График контроля уровня обученности
№ п/п | № урока | Вид работы | Дата |
1. | Входная контрольная работа | 3 неделя | |
2. | Практическая работа по теме «Словосочетание» | 5 неделя | |
3. | 33-34 | Изложение с элементами сочинения | 7 неделя |
4. | Практическая работа по теме « Типы сказуемых». | 10 неделя | |
5. | Тест по теме «Главные и второстепенные члены предложения» | 14 неделя | |
6. | Промежуточная контрольная работа | 17 неделя | |
7. | 86-87 | Р /р Сжатое изложение | 18 неделя |
8. | Контрольная работа по теме «Односоставные предложения» | 19 неделя | |
9. | Контрольная работа по теме «Предложения с однородными членами» | 21 неделя | |
10. | Тест по теме «Обособленные члены предложения» | 26 неделя | |
11. | 132-133 | Р.р. Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему | 26 неделя |
12. | Контрольная работа по теме: «Простое предложение» | 27 неделя | |
13. | 162-163 | Сочинение-психологический портрет | 32 неделя |
14. | Итоговая контрольная работа | 34 неделя |
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
По окончании 8 класса учащиеся должны знать:
- основные языковедческие понятия, связанные с изучаемыми разделами языка;
- правила правописания слов;
- правила пунктуации в простом предложении;
- нормы согласования подлежащего и сказуемого;
- признаки главных и второстепенных членов предложения;
- виды односоставных предложений;
- признаки однородных членов предложения, правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами;
- правила обособления второстепенных членов предложения;
- основные группы вводных слов;
- знать основные признаки стилей и типов речи.
По окончании 8 класса учащиеся должны уметь:
- произносить предложения с правильной интонацией с учетом знаков препинания, находить смысловой центр предложения;
- правильно ставить и объяснять знаки препинания на изученные правила;
- находить грамматическую основу простого предложения;
- различать основные типы сказуемого;
- различать виды второстепенных членов предложения;
- определять многозначные члены предложения;
- использовать синонимику согласованных и несогласованных определений;
- различать виды односоставных предложений, правильно использовать их в речи;
- правильно строить предложения с однородными членами и обособленными членами предложения;
- изменять предложения с однородными членами, обособленными членами, синонимическими конструкциями;
- правильно интонировать простые осложненные предложения;
- анализировать и строить тексты всех типов, учитывая художественно- выразительные возможности изученных синтаксических единиц;
- составлять тезисные планы.
Тематическое планирование (170 часов)
Темы | Темы уроков | Кол-во часов | Сроки | Код элемента содержания (КЭС) | Код требования к уровню подготовки выпускников (КПУ) | Требования к уровню подготовки (знания, умения и навыки по теме) |
Введение (1 час) | Функции русского языка в современном мире | 1 неделя | Понимание основных функций языка в современном мире. | |||
Повторение изученного в 5-7 классах (13 часов) | Фонетика. Орфография Словообразование. Орфография Лексика. Фразеология Морфология Синтаксис. Пунктуация Р/р Микротекст. Микротема Проверочный диктант с грамматическим заданием | Сентябрь 2 неделя Сентябрь 3 неделя | 1.1, 2.13.1,4., 4.2,6.1 5.12,7.9 8.1 6.17,7.19 | 1.1 1.1 1.2 1.1,3.8 | Знание основных терминов языкознания, умение производить различные виды разбора слов; понятие орфограммы. | |
. Синтаксис словосочетания (10 часов) | Строение и грамматическое значение словосочетаний Виды подчинительной связи в словосочетании Способы подчинительной связи. Согласование Способы подчинительной связи. Управление Способы подчинительной связи. Примыкание Практическая работа по теме «Словосочетание» Контрольный диктант с грамматическим заданием. Р/Р Изложение , близкое к тексту . К.Г. Паустовский «Михайловские рощи» | Сентябрь 4 неделя Октябрь 5 неделя | 5.1 6.17,7.19 8.1,8.5 | 1.1 1.1.3.8 3.1 | Умение выделять словосочетания в тексте, определять их грамматическое значение, определять способ подчинительной связи; нормативное построение словосочетаний разных типов. | |
