Методика и практика работы в поле

Практическая методика этнографического изучения культуры и быта народов весьма разнообразна. В настоящем кратком изложении невозможно перечислить даже небольшую часть тех методических приемов, которые применяются в этнографических экспедициях. Уровень развития народной культуры, проблема и тематика экспедиции, степень подготовленности участников работы, состояние изученности тем - все это и многое другое определяют выбор методики изучения и приемов работы в каждой экспедиции.
Этнографы в полевых условиях имеют дело с живой, постоянно меняющейся действительностью. Невозможно заранее предусмотреть все разнообразие явлений, подлежащих изучению в экспедиции. Нельзя рекомендовать приемов и
методов, годных на все случаи жизни. В зависимости от конкретных условий работы приходится подбирать наиболее эффективные способы изучения, а то и создавать новые приемы и методы. Только творческий подход к методике изучения позволяет успешно решать задачи, встающие перед этнографами во время полевой работы.

-39-

Ниже приводятся общие методические указания и перечисляются основные практические приемы полевой работы, выработанные советской этнографической наукой. Методика изучения излагается по разделам, соответственно основным явлениям народной культуры, которые наиболее часто становятся объектами этнографических полевых исследований. В число таких явлений входят, по нашему мнению: хозяйство, поселения; жилище и хозяйственные постройки; одежда, обувь и украшения; утварь; пища; общественные отношения и общественный быт; обряды, верования, игры, танцы, устное народное творчество. В действительной жизни названные стороны жизни народа существуют не изолированно друг от друга, но в тесной взаимосвязи и переплетении. Поэтому, изучая, например, поселения и жилище; этнографы одновременно узнают об особенностях общественной организации и семейных отношений в данной местности. Или, изучая одежду, знакомятся тем самым с местными обрядами и поверьями, выясняют некоторые важные черты общественных отношений и т. д. Поэтому принятое здесь деление методических приемов соответственно основным сферам народной культуры следует рассматривать лишь как условное деление, принятое для удобства изложения. Условность такого деления еще более подчеркивается тем, что сходные методы и способы изучения и фиксации явлений применяются нередко при изучении разных областей народной культуры.

Хозяйство

Производственная деятельность человека - основа всей его жизни. Характер производства, особенности экономики оказывают в конечном счете определяющее влияние на все стороны человеческой культуры.
Современное хозяйство в большинстве областей земного шара или прямо строится на промышленной основе, или находится под сильным влиянием индустриальных методов экономики. Глухих уголков, где бы сохранялись примитивные способы ведения хозяйства, с каждым годом становится все меньше и меньше. Этнография не может и не берет на себя задачу изучать современное развитое индустриальное хозяйство. Для этого существуют специальные науки. Однако в задачу этнографии входит изучение тех отраслей экономики и тех хозяйственных занятий населения, где до сегодняшнего дня сохраняются простейшие приемы производственной деятельности, отсталые формы и методы хозяйствования. Изучение такого рода хозяйственных занятий имеет большое значение для познания истории человечества, для понимания механизма исторического прогресса.
Хозяйство - сложный, но единый процесс и рассматривать

-40-

его должно лишь как одно целое. Для правильного понимания особенностей местной экономики нужно сперва определить главное, основное направление хозяйственной деятельности населения, ту область хозяйства, которая служит основным источником средств к жизни. Именно эта основная отрасль хозяйства и является определяющей для остальных областей культуры и быта населения. Но на земле нет народа, который бы занимался только земледелием, только рыболовством, только охотой или только собирательством. Наряду с главным занятием, главной отраслью хозяйства всегда существуют и другие, дополняющие его виды хозяйственной деятельности народа. Так, земледельцы занимаются также скотоводством, рыболовством, собирательством, охотой. Скотоводы, охотятся и собирают дикие растения и т. д. При этом между всеми сосуществующими отраслями экономики вырабатывается тесная взаимосвязь. Поэтому важно определить не только главное, основное направление Хозяйства, но и "второстепенные" занятия, а также соотношение между основной и дополнительными отраслями.
При этом, конечно, для этнографа имеет значение не только экономическое соотношение отраслей хозяйства в данный момент, но и динамика этого соотношения в истории изучаемого народа. Для выявления- этой динамики этнограф привлекает различные исторические источники: архивы, данные экономической статистики, материалы археологических исследований и многое другое.
Приступая к изучению хозяйства народа, необходимо прежде всего хорошо знать географические условия его существования. Климат и качество почв, растительность и животный мир, гидрография, пути сообщения, наличие или отсутствие вблизи развитых экономических центров - все это оказывает большое и разностороннее влияние на хозяйственную жизнь местного населения. Участники экспедиции должны изучить физическую и экономическую географию района обследования еще в период подготовки экспедиции, хотя, как это вполне естественно, в ходе полевой работы приобретенные заранее знания уточняются и дополняются. Полезно не только наблюдать эти условия, но и стремиться подкрепить их цифровыми данными и расчетами (расстояния до экономических центров и т. п.). В некоторых случаях именно влияния извне, распространяющиеся по различным экономическим: каналам, определяют во многом облик местного хозяйства. Так, например, развитие пушного промысла в Сибири или в Канаде было вызвано в свое время не столько местными потребностями, сколько резко возросшим спросом на пушнину в далеких экономически гораздо более развитых странах.
Изучение географических условий дает сведения и об основных культурных и диких растениях, находящихся в хозяй-

