Тема: композиция художественного

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

План

1. Архитектоника и композиция: значение терминов. М. М. Бахтин об архитектонической и композиционной формах художественного произведения.

2. Мотив:

а) семантическая трактовка мотива в трудах А. Н. Веселовского, А. Л. Бема, О. М. Фрейденберг;

б) определение понятия «мотив» в трудах Б. В. Томашевского, В. Я. Проппа;

в) сюжет и мотив, комплекс мотивов и сюжетная схема;

г) семантика, синтактика, прагматика мотива;

д) типологии и классификации мотивов (лирические, эпические, драматические; описательные, сюжетные; интертекстуальные, внутритекстовые; мифологические и др.).

3. Монтаж:

а) возникновение и значение термина;

б) принципы монтажной композиции литературного произведения;

в) приемы монтажа в сюжетных произведениях, «монтажные фразы» (В. Е. Хализев).

4. Содержательность композиции. Значение композиции в художественной реализации авторского замысла и идеи произведения.

Вопросы и задания

1. Какова роль предикативного начала в семантической структуре мотива? Чем объясняется неразличение понятий «мотив» и «тема» в практике литературоведческого исследования?

2. Исследуя теорию мотива, И. Силантьев выявляет четыре подхода в трактовке этого понятия: семантический, морфологический, дихотомический, тематический. Охарактеризуйте каждый из них. Какая из трактовок оказывается наиболее адекватной изучению художественной литературы нового времени?

3. Опираясь на работы исследователей теории мотива, сформулируйте системное определение мотива.

4. Докажите, что мотив является не только важной составляющей композиции, но и тесно связан с другими уровнями произведения: тематическим, концептуальным, образным.

5. Приведите примеры элементов монтажной композиции в произведениях русской литературы XIX века.

6. Проанализируйте композицию рассказа Л. Н. Толстого «Три смерти». Какова роль монтажной композиции в художественной реализации авторской идеи?

Терминологический минимум

Актант, архитектоника, вставные эпизоды, инвариант, интертекстуальность, композиция, лейтмотив, лирическое отступление, монтаж, мотив, нарратив, предикативность, сюжет, хронотоп.

Литература

1. Бахтин, М. М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве / М. М. Бахтин // Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975.

2. Веселовский А. Н. Поэтика сюжетов / А. Н. Веселовский // Историческая поэтика. – М., 1989.

3. Ветловская, В. Е. Вопросы теории сюжета / В. Е. Ветловская // Русская литература и культура Нового времени. – СПб., 1994.

4. Гаспаров, Б. М. Литературные лейтмотивы / Б. М. Гаспаров. – М., 1994.

5. Жолковский, А. К. Работы по поэтике выразительности: Инварианты – Тема – Приемы – Текст / А. К. Жолковский, Ю. К. Щеглов. – М., 1996.

6. Кайда, Л. Г. Стилистика текста: от теории композиции – к декодированию: учебное пособие / Л. Г. Кайда. – М., 2004.

7. Краснов, Г. В. Мотив в структуре прозаического произведения: К постановке вопроса / Г. В. Краснов // Вопросы сюжета и композиции. – Горький, 1980.

8. Материалы к «Словарю сюжетов и мотивов русской литературы». «Вечные сюжеты» русской литературы. «Блудный сын»и др. / Отв. ред. Е. К. Ромодановская, В. И. Тюпа. – Новосибирск, 1996.

9. Мелетинский, Е. М. Семантическая организация мифологического повествования и проблема создания семиотического указателя мотивов и сюжетов / Е. М. Мелетинский // Ученые записки Тартуского гос. университета. – Вып. 635. – Тарту, 1983.

10. Монтаж: Литература. Искусство. Театр. Кино. – М., 1988.

11. Пропп, В. Я. Морфология сказки / В. Я. Пропп. – Л., 1928.

12. Путилов, Б. Н. Веселовский и проблемы фольклорного мотива / Б. Н. Путилов // Наследие Александра Веселовского: Исследования и материалы. – СПб., 1992.

13. Путилов, Б. Н. Мотив как сюжетообразующий элемент // Типологические исследования по фольклору: сборник статей в память В. Я. Проппа. – М., 1975.

14. Руднев, В. Структурная поэтика и мотивный анализ / В. Руднев // Даугава. – 1990. – № 1.

15. Силантьев, И. В. Поэтика мотива / И. В. Силантьев. – М., 2004.

16. Тамарченко, Н. Д. «Композиция и архитектоника» или «композиция и конструкция»? (М. М. Бахтин и П. А. Флоренский) / Н. Д. Тамарченко // Литературоведение и литературоведы. – Коломна, 1996.

17. Томашевский, Б. В. Теория литературы. Поэтика / Б. В. Томашевский. – М., 1996. (Раздел: Тематика.)

18. Эйзенштейн, С. М. Вопросы композиции / С. М. Эйзенштейн // Избранные статьи. – М., 1956.

19. Эйзенштейн, С. М. Монтаж / С. М. Эйзенштейн. – М., 2000.

20. Яблоков, Е. А. Мотивы прозы Михаила Булгакова / Е. А. Яблоков. – М., 1997.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 11

Наши рекомендации