С обучением на русском языке
ОДОБРЕНА
решением федерального
учебно-методического объединения
по общему образованию
(протокол от 16 мая 2017 г. № 2/17)
ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Татарская литература»
для общеобразовательных организаций
С обучением на русском языке
(для изучающих татарский язык как государственный)
Классы
Авторы-составители:
Мотигуллина Альфия Рухулловна,
кандидат филологических наук;
Ханнанов Рамиль Гумарович,
кандидат филологических наук;
Гизатуллина Эндже Хабировна,
учитель татарского языка и литературы;
Мулласалихова Гульсира Гусмановна,
учитель татарского языка и литературы.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Примерная рабочая программа учебного предмета «Татарская литература» для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке (для изучающих татарский язык как государственный) («Литературное чтение» («Әдәби уку»), 1-4 классы)
Пояснительная записка.................................................................................. 4
Общая характеристика учебного предмета.................................................. 4
Описание места учебного предмета в учебном плане.................................. .6
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета 6
Содержание учебного предмета.........................................................................7
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.....................................................................................................10
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности.........................................................................18
Планируемые результаты освоения…….......................................................20
Примерная рабочая программа учебного предмета «Татарская литература» для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке (для изучающих татарский язык как государственный) (5-9 классы)
Пояснительная записка...................................................................................30
Общая характеристика учебного предмета……………………………………33
Описание места учебного предмета в учебном плане………………………..34
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета…………………………………………………………………………..35
Содержание учебного предмета.......................................................................37
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности…………………………………………………..............................49
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса….…………………………………………………69
Планируемые результаты освоения ....................................................................72
Примерная рабочая программа учебного предмета «Татарская литература» для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке (для изучающих татарский язык как государственный) (10-11 классы)
Пояснительная записка..................................................................................73
Общая характеристика учебного предмета....................................................75
Описание места учебного предмета в учебном плане....................................78
Планируемые результаты освоения....................................................................78
Основное содержание учебного предмета.........................................................78
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности...................................................................................................80
Формирование навыков…………………………………………………………97
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся…….……………….98
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности………………………………………………..99
Примерная рабочая программа учебного предмета «Татарская литература» для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке (для изучающих татарский язык как государственный)
«Литературное чтение» («Әдәби уку»), 1-4 классы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Литературное чтение является основой нравственного воспитания учащихся на уровне начального общего образования. Оно, являясь одним из базовых предметов на уровне начального общего образования, способствует формированию позитивного и целостного мировосприятия младших школьников. Средствами этого предмета формируется функциональная грамотность школьника и достигается результативность обучения в целом. Освоение умений чтения и понимания текста, формирование всех видов речевой деятельности, овладение элементами коммуникативной культуры, приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности – это те метапредметные задачи, которые целенаправленно и системно решаются в рамках данной предметной области. Именно чтение является основой всех видов получения информации, начиная с ее поиска в рамках одного текста или в разных источниках.
Основной целью обучения литературному чтению на неродном языке является развитие у ученика умений читать тексты, понимать содержащуюся в них информацию, который впоследствии сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования.
Для достижения этой цели ставятся следующие разноплановые предметные задачи:
1. понимание содержания: определять и выделять основную событийную или иную линию произведения, выделять тематику и проблематику (духовно-нравственная);
2. извлечение художественной информации: выделять основную мысль автора, понять образное мышление писателя (духовно-эстетическая);
3. понимание формальных признаков произведения: определить жанр текста, главных и второстепенных героев (литературоведческая).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Особое место в рамках литературного чтения занимает накопление опыта самостоятельной (индивидуальной и коллективной) интерпретации художественного произведения, который развивается в разных направлениях читательской и речевой деятельности (от освоения детьми разных видов и форм пересказа текста до формирования умений анализировать текст, обсуждать его и защищать свою точку зрения; от формирования навыков учебного чтения по цепочке и по ролям до получения опыта творческой деятельности при инсценировке, драматизации и создании собственных текстов и иллюстраций по мотивам художественного произведения).