-41-

ственном обороте, о домашних и диких животных, являющихся объектами разведения или охоты. Некоторые особенности хозяйства определяются прежде всего географическими условиями.
Хозяйство как объект этнографического обследования изучается как стационарно, так и экспедиционным методом. Выбор той или иной формы полевых исследований зависит от степени изученности хозяйства данного народа и, от задач экспедиции. Если необходимо изучить полностью производственные циклы, растягивающиеся на длительные сроки (год и более), эффективнее стационарное обследование. В остальных случаях вполне оправдывают себя кратковременные экспедиции.
Основными видами полевых работ при сборе материалов по хозяйству являются опрос населения, личные наблюдения за хозяйственными процессами, фиксация вещественных элементов: орудий труда, полуфабрикатов и т. п.
Орудия труда - один из важнейших элементов хозяйственной деятельности, и им в полевой работе этнографа уделяется большое внимание. Изучая ту или иную отрасль хозяйства, необходимо собрать материал обо всех орудиях труда и приспособлениях, с помощью которых ведется Работа. Для каждой отрасли ведь характерны целые серии орудий.
Прежде всего этнограф должен тем или иным способом зафиксировать изучаемые орудия. Наиболее рациональный и быстрый прием - масштабное фотографирование. Для определения размеров орудия по снимку во время съемки рядом с фотографируемым объектом кладут либо специальную масштабную шкалу, либо какой-либо предмет, размеры которого известны (коробок спичек, карандаш и т. я.). Фотографируют орудия труда так, чтобы были видны их форма и конструкция, отдельные составные части и места их соединения между собой. Если в этом есть необходимость, делают несколько снимков с разных сторон или в разных ракурсах.
Более трудоемким, но зато более точным приемом является черчение или масштабное рисование. Для этого, обмерив орудие труда по основным параметрам, изготовляют чертежи орудия с точным указанием всех размеров. Можно ограничиться эскизом орудия и на нем проставить основные размеры. Такие чертежи могут потом стать основой для изготовления музейных моделей, для математических расчетов и т. п. (рис.3).
Если орудие сложное, важно выяснить и зафиксировать принципы взаимодействия его составных частей. Последнее не всегда удается с помощью фотографии или зарисовки. В этом случае составляют схемы действия, чертят разрезы орудия труда и т. д. С помощью самого простого рисунка удает-

-42-

ся выполнить и еще одну важную работу - записать название частей орудия. На эскизе легко проставить все необходимые названия, что позволяет избежать многословных описаний.
Статическое изображение орудия не дает о нем достаточно полного представления. Поэтому изучение и фиксацию орудия правильнее производить, когда орудие находится в работе. Фотографирование орудия в процессе труда позво-

методика и практика работы в поле - student2.ru

Рис. 3. Чертеж-рисунок сохи (по И.А. Лейнасаре)

