Инфинитив в роли главных членов предложения
Морфологический разбор глагола
Порядок разбора
I. Часть речи. Общее значение. Начальная форма (инфинитив).
II. Морфологические признаки.
Постоянные признаки: а) вид; б) переходность; в) возвратность; г) спряжение.
Непостоянные признаки: а) наклонение (изъявительное, повелительное, сослагательное); б) время (если есть); в) число; г) лицо (если есть); д) род (если есть).
III. Синтаксическая роль.
Начальная форма глагола
Начальная форма глагола | Вопросы | Формальные показатели инфинитива | Постоянные признаки инфинитива |
= неопределенная форма глагола = инфинитив | что делать? что сделать? | окончания - ть, - ти или нулевое: петь – окончание - ть; нести– окончание- ти;беречьØ (берегу, ч // г). | переходность: читать – перех.,спать— неперех.; возвратность: мыть — мыться; вид: решать— несов. решить — сов. |
Запомните: инфинитив может быть любым членом предложения.
Однако определение синтаксической функции инфинитива нередко вызывает затруднение.
Чтобы не ошибиться в определении синтаксической функции инфинитива, необходимо тщательно изучить теоретический материал по данному вопросу.
Инфинитив в роли главных членов предложения
v Независимый инфинитив, стоящий на первом месте в предложении и интонационно отделенный от сказуемого, является подлежащим. Он называет действие, характеристика которого содержится в сказуемом. При этом в нем, как правило, заключено определяемое понятие, о котором высказывается какое-то суждение:
Жить – значит работать.
Играть в хоккей его главное увлечение.
Создавать счастье – это высокий труд.
Считать чужие доходы – дело неблагодарное.
Все преувеличивать было его страстью.
v Инфинитив-подлежащее может занимать и постпозицию, если стоящий в начале предложения второй главный член имеет явное оценочное значение:
Самое страшное в нашей работе – остановиться в своем росте.
Его делом было опекать младших и заботиться о старших.
Напрасный труд – удить без крючка и учиться без книги.
Самое любимое мое дело было читать ей (матери) вслух «Россиаду» и получать от нее разные объяснения на не понимаемые мною слова и целые выражения. (Аксаков)
v Наличие при одном из главных членов связки ЭТО указывает на то, что перед нами сказуемое, а инфинитив - подлежащее:
Это против нашего закона – поминать старое.
Самый это доступный способ возвысить себя в своих глазах – другого унизить.
Какое это счастье – уважать родителей.
v Иногда при определении главных членов решающим является порядок слов:
Стать моряком – его мечта. Его мечта – стать моряком.
v Инфинитив-подлежащее, как и инфинитив-сказуемое, может включать зависимые от него слова, если один глагол не передает смысла высказывания. Нередко это встречается в пословицах, афоризмах:
У вора воровать – только время терять.
Дурака учить – что мертвого лечить.
Песню играть – не поле орать.
Ничего не делать – тяжелая работа.
Дом вести – не бородой трясти.
О решенном говорить – только путать.
Чай пить – не дрова рубить.
v Трудность может возникнуть, когда инфинитив сочетается со словами на – О.
Запомните:
если инфинитив стоит на первом месте в предложении, а дальше следует слово на – О, перед нами двусоставное предложение с подлежащим - инфинитивом:
Спорить с ним бесполезно.
Шутить с либерализмом опасно.
Перестановка инфинитива на второе место после слова на – О, являющегося категорией состояния, превращает предложение в безличное:
Бесполезно спорить с ним.
Непросто было добраться до работы в этот день из-за метели.
Опасно шутить с либерализмом.
Наличие при инфинитиве слов категории состояния надо, нужно, необходимо, нельзя, можно и др. говорит о том, что это сказуемое безличных предложений (независимо от порядка слов):
У вас тут можно заблудиться.
Спрашиватьоб этом было нельзя.
Надо найти другое решение.
v Независимый инфинитив может выступать в роли сказуемогов так называемых односоставных инфинитивных предложениях (разновидность безличных конструкций):
Не видать вам больше удачи!
Поднятьпаруса!
Всем приготовиться! Молчать! Не возражать командиру!
Кого ж любить? Кому же верить?
Такие конструкции носят чаще всего приказной характер, отличаются категоричностью высказывания.
v Чаще всего инфинитив употребляется в составном глагольном сказуемом, которое имеет две части: вспомогательную и основную. Первая передает грамматическое значение наклонения, времени, лица, числа или рода, вторая (инфинитив) – основное лексическое значение.
