II. Постановка цели. Актуализация знаний
- Мы продолжаем говорить о дружбе. Если вчера мы говорили об обиде и выгоде, 6 том, как не поступают настоящие друзья, то сегодня поговорим о взаимовыручке, соучастии, сопереживании.
- Как вы понимаете слово СОПЕРЕЖИВАНИЕ? (Умение мысленно представишь себя на месте другого человека, пережить вместе с ним горе, беду, уловить его настроение, умение понять чужое душевное состояние.)
- Прочитайте и подумайте над высказыванием В.А. Сухомлинского: «Быть верным дружбе - значит делить с другом не только радости, но и горе. У друга могут быть ошибки, трудности, испытания. Если ты видишь, что у друга беда, иди к нему на помощь. Отвернуться от друга в тяжелую для него минуту - значит нравственно готовить себя к предательству». (Обсуждение высказывания.)
- Были ли в вашей жизни трудности и испытания, в которых ваши друзья приходили к вам на помощь? (Свободные высказывания детей.)
III. Изучение нового материала
1. Подготовка к чтению. Словарная работа. Давайте прочитаем рассказ Н. Булгакова «Анна, не грусти!». Но сначала научимся читать трудные слова. Прочитайте по слогам, затем плавно, целым словом (по ходу чтения уточняется значение непонятных слов):
спе-ци-аль-на-я - специальная
про-ко-ря-бал - прокорябал
не-зна-ко-мых - незнакомых
ку-дря-вы-ми - кудрявыми по-лу-ле-жа-ла - полулежала встре-пе-ну-лась - встрепенулась у-лыб-ну-лась - улыбнулась сча-стли-ва-я - счастливая - (Щ) не-за-кра-шен-ну-ю - незакрашенную рас-крас-ку - раскраску за-пла-кан-но-е - заплаканное трол-лей-бус - троллейбус о-ка-зы-ва-ет-ся - оказывается
2. Чтение по цепочке по 1 предложению.
(Перед чтением детям необходимо объяснить, где заканчивается предложение с прямой и косвенной речью.)
3. Беседа после чтения.
- Какое впечатление произвел на вас рассказ? Понравился ли он вам? Чем?
- Как зовут девочку, попавшую в беду?
- Что произошло на горке?
- Как описана в рассказе больница? Прочитайте.
- Какой Аня увидела палату?
- Что делала Катя?
- Почему Аня заплакала?
- А как отреагировала на приход подруги Катя?
- Как девочки разговаривали через стекло?
Кто из девочек был печальным Аня или Катя? Почему?
- А чему радовалась Катя, лежа в больнице?
- Как вы считаете, в каких словах выражена главная мысль этого рассказа?
IV. Физкультминутка
V. Закрепление изученного материала
- Домашним заданием будет пересказ этого текста. Попробуем разделить рассказ на части и составим план для пересказа.
- С чего начинается этот рассказ?
- Где заканчивается 1 часть и начинается 2? (И т. д.)
Примерный план:
1) Случай на горке.
2) Описание больницы.
3) Катя рассматривает палату в больнице.
4) Катя в больничной палате (описание внешности и поведения).
5) Почему Аня заплакала?
6) Разговор через стекло. (Эпизод с папой маленькой девочки можно опустить при пересказе.)
7) Почему Кате было радостно?
- Какие части главные?
- Что при пересказе нужно рассказать подробно, чтобы донести до слушателей главную мысль? (Части 5 и 7, где говорится о чувствах девочек, о сопереживании.)
VII.Итог урока
- О каких человеческих качествах и чувствах мы сегодня говорили?
- Как вы думаете, почему автор назвал свой рассказ «Анна, не грусти!»?
- Сформулируйте главную мысль рассказа.
- Какая пословица на странице 84 точнее выражает главную мысль рассказа? Докажите свою точку зрения.
Домашнее задание
1. Подготовить выразительное чтение и пересказ рассказа «Анна, не грусти».
2. Задание № 3 на с. 84, по желанию учащихся.
Задание № 4 устно.
Урок 71. Н. Булгаков «Анна, не грусти!» (продолжение), Ю. Ермолаев «Два пирожных»
Цели урока: ознакомить с рассказом Ю. Ермолаева, помочь осознать главную мысль, идею произведения; воспитывать положительные качества личности; продолжить формирование навыков составления плана и пересказа.
Ход урока
I.Организационный момент
II. Проверка домашнего здания
1. Выразительное чтение рассказа.
2. Пересказ по плану.
III.Постановка цели урока, актуализация знаний
- Составь из слов предложения-пословицы. Раздели по
словицы на 2 группы. Определи тему пословиц в каждой
группе.
1) Когда, свет, не мил, и, нет, друга.
2) Весне, рада, а, мать, птица, родным, деткам.
3) Забывай, зло, помни, а, дружбу.
4) Познается, в несчастии, друг.
5) Греет, матери, лучше, солнышка, сердце.
6) При удаче, веселее, в беде, легче, с товарищем, хорошим.
- Как вы думаете, какое отношение имеют эти группы пословиц к рассказу «Два пирожных»?
- Прочитав рассказ, мы и ответим на этот вопрос.