Круг детского чтения в программе определяется по нескольким основаниям. Первые два связаны с формированием мотивации к чтению и созданием условий для формирования технического умения чтения. Так, на начальном этапе обеспечен приоритет стихотворных текстов или прозаических текстов с повторяющимися словами, словосочетаниями, предложениями, абзацами (с целью создать впечатление успешности чтения, что очень важно в период формирования технического умения чтения). Также обеспечен приоритет текстов шуточного содержания, способных вызывать немедленную эмоцию радости и смеха (поскольку чувство юмора является основной формой проявления эстетического чувства в этом возрасте).
Тексты отобраны с учетом их доступности восприятию детей конкретной возрастной группы. Другие основания отбора текстов связаны с необходимостью соблюдения логики развития художественного слова от фольклорных форм к авторской литературе; с необходимостью решать конкретные нравственные и эстетические задачи, главные из которых складываются в определенную нравственно-эстетическую концепцию, развиваемую на протяжении всех четырех лет обучения; с необходимостью обеспечить жанровое и тематическое разнообразие, создавать баланс фольклорных и авторских произведений, произведений отечественных и зарубежных авторов, произведений классиков детской литературы и современных детских авторов конца XX – начала XXI века.
Существенной проблемой является методический отбор текстов для начального этапа обучения. В силу ограниченности языковых возможностей учащихся данной ступени тексты для чтения приходится обрабатывать и адаптировать. К приемам обработки и адаптации относятся сокращение, замена сложных грамматических конструкций на более легкие. При этом могут быть сохранены сложные слова, ранее незнакомые учащимся, но доступные пониманию. Важную роль играет также приведение текста в соответствие с условиями восприятия при помощи сносок, бокового словаря, иллюстраций. Именно использование опор является наиболее продуктивным способом методической обработки текстов и сближающим процесс иноязычного чтения с естественным. Одновременно происходит наращивание словаря учащихся, обогащается их языковой опыт, что позволяет постепенно усложнять смысловое содержание текстов, развивать читательские умения школьников.
Вывод: чтение на неродном языке как вид речевой деятельности и как опосредованная форма общения является самым необходимым на данном этапе. Процесс чтения базируется на технической стороне, то есть на навыках, которые представляют собой автоматизированные зрительно-речемоторно-слуховые связи языковых явлений с их значением, на основе которых происходит узнавание и понимание письменных знаков и письменного текста в целом и, следовательно, реализация коммуникативного умения чтения.
Практический компонент цели обучения чтению как опосредованной форме общения на неродном языке предполагает развитие у учащихся умения читать тексты с разным уровнем понимания содержащейся в них информации.
Однако при обучении чтению важно не только формирование у учащихся необходимых навыков и умений, обеспечивающих возможность чтения как опосредованного средства общения, но и привитие интереса к этому процессу.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение предмета «Литературное чтение» на татарском языке отводится 2 часа в неделю во всех классах начального общего образования. Изучение литературного чтения на татарском языке в 1-ом классе начинается после окончания периода обучения грамоте, т.е. после Азбуки («Әлифба»). В 1-м классе на уроки литературного чтения отводится 20 часов, во 2-ом классе – 68 часов, в 3-ем классе – 68 часов, в 4-ом классе – 68 часов. Всего 224 часа.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
принятие патриотических ценностей, ощущение себя гражданами многонационального государства России;
овладение знаниями о культуре татарского народа, уважительное отношение к культурам и традиционным религиям народов России;
усвоение основных морально-нравственных норм татарского народа, умение соотносить их с морально-нравственными нормами русского народа и народов России;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре всех
народов;
уважительное отношение к семейным ценностям, проявление доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты:
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях;
овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
умение слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения.