Предложение (11 часов) | Строение и грамматическое значение предложений. Грамматическая основа предложения. Виды предложений по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложения. Предложения простые и сложные. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по эмоциональной окраске. Основные виды предложений: Распространённые и нераспространённые Повторение орфографии. Орфограммы в корне слова Изложение с элементами сочинения. Анализ изложения. Работа над ошибками. | Октябрь 6 неделя Октябрь 7 неделя | 5.2 6.5 8.1,8.5 | 1.1 1.1 3.1 | Умение выделять грамматическую основу, определять цель высказывания, интонационные особенности предложения. Умение находить и определять вид орфограммы в корне слова, определять условия выбора правильного написания. Умение грамотно изложить прослушанный текст, определить его тему, аргументированно изложить собственное мнение. | |
Простое предложение (38 часов) Главные члены предложения | Простое предложение. Порядок слов в предложении. Р/Р Оформление деловых бумаг. Доверенность. Основные виды предложений: двусоставные и односоставные. Главные члены предложения. Подлежащее. Способы выражения. Р/Р. Подготовка к домашнему сочинению -рассуждению Сказуемое и его основные виды. Типы сказуемых. Простое глагольное сказуемое. Типы сказуемых. Составное глагольное сказуемое. Типы сказуемых. Составное именное сказуемое. Типы сказуемых. Обобщение. Практическая работа по теме «Типы сказуемых». Тире между подлежащим и сказуемым. Р/р Согласование подлежащего и сказуемого Контрольный диктант по теме: « Главные члены предложения» Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками | Октябрь, ноябрь 8 неделя Ноябрь 9 неделя Ноябрь 10 неделя | 5.2 5.4 5.2 8.6 5.2 5.2 7.1 9.3 5.2,7.1 5.2,7.1 | 1.1 1.1 1.1 3.5 1.1 1.1 3.8 3.7 3.8 3.8 | Знание признаков подлежащего и сказуемого, типов сказуемого; правил пунктуации, регламентирующих постановку тире между подлежащим и сказуемым; нормативное согласование подлежащего и сказуемого. | |
Второстепенные члены предложения | Второстепенные члены предложения. Грамматическое значение второстепенных членов предложения, их роль в предложении. Определение. Согласованные и несогласованные определения Согласованные и несогласованные определения Приложение. Дефис при приложении Р/Р. Изложение « Метель» ( по произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка».) Дополнение. Прямые и косвенные дополнения. Обстоятельство. Виды обстоятельств. Обособление обстоятельств уступки. Обособление сравнительных оборотов, деепричастных оборотов. Синтаксические функции инфинитива. Однозначные и многозначные члены предложения. Синтаксический разбор предложения. Обобщение и систематизация знаний по теме «Главные и второстепенные члены предложения». Тест по теме «Главные и второстепенные члены предложения» Повторение орфографии. Орфограммы в приставках. Р.р. Сочинение-рассуждение (сравнительная характеристика героев) Анализ сочинения. Работа над ошибками | Ноябрь 11 неделя Декабрь 12 неделя Декабрь 13 неделя Декабрь 14 неделя | 5.3 8.1,8.5 5.3 7.4 7.5 5.3 5.3 5.3 5.2,5.3,7.1,7.2 6.6 8.1,8.4,8.6 8.1,8.4,8.6 | 1.1 3.1 1.1 3.8 3.8 1.1 1.1 1.1 1.1,3.8 3.8 3.3,3.5 3.3,3.5 | Знание признаков второстепенных членов предложения, их видов. Умение находить их в предложении Умение находить и определять вид орфограммы в приставке, определять условия выбора правильного написания. | |
