Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов.
1. Выбор темы.
2. Постановка цели и задач.
3. Гипотеза исследования.
4 .Организация исследования.
5 .Подготовка к защите и защита работы.
Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.
Необходимо отметить широкий набор предметов: русский язык, литературное чтение, окружающий мир. В исследовательской деятельности возможно установление межпредметных связей: литературное чтение и русский язык, литературное чтение и окружающий мир и т.д. Это вызывает наибольший интерес со стороны учеников, так как в одной работе они могут соединить разные, как им казалось, не связанные между собой предметы. Тематика работ так же разнообразна: « Имена собственные в вывесках города Новокуйбышевска», « Мы в ответе за тех, кого приручили», «Они могут исчезнуть» “Мои маленькие исследования” и идут по темам.
С 1 по3 класс почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. В 3-4 классах многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору, помочь с выбором темы.
Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что, дети в лучшем случае читают только учебники.
Ребята ведут себя по-разному: одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, другие втягивают в свою работу родителей. Найденный материал мы просматриваем, попутно выясняется, что нужно провести анкетирование, опрос или эксперимент, подобрать фотографии. Готовый материал мы вместе оформляем, и ребенок готовится выступать на классном часе или мы включаем его выступление на одном из уроков. Естественно темы таких работ должна быть заранее продуманы учителем, а дети должны получить положительный результат.
Вообще для получения положительного результата детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу (стимулировать) учащимся. Учитель должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников. Анкетирование показало, что ребята хотят хорошо учиться, стать известными, знаменитыми, что-то изобрести или сочинить, хотят как-то прославиться, чтобы о них и их достижениях знали хотя бы в нашей школе. На таких желаниях легко строить работу учителю, если он правильно преподнесет детям цель и задачи исследования и простимулирует положительный результат.
Организация исследования включает в себя следующие этапы.
Подумать самостоятельно.
Что я об этом знаю?
Какие мысли я могу высказать про это?
Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?
Просмотреть книги и издания периодической печати по теме.
Спросить у других людей.
Просмотреть телематериалы.
Использовать Интернет.
Понаблюдать.
Провести эксперимент
На основе детских исследований мы составили Красную книгу - редкие и исчезающие животные нашей области.
Исследовательская работа дает свои результаты. В третьем классе дети приняли участие во Всероссийском конкурсе « Русский медвежонок ». Услин Дмитрий занял первое место по школе. А Немова Диана и Дерейчук Кристина второе место.
Исследовательской работой можно заниматься и во внеклассной работе, и на уроках. Наш класс принял активное участие в городском конкурсе «Свято-Серофимовские чтения». Дети провели исследования по темам: «Новокуйбышевск Православный», « По Святым местам Родного края», « Книга памяти героев ВОВ». И были награждены дипломами за активное участие. Большая работа была проведена по теме: «Вклад моей семьи в Победу» Каждый ребёнок исследовал Генеалогическое древо своей семьи и узнал, какой вклад в победу внесли его родственники.
Во втором классе была проведена исследовательская работа по теме: « Жизнь и творчество А.С. Пушкина». По итогам работы дети заняли первое место по школе в КВНе « Там, на неведомых дорожках» и первое место в городском конкурсе « Мой Пушкин», посвященном 210-ти летию со дня рождения поэта, в номинации: « Что за чудо эти сказки?!» Бессонова Вика.
Во втором классе провели исследования по башням Кремля. Дети с интересом собирали информацию о башнях Кремля, обобщали, систематизировали, оформляли ее, а затем посетили Кремль и поделились результатами своей работы со сверстниками.
Все ученики класса стали активными читателями школьной и городских библиотек, они уже сейчас могут самостоятельно найти информацию, и осветить поставленный перед ними вопрос. Ребята постоянно принимают участие в разных конкурсах, проектах. Сундукова Люба и Кочеткова Юля провели исследование по теме: « Особенности характера Совы в русских народных сказках». Исследовав повадки и характер Совы в сказках, у ребят возникло желание изготовить ее из бросового материала. Со своей работой они приняли участие в городском экологическом конкурсе юных изобретателей « Быть полезным природе». За что были награждены грамотой за активное участие.