Предметные результаты:
понимание литературы как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций многонациональной и мировой культуры;
формирование представлений о Родине и ее людях, окружающем мире, культуре, понятий о добре и зле, дружбе, честности;
формирование читательской компетентности, потребности в систематическом чтении;
овладение чтением вслух и про себя, приемами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
использование разных видов чтения:
- с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение);
- с полным пониманием содержания (изучающее чтение);
- с извлечением необходимой, значимой информации (поисково-просмотровое чтение);
умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
умение устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Виды речевой и читательской деятельности.Восприятие речи на слух, понимание текста, ответы на вопросы по содержанию, умение задавать вопросы по содержанию прослушанного, определение последовательности событий.
Аудирование.Умение воспринимать на слух звучащую речь: чтение текста вслух учителем и одноклассниками, высказывания собеседников, адресованные себе вопросы. Понимание смысла звучащей речи: удержание обсуждаемого аспекта, способность отвечать на вопросы по ее содержанию и задавать собственные вопросы.
Чтение вслух.Укрепление чтения как основы для перехода от слогового чтения к чтению целыми словами, а также постепенного увеличения скорости чтения. Формирование мотива читать вслух в процессе чтения по ролям и чтения по цепочке. Освоение особенностей выразительного чтения.
Чтение про себя.Умение самостоятельно читать текст небольшого объема. Умение находить в изучаемом тексте необходимые сведения, а также умение находить в словарях нужные словарные статьи и извлекать из них требуемую информацию в рамках выборочного чтения.
Говорение.Освоение разновидностей монологического высказывания: в форме краткого или развернутого ответа на вопрос; в форме передачи собственных впечатлений, передачи жизненных наблюдений и впечатлений; в форме доказательного суждения с опорой на текст (зачитывание нужного места в тексте). Освоение особенностей диалогического общения: умение слушать высказывания собеседника и выражать к ним свое отношение
(согласие /несогласие). Умение спорить, опираясь на содержание текста. Этическая сторона диалогического общения – использование норм речевого этикета и воспитание сострадательного отношения к проигравшей в споре стороне.
Письмо.Выполнение письменных упражнений в рабочей тетради; краткие сочинения по личным наблюдениям и впечатлениям; мини-сочинения по иллюстрациям и рисункам художественных произведений; обучение культуре предметной и бытовой переписки (написание SMS-сообщений, писем и поздравительных открыток, формулы вежливости).
Работа с текстом художественного произведения.Понимание и обсуждение текста (через систему вопросов и заданий), понимание переживания в лирическом стихотворении, противоположные позиции героев и авторский вывод в рассказе, основная интонация в колыбельной песне, былине, гимне и т.д. Определение особенностей построения текста, выявление средств художественной выразительности. Умение определять характер героя (через его словесный портрет, анализ поступков, речевое поведение, через авторский комментарий), проследить развитие характера героя во времени, сравнительный анализ поведения разных героев. Обнаружение (с помощью учителя) авторской позиции в прозаических текстах и направления авторских переживаний в лирических текстах. В результате работы с текстом: умение выделять в тексте разные сюжетные линии; устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета и в поведении героев; понимать авторскую точку зрения; выделять основную мысль текста; обнаруживать выразительные средства.
Работа с учебными и научно-популярными текстами.Осмысление содержания текста, выделение в тексте отдельных частей, ключевых слов, составление плана пересказа.
Внеклассное чтение.Организация подготовки учащихся к самостоятельному чтению книг, расширению и углублению читательского кругозора, познавательных интересов. Развитие устойчивого и осознанного
интереса к чтению художественной литературы, знакомство с детской книгой как явлением культуры.