Вспомогательный глагол может иметь фазисное значение (начала, продолжения, конца действия (начали собираться, принялся спорить, продолжала рассказывать, перестал пилить) и употребляется с инфинитивом только несовершенного вида:
У сестренки стали слипаться глаза.
Радушный хозяин принялсяменя угощать.
Другие значения – модальные: возможности/невозможности действия (не смел признаться), долженствования (принужден терпеть, должен ехать), волеизъявления (желательность, решимость, готовность) – раздумал покупать; субъектно-эмоционального характера (любил поесть); оценки степени обычности действия (привык командовать).
При наличии двух глаголов (спрягаемого и инфинитива) оба входят в состав глагольного сказуемого, если действия относятся к одному лицу – субъекту действия:
Чины людьми даются, а люди могут обмануться. (Грибоедов)
Если же действия совершают разные лица, тогда инфинитив не является частью составного глагольного сказуемого, а выступает в роли второстепенного члена:
Братпросил Павку приехатьво что бы то ни стало. (Н.Островский)
Строжайше б запретил я этим господам на выстрел подъезжать к столицам. (Грибоедов)
Инфинитив в роли второстепенных членов предложения
Ø Инфинитив может выполнять функцию несогласованного определения. В таком случае он поясняет существительные с модальным значением возможности, необходимости, желательности, волеизъявления и др.:
× сущ. какое? ×сущ. какая?
решение отказать боязнь ошибиться
× сущ. какое? × сущ. какое?
необходимость встретиться желание помочь.
Реже инфинитив определяет отвлеченные существительные с другим значением: манера спорить, удовольствие поохотиться, мысль поехать, отказ подчиниться и др.:
× сущ.
Только надежда (какая?) спасти сына поддерживала ее.
× сущ.
Им руководило стремление (какое?) выяснитьистину.
× сущ.
Грушенька взяла с него обещание (какое?) прийти за нею в двенадцатом часу.
× сущ.
Неожиданно появилась возможность (какая?) поскорее уехать из этого города.
Ø Инфинитив является дополнением, если спрягаемый глагол имеет полноценное лексическое значение, а действия глаголов относятся к разным лицам:
Я прошу вас (о чем?) говорить по существу дела.
Отец учил меня (чему?) ходить на лодке с шестом.
Царь изволил приказать (что?) нам тебя к нему позвать. (П.Ершов)
В этих примерах действия глаголов относятся к разным людям (прошу я, а говорить будет собеседник; учил отец, а ходить на лодке будет сын; приказал царь, а звать явились его подданные).
ü Значительно реже встречаются случаи, когда инфинитив-дополнение обозначает действие того же субъекта:
Вчера мы договорились (о чем?) поехать на дачу.
За неделю он научился (чему?) кататьсяна коньках.
Сестра быстро привыкла (к чему?) ухаживать за больной матерью.
Ø Инфинитив может быть и обстоятельством цели. При этом он присоединяется толькок глаголу. Способностью иметь при себе инфинитив-обстоятельство обладают, главным образом, глаголы перемещения в пространстве (лег отдохнуть, сел почитать, ходилгулять, побежалдогонять). Если инфинитив относится к глаголу перемещения, то субъект действия, названного инфинитивом, и субъект действия, названного опорным глаголом, обязательно совпадают:
Летом и осенью мыездим за Каму (с какой целью?) собирать грибы.
Путники расположились у ручья (с какой целью?) отдыхать и кормить лошадей.
Синтаксическая роль инфинитива
Член предложения | Примеры |
Подлежащее | Повторятьдаучить– ум точить. Удивительное и приятное занятие лежатьна спине в лесу и глядетьвверх. Смеяться полезно. |
Сказуемое (или входит в состав сказуемого) | Вам не видать таких сражений! Споритьс ним я никогда не мог. Лиза решила непременно ее сопровождать. Спешить с ответом не надо. |
Дополнение | Перекрестясь, он важно сел и пленника подвесть велел. Генерал Муравьевприказал стрелять. |
Несогласованное определение | Была у него заветная мечта – перебратьсяв столицу. |
Обстоятельство цели | В Павлышскую школу ездят учиться из разных стран. |
Продолжение следует…
.