Односоставные предложения (14 часов) | Понятие об односоставных предложениях Определённо-личные предложения Неопределённо-личные предложения Обобщенно-личные предложения. Роль глагольных предложений. Безличные предложения Р/Р. Роль безличных предложений в речи : выражение состояния человека, природы, окружающей среды. Назывные предложения Односоставное предложение. Обобщающее повторение. Закрепление изученного по теме: « Односоставные предложения» Тест. Р /р Сжатое изложение Анализ изложения. Работа над ошибками | Декабрь 15 неделя Январь 16 неделя Январь 18 неделя | 5.4 8.5 5.4 5.4 8.1,8.2 8.1,8.2 | 1.1 1.1 1.1 1.1 3.1 3.1 | Умение находить в тексте односоставные предложения, в том числе в составе сложного предложения, знание их видов; знание сферы употребления односоставных предложений разных видов. | |
Полные и не-полные предло-жения (5 часа) | Особенности строения полных и неполных предложений. Особенности строения полных и неполных предложений. Причины употребления неполных предложений в речи. Р/Р. Разговорный стиль . Стилистический характер неполных предложений. Контрольная работа по теме « Односоставное предложение» | Январь 18 неделя | 5.6 8.3 5.4.5.6 | 1.1 3.2,3.3 1.1 | Понятие о неполных предложениях, сфере их употребления; умение отличать от односоставных предложений. | |
Осложнённое предложение. Предложения с однородными членами. (13 часов) | Предложения с однородными членами Союзы при однородных членах. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания. Обобщающие слова. Однородные и неоднородные определения. Роль однородных членов в речи. Бессоюзие и многосоюзие. Р/Р. Средства выразительности речи (антитеза, сравнение) Обобщение и систематизация знаний по теме: «Однородные члены предложения» Повторение орфографии. Орфограммы в суффиксе Контрольная работа по теме: « Однородные члены предложения» Р/Р Однородные члены предложения как средство выразительности речи | Январь 19 неделя Январь, февраль 20 неделя | 5.7 10.1 5.7 6.7,6.8 5.7,7.2 8.4,8.5 | 1.1,3.8 3.3 1.1,3.8 3.8 1.1.,3.8 3.3 | Знание признаков однородных членов предложения; умение распознавать однородные и неоднородные определения; навыки постановки знаков препинания. | |
Предложения с обособленными второстепенными членами. (31 час) | Предложения с обособленными членами. Общие условия обособления определений. Согласованные и несогласованные определения. Р/Р. Портретный очерк. Обособление определений. Обособление приложений. Обособление приложений Обособление дополнений. Обособление обстоятельств Практическая работа. Средства связи частей текста. Цепная,параллельная связь предложений в тексте. Р.р Употребление в речи причастных и деепричастных оборотов. Синтаксические нормы Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами Обособление уточняющих членов предложения. Обобщающее повторение по теме «Обособленные члены предложения». Тест по теме «Обособленные члены предложения Р.р. Сочинение-рассуждение Анализ сочинений. Работа над ошибками Повторение орфографии. Правописание сложных слов. Контрольный диктант | Февраль 21 неделя Февраль 21 неделя Февраль, март 22 неделя Март 23 неделя Март 24 неделя Март 25 неделя | 5.7 7.3 8.5,8.6 7.3 5.7 7.4 8.2 8.5.9.4 7.4 7.6 7.7 7.7 8.3,8.6 8.3,8.6 6.16 7.7 | 1.1 1.1,3.8 3.2,3.3 1.1,3.8 1.1.3.8 1.1,3.8 3.3 3.7 1.1,3.8 1.1,3.8 3.8 3.8 3.2 3.2 3.8 3.8 | Знание случаев обособления второстепенных членов предложения, умение соблюдать правильную интонацию при обособлении; пунктуационные навыки; нормативное построение предложений с причастными и деепричастными оборотами. Умение находить в предложениях уточняющие члены, понимание их роли значения, пунктуационные навыки Знание правил слитного, раздельного и дефисного написания сложных слов, умение применять их на практике. | |