Устное народное творчество. Систематизация знаний учащихся о малых фольклорных жанрах татарского народного творчества и понятия «устное народное творчество». Формирование представления о фольклорных произведениях. Жанровое разнообразие фольклорных произведений (докучная сказка; сказки о животных, волшебные и бытовые сказки; малые фольклорные формы: загадки, считалки, колыбельные песенки, пословицы и т.д.). Представление о жанрах басни. (Басни – авторские произведения, укорененные в сказке о животных и в фольклорном мире ценностей.). Жанры рассказа и литературной сказки, авторская поэзия. Особенности лирического произведения (ритм, рифма). Различение рифмы и понимание содержательности каждого конкретного вида рифмы. Освоение понятий «тема» и «основная мысль», а также «основное переживание» героя произведения. Практическое различение произведений разного жанрового характера (без освоения понятия «жанр»). Практическое освоение представления о сюжете. Представление о герое произведения, об авторе-рассказчике. Практическое различение в текстах и уяснение смысла использования средств художественной выразительности: олицетворения, сравнения, гиперболы, контраста, звукописи, фигуры повтора.
Работа с текстами разных видов и жанров литературы.Определение принадлежности текста к фольклору или кругу авторских произведений. Понимание жанровых особенностей текста (волшебная сказка, докучная сказка, рассказ, колыбельная песенка, гимн и т.д.) Понимание разницы между художественным и научно-популярным текстами. Умение доказательно показать принадлежность текста к кругу художественных или научно-популярных текстов. Понимание отличий прозаического и поэтического текстов.
Работа с произведениями разных видов искусства(литература, живопись, прикладное искусство, скульптура, музыка). Представление о литературе как об одном из видов искусства (наряду с живописью, музыкой и т.д.). Общее и специфическое разных видов искусства.
Элементы творческой деятельности.Чтение художественного произведения (или его фрагментов) по ролям и по цепочке. Умение читать выразительно поэтический и прозаический текст. Умение осознанно выбирать интонацию, темп чтения и делать необходимые паузы в соответствии с особенностями текста. Умение работать с иллюстрациями в учебнике, сравнивать их с художественными текстами. Способность устно и письменно (в виде высказываний и небольших сочинений) делиться своими личными впечатлениями.
Круг детского чтения.Произведения устного народного творчества Малые жанры фольклора (прибаутки, считалки, скороговорки, загадки, заклички); народные сказки (докучные, сказки о животных, бытовые, волшебные); пословицы и поговорки. Авторские произведения, басни. Литературные авторские произведения. Произведения классиков отечественной литературы XIX–XX вв. (стихотворения, рассказы, волшебные сказки в стихах, повесть). Произведения классиков детской литературы (стихотворения, рассказы, сказки, сказочные повести). Произведения современной отечественной (с учетом многонациональности России) и зарубежной литературы (стихотворения, рассказы, сказки, сказочная повесть). Разные виды книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (детские журналы). В результате обучения на уровне начального общего образования будет обеспечена готовность школьников к получению дальнейшего образования на уровне основного общего образования и достигнут необходимый уровень их общекультурного и литературного развития.
Выпускник научится:
- работать с текстом: выделять нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях; ориентироваться в книге и работать сразу с несколькими источниками информации; пользоваться словарями, периодическими изданиями и фондом школьной библиотеки;
- понимать то, что литература – это искусство слова, один из видов искусства.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1-й класс (23 ЧАСА)
1. Устное народное творчество (3 часа).
Тизәйткечләр, тел шомарткычлар. / Скороговорки.
Табышмак. / Загадки.
Санамышлар. / Считалки.
Тема 2. Кышны яратабыз./ Любим зиму (3 часа).
Гульшат Зайнашева. Кыш. / Зима.
Амина Бикчантаева. Салкын саф һава. / Холодный свежий воздух.
Афзал Нигъматуллин. Беренче кар. / Первый снег.
Тема 3. Тылсымлы сүзләр / Волшебные слова (3 часа).
Лябиб Лерон. Хәерле иртә! / Доброе утро!
Шаукат Галиев. Тыныч йокы! / Спокойной ночи!
Бари Рахмат. Рәхмәт. / Спасибо.