В приобщении детей к исследовательской деятельности мы нацелены не на результат, а на процесс. Главное - заинтересовать ребенка, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда результат будет закономерен.
Список литературы.
- Журнал “Административная работа в школе” 2006-2007г.
- Методические рекомендации по программе “Я познаю мир”.
Сборник программ по образовательной системе “Школа 2100”.
«От игры к проекту»
Клеба Светлана Анатольнвна
ГБОУ СОШ №473 Калининского района
Санкт-Петербург.
Первый класс - один из самых важных этапов жизни ребенка. Переступая школьный порог ребенок, начинает выступать в новой для себя социальной роли – становится учеником. И учебная деятельность для него становится ведущей. Однако для первоклассника еще очень важна игра: именно в игре он привык налаживать связи с другими детьми, и примерять на себя «взрослые» роли, и проявлять лидерские качества, и подчинять себя общему замыслу, и открывать для себя новое, решать непростые задачи.
В первом классе всё для маленького человека новое: учителя и родители одноклассников, и даже дети не просто дети, а классный коллектив. Попробуй здесь не потеряться!
Как мне кажется, проектная деятельность, в которую включились ребята, успешно решает именно эти задачи, протягивая ниточку от игры, в которой ребенок хорошо себя чувствует, к серьёзной учебе.
Первый проект, в котором участвовали ученики моего класса - «Первоклассник года». Этот проект наилучшим образом помогает учителю познакомиться с каждым ребёнком, его семьёй и отношениями в семье. Ученикам дает возможность познакомиться друг с другом и учителем, показать и развить свои творческие способности, подружиться.
Проект «Первоклассник года» состоял из трёх этапов:
1 этап - газета и сочинение.
2 этап - творческий.
3 этап – интеллектуальный марафон.
На первом этапе проекта, детям и родителям было дано задание нарисовать газету на формате А-3 под названием «Познакомьтесь – это Я». Название было выбрано не случайно, в нём заключается та важная миссия, которую несёт содержание этой газеты. Каждый ребёнок рассказывал о своей семье, себе, своей жизни. Дети с удовольствием перечитывали содержание этих газет, задавали друг другу вопросы, знакомились, очень быстро запомнили имена друг друга, подружились. Так как этот проект проходил во всех первых классах нашей школы, у детей не было проблем в общении с ребятами из других классов. Формат газеты тоже был выбран не случайно, все газеты составили книгу о нашей классной жизни. В сочинении уже родителям предлагалось ответить на вопрос «Почему мой ребенок самый любимый». Тема была выбрана не для того, чтобы посмотреть, кто кого лучше перехвалит, а чтобы понять какие личностные качества у каждого ученика. Родители помогли мне лучше узнать каждого ребёнка, познакомиться, найти подход.
Второй этап был направлен на раскрытие творческого потенциала каждого ребёнка. Условия участия были очень просты: самостоятельно выбрать, отрепетировать и выступить с любым номером. Каждый участвующий мог рассчитывать на помощь и поддержку своих домочадцев. Многие родители с радостью откликнулись на просьбы детей: помогли отрепетировать выбранный номер, сшили костюмы. Кто-то проигнорировал просьбу ребёнка, такие детки готовились самостоятельно. Были первоклассники, которые не участвовали.
Самые лучшие номера участвовали в школьном фестивале «Виват-талант». Мы увидели, насколько наши детки талантливы, как они хотят выступать, а самое главное насколько они дружны. Каждого участника встречали и провожали аплодисментами, если ребёнок забывал слова песни, весь класс ему помогал. Это очень важно!
Третий этап был самый важный. Так как первые два этапа оценивались одинаково, если дети в них участвовали. Последний – выявлял самого эрудированного ученика. Были взяты результаты диагностических работ по предметам, подсчитаны максимальные баллы. Победитель был определен, остальные ученики, которые преодолели все три этапа, – призёры.