Слова-предложения. Слова, грамма-тически не свя-занные с члена-ми предложения (18 часов) | Предложения с вводными словами и словосочетаниями. Предложения с вводными предложениями Предложения с обращениями Р.р. Обращение как средство связи предложений в тексте Обобщающее повторение по теме «Осложнённое предложение». Обобщающее повторение по теме «Осложнённое предложение». Синтаксический разбор простого предложения Контрольная работа по теме «Простое предложение». Повторение орфографии. Правописание служебных частей речи Повторение орфографии. Правописание служебных частей речи Особенности слов предложений Употребление слов-предложений в устной и письменной формах речи Р/р Жанры: рецензия, портретный очерк, репортаж, дневниковые записи | Март 26 неделя Апрель 27 неделя Апрель 28 неделя Апрель 29 неделя | 7.8 8.5 7.9 5.12 5.7,5.12 6.14 5.12 8.1,8.4 | 1.1,3.6 3.2,3.9 1.1,3.8 1.1,3.8 3.8 3.8 1.1,3.8 3.2 | Знание основных групп вводных слов, умение находить в предложениях вводные слова и вставные конструкции и грамотно их оформлять пунктуационными знаками умение отличать вводные слова от омонимичных членов предложения. Умение находить обращения в речи и ставить нужные знаки препинания Навыки грамотного написания служебных частей речи. | |
Повторение изученного в 8 классе (16 часов) | Словосочетание Главные и второстепенные члены предложения. Односоставные предложения. Предложения с однородными членами. Р/р Психологический портрет Обособление второстепенных членов предложения. Обособление второстепенных членов предложения Предложения с вводными словами, словосочетаниями, предложениями. Обращение. Пунктуация в осложнённом предложении. Обобщение Р/р Стили речи. Публицистический стиль Итоговая контрольная работа Итоговый урок | Апрель 30 неделя Апрель, май 31 неделя Май 32 неделя Май 33 неделя Май 34 неделя | 5.1 5.2,5.3 5.4 5.7 8.1,8.5 5.7,7.3,7.4 5.7,7.3,7.4 7.8 5.7,7.9 8.3 5.12,7.9 | 1.1 1.1 1.1 1.1,3.8 3.2 3.8 3.8 3.8 3.8 3.2,3.5 1.1,3.8 | Знание основных признаков стилей речи; умение строить высказывание публицистического характера. |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Наглядно-методические материалы:
- Таблицы по русскому языку
- Изучение орфографии на коммуникативной основе. Аржанова О.К. – Самара,1998
- ЕГЭ 2014.Русский язык. 12 вариантов/В.В.Маслов, В.А.Щепа – Самара: ФГОУ ВПО СЮИ ФСИН, 2014.
- Русский язык. Дидактический и раздаточный материал. 6 класс. В помощь учителю.
- Комплект цветных диапозитивов с методическими рекомендациями. +Диск
- 1С: Репетитор. Русский язык. Весь школьный курс.
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), http://school-collection.edu.ru
- Сайт "Открытый урок"
- Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
- Единое окно доступа к образовательным ресурсам, http://school-collection.edu.ru
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов, http://fcior.edu.ru/
- Сайт «Я иду на урок русского языка» и электронная версия газеты «Русский язык», http://rus.1september.ru
- Справочно-информационный портал «Русский язык» – ГРАМОТА.РУ, http://www.gramota.ru
- Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку, http://rus.rusolymp.ru
- Конкурс «Русский Медвежонок – языкознание для всех», http://www.rm.kirov.ru
- Культура письменной речи, http://www.gramma.ru
- Проект «Русские словари», http://www.slovari.ru
- Русская фонетика: Интернет-учебник по фонетике русского языка,
- http://fonetica.philol.msu.ru
- Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты, http://character.webzone.ru
- Сайт «Вавилонская башня». Русские словари и морфология, http://starling.rinet.ru
- Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку, http://www.svetozar.ru
- Словари русского языка, http://www.speakrus.ru/dict
- Словопедия: русские толковые словари, http://www.slovopedia.com
- Учебник по орфографии и пунктуации, http://www.naexamen.ru/gram
- Коллекция диктантов по русскому языку Российского общеобразовательного портала, http://language.edu.ru
Учебники, пособия, дополнительные материалы:
1. Бабайцева В.В. Система членов предложения в современном русском языке. — М., 2014.