Тема 4. Минем туган көнем / Мой день рождения ( 4 часа).
Зиннур Хуснияр. Курчак алдылар миңа./ Мне купили куклу.
Музахит. Тутый кош./ Попугай.
Гүзель Исхакова. Куанычым./ Моя радость.
Творческая работа.
Тема 5. Минем гаиләм / Наша семья (3 часа).
Гулшат Зайнашева. Әбиемне яратам./ Люблю бабушку.
Бу бармак – бабай... / Этот пальчик – дед... (считалка)
Закия Туфайлова. «Әни» сүзе. / Слово «мама».
Тема 6. Яз килә/ Весна идет (3 часа)
Ахмет Ерикей. Тышта яз. / На улице весна.
Нури Арслан. Яз. / Весна.
Язгы авазлар. / Весенние звуки. По Г.Тукаю
Тема 7. Матур җәй / Прекрасное лето (4 часа).
Роберт Миннуллин. Болыт. / Облако.
Бари Рахмат. Су./ Вода.
Гамир Насрый. Зәңгәр күл. / Голубое озеро.
Проектная работа. «Любимое время года».
2-й класс (68 часов)
Тема 1. Белем бәйрәме / Праздник знаний (6 часов).
Ринат Маннан. Исәнме, мәктәп! / Здравствуй, школа!
Бари Рахмат. Мәктәпкә./ В школу.
Михаил Пляцковский. Өйрәтәләр мәктәпләрдә./ Учат в школе.
Барлас Камалов. Иң күңелле көн. / Самый веселый день.
Гульшат Зайнашева. Бер атнада ничә көн? / Сколько дней в неделе?
Творческая работа.
Тема 2. Устное народное творчество (3 часа).
Табышмаклар. / Загадки.
Санамышлар. / Считалки.
Мәзәкләр. / Шутки.
Тема 3. Көзге муллык. / Осеннее богатство (11 часов).
Лябиб Лерон. Яфрак бәйрәме./ Праздник листьев.
Айгуль Ахметгалиева. Көзге муллык. / Осеннее богатство.
Ахмет Ерикей. Уңыш./ Урожай.
Русская народная сказка. Репка./ Рус халык әкияте. Шалкан.
Г. Гараева. Көз һәм балалар җыры. / Осень и дети.
Шаукат Галиев. Витамин эзли. / Ищет витамины.
Ринат Маннан. Помидор егете. / Помидорчик.
Васима Хайруллина. Толымлы суган./ Лук с косичками.
Фанис Яруллин. Көзге табын. / Осенние яства.
Афзал Нигъматуллин. Алмагач һәм алма. Яблоня и яблоко.
Творческая работа.
Тема 4. Туган илем / Родина моя (6 часов).
Равиль Файзуллин . Җир өстендә ниләр бар?/Что есть на земле?
Резеда Валиева. Иң матур җир. / Самое красивое место.
Ахмет Рашитов. Кояшлы ил – безнең ил. / Наша страна – солнечная страна.
Энже Муэминова. Туган ил. / Родина.
Татарстан – минем республикам. / Татарстан – республика моя. (из журнала «Салават күпере»).
Тематический тест.
Тема 5. Кыш килде / Зимние забавы (8 часов).
Джават Тарземанов. Кыш. / Зима.
Закия Туфайлова. Кыш килде. / Зима наступила.
Галимзян Латыйп. Кыш шатлыклары. / Зимние радости.
Галимзян Латыйп. Яңа ел җыры. / Новогодняя песня.
Музахит. Яңа ел кайдан килә? /Откуда приходит Новый год?
Назиба Сафина. Кышкы җыр. / Зимняя песня.
Гасим Лотфи. Кар бөртекләре. / Снежинки.
Творческая работа.
Тема 6. Безнең гаилә / Наша семья (9 часов).
Рафис Корбан. Атна көннәре. / Дни недели.
