Цель и задачи массовой работы

Любая деятельность начинается с определения цели и обусловленных ею задач. Для массовой работы они вытекают из цели библиотечного обслуживания, сформулированной М. Я. Дворкиной как «наиболее полное удовлетворение и развитие потребностей пользователей библиотеки» [2]. Как видим, цель состоит из двух компонентов — удовлетворение и развитие. Это не два разных элемента, а их единство, так как в момент удовлетворения присутствует момент развития. Любая информация, полученная читателем, развивает, расширяет потребности и вызывает к жизни новые. Особо необходимо остановиться на втором компоненте - развитии потребностей.

Различают физиологические потребности (органические), потребность в безопасности, потребность в любви, потребность в уважении, познавательные потребности, эстетические потребности и потребности в самоактуализации.

Читательские потребности относятся к познавательным.

Познавательные потребности (знать, уметь, понимать, исследовать) соответствуют самым освоенным направлениям работы библиотек при проведении мероприятий: ведь читательские потребности трактуются многими как познавательные, что по своей сути верно. Библиотека расширяет, углубляет познавательные потребности, используя разнообразные методы с учетом дифференцированного подхода.

Удовлетворение эстетических потребностей достаточно хорошо изучено как одно из направлений работы библиотек. Во многих общедоступных, публичных библиотеках организованы отделы литературы по искусству, некоторые филиалы ЦБС профилируются по этому направлению. Большое количество библиотечных мероприятий полностью или частично связано с удовлетворением эстетических потребностей.

Таким образом, библиотечные мероприятия, наряду с чтением и другими видами деятельности, являются одной из форм существования и развития потребностей читателей. В этом плане представляется верной трактовка М. Я. Дворкиной, которая пишет, что «беседы с библиотекарями, книжные выставки, плакаты и т. п. являются с точки зрения деятельности пользователя стимулами (внешними побудительными факторами), активизирующими деятельность читателя» [2].

Исходя из этого, цель массовой работыможно определить как стимулирование читательской и познавательной деятельности читателей (пользователей).

Согласно словарю термин «стимул» происходит от латинского слова «stimulus» — остроконечная палка, которой подгоняли животных. В этом же словаре «стимул» рассматривается как побуждение, эффект которого опосредован психикой человека, его взглядами, чувствами, настроениями, интересами, стремлениями и т. д.

Стимулирование читательской и познавательной деятельности необходимо рассматривать в двух аспектах. Во-первых, само мероприятие должно ее стимулировать, а во-вторых, необходимо говорить о стимулах, позволяющих привлечь людей на мероприятие. Следует говорить о приемах стимулирования, влияния на читателей.

Как говорят психологи, успехи в деятельности напрямую зависят от мотивации, то есть от наличия значимых и действенных стимулов.

В психологической литературе сформулированы различные стимулы: органические, материальные, моральные и социально-психологические. Органические - это стимулы, связанные с удовлетворением органических потребностей (что-либо приятное физически, сладкое, вкусное). Библиотеки имеют возможность использовать этот стимул. Зачастую массовые мероприятия завершаются всеобщим чаепитием, сладким столом для читателей, принимающих участие в мероприятии. Победителям нередко вручают торты, наборы конфет. Для многих наших читателей, среди которых немало тех, чей жизненный уровень невысок, возможность полакомиться является стимулом.

Следующий стимул — материальный, и он также часто используется в библиотеках. Его роль особенно возросла в наше меркантильное время. Библиотеки, даже не обладая большими средствами, с помощью фандрайзинга изыскивают средства для материального поощрения своих читателей. Необходимо лишь с помощью рекламы широко информировать пользователей об этом.

Моральные стимулы обращены к чувствам читателей, связаны с удовлетворением их духовных потребностей. Они четко проявляются при проведении мероприятий патриотического характера, благотворительных акций и т. д. Кроме того, на мероприятиях, отвечающих духовным потребностям читателей (сферы изобразительного искусства, музыки, поэзии и др.), проявляется стимул приобщения к высокому искусству, получения эстетического удовольствия, наслаждения от встречи с прекрасным.

Моральный стимул способствует активизации и реализации потребности читателей делать добро, оказывать помощь другим людям, совершению поступков, ориентированных на высокие нравственные цели и ценности. Это один из самых важных стимулов при проведении массовых мероприятий и его необходимо задействовать как можно активнее. Это могут быть мероприятия, праздники для социально незащищенных слоев населения (детей-инвалидов, сирот), к подготовке которых привлекаются читатели, получающие возможность таким образом проявить сострадание, принести пользу, сделать добро.

Большой интерес представляют социально-психологические стимулы. На наш взгляд, они еще недостаточно осознаны и задействованы в библиотеках. Они включают мотивы, связанные с системой человеческих отношений. Сюда относятся те мероприятия, которые способствуют повышению престижа читателей, дают им возможность повысить свой социальный статус, авторитет в глазах друзей, коллег, ближнего круга общения. Наиболее удачно эти стимулы проявляются в ходе конкурсов, где есть возможность показать себя с лучшей стороны — проявить эрудицию, находчивость перед значимыми и знакомыми людьми.