-43-

ляет запечатлеть принципы его действия, получить серию фотографий с последовательно заснятыми основными стадиями рабочего процесса. Если фотографирование почему либо не возможно, хорошо составить графическую схему действия орудия на различных этапах работы.
Очень полезно собирать модели или сами орудия труда, а также другие предметы, связанные с хозяйственной деятельностью. Модели, изготовленные местным населением, всегда точно отражают соотношение деталей и частей, а также местные особенности орудий, давая наглядное о них представление.
Не меньшее значение имеет изучение организации производства, и технологии производственных процессов. Изучение организации производства начинается с обследования производственных циклов. Для этого изучают всю последователь- ность работ в данном производственном цикле, начиная от подготовительной стадии вплоть до получения конечного продукта.
Так, изучая гончарное производство, сначала исследуют порядок заготовки сырья, затем приемы приготовления глиняной массы ("теста") и формовки посуды и, наконец, способы ее сушки, обжига, отделки (раскрашивания, глазурования и т. и.).
Все стадии производственного процесса фиксируются в том порядке, в каком они следуют друг за другом в действительности. Конечно, лучше всего, когда изучение производственных процессов ведется путем непосредственного наблюдения. Тогда этнограф получает возможность прибегать к различным приемам фиксации: описанию, фотографированию или киносъемке последовательных стадий производственного процесса, записи состава веществ и сырья и т. д. Достаточно полные сведения можно получить и путем опроса тех информаторов, которые хорошо знакомы с данным производством, а затем дополнить опросные сведения материалами обследования орудий труда, образцов сырья, полуфабрикатов и др. Изготовленные образцы и полуфабрикаты - прекрасные экспонаты для музеев, пригодные и для дальнейших научных исследований.
Изучение производственных циклов дает представление о системах земледелия, способах скотоводства и рыболовства и т. п. Но в жизни отдельные циклы связаны между собой. Рабочее время населения распределяется между теми или иными работами в определённой последовательности. В результате отдельные производственные циклы сплетаются, увязываются между собой в общую систему хозяйства. Для выявления таких взаимосвязей лучше всего тщательно изучить местный календарь. У каждого народа в зависимости от образа его жизни и занятий издавна сложился свой календарь,

-44-

определявший последовательность хозяйственных работ, регулировавший взаимосвязи между отдельными отраслями хозяйства. Поэтому знание народного календаря серьезно помогает изучению хозяйства, особенно тех его форм, которые бытовали в прошлом.
Экономика, хозяйство - одна из самых подвижных и изменчивых сторон жизни человека. Нередко оказывается, что современный облик хозяйства сложился в недавнем прошлом (сравнительно недавно, например, произошел переход к развитому земледелию у большинства башкирского народа).
Но развитие хозяйства всегда происходит неравномерно. Одни занятия и одни отрасли развиваются быстро и постоянно, другие, наоборот, долгое время продолжают сохранять прежние формы, почти не претерпевая изменений. Наиболее консервативными, малоизменяющимися являются не главные, не основные отрасли хозяйства данного народа, а те, которые в значительной мере утеряли свое экономическое значение, и стали второстепенными, дополнительными источниками существования или даже превратились в любительские занятия и развлечения.
Однако привычки, сформировавшиеся в условиях старого хозяйственного уклада, долгое время оказывают значительное влияние на культуру населения. Хотя основной род. занятий, основное направление хозяйства изменилось, до поры, до времени в той или иной степени сохраняются и старые навыки и особенности культуры. Благодаря этому любимые занятия населения (например, особая любовь к коневодству) могут служить указанием на возможное преобладание в прошлом тех или иных отраслей хозяйства.
Как раз при изучении ныне второстепенных отраслей хозяйства мы сталкиваемся обычно с трудовыми навыками и приемами, выработанными в далеком прошлом. Так, наряду с индустриальными методами рыболовства в промысловых районах и сейчас можно еще кое-где встретить лов рыбы с помощью верш, острог и прочих примитивных снастей, которые унаследованы нами еще от рыболовов каменного века. Эти снасти и связанные с их употреблением приемы встречаются там, где рыболовство является дополнительным, второстепенным занятием населения или бытует в качестве любительского развлечения.
Постоянное развитие производства приводит к быстрому вытеснению устаревших навыков в главных отраслях хозяйства. В то же время в области второстепенных занятий или в "домашнем" приусадебном хозяйстве приемы прошлого сохраняются значительно дольше. Так, там, где одежда давно уже шьется из покупных фабричных тканей, для выделки половиков могут еще применять ручные ткацкие станки. Поля в колхозе обрабатывают с помощью самых современ-