Габдулла Тукай. Безнең гаилә. /Наша семья.
Закия Туфайлова. Шофер булам. / Буду шофером.
Амина Бикчантаева. Дәү әнием. / Бабушка моя.
Рустем Мингалим. Крокодил күрдек. / Видели крокодила.
Айгуль Ахметгалиева. Безнең өйдә. / У нас дома.
Роберт Миннуллин. Уятыйм әле. / Разбужу-ка, я.
Хакимзян Халиков. Без ничәү? / Сколько нас?
Проектная работа. «Наша семья».
Тема 7. Кошлар – канатлы дуслар / Птицы – крылатые друзья
(8 часов).
Гасим Лотфи. Балалар ярдәм итә./ Дети помогают.
Гарафи Хасанов. Кошларга ярдәм. / Помощь птицам.
Фанис Яруллин. Чыпчык. / Воробей.
Шайхи Маннур. Исәнмесез, кошкайлар! / Здравствуйте, птички!
Гасим Латыйп. Тукран. / Дятел.
Музахит. Күгәрченнәр гөрлиләр. / Голуби воркуют.
Муса Джалиль. Күке. / Кукушка.
Афзал Нигъматуллин. Песи һәм чыпчык. / Кот и воробей.
Творческая работа.
Тема 8. Яз килә / Идет весна (9 часов).
Равиль Файзуллин. Кар кызы кая киткән? / Куда уходит Снегурочка?
Амина Бикчантаева. Апрель ае. / Месяц апрель.
Марс Шабаев. Ташу. / Половодье.
Роберт Миннуллин. Яз керде өебезгә. / Весна пришла в наш дом.
Закария Ахмеров. Агачлар да авырый. / Деревья тоже болеют.
Юлдуз Шарапова. Тузганак. / Одуванчик.
Идрис Туктар. Витаминнар./ Витамины.
Хакимзян Халиков. Рәхмәт сезгә, ветераннар! / Спасибо вам, ветераны! Рафис Гиззатуллин. Миләш нигә әче? / Отчего рябина кислая?
Тема 9. Җәй / Лето (7 часов).
Гульшат Зайнашова. Без – табигать дуслары. / Мы – друзья природы.
Ильдар Юзеев. Гөл нигә шиңгән? /Почему цветок высох?
Амина Бикчантаева. Колын. / Жеребенок.
Гульшат Зайнашова. Сабантуй.
Ринат Мәннан. Яратмыйм. / Не люблю.
Габдулла Тукай. Бала белән Күбәләк. / Ребенок и бабочка.
Проектная работа. «Мы - друзья природы».
3-й класс (68 часов)
Тема 1. Мин җәйне ничек үткәрдем?/ Как я провел лето? (8 часов).
Дамир Гарифуллин. Август.
Эндже Авзалова. Көзге моңсулык. / Осенняя грусть.
Габдулла Тукайдан. Көз. /Осень.
Роберт Миннуллин. «К»лар тулган бакчага. / Огород полон «к».
Вакыф Нуриев. Китап. / Книга.
Газинур Морат. Туган тел. / Родной язык.
Каюм Насыри. Акыллы һәм яхшы холыклы. / Умный, да еще и добрый. Творческая работа.
Тема 2. Устное народное творчество (7 часов).
Табышмаклар. / Загадки.
Әкият эзләре буйлап. / По следам сказок.
Әкият-табышмак. Бүре, кәҗә, кәбестә. / Сказка-загадка. Волк, коза, капуста.
Санамышлар. / Считалки.
Мәзәкләр. / Анекдоты.
Мәкальләр. / Пословицы.
Тематическое тестирование.
Тема 3. Кызык кызлар, малайлар / Смешные девчонки, мальчишки ( 9 часов).
Шаукат Галиев. Онытылган... / Забыл...
Ахмет Рашитов. Футболчы, имеш. / Подумаешь, футболист.
