IV, Актуализация знаний. Постановка целей урока

— Отгадайте загадку. . , -.,. ...,.-.

Недотрога, весь в иголках, г.' Я живу в норе, под елкой.

Хоть открыты настежь двери, "" • ; Но ко мне не входят звери. {.Ёж.) • .-< •'

— Ребята, что вы знаете о ежах?

Сегодня на уроке мы прочитаем произведения о ежах, а также познакомимся с рассказом из старинных книг.

V. Работа по теме урока

— Откройте учебник на с. 71. Кто автор произведения, которое мы сейчас с вами будем читать? (Д. Карме,}

— Как называется произведение?

— Подумайте, когда может проявиться храбрость ежа.

— Прочитайте текст.

— С чего началась история?

— Кто подошел к ящику?

— Как они проверяли, что там находится?

— Кто выскочил из ящика?

— Как повели себя звери?

— Кто из зверей оказался храбрым?

— Могла ли такая история произойти на самом деле?

— Что в этой истории правда, а что вымысел?

Материал для учителя

Ежи живут в лесах, чаще смешанных и лиственных, степях и пусты­нях, питаются насекомыми, червями и лягушками, при случае - полев­ками, змеями, ящерицами, птичьими яйцами и птенцами. Не откажутся они и от падали, опавших ягод и плодов.

Вопреки широко распространенному поверью ежи не умеют спе­циально носить что-либо на колючках. Охотятся они чаще по ночам, в основном на слух. За ночь ежи проходят несколько сот метров, собирая корм с земли или неглубоко раскапывая почву. Хотя ежик кажется без­обидным увальнем, при встрече с крупной добычей, например с крысой или змеей, он проявляет неожиданную быстроту и ловкость, убивая жерт­ву молниеносным укусом в затылок.

Ежи легко расправляются со змеями, даже с гадюками, так как их яд для ежа абсолютно безвреден. Слабо действуют (или совсем не дей­ствуют) на ежа и другие яды, такие как мышьяк, сулема, опиум и даже синильная кислота.

Колючки и сворачивание в клубок — это природная защита ежиков от хищников. Однако она не всегда помогает — некоторым животным удается развернуть свернувшегося в клубок ежика. А лиса, говорят, даже откатывает ежика в воду, чтобы он развернулся.

Неправда, что ежи выдаивают молоко коз и коров. Они действи­тельно очень любят молоко и некоторые из них селятся возле ферм. Еж отлично знает время доения, приходит на ферму и прячется в углу, ожи­дая, что молоко прольется на пол. Тогда еж вылижет все молоко. Доением же ежи не занимаются.

Ни в коем случае нельзя брать ежиков домой! В неволе они практи­чески не живут. Кроме того ежи - разносчики опаснейших для человека клещей. — Прочитайте на с. 73, кто автор следующего произведения.

— Прочитайте название. Почему слово «еж» написано с за­главной буквы?

— Подумайте, что мы будем читать?

(Чтение произведения учителем. Беседа по вопросам учебни­ка. Выразительное чтение в лицах.)

VI. Физкультминутка

Вышла мышка как-то раз о^

(Ходьба на месте.)

Поглядеть, который час.

(Повороты влево и вправо, пальцы трубочкой перед

глазами.)

Раз, два, три, четыре,

(Хлопки в ладоши над головой.)

Мышки дернули за гири.

(Руки вверх и приседание с опусканием рук.^,'

Вдруг раздался страшный звон, ;

(Хлопки в ладоши перед собой.)

Убежали мышки вон

(Бег на месте.)

VII'. Продолжение работы по теме урока

,. — Последнее произведение, которое мы прочитаем, из ста­ринных книг. Откройте с. 74 и прочитайте, кто его написал. (С. Аксаков.) (Краткое знакомство с жизнью и творчеством С. Аксакова.)

Материал для учителя

Аксаков Сергей Тимофеевич (1791—1859).Родился 1 октября в Уфе в дедовском имении Ново-Аксакове. Детство писателя прошло в патри­архальной помещичьей семье, что оказало большое влияние на форми­рование его миропонимания, которому присущи спокойствие и доброже­лательность. Писатель сохранил память о том времени и утверждал, что помнит впечатления не только детства, но даже младенчества.

Его отец — Тимофей Степанович Аксаков — принадлежал к старин­ной дворянской семье, мать, хоть и не знатного рода, была женщиной образованной и энергичной.

В 1799 г. Аксаков поступил в Казанскую гимназию. Расставшись с родителями, впечатлительный мальчик тяжело заболел, и они забрали его домой.

Сережа был очень одаренным. В четыре года он хорошо читал, в пять лет декламировал наизусть множество стихов, пересказывал и разыгрывал сказки «Тысячи и одной ночи».

Во время учебы в Казанском университете он проявил страстную привязанность к театру.

Знаменитая сказка «Аленький цветочек» создавалась писателем од­новременно с повестью «Детские года Багрова-внука». Он писал сынуИвану: «Я теперь занят эпизодом в мою книгу: я пишу сказку, которую в детстве знал наизусть и рассказывал на потеху всем со всеми прибаут­ками сказочницы Пелагеи. Разумеется, я совсем забыл о ней; но теперь, роясь в кладовой детских воспоминаний, я нашел во множестве разного хлама кучу обломков этой сказки».

Сегодня эта сказка издается отдельной книгой и по-прежнему поль­зуется успехом у маленьких читателей. По сказке ставят спектакли, она не раз была экранизирована.

Умер Сергей Тимофеевич Аксаков 12 мая 1859 г. в Москве.

— Как называется произведение, которое мы будем сейчас читать?

— Как вы думаете, о чем оно?

(Чтение рассказа учителем и хорошо читающими учащимися.)

— О чем рассказал нам автор?

— Чему он хотел научить нас?

— Разделите текст на части. Озаглавьте их. (Работа в парах.)

VIII. Рефлексия

— Нарисуйте в тетради смайлик, который отражает ваше от­ношение к материалу урока.

^^\

^^

— Что вас огорчило?

— Что порадовало?

IX. Подведение итогов урока

— Произведения каких писателей мы читали на уроке?

— Что вы о них узнали?

— Какие произведения прочитали?

— Чему учат нас эти произведения?

Домашнее задание

Подготовить пересказ произведения С. Аксакова «Гнездо».

Наши рекомендации