Проект «Первоклассник года» закончился…Впереди будет много разных проектов, но как первый класс – особенный, так и этот проект особенный. Так как он наиболее актуален в 1 классе. Он важен для всех: учеников, учителя, родителей. Мы строим фундамент для наших дальнейших отношений. Очень порадовали те родители, которые прошли вместе с нами все три этапа и откликались на все просьбы своих, а иногда и чужих, детей… Удивили детки, которые, чтобы участвовать во втором этапе конкурса, самостоятельно готовились и выступили достойно. Легко было работать с любым ребёнком. Труднее было с родителями, которые так и не поняли, насколько для их малыша этот конкурс был важен. Таких было мало, но было тяжело смотреть, когда ребенок, набравший наивысший балл в диагностике, подготовивший самостоятельно отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила», блистательно выступил, а в 1 туре не участвовал. Вместо первого места, получил диплом участника… Проекты впереди, но уже понимаешь, кто из родителей будет с нами активно участвовать и помогать, а кто стоять в стороне.…
Хочу ошибиться и верить, что не участие в этом проекте, станет толчком для участия в следующих… И в глазах наших детей будут только слёзы счастья призёра!
Хотелось бы рассказать ещё об одном опыте работы над учебным проектом «Азбука». В первом классе дети узнают звуки и буквы, учатся читать и писать. Во время изучения букваря мои ученики часто задавали вопросы «Откуда появились первые книги?», «Почему слова азбука и букварь обозначают одно и то же? » и т.д. Мы с ребятами решили найти ответы на все волнующие нас вопросы. Мои первоклашки получали информацию от родителей, из книг, из интернета. Приходили в класс и с удовольствием делились полученными знаниями со мной и одноклассниками. Так у нас родилась презентация «История книги», в которой моих учеников очень заинтересовали профессии, без которых не возможно появление любой книги. Ребята загорелись желанием создать нашу собственную «Азбуку». И закипела работа! Каждый ребёнок играл роль автора и художника иллюстратора своей странички. Были нарисованы рисунки, оформлены буквы с помощью манной крупы и гуаши, все странички получились непохожими друг на друга. Ребята нашли стихи, сказки, загадки, скороговорки на «свою» букву, продумали, как это разместить на своей страничке.
В чём же важность этого проекта? Мои ученики выбрали его по своему желанию, сами искали информацию. Мы работали самостоятельно, почти не зависели от помощи родителей. Работая над книгой, мы повторили и закрепили знания фонетики. Первоклашки сами рисовали, клеили, раскрашивали. Не все дети талантливые художники, но все имеют огромное желание. Даже мальчишки-непоседы, тщательно выводили каждую деталь. Иногда, чтобы понять содержание рисунка требовались комментарии автора. Одна бабушка, увидев рисунки своего внука, решила, что такой страничку оставлять нельзя. Как я не пыталась её переубедить, что ребёнок старался и это ценно, на семейном совете они решили переделать. Так в нашей «Азбуке» появились замечательные странички на букву «П», посвященные нашему прекрасному городу Санкт-Петербургу. Этот материал стал изюминкой нашей книги. Эта « Первоклассная Азбука» научила каждого работать во благо общему делу. Из каждой капельки, появилось огромное море.
Ребята и сами не заметили, как выросли, двигаясь от игры к проекту.