Ринат Маннан. Җиләк җыйганда. / Когда собирали ягоды.
Бари Рахмат. Бармаклар җитми. / Пальцев не хватает.
Муса Джалиль. Сәгать. / Часы.
Идрис Туктар. Ялкау өчен ботка суынган. /Для лентяя каша остыла.
Роберт Миннуллин. Малайлар сөйләшә./ Мальчики разговаривают.
Идрис Туктар. Авыраяк. / Копуша.
Творческая работа.
Тема 4. Кыш, Яңа ел /Зима. Новый год (6 часов).
Фатих Хусни. Беренче кар. / Первый снег.
Виталий Бианки. Куян, Көртлек, Аю һәм Кыш бабай / Заяц, Куропатка, Медведь и Дед Мороз.
Габдулла Тукай. Җир йокысы. / Сон земли.
Абдулла Ахмет. Кышкы матурлык. / Зимняя красота.
Роберт Миннуллин. Чыршы әйләнәсендә. / Вокруг ёлки.
Творческая работа.
Тема 5. Туган җирнең кадерен бел / Береги родную землю (11 часов).
Гумар Баширов. Нинди ул Татарстан? / Какой он Татарстан?
Равиль Файзуллин. Безнең КамАЗ. / Наш КамАЗ.
Роберт Миннуллин. Авыл малае белән шәһәр малае сөйләшкәне. / Разговор деревенского и городского мальчика.
Рашит Башар. Шәһәр төзим. / Строю город.
Эндже Авзалова. Бу гүзәллек яшәрме? / Сохранится ли эта красота?
Гариф Галиев. Туган ил кайдан башлана? / С чего начинается Родина?
Шаукат Галиев. Җирдә миңа ни кирәк? / Что мне нужно на Земле?
Анас Кари. Гөл янында. / У цветка.
Разиль Валиев. Зоопаркта. / В зоопарке.
Хакимзян Халиков. Ятим тургай. / Жаворонок-сирота.
Тематический тест.
Тема 6. Минем туганнарым. Яз / Мои родственники. Весна (8 часов).
Роберт Миннуллин. Торам менә елмаеп. / Стою, улыбаюсь.
Резеда Валиева. Туган көндә. / В день рождения.
Анас Хасанов. Сез ни әйтерсез икән? / А вы что скажете?
Фанис Яруллин. Кояштагы тап. / Пятно на солнце.
В.Осеева. Бер әби ич. / Бабка.
Шаукат Галиев. Җиргә язны кем китерә? / Кто приносит весну?
Дардеменд. Кояш нурлары. / Солнечние лучи.
Творческая работа.
Тема 7. Кечкенә дусларыбыз / Маленькие друзья (9 часов).
Гасим Лотфи. Батыркай / Смельчак.
Лиана Амирханова. Нәни дусларым. / Маленькие друзья.
Габдулла Тукай. Ташбака белән Куян. / Черепаха и Заяц.
Рафис Корбан. Пескәем. / Мой кот.
М.Галлямова. Дуслар. / Друзья.
Гумар Баширов. Песинең ял көне. / У кошки выходной.
Назип Мадьяров. Тукран. / Дятел.
Проектная работа. «Мой питомец».
Тема 8. Сәламәт тәндә – сәламәт акыл / В здоровом теле здоровый дух (10 часов).
Йолдыз Шарапова. Татарстан – спорт иле / Татарстан – спортивная страна.
Галимзян Гильманов. Универсиада.
Хакимҗан Халиков. Хәрәкәттә –бәрәкәт / В движении – сила.
Сания Ахметзянова. Үрнәк алыйк. / Возьмём пример.
Ахмет Ерикей. Чисталык сөябез. / Любим чистоту.
Вахит Монасыйпов. Шифалы табиблар. / Полезные врачи.
Марзия Файзуллина. Җәй җитте. / Пришло лето.
Гариф Ахунов. Сабан туенда. / на Сабантуе.
