II. Постановка цели. Актуализация знаний

- Мы продолжаем говорить о дружбе. Если вчера мы говори­ли об обиде и выгоде, 6 том, как не поступают настоящие друзья, то сегодня поговорим о взаимовыручке, соучастии, сопереживании.

- Как вы понимаете слово СОПЕРЕЖИВАНИЕ? (Умение мысленно представишь себя на месте другого человека, пережить вместе с ним горе, беду, уловить его настрое­ние, умение понять чужое душевное состояние.)

- Прочитайте и подумайте над высказыванием В.А. Сухо­млинского: «Быть верным дружбе - значит делить с другом не только радости, но и горе. У друга могут быть ошибки, трудности, испытания. Если ты видишь, что у друга беда, иди к нему на помощь. Отвернуться от друга в тяжелую для него минуту - значит нравственно готовить себя к пре­дательству». (Обсуждение высказывания.)

- Были ли в вашей жизни трудности и испытания, в которых ваши друзья приходили к вам на помощь? (Свободные высказывания детей.)

III. Изучение нового материала

1. Подготовка к чтению. Словарная работа. Давайте прочитаем рассказ Н. Булгакова «Анна, не гру­сти!». Но сначала научимся читать трудные слова. Про­читайте по слогам, затем плавно, целым словом (по ходу чтения уточняется значение непонятных слов):

спе-ци-аль-на-я - специальная

про-ко-ря-бал - прокорябал

не-зна-ко-мых - незнакомых

ку-дря-вы-ми - кудрявыми по-лу-ле-жа-ла - полулежала встре-пе-ну-лась - встрепенулась у-лыб-ну-лась - улыбнулась сча-стли-ва-я - счастливая - (Щ) не-за-кра-шен-ну-ю - незакрашенную рас-крас-ку - раскраску за-пла-кан-но-е - заплаканное трол-лей-бус - троллейбус о-ка-зы-ва-ет-ся - оказывается

2. Чтение по цепочке по 1 предложению.

(Перед чтением детям необходимо объяснить, где заканчи­вается предложение с прямой и косвенной речью.)

3. Беседа после чтения.

- Какое впечатление произвел на вас рассказ? Понравился ли он вам? Чем?

- Как зовут девочку, попавшую в беду?

- Что произошло на горке?

- Как описана в рассказе больница? Прочитайте.

- Какой Аня увидела палату?

- Что делала Катя?

- Почему Аня заплакала?

- А как отреагировала на приход подруги Катя?

- Как девочки разговаривали через стекло?

Кто из девочек был печальным Аня или Катя? Почему?

- А чему радовалась Катя, лежа в больнице?

- Как вы считаете, в каких словах выражена главная мысль этого рассказа?

IV. Физкультминутка

V. Закрепление изученного материала

- Домашним заданием будет пересказ этого текста. Попро­буем разделить рассказ на части и составим план для пе­ресказа.

- С чего начинается этот рассказ?

- Где заканчивается 1 часть и начинается 2? (И т. д.)
Примерный план:

1) Случай на горке.

2) Описание больницы.

3) Катя рассматривает палату в больнице.

4) Катя в больничной палате (описание внешности и пове­дения).

5) Почему Аня заплакала?

6) Разговор через стекло. (Эпизод с папой маленькой девочки можно опустить при пересказе.)

7) Почему Кате было радостно?

- Какие части главные?

- Что при пересказе нужно рассказать подробно, чтобы до­нести до слушателей главную мысль? (Части 5 и 7, где говорится о чувствах девочек, о сопереживании.)

VII.Итог урока

- О каких человеческих качествах и чувствах мы сегодня говорили?

- Как вы думаете, почему автор назвал свой рассказ «Анна, не грусти!»?

- Сформулируйте главную мысль рассказа.

- Какая пословица на странице 84 точнее выражает главную мысль рассказа? Докажите свою точку зрения.

Домашнее задание

1. Подготовить выразительное чтение и пересказ рассказа «Анна, не грусти».

2. Задание № 3 на с. 84, по желанию учащихся.

Задание № 4 устно.

Урок 71. Н. Булгаков «Анна, не грусти!» (продолжение), Ю. Ермолаев «Два пирожных»

Цели урока: ознакомить с рассказом Ю. Ермолаева, помочь осознать главную мысль, идею произведения; воспитывать положительные качества личности; продолжить формирова­ние навыков составления плана и пересказа.

Ход урока

I.Организационный момент

II. Проверка домашнего здания

1. Выразительное чтение рассказа.

2. Пересказ по плану.

III.Постановка цели урока, актуализация знаний

- Составь из слов предложения-пословицы. Раздели по­
словицы на 2 группы. Определи тему пословиц в каждой
группе.

1) Когда, свет, не мил, и, нет, друга.

2) Весне, рада, а, мать, птица, родным, деткам.

3) Забывай, зло, помни, а, дружбу.

4) Познается, в несчастии, друг.

5) Греет, матери, лучше, солнышка, сердце.

6) При удаче, веселее, в беде, легче, с товарищем, хоро­шим.

- Как вы думаете, какое отношение имеют эти группы по­словиц к рассказу «Два пирожных»?

- Прочитав рассказ, мы и ответим на этот вопрос.

Наши рекомендации