кефира и молока.
5. Систематизация– определенная последовательность однородных и взаимосвязанных товаров и услуг. Принцип систематизации положен в основу таких методов, как классификация, обобщение и кодирование. Он широко применяется в товароведении.
6. Соответствие— это принцип, заключающийся в соблюдении установленных требований, т.е. характеристики товаров или процессов производства, транспортирования, хранения, реализации и эксплуатации должны соответствовать регламентируемым требованиям нормативных документов или запросам потребителей. На этом принципе базируется определение градаций качества, выявление дефектов и прогнозирование сохраняемости товаров.
Объекты и субъекты товароведной деятельности
1. Объекты товароведной деятельности –этотовары, их потребительная стоимость и качество. В товароведении продовольственных товаров объектами являются продукты питания, применяемые как для человека, так и для животных, а также специфические продукты для лечебного и диетического питания.
Характеристика товаров
Характеристика– это совокупность отличительных свойств, признаков предмета или явления.
Товары имеют четыре основополагающие характеристики: ассортиментную, качественную, количественную и стоимостную.
1)Ассортиментная характеристика товаров – совокупность отличительных свойств и признаков товаров, определяющих их функциональное и (или) социальное назначение. Такая характеристика включает группу, подгруппу, вид, разновидность, наименование, торговую марку и устанавливает принципиальные отличия одного вида или наименования товара от другого.
Например, масло сливочное, топленое и растительное принципиально отличаются друг от друга функциональным назначением и пищевой ценностью. Эти отличия обусловлены также их качественными характеристиками.
2) Качественная характеристика (качество) товаров – совокупность внутривидовых потребительских свойств товара. Качественная характеристика отличается от ассортиментной большей полнотой потребительских свойств, среди которых важное место занимают безопасность и экологичность. Качественная характеристика товаров имеет решающее значение для потребительских предпочтений.
3) Количественная характеристика товаров – этовыражение определенных свойств товара с помощью физических величин и единиц их измерения. Эти характеристики удовлетворяют, например, потребности потребителей в товарах определенных размеров упаковки. Так, недопустимые отклонения от установленного объема или массы упаковки, служат основанием для запрета реализации или уценки товаров. Допустимые нормы отклонений по массе или объему регламентируются нормативными документами. Размерные характеристики применяют также при оценке качества.
4) Стоимостная характеристика товаров. Стоимостные характеристики товаров не относятся к товароведным и составляют предмет изучения экономических дисциплин, но ассортиментная, качественная и количественная характеристики непосредственно связаны со стоимостной.
Наиболее выражена прямо пропорциональная зависимость стоимости с количественными характеристиками, т.к. цена как мера стоимости устанавливается чаще всего за единицу измерения товара.
Между качеством и стоимостью не всегда существует прямая зависимость, т.к. в условиях конкурентной среды качество выступает лишь одним из критериев ценообразования. Это подтверждает значительный разброс цен на одни и те же товары в различных регионах и торговых организациях. Однако следует подчеркнуть, что дешевые товары не всегда имеют пониженное качество, на ряд товаров повседневного спроса устанавливаются определенные ограничения в области цен или торговых надбавок.
Самая слабая зависимость прослеживается между стоимостной и ассортиментной характеристиками. Товары одних и тех же наименований могут быть как дешевыми, так и дорогими. Вместе с тем существует ряд традиционно дорогих товаров определенных ассортиментных групп – это марочные вина, коньяки, мясные и рыбные деликатесы и т. п.
Потребительная ценность товаров — это соотношение между преимуществами, которые получает потребитель в результате приобретения и использования товара, и затратами на его приобретение и использование.
Немаловажное значение при проявлении потребительской ценности имеют ассортиментная, качественная и количественная характеристики товара. Так, пищевые продукты с различными характеристиками неодинаково удовлетворяют потребность организма человека в энергии, биологически ценных веществах и органолептических ощущениях.
Потребительную ценность могут приобретать не только новые товары, но и традиционные, ранее известные товары, благодаря выявлению новых естественных свойств. Так, экологически чистые продукты питания – это известные продукты с повышенным уровнем безопасности. Таким образом, потребительная ценность товаров выступает как мера их полезности и проявляется через основополагающие товароведные характеристики.
2. Субъект товароведной деятельности– это человек, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности, а также носитель прав и обязанностей.
Субъекты товароведной деятельности делятся на 2 вида: товароведы и потребители товара.
1) Потребитель товара – это гражданин, заказывающий, приобретающий, использующий товары для личных нужд, не извлекая прибыли.
2) Товароведы - специалисты, осуществляющие товароведную деятельность в силу своих должностных обязанностей. Товароведы должны все знать о товаре.
Функции товара
1. Потребительская функция товара заключается в его способности соответствовать запросам потребителей благодаря присущим ему характеристикам. Например, потребительская функция пищевых продуктов – это их способность поставлять организму жизненно необходимые для обмена вещества.
2. Маркетинговая функция товара реализуется при отсутствии потребностей, в том числе и спроса, при незнании потребителем товаров или их отдельных потребительских свойств (например, при появлении новых товаров), неприемлемости (недоступности) цен и в других ситуациях благодаря комплексу маркетинговых мероприятий (например, формированию бренда, рекламе, системе скидок и т. п.). При этом формируется спрос на такие товары. Более того, благодаря маркетинговой функции одни товары («локомотивы») способствуют продаже других товаров («вагончиков»).
3.Коммерческая функция товара обусловлена его основным назначением как объекта купли-продажи. Коммерческая функция товара обеспечивается путем управления циклом товародвижения, включая доставку, хранение, приемку, товарную обработку и реализацию товаров.
4. Правовая функция товара заключается в том, что, с одной стороны, товар выступает как объект договорных отношений, с другой стороны, он должен соответствовать требованиям нормативных документов (федеральных законов, стандартов, ТУ и т. п.), а также положениям договоров.
5.Финансовая функция товара определяется тем, что любой товар должен приносить прибыль. Поэтому любая организация должна определить свою ценовую политику и стратегию ценообразования для каждого товара не только с учетом потребительской, но и маркетинговой, коммерческой и правовой функций, а также с учетом конкретных условий региона, финансовых возможностей потребителя.
МЕТОДЫ ТОВАРОВЕДЕНИЯ