2. Бабайцева В.В. Явления переходности в грамматике русского языка. — М., 2013.
3. Бабайцева В.В. Система односоставных предложений в современном русском языке. — М., 2014.
4. Бабайцева В.В. Актуальное членение односоставных предложений // Проблемы изучения односоставных предложений. — М., 2015.
5. Горбачевич К. С. Русский язык: Прошлое. Настоящее. Будущее. — М., 2014.
6. Купалова А. Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе. — М., 2013.
Список литературы
Для учителя
Основная:
Русский язык. Теория. 5-9 классы. Углубленное изучение. Бабайцева В.В -М.: Дрофа,2012
Русский язык. Сборник заданий. 6-7 класс. Учебное пособие к учебнику В. В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5–9 классы». Предпрофильное обучение. В. В. Бабайцева, Л. Д. Беднарская. - М.: Дрофа,2012
Русский язык. Русская речь. 6 класс: учебник / Е.И. Никитина. – М.: Дрофа, 2014.
Дополнительная:
Б а б а й ц е в а В. В. Система членов предложения в современном русском языке. — М., 1988.
Б а б а й ц е в а В. В. Явления переходности в грамматике русского языка. — М., 2000.
Б а б а й ц е в а В. В. Система односоставных предложений в современном русском языке. — М., 2004.
Б а б а й ц е в а В. В. Тайны орфографической зоркости // Русская словесность. — 2000. — № 1.
Б а б а й ц е в а В. В. Подчинительные и сочинительные словосочетания // РЯШ. — 2006. — № 4.
Б а б а й ц е в а В. В. Простые и сложные словосочетания // РЯШ. — 2007. — № 4.
Б а б а й ц е в а В. В. Актуальное членение односоставных предложений // Проблемы изучения односоставных предложений. — М., 2005.
Б а б а й ц е в а В. В., Б е д н а р с к а я Л. Д. Заметки о пунктуации // РЯШ. — 2008. — № 7.
Б а б а й ц е в а В. В. Принципы русской орфографии // РЯШ.—2009. — № 3.
Б е д н а р с к а я Л. Д. Обучение сочинению-рассуждению при подготовке к ЕГЭ по русскому языку // РЯШ.—2009. — № 9—10.
Б е д н а р с к а я Л. Д. Синтаксис романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». — Орёл, 2008.
Г о р б а ч е в и ч К. С. Русский язык: Прошлое. Настоящее. Будущее. — М., 1987.
И п п о л и т о в а Н. А. Текст в системе обучения русскому языку в школе. — М., 1998.
К о в т у н о в а И. И. Русский язык. Порядок слов и актуальное членение предложения. — М., 1976.
К у п а л о в а А. Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе. — М., 2002.
Л ь в о в М. Р. Основы теории речи. — М., 2000.
Н и к о л и н а Н. А. Филологический анализ текста. — М., 2003.
П а х н о в а Т. М. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку. — М., 1997.
П о л и т о в а И. Н. Переходность в системе подчинительных словосочетаний в современном русском языке. — Коломна, 2008.
С к о б л и к о в а Е. С. Обобщающая работа по орфографии. — М., 2005.
С ы р о в И. А. Способы реализации категории связности в художественном тексте. — М., 2005.