Индивидуальные стимулы предполагают хорошее знание особенностей читателей, которые надо учитывать при их привлечении к мероприятию. Проблема социализации личности тесно связана с ролевой теорией. Согласно ей от того, насколько ребенок или взрослый человек сумел освоить, «проиграть» различные социальные роли, особенно в детстве и юности, зависит степень его социализации. Библиотека при проведении своих мероприятий может предоставить человеку возможность «сыграть» роль ведущего, участника мероприятия. Особенно это значимо для детей. Важная социальная роль -помощник библиотекаря при подготовке мероприятия. Общение на равных со взрослыми библиотекарями, приглашенными известными деятелями культуры, науки и др. способствует социализации читателей. Можно перечислить еще ряд ролей - староста кружка, председатель клуба, объединения по интересам и др.

Таким образом, можно сказать, что библиотека при организации библиотечных мероприятий должна задействовать ряд стимулов, чтобы достигнуть основной цели их проведения [4].

Задачи массовой работы

Массовая работа решает следующие задачи:

- приобщение к чтению, превращение потенциальных пользователей в реальных и постоянных пользователей библиотеки;

- повышение уверенности личности как читателя и обучение получению удовольствия от чтения;

- продвижение лучших книг и других материалов в широкие круги населения, направленное на духовное развитие читателя или его производственную деятельность;

- формирование новых читательских интересов и потребностей;

- формирование информационной культуры пользователей;

- организация межличностного общения и досуга максимально широких кругов пользователей;

- предоставление читателям возможности поделится впечатлениями от прочитанного;

- через приобщение к чтению способствовать воспитанию и развитию творческой, социально адаптированной личности;

- раскрытие возможностей библиотеки;

- укрепление позиций библиотеки как общественно-культурного центра;

- привлечение внимания к библиотеке, формирование у местного сообщества ее положительного образа [3].

МЕТОДЫ МАССОВОЙ РАБОТЫ

Понятие метода массовой работы является весьма непростым. До сих пор в библиотековедении нет однозначной его трактовки.

Метод – это способ достижения определенной цели.

Методы обеспечивают согласованность между содержанием и формой массового обслуживания. Посредством их осуществляется сочетание, устных, печатных и наглядных средств в форме библиотечной услуги.

На сегодняшний день общепризнанной является классификация методов массового обслуживания на критико-аналитические, позитивно-иллюстративные, рекомендательно-информационные, а также опосредованной рекомендации книг. В основе деления методов лежит ориентация на подготовленность аудитории и ее активность.

Критико-аналитический метод обеспечивает всесторонний и глубокий анализ произведений печати или определенной проблемы, изложенной в них (обсуждение книг, литературные диспуты или дискуссии, громкие чтения, вечера вопросов и ответов, читательские конференции).

Позитивно-иллюстративный метод используется для ознакомления пользователей библиотеки с позитивными фактами, событиями, изложенными в произведениях печати, с жизнью и деятельностью их авторов (литературные вечера, литературно-музыкальные композиции, вечера занимательной науки и техники, вечера-портреты и др.)

Рекомендательно-информационные метод позволяет заинтересовать пользователей, убедить их в необходимости чтения рекомендуемых произведений (библиографические обзоры, устные журналы, премьеры книг).

Метод опосредованной рекомендации книг раскрывает деятельность библиотеки, ее возможности, пользу чтения, развитие библиотечно-информационной культуры. Таким образом, библиотекари подводят пользователей и непользователей библиотеки к необходимости чтения (библиотечные экскурсии, уроки библиотечно-информационной культуры, акции и др.) [3] .

ФОРМЫ МАССОВОЙ РАБОТЫ

Форма массовой работы - это закрепленная практикой структура, образуемая относительно устойчивым сочетанием приемов и разнообразных средств воздействия на аудиторию.

Стремясь наиболее полно, доходчиво раскрыть содержание библиотекари используют различные приемы, которые обогащают форму, «оживляют» ее и тем самым повышают эффективность ее восприятия Приемы позволяют усилить содержательные аспекты, привлечь внимание к теме, переключить интерес с одной проблемы на другую, углубить представление об авторе книги.

Приемы, которые библиотекари используют при проведении той или иной формы массового обслуживания, многообразны, они не могут быть ограничены каким-либо навсегда заданным регламентом и основаны на учете психологии читателей или читательских групп. М.Я Дворкиной предложена классификация приемов по механизму их воздействия:

- приемы, базирующиеся на ассоциациях по сходству и контрасту;

- приемы, ориентированные на сложившиеся стереотипы поведения;

- приемы, основанные на ожидании читателей получить эмоциональный, познавательный, эстетический, коммуникативный эффект, эффект престижности и усиления позиции;

- дидактические приемы (создание проблемной ситуации, использование наглядности, приемы эвристики и др.) [1].

Число приемов массовой работы может бесконечно увеличиваться в зависимости от содержания мероприятия, новых целей и, конечно, от творчества библиотекаря. Его профессионального мастерства. Приемы определяют своеобразие методов работы библиотекаря, придают индивидуальность манере его деятельности.

Нередко приемы отождествляют сосредствами массовой работы, которые тесно связаны с ними и применяются в единстве.

В библиотечной практике к средствам относятся сами документы, живая речь библиотекаря и других участников мероприятия; изоматериалы (картины, фотографии, рисунки); аудиовизуальные материалы (кино- и видеофильмы, звукозаписи) и др. Их назначение – способствовать лучшему раскрытию целей и содержания различных форм массовой работы. Действие их основано на тех или иных психолого-педагогических закономерностях, с помощью которых пользователи и непользователи библиотеки лучше воспринимают и в дальнейшем творчески усваивают материал [3] .

Наши рекомендации