-45-

ных машин, а приусадебные участки - мотыгой или сохой. Подобное сохранение старых приемов и форм хозяйственной деятельности во второстепенных отраслях хозяйства позволяет этнографу в современных условиях изучать элементы хозяйства прошлого не только по рассказам информаторов,
но и по бытующим еще орудиям труда, хозяйственным приемам и т. п.
Изучение хозяйства дает богатый материал для определения: общественной организации производства. В труде люди выступают организованно, выполняя определенные обязанности по отношений друг к другу.
Нередко такая организация прочно закрепляется традицией и превращается в обычай. В современной промышленности разделение труда по полу играет небольшую роль, но в быту многих народов все еще сохраняются пережитки древ- него разделения труда между мужчиной и женщиной. Так, приготовление пищи, стирка, шитье одежды считаются "женским делом". С другой стороны, женщины редко занимаются охотой и рыболовством и т. д. Изучая подобные обычаи, этнографы как бы проникают в прошлое, узнают особенности организаций хозяйства в прошлом.
О прошлой организации труда немало говорят этнографу и обычаи соседской взаимопомощи, общественные формы труда и т. д. и т. п. Изучение этих особенностей требует внимательного наблюдения за строем жизни и быта местного населения. При изучении общественных форм труда (например, коллективных работ при постройке дома, облавной охоты, рыбной ловли артелью) полезно составлять схемы производства этих работ, подробно описывать их, фотографировать или производить киносъемку последовательных этапов этих
работ. Путем опроса выясняются права и обязанности участников общественных работ, характер распределения между ними продуктов общего труда, формы разделения труда и т. д.
Древние приемы и навыки труда нередко сохраняются и в обрядовой жизни. Так, обычай добывать "чистый", "святой" огонь трением, опахивание деревень во время эпидемий сохой, запряженной людьми, и некоторые другие магические действия и обряды, существовавшие у русских крестьян в XIX в., как бы консервировали приемы труда, давно исчезнувшие из повседневной практики.
Несколько иные задачи стоят перед этнографами в связи с изучением современности. Не вдаваясь в суть технического прогресса, этнографы в этом случае изучают лишь, как именно влияют экономические процессы на жизнь народных масс. Так, например, они изучают, как влияет развитие колхозного хозяйства на динамику личных доходов колхозников и поступлений в фонды общественного потребления, как

-46-

влияют профессиональные условия труда на быт горняков, металлургов и т. п.

Поселения

Поселение - группа жилых и хозяйственных построек, сосредоточенных в одном населенном пункте, отражает многие стороны общественной организации. Изучение поселений позволяет собрать интересные, данные об общественном строе, семейных отношениях, хозяйстве и других сторонах жизни их населения. Как явление материальной культуры, поселения отличаются известной консервативностью. Люди не перестраивают тех поселков, в которых они живут, ежегодно.
Застройка и расширение поселений происходят сравнительно медленно, нередко подчиняясь тем принципам и традициям, в соответствии с которыми это поселение было основано.
Достаточно сказать, что современный радиально-лучевой принцип планировки старой части Москвы возник из надобностей обороны еще в XIV-XVI вв., хотя и дожил до наших дней. Лишь самые новые районы Москвы застраиваются уже
по новому принципу. Конечно, формы и принципы планировки сельских поселений изменяются гораздо быстрее, тем более, что большинство их возникло сравнительно недавно. Однако и сельские поселения часто долго хранят следы прошлых эпох, становясь тем самым надежным историческим, источником.
Вообще говоря, форма и планировка поселений зависит от многих причин, выяснение которых составляет одну из первых задач этнографа. Велико влияние географических условий. Наличие и распределение источников питьевой воды, особенности рельефа местности, характер путей сообщения - все это влияет на расположение поселений на местности. В северных районах и сейчас поселения нередко располагаются вдоль берега реки рядами, лицевой стороной к реке.
Но географические условия не являются, конечно, решающим фактором. Гораздо большее значение имеют и имели в прошлом причины социально-экономические. В прошлом стремление обезопасить свою жизнь и имущество, от врагов нередко загоняло людей хоть и в неудобные, но выгодные в оборонном отношении места. Так возникали поселки в труднодоступных горных районах, на островах, среди болот, свайные поселения и т. п. Некоторые из подобных поселений продолжали существовать на старых местах и тогда, когда изменялись условия жизни, и уже не нужно было так усиленно, как раньше, заботиться об обороне. Нужды обороны оказывали определенное влияние и на планировку поселений. Так, например, круговой план поселений чаще всего встречается в тех районах, где в прошлом эти поселки укреплялись на случай нападений врага.