Творческая работа.
Контрольная работа.
4-й класс (68 часов)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Татарская литература в общеобразовательных учреждениях основного общего образования с русским языком обучения для учащихся, изучающих татарский язык как государственный – это учебный предмет, направленный на получение знаний об истории и культуре как татарского и русского (и др. народов, населяющих Татарстан и Россию), так и народов всего мира; также это особая область культуры, изучающая сферу писательского творчества, т.е. письменной речевой деятельности, являющейся одновременно деятельностью эстетической; это учебный предмет, направленный на научное познание мира; также языка произведения словесного творчества; освоение общекультурных навыков чтения; восприятия и понимания литературных произведений; выражения себя в слове; это учебный предмет, направленный для понимания того, что художественная литература говорит на особом языке, который надстраивается над естественным языком как вторичная система, т.е. на развитие эмоциональной сферы личности образного, ассоциативного и логического мышления; через этот учебный предмет осуществляется передача от поколения к поколению нравственных и эстетических традиций татарской, русской и мировой культур.
Своеобразие литературы как базовой учебной дисциплины определяется спецификой литературы как словесного искусства. Образная природа литературы позволяет оказывать непосредственное эмоциональное воздействие на читателя и таким образом активно формировать его мировоззренческие установки, духовно-нравственные идеалы, эстетический вкус. Сложность учебного предмета «Татарская литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство. При этом в школе с русским языком обучения соотношение литературного материала (художественных произведений) с историко- и теоретико-литературными знаниями оказывается несколько иным, в сравнении с татарской школой, поскольку определенный объем сведений историко- и теоретико-литературного характера учащиеся приобретают в курсе родной (русской) литературы.
Изучение татарской литературы учащимися школ с русским языком обучения, имея много общего с литературным образованием учащихся татарских школ, характеризуется ярко выраженной спецификой. Наряду с татарской литературой в школе с русским языком обучения изучается родная (русская) литература, то есть литературное образование осуществляется на бикультурной основе; татарская литература изучается в русской языковой и культурно-исторической среде, отражающей своеобразие социально-исторического развития нации, национального предметного мира (природа, быт), национальных традиций развития культуры. Национальная специфика опосредованно влияет на восприятие татарской литературы русскими учащимися, поэтому в процессе ее изучения в школе с русским языком обучения необходимо учитывать национальные особенности родной для учащихся литературы.
Учебный предмет «Татарская литература» – часть образовательной области «Филология», который тесно связан с предметом «Татарский язык» и является одним из основных источников обогащения речи учащихся школ с русским языком обучения, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной речью. Этим определяется особая важность установления в школе с русским языком обучения теснейших связей в преподавании татарского языка и литературы.
Татарская литература является неотъемлемой частью этнической культуры. Изучение литературных произведений на широком общекультурном фоне поможет учащимся школы с русским языком обучения воспринять татарскую литературу как существенную часть татарской культуры, а также учесть этнокультурную специфику родной литературы и культуры. Таким образом, в школе с русским языком обучения реализуется принцип «диалога культур».
Татарская литература изучается в тесной связи с обществознанием, историей России, что формирует у учащихся историзм мышления, патриотическое чувство, гражданственность, а связь татарской литературы с предметами художественного цикла (музыка, ИЗО, МХК) помогает понять специфику различных видов искусства.
Цельизучения татарской литературы в образовательных учреждениях с русским языком обучения на ступени основного общего образования направлена на достижение следующих задач:
• воспитание духовно развитой личности, способной понимать и эстетически воспринимать произведения татарской литературы, отличающейся от родной особенностями образно-эстетической системы; личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание уважения к татарской литературе и культуре, к литературам и культурам других народов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств; потребности в самостоятельном чтении произведений татарской художественной литературы; эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов; развитие устной и письменной речи учащихся, для которых татарский язык не является родным;
• освоение знаний о татарской литературе, ее духовно-нравс