С ы р о в И. А. Функционально-семантическая классификация заглавий и их роль в организации текста // Филологические науки. — 2002. — № 3.
У с п е н с к и й М. Б. В мире парадоксов русского языка. — М., 2006.
Х и с а м о в а Г. Г. Диалог как компонент художественного текста. — М., 2007.
Ш т а й н К. Э. Принципы анализа художественного текста. — СПб.; Ставрополь, 1993.
Ш т а й н К. Э., П е т р е н к о Д. И. Метапоэтика Лермонтова. — Ставрополь, 2009.
Для учащихся
Основная:
Русский язык. Теория. 5-9 классы. Углубленное изучение. Бабайцева В.В. - М.: Дрофа,2012
Русский язык. Сборник заданий. 6-7 класс. Учебное пособие к учебнику В. В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5–9 классы». Предпрофильное обучение.В. В. Бабайцева, Л. Д. Беднарская. - М.: Дрофа,2012
Русский язык. Русская речь. 6 класс: учебник / Е.И. Никитина. – М.: Дрофа, 2014.
Дополнительная:
Г р а н и к Г. Г., Б о н д а р е н к о С. М., К о н ц е в а я Л. А. Секреты орфографии. — М., 1994.
Г р а н и к Г. Г. и др. Речь, язык и секреты пунктуации. — М., 1995.
Д р о з д о в а О. Е. Уроки языкознания для школьников 5—8 классов. — М., 2001.
Л ь в о в а С. И. «Позвольте пригласить вас...», или Речевой этикет. — М., 2004.
Л ь в о в а С. И. Русский язык в кроссвордах. — М., 2002.
П а н о в М. В. Занимательная орфография. — М., 1984.
П а н о в М. В. И всё-таки она хорошая. Рассказ о русой орфографии. — М., 1964.
П о с т н и к о в а И. И. и др. Это непростое простое предложение. — М., 1985.
Р о з е н т а л ь Д. А. А как лучше сказать? — М., 1988.
С к в о р ц о в Л. И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи. — М., 1996.
С м е л к о в а З. С. Деловой человек: культура речевого общения. — М., 1997.
С о л г а н и к Г. Я. От слова к тексту. — М., 1993.
Ш а н с к и й Н. М. Лингвистические детективы. — М., 2002.
Словари
1. Ж у к о в А. В. Школьный лексико-фразеологический словарь русского языка. — М., 2010.
2. К а р п ю к Г. В., Х а р и т о н о в а Е. И. Школьный словарь употребления буквы ё в русском языке. — М., 2010.
3. К в я т к о в с к и й А. П. Школьный поэтический словарь. — М., 1998.
4. К р ы с и н Л. П. Школьный словарь иностранных слов. — М., 1997. (Любое последующее издание.)
5. Л ь в о в В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2004.
6. Л ь в о в М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка. — М., 1998.
7. О ж е г о в С. И., Ш в е д о в а Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — М., 1992. (Любое последующее издание.)
8. Р е з н и ч е н к о И. Л. Словарь ударений русского языка. — М., 2008.
9. Р о г о ж н и к о в а Р. П., К а р с к а я Т. С. Словарь устаревших слов русского языка: По произведениям русских писателей XVIII—XX вв. — М., 2005.
10. С к в о р ц о в Л. И. Школьный словарь по культуре русской речи. — М., 2010.
11. С о м о в В. П. Словарь редких и забытых слов. — М., 1996.
12. Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов / отв. ред. Н. Ю. Шведова. — М., 2008.
13. Ч е с н о к о в а Л. Д., Ч е с н о к о в С. П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. — М., 2005.
14. Ш а н с к и й Н. М., Б о б р о в а Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. — М., 2000.
15. Ш и п о в Я. А. Православный словарь. — М., 1998.
16. Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание) / сост. М. В. Панов. — М., 1984.
17. Энциклопедия для детей. — Т. 10: Языкознание. Русский язык. — М., 1998.