-47-

Но и социально-экономические факторы не неизменны. С ростом торговых связей, под влиянием широкого развития дорожных сообщений возникла, например, уличная планировка многих современных поселений в европейской части СССР. Не говоря уже о том, что именно капитализм породил крупные города, укажем на вызванное им распространение хуторской формы поселений в сельских районах Литвы, Латвии, Эстонии, Украины.
Особенно значительные изменения произошли в планировке сельских поселений после коллективизации: обособился единый хозяйственный центр - колхозная хозяйственная усадьба; в то же время сильно сократились число и размеры отдельных хозяйственных построек на каждом дворе, резко возросло благоустройство поселков и т. д.
Приступая к изучению поселения, необходимо установить, хотя бы приблизительно, его возраст. Определение возраста поселения возможно как по документальным данным, если таковые есть (списки населенных мест, упоминание поселения в летописях и других документах и т. д.), так и по данным полевых наблюдений. Предания и рассказы местного населения, возраст церквей, мечетей и тому подобных архитектурных сооружений, их стилевые особенности, наличие датированных археологических памятников (курганов, могильников)- все это дает материал для определения возраста поселения.
Следует различать возраст поселений в делом и возраст отдельных его частей. В "старых" частях поселения скорее можно обнаружить следы более древних принципов организации поселений.
Для фиксации материалов о поселениях лучше пользоваться крупномасштабными картами или топографическими планами поселений. Они наиболее точны и не нужно тратить времени на самостоятельную съемку планов. Если карт и топографических планов нет, можно снять план поселения (не очень крупного), пользуясь простейшими приемами топографической съемки: способом прямой засечки из двух точек или способом обратной засечки по двум точкам (рис. 4).
Производить мерную съемку планов (как это делают землемеры) в полевых условиях нецелесообразно. Иногда прибегают к фотографированию панорамы поселения с высокой точки (с колокольни, дерева, высокого холма). Для этого
пользуются специальным панорамным фотоаппаратом. Если его нет, панораму можно отснять и обыкновенным аппаратом. В последнем случае, укрепив аппарат на штативе (если штатива нет, можно снимать и с рук), фотографируют крайнюю
правую (левую) часть поселка и затем, сдвинув аппарат влево (вправо), фотографируют соседнюю часть так, чтобы правый (левый) край кадра заходил за левый (правый) край

-48-

предыдущего кадра. Съемку продолжают, пока не будет отснято все поселение. Совместив и склеив все последовательные кадры (их обычно бывает 3-5), получают панораму поселения.
Для целей этнографа бывает достаточно и планов-схем, сделанных "на глазок". Зная планировку поселения, его расположение на местности, такой примерный план набросать нетрудно. При фиксации поселений необходимо точно ука-

методика и практика работы в поле - student2.ru

Рис. 4. Съемка плана поселения методом обратной засечки

зывать на плане страны света. При фотографировании следует особо помечать, с какой стороны производилась съемка. Изучение поселений не ограничивается, естественно, фиксацией их планировки. Выясняются также принципы размещения групп населения внутри поселения. Некоторые сведения об этом удается извлечь из названий отдельных частей поселения. Нередко в них очень ярко отражается классовый состав жителей отдельных частей поселения ("нищие" концы, "голодные" выселки и т. п.). В названиях может найти отражение и прошлый этнический состав поселения (Славенский конец в Новгороде) и др.
Иногда жители селились внутри поселения согласно родственному принципу: каждая группа родственных семей занимала отдельную часть поселка (патронимические или матронимические группы). В наши дни о родстве часто уже не помнят, но анализ фамилий, связей между семьями при взаимопомощи, выявление известного единства, общности между

-49-

жителями одной части поселения, проявляющейся, например, в массовых играх, - все это помогает выявить такие группы родственных семей внутри поселения. Сведения о связях такого рода устанавливаются как при опросе информаторов, так и анализом документов, церковных метрических записей, похозяйственных книг сельских советов и др. Для фиксации подобных явлений полезно применять схемы планировки, на которые наносятся прослеживаемые связи между семьями. Часто, особенно при малодворных поселках, такие связи выходят за пределы одного поселения и охватывают целую группу поселений, расположенных поблизости. Анализ таких связей раскрывает не только интересные процессы освоения земли и расселения на местности, но и выявляет особенности семейных и родственных отношений.
Дополнительные материалы для обнаружения родственных гнезд в поселениях могут дать наблюдения за обрядами, за распределением участников в играх и т. д.

методика и практика работы в поле - student2.ru

Рис. 5. Использование примерного плана поселения для определения размещения родственных групп

1 - Назаровы 4 - Черных 7 - Каледич
2 - Морщихины 5 - Устюжины 8 - Осинские
3 - Силины 6 - Симоновы  

Изучение новых современных поселений выходит за рамки этнографии, так как и их проектировка, и их организация производятся специалистами то градостроению. Но этнографы могут оказать последним существенную помощь в деле учета местных традиций и привычек.

Наши рекомендации