«Нестандартный подход обучению чтению по технологии раннего и интенсивного развития Н.А.Зайцева в период обучения грамоте первоклассников»
Василенко Оксана Павловна
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»
Ямало-Ненецкий АО
Однако, в современных теоретических подходах, как и в практике методики обучения грамоте, обнаруживаются явные кризисные явления. Как хорошо, когда учащиеся начальных классов имеют навыки правильного, беглого, выразительного чтения: дети лучше усваивают учебный материал, они готовы к различным творческим заданиям, а учителю не надо думать, кого вызвать читать при посещении урока администрацией. Большинство детей знают буквы русского алфавита, а часто и буквы других алфавитов; некоторые умеют читать по слогам; отдельные дети владеют навыком медленного чтения словами, наконец, все чаще можно обнаружить хорошо читающих детей – тех, которые уверенно пользуются навыком чтения: самостоятельно читают книги, ориентируются с помощью навыка чтения в окружающей действительности (читают рекламу, объявления и вывески, ярлыки на товарах и т.д.). Все это свидетельствует о том, что дети активно осваивают современную образовательную среду: окружающую их «графическую действительность». Социальная ситуация развития современного ребенка чрезвычайно благоприятна для пополнения его собственного образовательного ресурса. Этому способствует большой образовательный потенциал современного социума, в том числе и высокий образовательный уровень родителей, которые часто могут оказать необходимую помощь своим детям в приобретении первоначального навыка чтения.
Но, несмотря на это, в каждый первый класс до сих пор поступают дети, которые вовсе не умеют или плохо читают. У них возникают большие сложности в процессе обучения чтению, так как большинство современных школьников овладевают этим навыком еще в детском саду. Впоследствии, неуспевающие дети обычно не справляются с учебным материалом в старших классах, у них появляются стойкие негативные эмоции, отрицательно влияющие на важные системы жизнедеятельности организма. Однако научить ребенка правильно, бегло, выразительно читать порой труднее, чем обучить математике. Чтение - сложный синтетический навык, который включает в себя более простые знания и умения. Существует огромное количество различных методик, обучающих учащихся навыкам чтения. Мы выбрали технологию раннего и интенсивного развития Н.А. Зайцева, проще «кубики Зайцева», который берет за основу склад.
Система Зайцева дает прекрасную возможность для профессионального роста учителей, коллективного творчества педагогов и детей, формирования целостной неискаженной системы взглядов. И ребята, и взрослые при этом сохраняют физическое и душевное здоровье (а часто и восстанавливают его). То есть ставится заслон многим проблемам: и будущим болезням, которые мы привыкли считать естественными в процессе обучения, таким, как проблемы зрения, позвоночника, паутины стрессов и комплексов (дидактоневроза и дидактогении) и, как результат, вегетативных проявлений и соматических заболеваний.
Достоинства «инструментовки Зайцева»:
1. Все задания даны в наиболее полном объеме, систематизированном виде, исключающем любую «лишнюю» или «засоряющую», неработающую на грамотность информацию. А это дает возможность педагогам любого профиля использовать пособия как средство для решения педагогических задач, детям же позволяет решать свои жизненные задачи под руководством взрослых.
2. Пособия дают возможность не отказываться от принятых методик, а использовать их в дополнение к программам, значительно их опережая (что само собой ликвидирует отстающих и второгодников).
3. Пособия воздействуют на многие органы чувств:
— Цвет их ярок, тонко и точно подобран, не раздражает глаз; текст крупен и виден издалека.
— Учебные материалы, расположенные в разных местах помещения, тренируют глазные мышцы для работы в плане ближнего и дальнего зрения, стимулируют передвижения глазного яблока вверх-вниз, влево-вправо.
— Кубики издают при встряхивании звуки разного тембра и высоты, а педагог многократно «озвучивает» записанные на кубиках склады сам, называя, пропевая их и поощряя к тому же детей собственным примером.
— Предоставленные детям в руки пособия разного размера воздействуют на мелкую мускулатуру рук, что само по себе сильнейшим образом влияет на развитие интеллекта.
— Если пособия будут размещены вдоль стен по всему помещению и выше уровня глаз, вы навсегда забудете о потенциальной угрозе сколиоза, гиподинамии и усталости во время занятий.
4. За произносительную единицу языка безоговорочно принят склад. По мнению автора пособия, деление на буквы и звуки произойдет гораздо позже, чем мы и воспользуемся на следующем «витке» развития интеллекта учащихся.